Бинарный урок математика-информатика в 9 классе
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Открытый бинарный урок по теме:
«Числовые функции. Решение классических задач».
Речь идет о применении ИКТ на уроках математики и информатики. Интересно решать задачи по межпредметным связям. Интересы учителя математики и информатики совпали. Урок был и вписан в программу курса как математики, так и информатики. Владение темами учащимися как в математике, так и в информатике полное, что позволило объединить эти два урока и предмета в один. Учащиеся поняли, что и как можно применить в жизни, объединив знания двух предметов. Им было очень интересно. Впечатление присутствовавших на уроке учителей – такое же. (Вссе графики и картинки отобразятся при скачивании файла)
Учитель математики: Галина Евгеньевна Абросимова, стаж работы 23 года,
Учитель информатики:Наталья Борисовна Артахина, стаж работы в школе27 лет,
е–mail: Natalia130550@mail.ru
Школа: МОУ-СОШ № 3 им. Л.Г. Венедиктовой г. Маркс Саратовской области
Предметы:математика – информатика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_2.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ БИНАРНЫЙ УРОК
Пояснительная записка
Учитель математики: Г.Е. Абросимова,
учитель информатики: Н.Б. Артахина.
Школа: МОУ – СОШ №3, г. Маркс Саратовской области
Предметы: математика – информатика
Время урока: 45 минут.
Учебный план: математика 5 часов в неделю (из них - алгебра 3 часа в неделю, геометрия 2 часа в неделю), информатика 2 часа в неделю.
Это последний урок по данным темам, как по математике, так и по информатике. Класс 9»А», общеобразовательный.
На тему числовые функции по математике отводится 25 часов.
На тему алгоритмизация по информатике отводится 18 часов, электронные таблицы Excel – 6 часов.
Основная цель темы по математике:
– формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, области значения; о различных способах задания функции: аналитическом, графическом, табличном, словесном;
– овладение умением применения четности или нечетности, ограниченности, непрерывности, монотонности функций;
– формирование умений находить наибольшее и наименьшее значение на заданном промежутке, решая практические задачи;
– формирование понимания того, как свойства функций отражаются на поведении графиков функций.
Основная цель темы по информатике:
– формирование представлений о построении блок-схем разветвляющихся и циклических алгоритмов, функции, основы программирования на алгоритмическом языке Basic, делать вычисления и строить диаграммы в электронных таблицах Excel;
– овладение основами программирования;
– формирование умений моделировать информационные модели и информационные процессы;
– работать с файлами и дисками.
В курсе информатики на тему алгоритмизация отводится 14 часов. Из них 3 ч. на разветвляющиеся алгоритмы, 4 ч. на циклические алгоритмы. Основы программирования изучаются второй год. На электронные таблицы Excel – 6 ч. Эти темы объединяются с программой по алгебре учебника А.Г. Мордковича 7-9 класс, который проходит апробацию в нашей школе (полный курс апробации завершается именно в этом классе).
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков по теме «Числовые функции. Решение классических задач».
Цели урока:
дидактическая – закрепить в процессе решения задач знания, умения и навыки по теме «Числовые функции и их свойства. Решение классических задач циклической структуры».
развивающая – совершенствовать навыки решения упражнений и построения графиков на доске и на компьютере при помощи алгоритмического языка Basic, электронных таблиц Excel; развивать у каждого ученика вкус к самостоятельной деятельности; работать с учебником, отбирать и структурировать материал; воспринимать устную речь, проводить информационно-смысловой анализ текста и лекции, приводить и разбирать примеры (П);
Умение обобщать и систематизировать знания по теме числовые функции; передавать информацию сжато, полно, выборочно; работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов (ТВ);
воспитательная – воспитывать ответственное отношение к учебному труду и работа в группе.
Оборудование: доска, цветные маркеры, компьютерный класс, мультимедийное устройство, экран. Презентация: «Функция на практических примерах». УМК А.Г. Мордковича, ручки, карандаши, тетради.
Структура урока:
1) Организационный момент.
2) Актуализация опорных знаний учащихся.
а) Повторить определения:
Математика:
1) Сформулируйте определение числовой функции.(стр.86 учебника. Определение 1. Если даны числовое множество Х и правило f, позволяющее поставить в соответствие каждому элементу х из множества Х определенное число у, то говорят, что задана функция у = f(х) с областью определения Х; пишут: у = f(х), х є Х. При этом переменную х называют независимой переменной или аргументом, а переменную у – зависимой переменной.)
2) Перечислите все виды вам известных функций и их графиков.
(Линейная функция у = kx + m, у = kx ; у = x, график – прямая; функция
y = x, график – парабола; функция y = , функция у = | х |, квадратичная функция y = kx, y = kx + bx + c, функция у = k/х, график гипербола).
Учитель математики:
А так же вы умеете выполнять построение графика функции y = f(x + l) с помощью известного графика функции y = f(x) – и построение графика функции y = - f(x). Построение графика функции
y = f(x) + m с помощью известного графика функции y = f(x) – и построение графика функции y = - f(x). Построение графика функции y = f(x + l) + m с помощью известного графика функции y = f(x) – и построение графика функции y = - f(x). 9 класс. Числовые функции (по программе Колягина, Колмогорова изучаются в 10 классе), т.е. идет опережающее обучение, а мы с вами познакомились с функциями и их свойствами и графиками вида:
y = x2n, y = x2n+1, y = x -2n, y = x – (2n+1), .
Учитель информатики:
1) Что такое алгоритм? (Алгоритм – это конечная последовательность действий, приводящая к цели).
2) Какие типы алгоритмов вы знаете? (Последовательные, разветвляющиеся, циклические, вспомогательные).
3) Какой алгоритм называется циклическим? (Когда одно или более действий повторяются более чем один раз).
4) Перечислите классические задачи циклической структуры. (Суммирование, произведение, табулирование).
5) В чем особенность задачи табулирования? (Шаг ≠ 1).
6) В каких приложениях можно построить графики функций? (при помощи алгоритмического языка Basic, электронных таблиц Excel).
Учитель математики:
Остановлюсь на замечании (стр.87 учебника). В реальной жизни иногда говорят: «Каковы мои функции?» или «Каковы мои функциональные обязанности?», спрашивая тем самым: «каков круг моих действий, моих обязанностей» или «что я должен делать, как действовать». В реальной жизни слово «функция» означает «действие» или «правила действий». Обратите внимание, что фактически тот же смысл имеет и математический термин «функция», который введен выше в определении 1.
Я провела исследование по теме: «Функция на практических примерах». Давайте посмотрим презентацию, понаблюдаем, где и какие функции вы увидите. (Просмотр презентации).
Решение практических примеров.
Построим кусочную функцию тремя способами. Для этого разделимся на три группы (Учитель зачитывает списки групп, которые составлены заранее с учителем информатики). Первая группа работает на доске, вторая в Basic, третья в Excel.
Задание №10 стр. 92 задачника
у = f(х),
Выполняя работу на доске, ученики проговаривают каждый шаг действия.
у | |||||||||
4 | |||||||||
3 | |||||||||
2 | |||||||||
1 | |||||||||
4 | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | х | |
Учитель информатики: Следит за работой на компьютерах. В электронных таблицах Excel:
Программа на алгоритмическом языке Basic:
10 SCREEN 1
20 LINE (150,0)-(150,200), 1
30 LINE (0,100)-(300,100), 1
40 FOR X=-7 TO 5 STEP .01
50 IF X<-3 THEN Y=-((X+4)^2+2) ELSE Y=-ABS(X)
60 PSET (X*10+150,Y*10+100), 2
70 NEXT X
Итог урока. Сравниваем результаты. Читаем графики (область определения, значений, монотонность, нули, непрерывность, четность, выпуклость, ограниченность). Делаем выводы.
Задание на дом: Подготовить презентацию по теме: «Функция в пословицах».
Пословицы:
- «Как аукнется, так и откликнется»
- «Чем быстрее едешь, тем скорее приедешь»
- «Светит, да не греет»
- «Ни Кола, ни двора»
- «Чем дальше в лес, тем больше дров»
- «Выше меры конь не скачет»
Ответы:
1) У – ось отклика 2) v
Х – ось ауканья t
3) У 4) у
х х
Любая из полуосей Начало координат
5) У- количество дров
х– продвижение в лес
6) у – высота скачка
мера
х – длина
Выставление оценок.
Заключительное слово учителей:
На уроке вы показали своё умение обобщать и систематизировать знания по теме числовые функции и классические задачи циклической структуры; передавать информацию сжато, полно, выборочно; работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов и продемонстрировали свои умения работы на компьютере в различных приложениях; сравнивали результаты проделанной работы; читали графики; делали выводы.
Используемая литература:
- Н.Д. Угринович. Учебник для 9 класса «Информатика» 2008 (2009), Бином. Лаборатория знаний 2008 (2009).
- Личная разработка по обобщению темы циклы и программированию учителя информатики «Циклические алгоритмы – просто о сложном» Н.Б. Артахиной 2002 года.
- А.Г. Мордкович. Учебник и задачник для 9 класса «Алгебра» 2009, издательство «Мнемозина».
- Личная разработка по обобщению темы «Функции» по алгебре учителя математики Г.Е. Абросимовой 2007-2009 года.
Учитель математики: Г.Е. Абросимова стр. из
Учитель информатики: Н.Б. Артахина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математика-информатика в 5 классе "Язык геометрических фигур"
Цельурока: сформировать у учащихся начальное представление о геометрических фигурах, способах представления информации. Задачи:обучающие: закрепление навыков по кодированию информации и представл...
Интегрированный урок «Математика –информатика» в 5 классе на тему: «Десятичные дроби»
Урок строится по классической методике, не противопоставляется ей, а дополняется. Использование предлагаемой презентации на уроке позволяет сократить время на усвоение нового материала за счёт больше...
Интегрированный урок. Математика- информатика. 9 класс.
Урок- повторения. Подготовка к ГИА. Тема урока: "Функции и графики. Квадратичная функция." " Excel: Построение графиков функций по заданным параметрам"...
Интегрированный урок «Математика –информатика» в 5 классе на тему: «Десятичные дроби»
Урок строится по классической методике, не противопоставляется ей, а дополняется. Использование предлагаемой презентации на уроке позволяет сократить время на усвоение нового материала за счёт больше...
Интегрированный урок математика – информатика для 5-го класса по теме ”Сложение и вычитание десятичных дробей”
Тип урока: обобщающий урокВид урока: интегрированный урок (математика и информатика)Технология: личностно-ориентированная1. Образовательные:обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по тем...
Интегрированный урок математика - информатика в 8-ом классе по теме "Площади фигур"
Применение приобретенных на уроках информатики формул к решению задач по геометрии....
Угол. Интегрированный урок (математика+информатика) для 5 класса
Конспект урока по теме "Угол. Как обозначают и сравнивают углы" разработан для 5 класса по учебнику "Математика. 5 класс" (линия "Сферы"). В содержание урока ...