"Симметрия в декоративно-прикладном искусстве" План-конспект урока по ИЗО 2 кл. Программа Л.Г.Савенкова
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) по теме
План-конспект урока по ИЗО 2 класс "Симметрия в декоративно-прикладном искусстве".Программа Л.Г.Савенкова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Белгородского района Белгородской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Разработка урока по изобразительному искусству
По программе Л. Г. Савенковой 2 класс
Симметрия в декоративно-прикладном искусстве
Учитель изобразительного искусства
Чегринцева Татьяна Николаевна
2012-2013 год.
Тема урока: «Симметрия в декоративно-прикладном искусстве» 2 класс
(Урок систематизации и обобщения знаний и умений)
Образовательные цели:
- Сформировать понятия у учащихся о значении и роли применения симметрии в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве; показать какой глубокий смысл заложен в этом понятии; выяснить, почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир; показать, что симметрия – это одно из слагаемых красоты в искусстве.
- Воспитывать любовь к прекрасному; воспитывать активность, умение доказывать свою точку зрения; развивать умение вести индивидуальную, групповую дискуссию; формирование ответственности каждого за конечные результаты работы в группе, этичного поведения при обсуждении, самооценки качества своего труда.
- Развивать способность к творчеству и научной фантазии; развивать работоспособность, чёткость и реализм в своих суждениях и выводах.
Задачи учебного занятия:
Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям. Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.
Для учащихся:
Цель: обобщение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях при выполнении задания.
Задачи: изготовить индивидуально-коллективную работу.
Оснащение: цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, заготовки для декоративной работы, иллюстрации с изображением симметричных декоративных предметов, зданий. Презентация «Симметрия в декоративно- прикладном искусстве».
Ход учебного занятия.
Ребята, я рада вас всех сегодня видеть. У вас хорошее сейчас настроение? Передайте ваше настроение по цепочке друг другу, прикоснувшись, ладошка к ладошке. Зарядились? Вот и хорошо!
Сегодня нам всем придётся потрудиться. А для этого нам потребуется усердие, аккуратность и творческий подход к делу.
В 1 классе на внеклассном занятии мы с вами выполняли ажурное вырезание, и вам было дано задание вспомнить этот вид работы и вырезать ажурное изображение бабочки. Покажите мне, как вы справились с этим заданием (дети поднимают своих бабочек вверх). Молодцы, что не забыли как выполняется этот вид деятельности.
Напомните мне, а как у вас получились одинаковые половинки (ответ учащихся: при складывании бумаги вдвое). А как можно назвать эти половинки (они симметричны). А что вы знаете о симметрии? (ответ детей: это линия по обе стороны от которой имеются одинаковые изображения или элементы).
А вы знаете, что есть центральная симметрия? А как вы думаете, что это такое?
Давайте посмотрим презентацию о симметрии.
Просмотр презентации
Для человеческого разума симметрия всегда обладала особой притягательной силой. Многим творениям человеческих рук придается симметричная форма. Симметричные мозаики, фрески, архитектурные ансамбли будят в людях чувство прекрасного, музыкальные и поэтические произведения вызывают восхищение именно своей гармоничностью. Таким образом, можно говорить о принадлежности симметрии к категории прекрасного. Обобщенное понятие симметрии используется и в поэзии, и художественной литературе.
Симметрия проявляется в многообразных структурах и явлениях неорганического мира и живой природы. Окружающий нас мир заполнен симметричными природными объектами: пчелиные соты, формы кристаллов. Кристаллы издавна восхищали своим совершенством, строгой симметричностью форм. Каждая снежинка - это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией.
Постановка проблемной ситуации:
А кто из вас имеет желание выполнить аппликацию из различных архитектурных элементов на доске? (Дети поднимают руки, и выполняют задание у доски).
Сейчас у нас в стране полным ходом идёт индивидуально - жилищное строительство. Перед застройщиками всегда встаёт проблема, какой построить дом, чтобы он был красивым и удобным, да ещё и недорогим. Вот представьте, что вам довелось быть архитектором своего дома. В каком бы доме вам хотелось жить? (ответ учащихся: высоким, красивым, уютным, просторным, тёплым)
А что в вашем понятии означает «красивый». А какой дом вы считаете, будет красивым? Давайте посмотрим, какие бывают дома
(показать презентацию с объяснениями и комментариями).
В объяснении заострить внимание на симметричность форм и элементов украшения здания. Наиболее ясны и уравновешены здания с симметричной композицией. Такие здания были характерны для архитектуры эпохи классицизма, которые имеют четкие прямолинейные формы и симметричные композиции.
Впечатление от здания во многом зависит от ритма, т.е. от четкого распределения и повторения в определенном порядке объемов зданий или отдельных архитектурных форм на здании (колонн, окон, рельефов и т.д.). Преобладание элементов вертикального ритма - колонн, арок, проемов, пилястр - создает впечатление облегченности, устремленности вверх. Наоборот, горизонтальный ритм - карнизы, фризы, пояса - придает зданию впечатление приземистости, устойчивости.
Нам бы очень хотелось, чтобы современные архитекторы при проектировании зданий и других архитектурных сооружений использовали различные виды симметрии не только для украшения фасадов, но и при планировке. Важно, чтобы при реставрации старых зданий не нарушался архитектурный стиль того времени. Много примеров использования симметрии дает старая русская архитектура: сторожевые башни, колокольни, внутренние опорные столбы. Более поздние каменные русские храмы, дворцы, садово-парковые ансамбли тоже несут на себе отпечаток симметрии.
Ребята, какие особенности вы, увидели в архитектуре? (учащиеся делают выводы о том, что симметрия придаёт дому упорядоченность и строгость).
Понятие симметрии хорошо знакомо и играет важную роль в повседневной жизни. Многим творениям человеческих рук умышленно придается симметричная форма, как из эстетических, так и практических соображений.
В древности слово «симметрия» употреблялось как «гармония», «красота». Действительно, по-гречески оно означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Симметрия - то, что нас окружает ежедневно. Листья деревьев, птицы, автомобили и многое окружающее нас в этом мире обладает симметрией. На основе природных форм, создаётся декоративно-прикладное искусство.
(Продолжение презентации)
«Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано? Разве во всем в жизни есть симметрия?» Л. Толстой «Отрочество»
Мы видим симметрию везде, в вышивке, посуде, одежде, мебели и других видах декоративно-прикладного искусства. Значит, люди неплохо относятся к ней, раз используют в своих целях: для красоты, удобства, и изучения, то есть она им нужна и играет в их жизни значительную роль.
Так как же мы сформулируем тему нашего урока? (ответ учащихся «Симметрия»).
Правильно «Симметрия в декоративно – прикладном искусстве».
Посмотрите, как можно выполнить это задание.
Демонстрация приёма работы ножницами
Показать, как можно выполнить симметричные аппликационные изображения зданий способом складывания бумаги вдвое.
Многие архитекторы используют природные формы в своих сооружениях и конструкциях.
Обратите внимание на изображения, выполненные по правилам симметрии (демонстрация различных изображений).
Симметрия - есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить создать порядок, красоту и совершенство.
А сейчас приступаем к выполнению задания.
Я дам вам каждому определённое задание. Ведь в микрорайоне должны быть не только жилые дома, но и общественные. А что значит общественные? (школы детские сады, больницы, церковная архитектура, магазины и т.д.)
Каждая группа будет выполнять одно общественное здание, используя правила симметрии. Не забудьте украсить ваши здания.
Посмотреть, как учащиеся у доски выполнили задание. Дать оценку, привлекая мнение учащихся.
Напомнить о технике безопасности работы ножницами.
Во время работы включить тихую мелодию для эмоционального настроя в работе.
Проконтролировать работу всех групп. На доске разместить работы учащихся. Дать возможность оценить их самостоятельно.
Провести физкультминутку
Упражнение «Буратино»:
Буратино потянулся,
Руки в стороны развел,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
По окончании выполнения задания, предложить учащимся выполнить ещё одно задание на симметричность в декоративной работе. Из заготовок изготовить поздравительные открытки.
Во время работы оказывать помощь учащимся, которые испытывают затруднение.
Ребята, а где мы можем применить знания, полученные на уроке? (можно сделать подарок близким людям, друзьям).
В конце урока предложить детям обменяться открытками, т. е. подарить друг другу.
Домашнее задание. Рассмотреть архитектурное строение зданий.
Подведение итога урока.
Рефлексия деятельности
Отметить активных учащихся, выставить оценки в журнал.
Поблагодарите друг друга за совместную деятельность, пожмите руку, улыбнитесь и поаплодируйте друг другу. Учитель благодарит за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждая снежинка - это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией.
На основе природных форм, создаётся декоративно-прикладное искусство. Лист, снежинка, бабочки – это примеры осевой симметрии.
«Симметрия … есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить создать порядок, красоту и совершенство». В древности слово «симметрия» употреблялось как «гармония», «красота». Действительно, по-гречески оно означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».
Понятие симметрии хорошо знакомо и играет важную роль в повседневной жизни. Многим творениям человеческих рук умышленно придается симметричная форма как из эстетических, так и практических соображений.
Принцип симметрии играет важную роль в архитектуре. “Архитектура – по словам Н.В. Гоголя – это летопись мира”. Она несет в себе уникальную информацию о жизни людей в давно прошедшие исторические эпохи. А научиться чувствовать и понимать величие замечательных творений зодчих – значит, научиться читать страницы летописи мира, своей страны – великой России.
Московский государственный университет имени М.В Ломоносова. Архитектор Л. Руднев
Неописуемая красота и правильность утончённых ажурных форм средневековых готических соборов создают лёгкость движения устремлённого ввысь. Миланский собор в Италии Строительство длилось 400 лет
Тадж Махал. Индия. Архитектор Иса Кхан. Воспетый поэтами символ любви Шаха Джахана к жене, Мумтаз Махал. Здание строилось 22 года, на строительство собрали со всей страны больше двадцати тысяч человек. Главный архитектор, ширазский Устад (что означает «мастер») Иса Кхан получил неограниченные полномочия, и он их оправдал. Мрамор привозили за 300 километров из уникальной раджпутанской каменоломни. По легенде, к строительству были привлечены иностранные архитекторы - венецианец и француз, но их подлинные имена не дошли
Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Архитектры Барма и Постник Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо.
Много примеров использования симметрии дает старая русская архитектура: сторожевые башни, колокольни, внутренние опорные столбы. Более поздние каменные русские храмы, дворцы, садово-парковые ансамбли тоже несут на себе отпечаток симметрии.
Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева.
Л. Толстой «Отрочество» «Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано? Разве во всем в жизни есть симметрия?»
Мы видим симметрию везде, в вышивке, посуде, одежде, мебели и других видах декоративно-прикладного искусства. Значит, люди неплохо относятся к ней, раз используют в своих целях: для красоты, удобства, и изучения, то есть она им нужна и играет в их жизни значительную роль. Так что же такое симметрия?
Симметрия – это гармония красота, равновесие и устойчивость Творческих вам успехов! Творческих вам успехов! Творческих вам успехов! Творческих вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТЕКЛЯННЫХ ОБЪЕКТОВ» (декоративно – прикладное творчество) 5 - 9 классы Срок реализации программы 1 год
Дополнительная образовательная программа «Декоративное оформление стеклянных сосудов», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характе...
Открытый урок по декоративно-прикладной композиции с применением ИКТ "Декоративное панно для украшения интерьера"
Цели урока - знакомство с новым видом росписи по ткани, некоторыми творческими технологиями быстрого декорирования, вспомнить и закрепить полученные ранее знания о цветоведении и композции...
Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».
Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...
Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Студия прикладного искусства»
Рабочая программа...
Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Студия прикладного искусства»
Рабочая программа...
конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства, комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...