Урок "Системы линейных уравнений как математические модели реальных ситуаций"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме

План-конспект урока-практикума по теме "Системы линейных уравнений как математические модели реальных ситуаций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_reshenie_zadach_s_primeneniem_slu.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Урока практикума

По теме «Системы линейных уравнений

как математические модели реальных ситуаций»

  1. Ф. И. О.: Морозова Илона Владимировна
  2. Место работы: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключи Кирово-Чепецкого района Кировской области
  3. Должность: учитель математики
  4. Предмет: математика
  5. Класс: 7
  6. Тема и номер урока в теме: «Системы линейных уравнений как математические модели реальных ситуаций», 9 урок в теме «Системы уравнений»
  7. Базовый учебник: А.Г.Мордкович. Алгебра. 7 класс. В 2 ч.М.: Мнемозина, 2010.
  8. Цель урока: расширить и углубить знания, умения учащихся по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными» с учетом индивидуального подхода.
  9. Задачи урока:
  1. предметные: развитие  навыков составления математической модели по тексту задачи, решения систем линейных уравнений;
  2. метапредметные: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах; применять изученные понятия, методы для решения задач из других дисциплин;
  3. личностные: умение грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, развитие  навыков само и взаимоконтроля
  1. Тип урока: урок – практикум
  2. Формы обучения учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, проектор

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

(мин.)

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу, знакомит с ходом урока. Ребята, сегодня на уроке вам предлагается побыть в роли исследователей в одной из выбранных областей: физика, биология, химия. На партах лежат учебники по дисциплинам, выберите для себя одну из групп. (На группы ученики разбиты заранее с учётом уровня обученности – группа выбирает науку)

Приветствуют учителя, выбирают одну из групп, проверяют готовность к уроку.

2

2

Мотивация и целеполагание

Видеоролик, слайд 1, 2

Показывает видеоролик. Предлагает учащимся дополнить фразы на доске: 1 – Автор хотел сказать нам о… 2 – Основная мысль видеоролика в том, что… 3 – Этот видеоролик показывает … Организует беседу о том, что всё взаимосвязано.  Всё взаимосвязано. Ничто не существует отдельно от остального. Всё существует для чего-то и вместе с чем-то. Древние люди, когда ещё не умели считать, поняли: чем сильнее натянута тетива лука, тем дальше полетит стрела; чем дольше горит костёр, тем теплее будет в пещере.

Мы на протяжении последних 8 уроков изучали тему СЛУ. СЛУ также не существуют отдельно от остального. Они находят применение в окружающем нас мире и различных науках, в том числе физике, химии, биологии.

Исходя из нашей беседы, попробуйте сформулировать тему урока, цель.

Тема урока: Решение задач с применением СЛУ.

Цель урока: Найти взаимосвязь СЛУ с физикой, химией, биологией и научиться применять знания по теме в решении задач этих дисциплин.

Знакомит с ходом урока. Каждая из групп сегодня будет решать задачи в выбранной области.

За работу на уроке каждый получит оценку. На доске - таблица. Приложение 1. В свободные клетки вы будете выставлять себе баллы за выполненные на уроке задания. Оценку за урок ставит учитель.

Ваша задача в каждой группе выбрать организатора, художника, секретаря. Организатор надевает атрибут выбранной науки.

Дети знакомятся со своими функциями и критериями оценки на уроке.

Организатор: организует работу группы: решение задачи, постановка вопросов, ответы на вопросы, организует оценивание работы каждого в группе.

Секретарь: выставляет баллы за работу.

Предлагает критерии оценки деятельности.

Критерии оценивания:

  1. Правильность решения
  2. Обоснованность решения
  3. Грамотность оформления на доске
  4. Правильность ответов на вопросы

Кроме баллов в таблице будет учитываться ваша активность на уроке.

Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, цель.

Распределяют роли в группе: организатор, секретарь

5

3

Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Презентация к уроку, слайды 3 - 7

Обращается к презентации, предлагает выполнить задания по теме СЛУ:

  1. выразить 1 переменную через другую,
  2. из уравнения по одной переменной найти значение другой,
  3. найти сумму и разность двух уравнений,
  4. перечислить способы решения СЛУ,
  5. перечислить возможное количество решений СЛУ. Приложение 2

Выполняют задания, записывают ответы в тетрадь, комментируют решение, проверяют в соответствии с образцом и каждый выставляют себе баллы.

5

4

Работа в группах

Презентация к уроку, слайды 8 - 12

1. Предлагает каждой группе решить задачу из выбранной ими области. Организует работу в группе. Организует выступления учащихся. На ваших партах есть 2 листа бумаги. Возьмите жёлтый. На нём написана задача Приложение 3, которую вам необходимо всей группой решить (составить СЛУ, для решения выбрать любой способ). Каждую задачу мы будем обсуждать на доске. Задача разбита на части. Каждый решает свою часть (в зависимость от уровня обученности учитель говорит, кто какую часть выполняет).

1 – составить модель

2 и 3 – работа с моделью, отвечают на вопрос задачи.

2. Предлагает группам составить задачи из выбранной области по математической модели.  Возьмите зелёный лист бумаги. На нём записана СЛУ. Ваша задача составить задачу из вашей области, математической моделью которой являлась бы данная СЛУ и решить её. Тема, по которой необходимо составить задачу для каждой группы на слайде: физики – масса тела; биологи – класс земноводные; химики – молекулярная масса вещества.

Что мы увидели в ходе выполнения этого задания?

  1. Решают задачи. Решение показывают на доске. Делают вывод о взаимосвязи выбранной науки и математики. Задают вопросы, отвечают на вопросы.  После ответа организатор организует оценивание работы каждого или оценивает. Секретарь выставляет баллы в бланк.
  2. Составляют задачу по данной математической модели на определённую учителем тему, пользуются учебником. Решают задачу.  Находят взаимосвязь СЛУ с науками.

Выставляют баллы за выполнение задания.

30

7

Рефлексия

Презентация к уроку, слайд 13

Обращает внимание на цель урока. Предлагает сделать вывод по изученному материалу.

Что было трудным?

Что было самым интересным?

Какой жизненный вывод вы можете сделать из урока?

Какова была цель урока? Найти взаимосвязь СЛУ с физикой, химией, биологией и научиться применять знания по теме в решении задач этих дисциплин. Достигли ли вы цели урока?

Выставляет оценки за урок

Обращаются к цели урока, делают вывод по уроку. Отвечают на вопросы учителя.

Обсуждают результаты.

2

8

Домашнее задание

Презентация к уроку, слайд 14

Найти в учебниках, сборниках задач, в Интернете, или придумать самому задачу из любой области, которая решалась бы с помощью СЛУ и решить.

Выбирают, записывают домашнее задание в дневник

1

Приложения к уроку

Приложение 1

Таблица промежуточных результатов учащихся

ФИ

Повторение

1 задача

2 задача

Оценка за урок

Булаев Андрей

Галимуллин Роман

Зорин Тимофей

Зяблицев Сергей

Козлов Константин

Садыгов Нияз

Шехирева Алина

Якимов Максим

Приложение 2

Индивидуальные задания на этапе актуализации опорных знаний и умений учащихся

1. Выразите в уравнениях x через y, y через x:

а) 3x – 2y = 6  б) 2x +2y = - 8

2. х = 2. Найдите значение у для каждого из уравнений:

а) 3x – y = - 2  б) 4 + х =  y 

3. Сколько решений может иметь система линейных уравнений с двумя переменными?

4. Какие способы решения СЛУ существуют?

5. Найдите сумму 2 уравнений. Найдите их разность.

а) 3x – y = - 8  б)  + y =  5 (+)

Приложение 3

Задания на этапе закрепления и применения знаний

Физики: 

За 3 ч автобус преодолевает такое же расстояние, какое проедет поезд за 2 ч.Туристы ехали 4 ч на автобусе и 3 ч на поезде, а всего они проехали 408 км. Найти скорость автобуса и скорость поезда.

Химики:

Фильтр от сигареты разлагается на 10 лет дольше, чем консервная банка. С созданием материалов, разлагающихся под воздействием света можно уменьшить период разложения фильтра в 2 раза, а консервной банки в 5 раз, тогда разница между периодами разложения будет 32 года. Найдите период разложения каждого предмета.

Биологи: Для одной лошади и двух коров выдают ежедневно 34 кг сена, а для двух лошадей и одной коровы 35 кг сена. Сколько сена выдают ежедневно для одной лошади и для одной коровы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры 7 класс: "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций"

Цель урока: продолжить формировать умение решать задачи с   помощью составления математической модели, закрепить умение решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными.Тип у...

Урок по теме "Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций" в 7 классе

Подобный урок может быть проведён с целью закрепления пройденного материала....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»

Номинация:  урок с использованием мультимедийного  приложения к УМК нового   поколения .Тема работы:  «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»

Номинация:  урок с использованием мультимедийного  приложения к УМК нового   поколения .Тема работы:  «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...

Системы линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций

Презентация содержит решение задач из учебника "Алгебра,7" А.Г. Мордковича № 14.4, 14.10, ее можно использовать как для самостоятельной работы с последующей проверкой, так для проверки домашней работы...