Урок математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость" 2014г
методическая разработка по математике (6 класс) по теме
Урок проходит в виде космического полета к звездам. Предполагаются различные формы и способы работы на уроке и использование интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koordinatnaya_ploskost_1.docx | 39.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 6-м классе. 2014 г
Тема: "Прямоугольная система координат на плоскости»
«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай действовать самому, и я научусь»
(Китайская мудрость)
Тип урока: урок повторения изученного материала.
Цель урока: закрепить понятие прямоугольной системой координат на плоскости, используя предметы и образы окружающей действительности;
Задачи урока:
- отработать навыки определения координаты точки, отмеченной на координатной плоскости, построения точки по заданным координатам; помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала.
- развитие образного мышления учащихся, математической речи, познавательной и творческой активности учащихся на примерах применения системы координат в окружающей жизни, астрономии;
- воспитывать аккуратность, любовь к предмету, настойчивость при решение проблемы; формирование сотруднических отношений в классе при решении практических задач.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, документкамера, акустическая система, чертежные инструменты, раздаточный материал, выставка рисунков учащихся.
Время реализации занятия - 45 минут.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Авторский медиапродукт - презентация (среда POWER POINT)
Ход урока
- Организационный момент. Сообщение темы, цели и задач урока.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит закрепить математические понятия, без которых мы не можем обойтись в повседневной жизни. Вы должны быть внимательными и активными.
- Какую последнюю тему мы изучили в курсе математики 6 класса?
( ответ: Прямоугольная система координат)
- Открываем тетради, записываем число, кл. работа.
Тема: « Прямоугольная система координат»
- Как вы думаете: где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении этой темы?
(Ответы: определить место в театре, положение фигуры на шахматной доске, в игре «морской бой», в армии, в военных действиях).
- Можно привести много других примеров из жизни, которые связаны с системой координат. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека.
- На каких уроках вы встречались с системами координат? ( На географии – долгота и широта, роза ветров, на информатике – при рисовании рисунков)
- Как вы понимает выражение: «Оставьте мне ваши координаты»? (Один человек просит у другого адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае координатами человека, т. е. это те данные, по которым можно найти конкретного человека.)
- Перед нами стоит цель: повторить все понятия, связанные с темой нашего урока и использовать ваши знания при создании графического рисунка с использованием учебной компьютерной программы.
- Математический язык – это язык цифр, чисел, символов и рисунков.
- Правильно выполненные рисунки, чертежи способны понять люди разных национальностей, здесь не существует языковых барьеров. Они могут заменить долгие разъяснения. Ведь верно выполненный рисунок к задаче залог верного ее решения. Уже в древности ученые научились заменять доказательства теорем геометрическим рисунком, чертежом.
Идея изображать числа в виде точек, а точкам давать числовые обозначения зародилась в далекой древности. Первоначальное применение координат связано с астрономией и географией, с потребностью определять положение светил на небе и определенных пунктов на поверхности Земли, при составлении календаря, звездных и географических карт.
2. Актуализация опорных знаний.
Работа с интерактивной доской.
№1. Собрать определения.
Перпендикулярные прямые, координатная плоскость, ось абсцисс, ось ординат, начало координат.
№2. Дорисовать необходимые элементы на пр. системе координат.
-Как определяется прямоугольная система координат?
-Как обозначаются и называются оси координат?
-Как записываются координаты точки на плоскости?
№3. Построить точки по заданным координатам и определить координаты построенных точек.
№4. Минутка грамматики. Вставить пропущенные буквы ( один ученик у доски, остальные по карточкам).
К…рдината, перп…ндикулярные, а…сци…, орд…нат, пара..ельные.
3.Практическое применение знаний при решении задач.
Мы научились определять координаты точек, строить точки по заданным координатам. А теперь проверим, как вы усвоили данную тему.
Звучит космическая музыка. Дети закрывают глаза и слушают учителя.
- Представьте себе, что вы находитесь теплой летней безоблачной ночью далеко от своего поселка в широком бескрайнем поле. Вы поднимаете голову вверх и вашему взору предстает чудесная картина звездного неба. Звезды, словно разноцветные горошины рассыпаны на небесной сфере. Они кажутся такими далекими, такими загадочными… Как хочется полететь к ним… Коснутся их… Сколько загадок они таят!? Сколько легенд о них существует!
- Всего существует 88 созвездий. Они имеют свои имена, часто связанные с героями мифов и легенд. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
- У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведицы. Всемогущий Зевс решил взять себе в жёны прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию Афродиты. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую Медведицу, а её любимую собаку - в Малую Медведицу и взял их на небо.
Задание. Постройте по точкам на координатной плоскости созвездие Большой Медведицы, соединяя соседние точки отрезками.
(-12;1), (-5;3), (0;2), (4;1), (6;-3), (13;-2), (13;3), (4;1).
Созвездие Малой Медведицы
(6;6); (3;7); (0;7,5); (-3;5,5); (-6;3); (-8;5); (-5;7); (-3;5,5)
(Работу выполняют в парах)
Самые яркие звезды этих созвездий, образуют фигуру, похожую на ковш, поэтому их легко найти на небе. Эти созвездия отмечают направление на север. Одна из звезд ручки ковша Малой медведицы – Полярная звезда.
Задание. Построить точки на координатной плоскости и последовательно соединить их. (Работу выполняют в парах)
Созвездие Цефея (0; 5), (– 1; 4), (– 2; 1), (1; – 1), (6; – 1), (3; 2)(-1;4)
Созвездие Кассиопеи (– 5; 0), (– 3; 2), (– 1; 0), (1; 0), (3; – 2)
Созвездие Персея (– 5; – 3), (– 2; – 2), (0; – 1), (2; – 2), (4; – 1), (5; 0), (6; 2)
(0;-1) (0,5; 1), (1; 3).
Созвездие Кита (11; – 7), (9; – 6), (10; – 5), (7; – 1), (4; – 1), (2; 0), (0; 3), (2;0)
(6; 1), (9; 2)
Созвездие Андромеды (– 2; 9), (0; 7), (1; 4), (2; – 2), (– 2; – 1)
(1;4) (– 2; 5), (– 4; 4)
Созвездие Пегаса (– 6; 8), (– 4; 9), (0; 7), (1; 5), (8; 5), (8; – 2), (0; – 1), (– 2; – 4)
(0; – 1), (– 2; – 2)
(0; – 1), (1; 5).
Учитель читает легенду, а ученики выходят со своими рисунками к доске.
Легенда.
В незапамятные времена у царя эфиопов Цефея была красавица жена – Кассиопея.
Однажды она имела неосторожность в присутствии нереид (жительниц моря) похвастаться своей красотой. Обидевшись, они пожаловались богу моря – Посейдону, и он наслал на берега Эфиопии страшное чудовище – Кита.
Тот разорял страну до тех пор, пока по совету оракула Цефей не решил принести в жертву свою прекрасную дочь – Андромеду. Ее приковали к прибрежной скале.
В это время герой Персей совершал один из своих подвигов. Он убил Медузу Горгону, женщину со змеями вместо волос, ее взгляд обращал все живое в камень. Когда Персей отсек ее голову, из тела Медузы выпорхнул крылатый конь – Пегас.
На нем Персей отправился домой. Пролетая над Эфиопией, он заметил прикованную к скале прекрасную Андромеду и влюбился в нее. Персей вступил в бой с чудовищем и одолел его. Герой освободил Андромеду и женился на ней.
Героев этого мифа фантазия древних греков поместила на небо в виде созвездий Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса и Кита.
Звучит космическая музыка.
4. Экскурсия в историю.
Д. Габрикевич рассказывает о Рене Декарте и его вкладе в математику.
Идея координат, т. е. задавать положение точки на плоскости с помощью чисел, зародилась в древности. Первоначальное их применение связано с астрономией и географией, с потребностью определить положение светил на небе, при составлении календаря, географических и звёздных карт.
Французские математики Пьер Ферма и Рене Декарт в XVII веке впервые открыли значение использования метода координат в математике. Ферма в более систематической форме, чем Декарт, развил метод координат.
Декарт впервые опубликовал изложение метода координат в книге «Геометрия», поэтому прямоугольную систему координат часто называют декартовой.
- Где же еще мы с вами встретимся с именем этого великого ученого.
- На уроках алгебры ( Учебник Алгебра-7кл, стр. 122) при изучении темы «Линейная функция и ее график» и уроках геометрии
( учебник Геометрия 7-9). Учитель знакомит учеников с новыми учебниками.
Задание. Расшифровать информацию. ( ответ: Всем удачи)
5. Домашнее задание: Индивидуальное, дифференцированное задание на лето.
6. Подведение итогов, выставление оценок.
Сегодня на уроке я узнал…
• Сегодня на уроке я научился…
• Сегодня на уроке я познакомился…
• Сегодня на уроке я повторил…
• Сегодня на уроке я закрепил…
• Сегодня на уроке я поставил бы оценку себе …
7. Рефлексия. Выбрать звезду соответствующего цвета.
( Интерактивная доска)
Важная тема
Урок понравился
Я молодец
Лёгкая тема
Мне было интересно
- Спасибо за урок.
Интернет ресурсы:
1. http://www.zapisnyh.narod.ru/dwnld.htm
3. http://www.chemtable.com/
4. http://www.zaitseva-irina.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку
технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...
Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).
Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7 класса; интеллект-карта...
урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация
решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....
урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"
урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...