Бинарный урок по теме "Продолжительность существования цивилизаций" (обществознание и математика)
план-конспект урока (алгебра, 10 класс) по теме

Лысенкова Лилия Маратовна

Занятия, которые требуют реализации  знаний и умений нескольких учебных дисциплин всегда интересны. Изюминка урока в том, что проверка знаний по обществознанию осуществляется с помощью математических действий. Тип урока - повторительно- обобщающий, а вид - практическое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_19_tsivilizatsiya.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Продолжительность существования цивилизаций

Бинарный урок по обществознанию и математике.                    

14.12.2013

Дорул Л.П.,   Лысенкова Л.М.


Бинарный   урок  

 ТЕМА:   Протяженность существования цивилизаций.

Урок   применения  знаний по обществознанию и математике.

Тип: комбинированный урок

Вид:  практическое занятие.  

Цель: обучение применению полученных ранее математических знаний в  решении познавательных задач по обществознанию.

Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать, анализировать и обобщать  информацию о цивилизациях  с математической точки зрения;
  2. Развивающие: самостоятельно преобразовывать информацию, представленную в разных знаковых системах: из  текста   – в  таблицу, и текст – в математическую формулу;

устанавливать соответствия между существенными чертами исторических  явлений с  математическими  терминами и  понятиями;

  1. Воспитательные:  формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по  определенным историческим периодам;

В результате обучающийся должен уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя закономерности  их  развития через математические формулы

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения о длительности существования социальных явлений  с математической точностью;

- применять математические знания в процессе решения познавательных задач по обществознанию

В результате обучающийся должен знать: 

-  тенденции развития цивилизаций в целом

Оснащенность:

  1. Мультимедиа оборудование, интерактивная или магнитная  доска
  2. Демонстрационный материал: иллюстрации древних, исчезнувших и существующих цивилизаций, лента времени,  презентация.
  3.  Раздаточный материал: тексты и цитаты.
  4. Оформление классной доски: тема занятия и план работы

Методы: словесный, объяснительно – иллюстративный, частично- поисковый

Ход:

МОТИВАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ:

Преподаватель  1: Тема урока  «Протяженность  существования цивилизации».  Можно ли сказать, что в теме урока есть математическое понятие?

Предполагаемые ответы:  В теме урока имеется математическое понятие – протяженность, которое  может  означать  расстояние,  длительность, длину или время существования.

Преподаватель 1:  Сегодня мы будем высчитывать время существования различных цивилизаций. Узнаем, какие математические формулы используют ученые  для подсчета длительности;  разберем, почему одни цивилизации существовали очень долго, а другие  - совсем мало; самостоятельно спрогнозируем  длину цивилизаций, которые существуют в настоящее время. План работы записан на доске.

ПОВТОРЕНИЕ.  5-7 мин.

Преподаватель 2: Что такое цивилизация? Дайте определение.

Предполагаемые ответы:

Цивилизация – общежитие, гражданственность,  сознание прав и обязанностей человека и гражданина.

Цивилизация  -  это уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый той или иной общественно- экономической формацией.

Цивилизация – это современная культура, просвещение народов передовыми странами мира.

Цивилизация – это синоним культуры, уровень, ступень общественного развития  материальной и духовной культуры; например: античная, средневековая, современная цивилизации.

Цивилизация -  ступень общественного развития, следующая за варварством.

Цивилизация – это уровень развития производительных сил, достигнутый данной общественно – экономической формацией.

Цивилизация – это современная мировая культура.

Преподаватель 2:  Итак, цивилизация – это совокупность материальных,  духовных и нравственных  средств, которыми обладает общество в данный исторический период времени или данную историческую эпоху. Но,  вспомним основные классификации цивилизаций.

Предполагаемые ответы:

- по исторической эпохе: античная, средневековая, современная;

- по географическому  положению: локальная, региональная, глобальная;

- по  религии:  исламская, христианская, индуистская;

-по степени социального и культурного развития: западная, восточная, евразийская, атлантическая, тихоокеанская.

Преподаватель 2:  В течение долгого времени  ученые отождествляли культуру и цивилизованность. Кто из философов  противопоставил, развел   эти понятия?

Предполагаемый ответ: немецкий философ  Освальд  Шпенглер в своем труде  «Закат Европы» представил цивилизацию как высшую стадию культуры,  на которой происходит ее  окончательный упадок.     А,  культура – это цивилизация, которая еще развивается, и  не достигла  пока  своей зрелости.

Преподаватель 2: Какие теории развития цивилизации существуют в науке?

Предполагаемые ответы: Теория стадиального развития рассматривает цивилизацию как единый процесс всего человечества, идущего к прогрессу. Теория локальных цивилизаций - это развитие отдельных сообществ, имеющих свои неповторимые особенности  экономики и культуры и др.

Преподаватель 2: Верно, цивилизация не является чем – то неподвижным. На протяжении истории существовали и существуют множество цивилизаций, обладающих неповторимым обликом и яркими чертами.  На интерактивной доске представлены иллюстрации  с изображением    отличительных    деталей  самых разных цивилизаций.  Вы должны рассмотреть их  и в конце урока дать название  цивилизации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  Преобразование текстовой информации в таблицу Время работы –3-5мин.

Преподаватель 1: Если цивилизации стареют и, в конце концов, гибнут, то возникает не праздный вопрос: "Как долго живут цивилизации, какова их средняя продолжительность жизни?" Наука идет вперед. Ученые разных стран и народов постоянно подвергают математическому анализу различные  общественные процессы и явления. Много раз высчитывался  и  средний возраст цивилизации.  Об этом вы узнаете прямо сейчас.

Преподаватель 2:  ваше задание – прочитать текст № 1 и  составить таблицу.  Какую информацию  вы должны найти?

Предполагаемый ответ:  записать фамилию автора в графу «Автор» и записать в математические данные в  графу  «Цикл развития цивилизации»

Обучающиеся читают   текст, анализируют   и записывают  данные.    По окончании выполнения задания  ученики озвучивают составленные варианты таблиц

Преподаватель 1: Наши учащиеся получили опережающее задание,  подготовили сообщение о жизни и работе бельгийского математика А. Кетле и сейчас покажут презентацию.

Просмотр и комментирование презентации учащимися. 3-5 мин.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Составление таблицы с использованием математических данных из текстовой информации.  Время выполнения  5-8 мин

Преподаватель 1:  Какова была продолжительность  существования  некоторых цивилизаций?  Как долго они существовали?

Преподаватель 2 предлагает проанализировать  текст №  2. Задание: прочесть и из текстовой информации  составить таблицу.  

Преподаватели  организуют  самостоятельную работу обучающихся с помощью вопросов, нацеленных на подгруппу, двух студентов, одного учащегося. (Какую таблицу ты составишь?  Какие параметры ты будешь сравнивать и сопоставлять?  Как  ты будешь записывать продолжительность  цивилизации: в веках, в тысячах лет?).  В тексте даны данные по длительности в разных вариантах исчисления: в одних случаях  указана продолжительность в веках, в других  даны только моменты зарождения цивилизации (например: 3-2 тыс. лет до н.э.), а в третьих – даны данные в тыс. лет. Целесообразно использовать прием записи ответов учащихся у доски, и высчитывать  длительность и в веках и в тыс. лет, а также помощь других обучающихся при возникающих затруднениях.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  Сооотнесение  времени  возникновения ныне существующих цивилизаций с их графическим изображением в системе координат  прямого и обратного отсчета. Время выполнения 3-5 мин.

Преподаватель 1 предлагает изобразить цветными мелками протяженность цивилизации на ленте времени с момента зарождения и до наших дней.  Обучающиеся поочередно вычерчивают протяженность 5-7 цивилизаций в системе координат прямого и обратного отсчета. Остальные учащиеся контролируют математическую точность выполнения работы и,  если нужно, помогают советом.

Преподаватель 2 предлагает сформулировать выводы по наглядному изображению длительности цивилизаций в ленте времени

Предполагаемые выводы: Самая древняя цивилизация из ныне существующих – индо-буддийская.  Существует  5 тысяч лет. Возникла в 3-2 тысячелетии до н.э.  Самая молодая цивилизация – российская.

Преподаватель 1:  Российская цивилизация имеет продолжительность 1000 лет. Как долго еще наша цивилизация просуществует?

Предполагаемые ответы: Л.Н. Гумилев считал, что средняя продолжительность жизни цивилизации – это  1,5 тыс. лет, поэтому У России еще есть время – 500 лет. Математик А. Кетле считал, что продолжительность цивилизации 1461 год  185 лет, т.е. у России еще сеть годы 461 год  185 лет.

Преподаватель 2:  Историческое время уплотняется в соответствии с законом ускорения истории. Почему?

РАБОТА С ЦИТАТОЙ.  Составление устных ответов,  используя аргументы из текстовой информации. 1-2 мин.

Предполагаемые ответы Древнейшие цивилизации проходили стадии зарождения, развития, расцвета и упадка очень медленно. Современные цивилизации проходят эти стадии значительно быстрее.

Закон ускорения истории гласит, что на каждую последующую стадию  цивилизации  уходит меньше времени, чем на предыдущую.

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ. Дать название цивилизации, изображенной на иллюстрации вспомнить наиболее характерные или запоминающиеся черты. 3-5 мин.

Обучающиеся  дают  название цивилизаций и  их  краткую характеристику по имеющимся иллюстрациям.

ИТОГОВОЕ  ОЦЕНИВАНИЕ. 2-3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок изобразительного искусства и математики «Пропорции человеческого тела»

Изучение математики должно быть связано с практическим применением математических знаний, полученных учащимися, с различными областями деятельности. Данный урок позволяет показать применение математич...

Бинарный урок по русскому языку и математике в 6 классе по теме: "Эти трудные, трудные числительные..."

Целью урока является закрепление правила склонения числительных при решении математических заданий, обеспечение практического использования лингвистических знаний на уроках математики, способствование...

Бинарный урок математика-химия

Методическая разработка. Тема "Решение текстовых задач. Проценты."...

Бинарный урок математика-информатика в 9 классе

Открытый бинарный  урок по теме: «Числовые функции. Решение классических задач». Речь идет о применении ИКТ на уроках математики и информатики. Интересно решать задачи по межпредметным ...

Бинарный урок - путешествие (Математика-биология) Прогулка в лес. Тема урока: Проценты

Бинарный урок-путешествие  "Прогулка в лес"(математика-биология)Тема урока математики: ПроцентыКласс: 5Урок обобщения пройденного материалаВремя: 45 минутЦели урока:отработка знаний, умений и нав...

Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня»

Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня» на материале регионального компонента на котором:1.Повторим тему 6 класса по географии «Атмосфера».2.По математике: за...

Бинарный урок по теме «История Московского Кремля в математике»

Цели урока: обеспечить возможность учащимся обобщить, упорядочить и обогатить начальный опыт в приобретении навыков основных алгоритмических приемов по решению уравнений с модулем и параметром. З...