Построение графиков уравнений с двумя переменными
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
Занятие элективного курса в 9 классе
Основные цели: 1) повторить определение графика уравнения с двумя переменными,
возможные преобразования графиков уравнений;
2) совершенствовать навыки построения элементарных функций;
3) формировать навык построения графиков уравнений при помощи
преобразований графиков: сдвиг, симметрия, растяжение, отражение,
при помощи разложения на множители и по координатным четвертям;
4) обучение учащихся современной деятельности по овладению знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_grafikov_uravneniy_s_dvumya_peremennymi.doc | 513.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира
«Средняя общеобразовательная школа №36»
Построение
графиков уравнений с двумя переменными
(занятие элективного курса в 9 классе)
Учитель математики: Андрианова Н.Ф.
Владимир 2011
Оглавление
Определение графика уравнения с двумя переменными.
Преобразование графиков кривых: сдвиг.
Преобразование графиков кривых: симметрия.
Преобразование графиков кривых: растяжение.
Преобразование графиков кривых: отражение.
II. Примеры построения графиков уравнений.
1) Преобразование элементарных кривых.
III. Решение задач на построение графиков.
IV. Некоторые графики уравнений более высоких степеней
V. Несколько инетересных фактов о Рене Декарте
Основные цели: 1) повторить определение графика уравнения с двумя переменными,
возможные преобразования графиков уравнений;
2) совершенствовать навыки построения элементарных функций;
3) формировать навык построения графиков уравнений при помощи
преобразований графиков: сдвиг, симметрия, растяжение, отражение,
при помощи разложения на множители и по координатным четвертям;
4) обучение учащихся современной деятельности по овладению знаний.
Ход занятия:
Определение графика уравнения с двумя переменными.
Преобразование графиков кривых: сдвиг.
График уравнения F(х-а;у)=G(х-а;у) можно получить из графика уравнения F(х;у)=G(х;у)
сдвигом вдоль оси х на |a| единиц вдоль оси абсцисс вправо, если а>0; влево, если а<0.
График уравнения F(х;у-в)=G(х;у-в) можно получить из графика уравнения F(х; у)=G(х;у)
сдвигом вдоль оси у на |в| единиц вдоль оси ординат вверх, если в>0; вниз, если в<0.
Преобразование графиков кривых: симметрия.
График уравнения F(х;-у)=G(х;-у) симметричен графику уравнения F(х; у)=G(х;у) относительно оси х.
График уравнения F(-х;у)=G(-х;у) симметричен графику уравнения F(х; у)=G(х;у) относительно оси у.
Метод построения: 1) построить график уравнения F(х; у)=G(х;у);
2) построить кривую симметричную F(х; у)=G(х;у) относительно оси
абсцисс или оси ординат соответственно.
Преобразование графиков кривых: растяжение.
График уравнения можно получить из графика уравнения с помощью растяжения от оси y в а раз, если а>1, и с помощью сжатия к оси у в раз, если 0
График уравнения можно получить из графика уравнения с помощью растяжения от оси х в в раз, если в>1, и с помощью сжатия к оси х в раз, если 0<в<1.
Преобразование графиков кривых: отражение.
График уравнения можно получить из графика следующим образом:
- построить часть графика уравнения для неотрицательных значений х;
- с помощью симметрии относительно оси у построить другую часть графика уравнения, соответствующую отрицательным значениям х.
График уравнения можно получить из графика следующим образом:
- построить часть графика уравнения для неотрицательных значений у;
- с помощью симметрии относительно оси х построить другую часть графика уравнения, соответствующую отрицательным значениям у.
II. Примеры построения графиков уравнений.
1) Преобразование элементарных кривых.
Пример 1 Построить график уравнения .
I Способ
II Способ. Используя определение модуля.
Построить график уравнения .
Вспомним определение и смысл раскрытия скобок модуля.
Следовательно, необходимо посмотреть, какой вид примет данное уравнение в каждой координатной четверти.
I координатная четверть: x>0, y>0.
x+y=2
y= -x+2
Данная функция линейная, график-прямая, для построения которой достаточно двух точек.
x | 1,5 | 0,5 |
y | 0,5 | 1,5 |
II координатная четверть: x<0, y>0
- x+y=2
y= x+2
Данная функция линейная, график-прямая, для построения которой достаточно двух точек.
x | -1,5 | -0,5 |
y | 0,5 | 1,5 |
III координатная четверть: x<0, y<0
- x - y=2
y= -x - 2
Данная функция линейная, график-прямая, для построения которой достаточно двух точек.
x | -1,5 | -0,5 |
y | -0,5 | -1,5 |
IV координатная четверть: x>0, y<0
x – y =2
y = x-2
Данная функция линейная, график-прямая, для построения которой достаточно двух точек.
x | 1,5 | 0,5 |
y | -0,5 | -1,5 |
При x = 0, y = 2 и y = -2.
При y = 0, x = 2 и x = -2.
Пример 2
III. Решение задач на построение графиков.
II Способ (используя определение модуля).
Построить график уравнения .
Необходимо выяснить какой вид примет данное уравнение в каждой координатной четверти.
I координатная четверть: x>0, y>0.
x-y=2
y=x-2
Данная функция линейная, график-прямая. Для построения которой достаточно двух точек.
x | 1,5 | 0,5 |
y | 0,5 | 1,5 |
II координатная четверть: x<0, y>0
- x+y=2
y= x+2
Данная функция линейная, график-прямая. Для построения которой достаточно двух точек.
x | -1,5 | -0,5 |
y | 0,5 | 1,5 |
III координатная четверть: x<0, y<0
- x - y=2
y= -x – 2
Данная функция линейная, график-прямая. Для построения которой достаточно двух точек.
x | -1,5 | -0,5 |
y | -0,5 | -1,5 |
IV координатная четверть: x>0, y<0
x - y=2
y= x-2
Данная функция линейная, график-прямая. Для построения которой достаточно двух точек.
x | 1,5 | 0,5 |
y | -0,5 | -1,5 |
При x=0, y=2 и y= -2.
При y=0, x=2 и x= -2.
IV. Некоторые графики уравнений более высоких степеней
V. Несколько инетересных фактов о Рене Декарте
Нельзя не упомянуть имя великого ученого Рене Декарта (1596-1650), который впервые ввел прямоугольную систему координат в своей работе «Рассуждение о методе» в 1637 году.
Декарт стремился и в философии и в любой другой науке найти математические законы, свести каждую вопрос или задачу к математической. Он хотел создать такой универсальный математический метод, который позволил бы всякому овладевшему им решить любую задачу.
Главное достижение Декарта - построение аналитической геометрии, в которой геометрические задачи переводились на язык алгебры при помощи метода координат. Нужно отметить, что у Декарта в точном виде не было того, что в настоящее время называют декартовой системой координат. Декарт начал с того, что перевёл на алгебраический язык задачи на построение циркулем и линейкой, затем обнаружил, что любимые древними конические сечения - это то же самое, что кривые второго порядка.
Немалой заслугой Декарта было введение удобных обозначений, сохранившихся до наших дней: латинских букв - для неизвестных, - для коэффициентов; - для степеней.
Он сформулировал основную теорему алгебры: «число корней алгебраического уравнения равно его степени», доказательство которой было получено лишь в конце XVIII в. К.Ф.Гауссом.
Интересы Декарта не ограничиваются математикой, а включают механику, оптику, биологию.
- СD: Алгебра 1999, КОРДИС & МЕДИЛ, КУДИЦ.
- Алгебра: Доп. главы к шк. учеб. 9 кл.: Учеб. Пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изучением математики / Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк,; Под ред. Г.В.Дорофеева.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2003.-224 с.
- Математика на устном экзамене./О.С. Игудисман.- М.: Московский лицей,1997-191с.
- CD: Графики и функции. Серия «Открытая математика».
- Энциклопедический словарь юного математика / Сост. Э-68 А.П.Савин.- М.: Педагогика, 1989.-352 с. ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Уравнения с двумя переменными"
На уроке вводится определение уравнения с двумя переменными, построение графиков уравнений при помощи преобразования....
Разработка урока по алгебре в 9 классе "Системы уравнений с двумя переменными"
Предлагаю разработку обобщающего урока по алгебре в 9 классе. Тема: "Системы уравнений с двумя переменными", на данном уроке систематизируются знания по теме "Системы уравнений"....
урок по алгебре в 7классе по теме"Линейные уравнения с двумя переменными"
Урок формирования новых знаний имеет важное место в главе"Линейная функция"...
Обобщающий урок в 7 классе по алгебре "Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными"
Обобщающий урок в 7 классе по алгебре "Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными"...
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными
Урок объяснения нового материала по учебнику "Алгебра, 7 класс" А.Г. Мерзляк, параграф 26. Презентация составлена для объяснения новой темы в Zoom при дистанционном обучении....
Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "График линейного уравнения с двумя переменными. Построение графика уравнения ах + ву = с, где а≠0 и в≠0."
Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: пополнение знаний учащихся о графике линейного уравнения с двумя переменными; научить строить такие графики.Задачи:Отрабатывать знания, умения, навыки у дете...
Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"
Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...