Бинарный урок по теме "Продолжительность существования цивилизаций" (обществознание и математика)
план-конспект урока (алгебра, 10 класс) по теме
Занятия, которые требуют реализации знаний и умений нескольких учебных дисциплин всегда интересны. Изюминка урока в том, что проверка знаний по обществознанию осуществляется с помощью математических действий. Тип урока - повторительно- обобщающий, а вид - практическое занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_19_tsivilizatsiya.docx | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Продолжительность существования цивилизаций Бинарный урок по обществознанию и математике. 14.12.2013 Дорул Л.П., Лысенкова Л.М. |
Бинарный урок
ТЕМА: Протяженность существования цивилизаций.
Урок применения знаний по обществознанию и математике.
Тип: комбинированный урок
Вид: практическое занятие.
Цель: обучение применению полученных ранее математических знаний в решении познавательных задач по обществознанию.
Задачи:
- Образовательные: систематизировать, анализировать и обобщать информацию о цивилизациях с математической точки зрения;
- Развивающие: самостоятельно преобразовывать информацию, представленную в разных знаковых системах: из текста – в таблицу, и текст – в математическую формулу;
устанавливать соответствия между существенными чертами исторических явлений с математическими терминами и понятиями;
- Воспитательные: формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным историческим периодам;
В результате обучающийся должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя закономерности их развития через математические формулы
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения о длительности существования социальных явлений с математической точностью;
- применять математические знания в процессе решения познавательных задач по обществознанию
В результате обучающийся должен знать:
- тенденции развития цивилизаций в целом
Оснащенность:
- Мультимедиа оборудование, интерактивная или магнитная доска
- Демонстрационный материал: иллюстрации древних, исчезнувших и существующих цивилизаций, лента времени, презентация.
- Раздаточный материал: тексты и цитаты.
- Оформление классной доски: тема занятия и план работы
Методы: словесный, объяснительно – иллюстративный, частично- поисковый
Ход:
МОТИВАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Преподаватель 1: Тема урока «Протяженность существования цивилизации». Можно ли сказать, что в теме урока есть математическое понятие?
Предполагаемые ответы: В теме урока имеется математическое понятие – протяженность, которое может означать расстояние, длительность, длину или время существования.
Преподаватель 1: Сегодня мы будем высчитывать время существования различных цивилизаций. Узнаем, какие математические формулы используют ученые для подсчета длительности; разберем, почему одни цивилизации существовали очень долго, а другие - совсем мало; самостоятельно спрогнозируем длину цивилизаций, которые существуют в настоящее время. План работы записан на доске.
ПОВТОРЕНИЕ. 5-7 мин.
Преподаватель 2: Что такое цивилизация? Дайте определение.
Предполагаемые ответы:
Цивилизация – общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина.
Цивилизация - это уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый той или иной общественно- экономической формацией.
Цивилизация – это современная культура, просвещение народов передовыми странами мира.
Цивилизация – это синоним культуры, уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры; например: античная, средневековая, современная цивилизации.
Цивилизация - ступень общественного развития, следующая за варварством.
Цивилизация – это уровень развития производительных сил, достигнутый данной общественно – экономической формацией.
Цивилизация – это современная мировая культура.
Преподаватель 2: Итак, цивилизация – это совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает общество в данный исторический период времени или данную историческую эпоху. Но, вспомним основные классификации цивилизаций.
Предполагаемые ответы:
- по исторической эпохе: античная, средневековая, современная;
- по географическому положению: локальная, региональная, глобальная;
- по религии: исламская, христианская, индуистская;
-по степени социального и культурного развития: западная, восточная, евразийская, атлантическая, тихоокеанская.
Преподаватель 2: В течение долгого времени ученые отождествляли культуру и цивилизованность. Кто из философов противопоставил, развел эти понятия?
Предполагаемый ответ: немецкий философ Освальд Шпенглер в своем труде «Закат Европы» представил цивилизацию как высшую стадию культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. А, культура – это цивилизация, которая еще развивается, и не достигла пока своей зрелости.
Преподаватель 2: Какие теории развития цивилизации существуют в науке?
Предполагаемые ответы: Теория стадиального развития рассматривает цивилизацию как единый процесс всего человечества, идущего к прогрессу. Теория локальных цивилизаций - это развитие отдельных сообществ, имеющих свои неповторимые особенности экономики и культуры и др.
Преподаватель 2: Верно, цивилизация не является чем – то неподвижным. На протяжении истории существовали и существуют множество цивилизаций, обладающих неповторимым обликом и яркими чертами. На интерактивной доске представлены иллюстрации с изображением отличительных деталей самых разных цивилизаций. Вы должны рассмотреть их и в конце урока дать название цивилизации.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Преобразование текстовой информации в таблицу Время работы –3-5мин.
Преподаватель 1: Если цивилизации стареют и, в конце концов, гибнут, то возникает не праздный вопрос: "Как долго живут цивилизации, какова их средняя продолжительность жизни?" Наука идет вперед. Ученые разных стран и народов постоянно подвергают математическому анализу различные общественные процессы и явления. Много раз высчитывался и средний возраст цивилизации. Об этом вы узнаете прямо сейчас.
Преподаватель 2: ваше задание – прочитать текст № 1 и составить таблицу. Какую информацию вы должны найти?
Предполагаемый ответ: записать фамилию автора в графу «Автор» и записать в математические данные в графу «Цикл развития цивилизации»
Обучающиеся читают текст, анализируют и записывают данные. По окончании выполнения задания ученики озвучивают составленные варианты таблиц
Преподаватель 1: Наши учащиеся получили опережающее задание, подготовили сообщение о жизни и работе бельгийского математика А. Кетле и сейчас покажут презентацию.
Просмотр и комментирование презентации учащимися. 3-5 мин.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Составление таблицы с использованием математических данных из текстовой информации. Время выполнения 5-8 мин
Преподаватель 1: Какова была продолжительность существования некоторых цивилизаций? Как долго они существовали?
Преподаватель 2 предлагает проанализировать текст № 2. Задание: прочесть и из текстовой информации составить таблицу.
Преподаватели организуют самостоятельную работу обучающихся с помощью вопросов, нацеленных на подгруппу, двух студентов, одного учащегося. (Какую таблицу ты составишь? Какие параметры ты будешь сравнивать и сопоставлять? Как ты будешь записывать продолжительность цивилизации: в веках, в тысячах лет?). В тексте даны данные по длительности в разных вариантах исчисления: в одних случаях указана продолжительность в веках, в других даны только моменты зарождения цивилизации (например: 3-2 тыс. лет до н.э.), а в третьих – даны данные в тыс. лет. Целесообразно использовать прием записи ответов учащихся у доски, и высчитывать длительность и в веках и в тыс. лет, а также помощь других обучающихся при возникающих затруднениях.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Сооотнесение времени возникновения ныне существующих цивилизаций с их графическим изображением в системе координат прямого и обратного отсчета. Время выполнения 3-5 мин.
Преподаватель 1 предлагает изобразить цветными мелками протяженность цивилизации на ленте времени с момента зарождения и до наших дней. Обучающиеся поочередно вычерчивают протяженность 5-7 цивилизаций в системе координат прямого и обратного отсчета. Остальные учащиеся контролируют математическую точность выполнения работы и, если нужно, помогают советом.
Преподаватель 2 предлагает сформулировать выводы по наглядному изображению длительности цивилизаций в ленте времени
Предполагаемые выводы: Самая древняя цивилизация из ныне существующих – индо-буддийская. Существует 5 тысяч лет. Возникла в 3-2 тысячелетии до н.э. Самая молодая цивилизация – российская.
Преподаватель 1: Российская цивилизация имеет продолжительность 1000 лет. Как долго еще наша цивилизация просуществует?
Предполагаемые ответы: Л.Н. Гумилев считал, что средняя продолжительность жизни цивилизации – это 1,5 тыс. лет, поэтому У России еще есть время – 500 лет. Математик А. Кетле считал, что продолжительность цивилизации 1461 год 185 лет, т.е. у России еще сеть годы 461 год 185 лет.
Преподаватель 2: Историческое время уплотняется в соответствии с законом ускорения истории. Почему?
РАБОТА С ЦИТАТОЙ. Составление устных ответов, используя аргументы из текстовой информации. 1-2 мин.
Предполагаемые ответы Древнейшие цивилизации проходили стадии зарождения, развития, расцвета и упадка очень медленно. Современные цивилизации проходят эти стадии значительно быстрее.
Закон ускорения истории гласит, что на каждую последующую стадию цивилизации уходит меньше времени, чем на предыдущую.
РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ. Дать название цивилизации, изображенной на иллюстрации вспомнить наиболее характерные или запоминающиеся черты. 3-5 мин.
Обучающиеся дают название цивилизаций и их краткую характеристику по имеющимся иллюстрациям.
ИТОГОВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ. 2-3 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок изобразительного искусства и математики «Пропорции человеческого тела»
Изучение математики должно быть связано с практическим применением математических знаний, полученных учащимися, с различными областями деятельности. Данный урок позволяет показать применение математич...
Бинарный урок по русскому языку и математике в 6 классе по теме: "Эти трудные, трудные числительные..."
Целью урока является закрепление правила склонения числительных при решении математических заданий, обеспечение практического использования лингвистических знаний на уроках математики, способствование...
Бинарный урок математика-химия
Методическая разработка. Тема "Решение текстовых задач. Проценты."...
Бинарный урок математика-информатика в 9 классе
Открытый бинарный урок по теме: «Числовые функции. Решение классических задач». Речь идет о применении ИКТ на уроках математики и информатики. Интересно решать задачи по межпредметным ...
Бинарный урок - путешествие (Математика-биология) Прогулка в лес. Тема урока: Проценты
Бинарный урок-путешествие "Прогулка в лес"(математика-биология)Тема урока математики: ПроцентыКласс: 5Урок обобщения пройденного материалаВремя: 45 минутЦели урока:отработка знаний, умений и нав...
Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня»
Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня» на материале регионального компонента на котором:1.Повторим тему 6 класса по географии «Атмосфера».2.По математике: за...
Бинарный урок по теме «История Московского Кремля в математике»
Цели урока: обеспечить возможность учащимся обобщить, упорядочить и обогатить начальный опыт в приобретении навыков основных алгоритмических приемов по решению уравнений с модулем и параметром. З...