"Симметрия в декоративно-прикладном искусстве" План-конспект урока по ИЗО 2 кл. Программа Л.Г.Савенкова
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) по теме

Чегринцева Татьяна Николаевна

План-конспект урока по ИЗО 2 класс "Симметрия в декоративно-прикладном искусстве".Программа Л.Г.Савенкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Управление образования администрации Белгородского района Белгородской области

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

 

                   

 

Разработка урока по изобразительному искусству

По программе Л. Г. Савенковой 2 класс

Симметрия в декоративно-прикладном искусстве

 

 

 

                                                         

                                                                    Учитель  изобразительного искусства

                                                                   Чегринцева Татьяна Николаевна

                                                         

2012-2013 год.

Тема урока: «Симметрия в декоративно-прикладном искусстве» 2 класс

(Урок систематизации и обобщения знаний и умений)

Образовательные цели:

  1. Сформировать   понятия у  учащихся о значении и роли применения симметрии в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве; показать какой глубокий смысл заложен в этом понятии; выяснить, почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир;   показать, что симметрия – это одно из слагаемых красоты в  искусстве.
  2. Воспитывать любовь к прекрасному; воспитывать активность, умение доказывать свою точку зрения; развивать умение вести индивидуальную, групповую дискуссию; формирование ответственности каждого за конечные результаты работы  в группе, этичного поведения при обсуждении,  самооценки качества своего труда.
  3. Развивать способность к творчеству и научной фантазии; развивать работоспособность, чёткость и реализм в своих  суждениях и выводах.

 Задачи учебного занятия:

 Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

 Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.   Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Для учащихся:

 Цель: обобщение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях при выполнении задания.

Задачи: изготовить индивидуально-коллективную работу.

Оснащение: цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, заготовки для декоративной работы, иллюстрации с изображением симметричных                    декоративных предметов, зданий. Презентация «Симметрия в декоративно- прикладном искусстве».

Ход учебного занятия.

   Ребята, я рада вас всех сегодня видеть. У вас хорошее сейчас настроение?       Передайте ваше настроение по цепочке друг другу, прикоснувшись, ладошка к ладошке. Зарядились? Вот и хорошо!

   Сегодня нам всем придётся потрудиться. А для этого нам потребуется усердие, аккуратность и творческий подход к делу.

   В 1 классе на внеклассном занятии мы с вами выполняли ажурное вырезание, и вам было дано задание вспомнить этот вид работы и вырезать ажурное изображение бабочки. Покажите мне, как вы справились с этим заданием (дети поднимают своих бабочек вверх). Молодцы, что не забыли как выполняется этот вид деятельности.

    Напомните мне, а как у вас получились одинаковые половинки (ответ учащихся: при складывании бумаги вдвое). А как можно назвать эти половинки (они симметричны). А что вы знаете о симметрии? (ответ детей: это линия по обе стороны от которой имеются одинаковые изображения или элементы).

   А вы знаете, что есть центральная симметрия? А как вы думаете, что это такое?

Давайте посмотрим презентацию о симметрии.

Просмотр презентации

   Для человеческого разума симметрия всегда обладала особой притягательной силой. Многим творениям человеческих рук придается симметричная форма. Симметричные мозаики, фрески, архитектурные ансамбли будят в людях чувство прекрасного, музыкальные и поэтические произведения вызывают восхищение именно своей гармоничностью. Таким образом, можно говорить о принадлежности симметрии к категории прекрасного. Обобщенное понятие симметрии используется и в поэзии, и художественной литературе.

Симметрия проявляется в многообразных структурах и явлениях неорганического мира и живой природы. Окружающий нас мир заполнен симметричными природными объектами: пчелиные соты, формы кристаллов. Кристаллы издавна восхищали своим совершенством, строгой симметричностью форм. Каждая снежинка - это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией.

 Постановка проблемной ситуации:

 А кто из вас имеет желание выполнить аппликацию из различных архитектурных элементов на доске? (Дети поднимают руки,  и выполняют задание у  доски).

   Сейчас у нас в стране полным ходом идёт индивидуально - жилищное строительство. Перед застройщиками всегда встаёт проблема, какой построить дом, чтобы он был красивым и удобным, да ещё и недорогим. Вот представьте, что вам довелось быть архитектором своего дома. В каком бы доме вам хотелось жить? (ответ учащихся: высоким, красивым, уютным, просторным, тёплым)

А что в вашем понятии означает «красивый». А какой дом вы считаете, будет красивым? Давайте посмотрим, какие бывают дома

(показать  презентацию с объяснениями и комментариями).

   В объяснении заострить внимание на симметричность  форм и элементов украшения здания. Наиболее ясны и уравновешены здания с симметричной композицией. Такие здания были характерны для архитектуры эпохи классицизма, которые имеют четкие прямолинейные формы и симметричные композиции.

   Впечатление от здания во многом зависит от ритма, т.е. от четкого распределения и повторения в определенном порядке объемов зданий или отдельных архитектурных форм на здании (колонн, окон, рельефов и т.д.). Преобладание элементов вертикального ритма - колонн, арок, проемов, пилястр - создает впечатление облегченности, устремленности вверх. Наоборот, горизонтальный ритм - карнизы, фризы, пояса - придает зданию впечатление приземистости, устойчивости.

     Нам бы очень хотелось, чтобы современные архитекторы при проектировании зданий и других архитектурных сооружений использовали различные виды симметрии не только для украшения фасадов, но и при планировке. Важно, чтобы при реставрации старых зданий не нарушался архитектурный стиль того времени. Много примеров использования симметрии дает старая русская архитектура: сторожевые башни, колокольни, внутренние опорные столбы. Более поздние каменные русские храмы, дворцы, садово-парковые ансамбли тоже несут на себе отпечаток симметрии.

   Ребята,  какие особенности вы, увидели в архитектуре? (учащиеся делают выводы о том, что симметрия придаёт дому упорядоченность и строгость).

   Понятие симметрии хорошо знакомо и играет важную роль в повседневной жизни. Многим творениям человеческих рук умышленно придается симметричная форма, как из эстетических, так и практических соображений.

   В древности слово «симметрия» употреблялось как «гармония», «красота». Действительно, по-гречески оно означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Симметрия - то, что нас окружает ежедневно. Листья деревьев, птицы, автомобили и многое окружающее нас в этом мире обладает симметрией.  На основе природных форм, создаётся декоративно-прикладное искусство.

(Продолжение презентации)

«Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано? Разве во всем в жизни есть симметрия?»  Л. Толстой «Отрочество»

Мы видим симметрию везде, в вышивке, посуде, одежде, мебели и других видах декоративно-прикладного искусства. Значит, люди неплохо относятся к ней, раз используют в своих целях: для красоты, удобства, и изучения, то есть она им нужна и играет в их жизни значительную роль.

Так как же мы сформулируем тему нашего урока? (ответ учащихся «Симметрия»).

Правильно «Симметрия в декоративно – прикладном искусстве».

 Посмотрите, как можно выполнить это задание.

Демонстрация приёма работы ножницами

Показать, как можно выполнить симметричные аппликационные изображения зданий способом складывания бумаги вдвое.

Многие архитекторы используют природные формы в своих сооружениях и конструкциях.

Обратите внимание на изображения, выполненные по правилам симметрии (демонстрация различных изображений).

 Симметрия - есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить  создать порядок, красоту и совершенство.

   А сейчас приступаем к выполнению задания.

Я дам вам каждому определённое задание. Ведь в микрорайоне должны быть не только жилые дома, но и общественные. А что значит общественные? (школы детские сады, больницы, церковная архитектура, магазины и т.д.)

Каждая   группа будет выполнять одно общественное здание, используя правила симметрии. Не забудьте украсить ваши здания.

Посмотреть, как учащиеся у доски выполнили задание. Дать оценку, привлекая  мнение учащихся.

Напомнить о технике безопасности работы ножницами.

Во время работы включить тихую мелодию для эмоционального настроя в работе.

 Проконтролировать работу всех групп. На доске разместить  работы учащихся. Дать возможность оценить их самостоятельно.

Провести физкультминутку

 Упражнение «Буратино»:

    Буратино потянулся,

    Руки в стороны развел,

    Раз – нагнулся,

    Два – нагнулся,

    Ключик, видно, не нашел.

    Чтобы ключик нам достать,

    Нужно на носочки встать.

    А теперь мы сядем дружно,

    Нам еще работать нужно.

По окончании выполнения задания, предложить учащимся выполнить ещё одно задание на симметричность в декоративной работе. Из заготовок изготовить поздравительные открытки.

Во время работы оказывать помощь  учащимся, которые испытывают затруднение.

   Ребята, а где мы можем применить знания, полученные на уроке? (можно сделать подарок близким людям, друзьям).

В конце урока предложить детям обменяться открытками, т. е. подарить друг другу.

Домашнее задание. Рассмотреть архитектурное строение  зданий.

Подведение итога урока.

Рефлексия деятельности

Отметить активных учащихся, выставить оценки в журнал.

Поблагодарите друг друга за совместную деятельность, пожмите руку, улыбнитесь и поаплодируйте друг другу.   Учитель  благодарит за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Симметрия в декоративно- прикладном искусстве Окружающий нас мир заполнен симметричными природными объектами: пчелиные соты, формы кристаллов, растения, животные, люди и их рукотворчество. Кристаллы издавна восхищали своим совершенством, строгой симметричностью форм.

Слайд 2

Каждая снежинка - это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией.

Слайд 3

На основе природных форм, создаётся декоративно-прикладное искусство. Лист, снежинка, бабочки – это примеры осевой симметрии.

Слайд 4

«Симметрия … есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить создать порядок, красоту и совершенство». В древности слово «симметрия» употреблялось как «гармония», «красота». Действительно, по-гречески оно означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».

Слайд 5

Понятие симметрии хорошо знакомо и играет важную роль в повседневной жизни. Многим творениям человеческих рук умышленно придается симметричная форма как из эстетических, так и практических соображений.

Слайд 7

Принцип симметрии играет важную роль в архитектуре. “Архитектура – по словам Н.В. Гоголя – это летопись мира”. Она несет в себе уникальную информацию о жизни людей в давно прошедшие исторические эпохи. А научиться чувствовать и понимать величие замечательных творений зодчих – значит, научиться читать страницы летописи мира, своей страны – великой России.

Слайд 8

Московский государственный университет имени М.В Ломоносова. Архитектор Л. Руднев

Слайд 9

Неописуемая красота и правильность утончённых ажурных форм средневековых готических соборов создают лёгкость движения устремлённого ввысь. Миланский собор в Италии Строительство длилось 400 лет

Слайд 10

Тадж Махал. Индия. Архитектор Иса Кхан. Воспетый поэтами символ любви Шаха Джахана к жене, Мумтаз Махал. Здание строилось 22 года, на строительство собрали со всей страны больше двадцати тысяч человек. Главный архитектор, ширазский Устад (что означает «мастер») Иса Кхан получил неограниченные полномочия, и он их оправдал. Мрамор привозили за 300 километров из уникальной раджпутанской каменоломни. По легенде, к строительству были привлечены иностранные архитекторы - венецианец и француз, но их подлинные имена не дошли

Слайд 11

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Архитектры Барма и Постник Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо.

Слайд 12

Много примеров использования симметрии дает старая русская архитектура: сторожевые башни, колокольни, внутренние опорные столбы. Более поздние каменные русские храмы, дворцы, садово-парковые ансамбли тоже несут на себе отпечаток симметрии.

Слайд 13

Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева.

Слайд 14

Л. Толстой «Отрочество» «Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано? Разве во всем в жизни есть симметрия?»

Слайд 15

Мы видим симметрию везде, в вышивке, посуде, одежде, мебели и других видах декоративно-прикладного искусства. Значит, люди неплохо относятся к ней, раз используют в своих целях: для красоты, удобства, и изучения, то есть она им нужна и играет в их жизни значительную роль. Так что же такое симметрия?

Слайд 16

Симметрия – это гармония красота, равновесие и устойчивость Творческих вам успехов! Творческих вам успехов! Творческих вам успехов! Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТЕКЛЯННЫХ ОБЪЕКТОВ» (декоративно – прикладное творчество) 5 - 9 классы Срок реализации программы 1 год

            Дополнительная образовательная программа  «Декоративное оформление стеклянных сосудов», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характе...

Открытый урок по декоративно-прикладной композиции с применением ИКТ "Декоративное панно для украшения интерьера"

Цели урока - знакомство с новым видом росписи по ткани, некоторыми творческими технологиями быстрого декорирования, вспомнить и закрепить полученные ранее знания о цветоведении и композции...

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...