План-конспект урока "Осевая симметрия"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Конева Надежда Ивановна

Урок по математике 6 класса, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по теме:

«Осевая симметрия».

1

Ф.И.О.

Конева Надежда Ивановна

2

Место работы

МБОУ ООШ №3 г. Алейска

3  

Должность

Учитель математики

4

Предмет

Математика

5

Класс

6

6

Тема и номер урока в теме

38/1

7

Базовый учебник  

«Математика 6 класс» Зубарева И.И., Мордкович А.Г. 9-е изд., М.: Мнемозина 2010.

8

Цель  урока

Ввести понятие осевой симметрии и закрепить понятие центрально-симметричных фигур, серединный перпендикуляр к отрезку.

9

Задачи:

-обучающие    

-развивающие

-воспитательные

Повторить понятие центрально-симметричных фигур. Ввести понятие осевой симметрии. Научить строить точки и отрезки, симметричные относительно прямой l. Развивать навыки решения задач и уравнений.  

Развивать мышление, творческую активность, внимание, интерес к предмету, умения  пользоваться ЭОР

содействовать воспитанию активной жизненной позиции;  воспитание самостоятельности учащихся через организацию индивидуальной деятельности, аккуратности, трудолюбия.

10

Тип урока

изучение нового материала.

11

Формы работы учащихся

фронтальная, индивидуальная.

12

Оборудование

проектор, экран.

13

Краткая аннотация урока:

Данный урок в 6-м классе 1 из 3 уроков по теме «Осевая симметрия».

 Использование презентации существенно экономит время на уроке, делает работу более разнообразной, позволяет активизировать внимание учеников.

Использование ресурсов из коллекций ЦОР помогают учителю  в организации урока, делают более разнообразными формы и методы проведения урока. Деятельность учащихся я оцениваю следующим образом: на уроке чётко проявился интерес к предмету, эмоциональное состояние учащихся было приподнятым. Применение на уроке разнообразных форм и методов обучения является основной частью здоровье сберегающей технологии.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Продолжительность

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

Учитель сообщает тему и цель урока.

Записывают в тетрадь цель урока

1 мин.

2

 

Повторение, актуализация знаний учащихся

  1. 1. Вызываются к доске 3 ученика, и они решают № 301 (а, б, в)

Ответ: а) 1; б) 570; в) 280.

2. В это время учитель актуализирует знания        учащихся: проводит фронтальный опрос класса по вопросам:

  • - Что называется серединным перпендикуляром к отрезку?
  • - Как построить серединный перпендикуляр к отрезку?
  • - Каким свойством обладают точки серединного перпендикуляра к отрезку?
  • - Какие точки называются центрально-симметричными?
  • - Какие фигуры называются центрально-симметричными?

Ученики оформляют решение примеров  на доске (без комментирования)

Поднимают руки и отвечают на вопросы учителя.

6 мин.

3

Изучение нового материала.

Поисково-эврестическая деятельность.

1.Презентация

2. Осевая симметрия. Основные понятия.

I. Фронтальная работа на этапе введения новых знаний

Загадывает загадку:

Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке.

Одним я нравлюсь,

другие находят меня скучной.

Но все признают,

что я – элемент красоты.

Как вы думаете, о чем идет речь?

 Слайд № 1: Загадка

Сегодня на занятии мы прикоснемся к удивительному математическому явлению – симметрии. В древности слово «симметрия» употреблялось как «красота», «гармония». Термин «гармония» в переводе с греческого означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей». Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство. 

Слайд № 2: История симметрии

Слайд № 3: Определение симметрии, фото Г. Вейля

Учитель открывает  ресурс:

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ab9a5f35-410a-40d3-88a6-d27f37dcd725/114203/?interface=pupil&class=48&subject=16

и вместе с классом   разбирает слайды 1,2,3,4 этого ресурса, составляют конспект.

Слайд №1

Вопрос к классу:

-  по какому признаку  объединены  фигуры в рядах?

Обучающиеся должны самостоятельно обнаружить, что фигуры второго ряда – центрально-симметричные; фигуры третьего ряда симметричны, но не относительно центра; фигуры первого ряда – не симметричны. При демонстрации обязательно нажимаются эффекты анимации.

Объяснение учителя: «Фигуры третьего ряда симметричны относительно прямой, такие фигуры получаются при повороте их на 1800 относительно прямой – оси симметрии.

Слайд №2

Вопрос: Подумайте, как расположены точки А и A1 относительно прямой l. 

Здесь точки А и А1 симметричны относительно прямой l.

Слайд №3

Этапы построения точек, симметричных относительно осей симметрии, произвольным образом ориентированных в пространстве. Рассказывать и строить поэтапно.

Слайд №4

Предлагает выполнить всем в тетрадях и по одному ученику вызывает к доске, и строят симметричные относительно оси точки.

 Записывают вывод  в тетрадь: фигуры, которые можно перегнуть так, что их половинки совпали, называют симметричными относительно некоторой оси симметрии.

Выслушивают загадку.

Дают ответы на вопрос.

Смотрят на экран и слушают объяснение учителя.

Активно участвуют в беседе, пытаются сформулировать правила.  Основные моменты записывают и выполняют  в тетрадях, а желающие отвечают у доски.

8 мин.

4

Первичное закрепление новых знаний.

1.Решите № 310 (а) по рис. 54- учитель объясняет построение отрезка, симметричного отрезку АВ относительно прямой L, привлекая к объяснению учащихся.

2. Выполните построение отрезка в № 310(б) по рис. 50 и 51

Решают в тетрадях предложенные задания, отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы по решению.

12 мин.

5

Физкультминутка.

Для улучшения мозгового кровообращения: - Исходное положение – сидя на стуле.

- Плавно наклонить голову

назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 3 раза.

Темп медленный.

- Исходное положение – сидя, руки на поясе.

- Поворот головы вправо.

 -Исходное положение.

- Поворот головы влево.

- Исходное положение. Повторить 3 раза. Темп медленный.

- Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.

- Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.

- Исходное положение.

- То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо.

-Исходное положение. Повторить 3 раза. Темп медленный.

Выполняют упражнения под спокойную музыку.

2 мин.

6

Закрепление новых знаний.

Фронтальная работа на этапе закрепления новых знаний

   

3.        Фигуры, имеющие несколько осей симметрии.

1.Принцип симметрии играет важную роль в разных областях науки: математике, архитектуре, живописи, природе.

Слайд № 4: Симметрия в математике

Слайд № 5: Симметрия в русском языке

Слайд № 6: Симметрия в биологии

Слайд № 7: Симметрия в архитектуре

Слайд № 8: Все направления вместе.

2.Решить № 316(б,в)

-8-y= -14                      19+a= -3

y=6                                a= -22

проверка                       проверка

-8-6= -14                       19+(-23)= -3

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8d649f27-2eeb-46d0-bd2c-a7d5a5ffddc7/view/

Учитель предлагает посмотреть всем на экран  и ответить на вопросы, поставленные в слайде. Какие изображения фигур имеют ось симметрии, две и более оси симметрии, центр симметрии, ось и центр симметрии?

Смотрят на экран

Решают на доске и в тетрадях

Продолжают работать с ЭОР.   Смотрят на экран и отвечают на вопросы.

9 мин.

3 мин.

Домашнее задание

 Учитель задаёт задание на дом:

№ 310(в), 316(а,г), 322 (а,б), 323(а,б)

Записывают задания в дневники.

1 мин.

Итоги урока

Выводы по уроку

Рефлексия

В природе - это источник энергии, в архитектуре - элемент для создания орнаментов, в русском языке - одна из букв, в математике – фигура, имеющая несколько осей симметрии.

9 слайд: загадка

10 слайд: отгадка

11 слайд: прощание

12 слайд: Вопросы:

Я знал, что …

Для меня новым было то, что …

Отвечают на вопросы учителя

Выставляют оценки в дневники

 3 мин.

Приложение к плану-конспекту урока «Осевая симметрия».

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР  

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 Осевая симметрия. Основные понятия. 

и

презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ab9a5f35-410a-40d3-88a6-d27f37dcd725/114203/?interface=pupil&class=48&subject=16

2

Фигуры, имеющие несколько осей симметрии

п

презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8d649f27-2eeb-46d0-bd2c-a7d5a5ffddc7/view/

3

Симметрия вокруг нас

презентация

http://images.yandex.ru/?lr=197&source=wiz&uinfo=ww-1349-wh-712-fw-0-fh-506-pd-1

СОДЕРЖАНИЕ СЛАЙДОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ:

  1. Загадка
  2. Понятие симметрии
  3. Определение симметрии
  4. Симметрия в математике
  5. Симметрия в русском языке
  6. Симметрия в биологии
  7. Симметрия в архитектуре
  8. Кластер «Симметрия»
  9. Загадка
  10. Отгадка
  11. Рефлексия
  12. Симметрия вокруг нас

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
  2. Повышение мотивации за счёт использования демонстрации, наглядности.
  3. Формирование информационной культуры и компетентности школьников.
  4. Создание необходимого эмоционального фона.
  5. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Осевая симметрия».

Урок по математике 6 класса, с применением ЭОР, ориентированный на учебник «Математика 6 класс» Зубарева И.И., Мордкович А.Г. 9-е изд., М.: Мнемозина 2010, урок изучения нового материала....

План - конспект урока по геометрии "Осевая и центральная симметрии"

Тема урока: "Осевая и центральная симметрии"Цели урока:Рассмотреть понятие осевой и центральной симметрии, как свойства некоторых геометрических фигур. Научить строить симметричные точки и распознават...

План - конспект урока в 8 классе по теме "Удивительный мир симметрии"

Урок повторения и обобщения темы "Симметрия": осевая симметрия, центральная симметрия, презентация урока....

"Симметрия в декоративно-прикладном искусстве" План-конспект урока по ИЗО 2 кл. Программа Л.Г.Савенкова

План-конспект урока по ИЗО 2 класс "Симметрия в декоративно-прикладном искусстве".Программа Л.Г.Савенкова...

План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Осевая симметрия"

Урок объяснения нового материала в  6 классе по учебнику А.Г.Мордковича...

План -конспект урока "симметрия вокруг нас"

Урок по теме " Симметрия вокруг нас"...

План-конспект урока по геометрии в 8 классе на тему: "Осевая и центральная симметрия"

План-конспект урока по геометрии в 8 классе на тему: "Осевая и центральная симметрия" по учебнику  Л.., Бутузова .Ф., С., Геометрия[] / Л.. Атанасян, .Ф , С.Кадомцев: . для 7-9 .общеобр...