Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) по теме

Евланова Нина Григорьевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционный региональный  конкурс

«Урок, реализующий системно – деятельностный   подход»

Автор урока:   Евланова Нина Григорьевна 

Место работы:  МОУ-СОШ № 3 г.Аткарска Саратовской области

Должность:  учитель  математики
Предмет:  математика

Класс:  5

Автор УМК :  Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 30-е изд.,  – М.: Мнемозина, 2012 г. 

Тема урока: « Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями.»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

Планируемые результаты:  Выполнять сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями, применять правила сложения и вычитания дробей  с одинаковыми знаменателями при решении задач; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

  1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация,  индивидуальные карточки – смайлики.

Информационные источники__________________________________________
Сценарий  урока: технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.


Этап урока

Содержание этапа

Деятельность обучающихся

Формируемые  УУД

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к урок: Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!  С каким настроением вы пришли на урок математики? Закрасьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока.

Математику,  друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)

Закрашивают смайлик, который соответствует их настроению.

Познавательные: осознанное  и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества

Личностные: умение  выделять нравственный аспект поведения.

II . Актуализация знаний.

- Ребята, а вы знаете этих героев? Догадались, кто из них прилетел в гости?

( Карлсон к Малышу)

-Малыш у нас любознательный , всем кто к нему приходит в гости, он задаёт умные вопросы.

Чтобы Карлсон  попал в дом к Малышу нужно поработать. Поможем ему, ребята?  (да)

- Окно у Малыша волшебное. Ответим верно, значит откроется.

Вопросы: Какую тему вы сейчас изучаете? Какая часть окна закрашена красным цветом? Какая зеленым? Какая - голубым?  А какая дробь меньше? Расположите дроби в порядке убывания. Как называют число, стоящее над чертой дроби? Под чертой дроби? Что показывает знаменатель? А что показывает числитель?

- Молодцы! Хорошо справились с заданием! Помогли открыть дверь.

-Малыш знает, что Карлсон очень любит варенье! Вот он и приготовил две банки с вареньем. Поможем  Карлсону определить какое количество варенья находится в банках. В первой -  от 900г (400г), во второй -  то 700г (500г).

- Карлсон съел все варенье за 5 минут. Какую часть часа он затратил? (ч)

Молодцы!

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные  вопросы. Устно решают задачи.

Познавательные:  анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Регулятивные:  выделение и осознание того, что уже пройдено; постановка учебной задачи на основе известного.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные: самоопределение.

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

- Малыш приглашает Карлсона пить чай с тортом.

Карлсон  съел  торта, а сам Малыш съел  торта.

- Ребята, ещё один гость! Малыш у нас воспитанный, он заботится  обо  всех гостях, волнуется, сможет ли он угостить фрекен Бок тортом?

- Как узнать? (надо посчитать, сколько кусочков торта осталось)

- Что для этого нужно сделать? (сложить дроби, вычесть)

- Что мы должны научиться делать?(складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

- Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.

– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.)

– Запишите число и тему урока.

(На доске учитель записывает тему урока)

Определяют цель урока.

Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.

Личностные: самоопределение.

IV.  Первичное усвоение новых знаний.

- Ребята, на сколько частей разрезан торт? Как выполнить сложение дробей  ?

 Вспомним,  что показывает числитель? Значит, Малыш съел 1 кусочек торта,  а Карлсон  7. Всего сколько кусочков торта съедено? (8). Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать?  Выполним  вычитание.(4)

- Ну что, ребята, малыш сможет угостить фрекен Бок? (да)

- А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями.

- Давайте откроем учебник на странице 155 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!

 

- Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь.

А чтобы о нас говорили, что мы культурные и воспитанные, мы должны говорить правильно. Этому нас тоже учат. (с.157 прочесть вслух, сделать акцент на то, что склонение числительных будем изучать в 6 классе).

(Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание).

                           

Вспоминают названия компонентов дроби. Делают выводы по сложению и вычитанию дробей с одинаковыми знаменателями. Делают записи в тетрадь. Работают с текстом в учебнике.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов,

построение логической цепи рассуждений, анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывании.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.

Личностные: самоопределение.

V. Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем , как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

VI.Первичная проверка понимания

- Сейчас мы напишем графический диктант. А помогать нам будут наши друзья.

Запишите в тетради в строчку свои ответы.

Ответу  «да» соответствует _ , ответ «нет»  -  ^.

 

1) Я считаю, что сумма одной десятой и двух десятых равна трем десятым.

2) Я считаю, что разность одиннадцати семнадцатых и четырех семнадцатых  равна семи семнадцатым.

3) Я считаю, что сумма четырнадцати двадцать пятых и семи двадцать пятых больше единицы.

4) Верно ли, что  = .

5) Верно ли, что  > .

6) Я считаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной.

7) Верно ли, что дробь < 1.

8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить прежним.

Ключ: _ _  ^_ _^ _ _ .

Поставьте сами себе оценки карандашом на полях тетради («5»-верно все,  «4»-1-2 ошибки,  «3»-3-4 ошибки,  «2»- 5 и более ошибок).

Самостоятельно решают примеры.  Отвечают на вопросы. Проверяют правильность выполнения, самооценка.

Познавательные:  выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Регулятивные:  планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция, самооценка.

Коммуникативные:  умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем (при необходимости).

Личностные:  ориентация в межличностных отношениях.

VII.Первичное закрепление

Работа по вариантам.        

У доски два ученика, они работают на скрытой доске, а остальные работают самостоятельно по вариантам.  

1.Стр. 156, №1005 – 1 вариант

-        Прочитайте ответ. (Масса салата   кг.)

(вопросы задаются учителем в случае затруднения)

2. Стр. 156, №1006 – 2 вариант        

-        Прочитайте ответ. (Масса станка с упаковкой  т.)

(вопросы задаются учителем в случае затруднения)

-Закончили? Проверяем. Открываем доски и сравниваем.

- Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка?

- Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка?

- Повторим ещё раз правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Молодцы! Справились.

Работа в парах. (Одна пара у доски)

№ 1015, стр.158.

Рассмотреть оба способа.

1 способ:

  1.    ( всех изделий) бригада изготовила за два дня.
  2. 175:25*22=154 (изд) бригада изготовила за два дня.
  3. 175 – 154 = 21 (изд) осталось изготовить.

Ответ: бригаде осталось изготовить 21 изделий.

2 способ:

  1. 175:25*9=63 (изд) изготовила 1 бригада.
  2. 175:25*13=91 изд)изготовила 2 бригада.
  3. 63+91=154 (изд)изготовили 1 и 2 бригады вместе.
  4. 175 – 154 = 21 (изд) осталось изготовить.

Ответ: бригаде осталось изготовить 21 изделий.

Заслушивают  решения, комментируют действия, проговоривают провила сложения и вычитания дробей, работают в парах, выставляют оценки.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договорённости и согласование общего решения.

Личностные: осознание ответственности за общее дело, профессиональное самоопределение, смыслообразование.

VIII.Контроль и самопроверка знаний

Онлайн -тестирование на сайте http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_22.php)

Учащиеся самостоятельно выполняют онлайн –тест.

Познавательные:  выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Регулятивные:  планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция.

Коммуникативные:  коллективное обсуждение проблем (при необходимости).

Личностные:  ориентация в межличностных отношениях.

IX Подведение итогов урока.

– Какую тему мы сегодня вместе с нашими друзьями изучали? (сложение  и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)

- А какие задачи мы для этого ставили? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

– Наши задачи выполнены? (да)

–Выставление оценок индивидуально, в группах, выставление общей оценки за урок.

 Отвечают на поставленные вопросы.

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.

Регулятивные:  Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Коммуникативные:  поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Личностные:  жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся.

X.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня мы говорили о сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями. На следующем уроке мы будем решать  задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.26 на стр. 155 – 156 (выучить правила),  № 1039, 1041. А еще я вам предлагаю (по желанию) выполнить дополнительное задание: написать сказку про приключения дробей.

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся внимательно слушают и  записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

Регулятивные:  оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, самооценка.

Личностные:  нравственно -этическая  ориентация.

XI.Рефлексия.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Закрасьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению от урока.

Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Регулятивные:  оценка своей деятельности и других людей.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничеств.

Личностные:  смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Тема урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»Предмет - математикаКласс- 6 классАвтор -  Саубанова Лилия Неловна учитель математики и информатикиОбразовательное ...

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями /презентация/

Цели урока: закрепить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,развивать математическую речь, внимание, память;воспитывать аккуратность, интерес к предмету, активность, усидчиво...

Урок по математике "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Цель урока: научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями...

Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 классов

Цели урока:обучающие:закрепить знания и умения учащихся  применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров,  уравнений и задач;воспитывающие:форм...

Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"

Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...

урок-игра "Дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями."

конспект урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика 5"...

Математика. 5 класс. Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Выражения дробей. Презентация. К учебнику Н. Виленкина.

Презентация для интерактивной доски для 5 класса на тему Сложения и Вычитания дробей. Сделано с помощью программы OpenOffice....