Урок исследование по теме "Теорема Виета"
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Предлагаю урок исследование по теме "Теорема Виета". На данном уроке дети учатся формулировать гипотезу. Учащиеся знакомятся с методами исследования, находят по руководством учителя пути решения проблемы. На уроке показано применение данного материала его значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terema_vieta.doc | 413.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Битюцких Л.П., учитель математики,
МКОУ «Частоозерская СОШ»,
Курганская обл.
Тема урока «Теорема Виета».
8 класс.
Тип урока: урок - исследование.
Задачи урока:
- Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при изучении нового материала. «Открыть» теорему Виета. Научиться применять ее при решении приведенных квадратных уравнений, при составлении уравнений по его корням. Познакомить учащихся с методами исследования (теоретическими и эмпирическими).
- развивать интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать.
- Уделить внимание эстетическому воспитанию, показать учащимся, что математика имеет свою красоту и изящество.
Оборудование: чертежные инструменты, компьютер, мультимедийный проектор.
Девиз урока: «Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Франс Анатоль.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Учитель: Какую тему учили на прошлом уроке? Вспомним способы решения квадратных уравнений.
ax2 +bx +c =0
- D=b2 – 4ac. x1x2 =
- D=k2 – ac. x1x2 =
- a + b + c=0. x1=1 x2=
Учитель: Сегодня на уроке постараемся все вместе найти новый способ решения квадратных уравнений, используя интересную теорему. Она носит название «Теорема Виета».
Задача урока: «открыть» теорему Виета, и так запишем тему урока. Слайд 1. «Теорема Виета».
Учитель: Сегодня урок - исследование. Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока вы будите сами оценивать свою работу на маршрутных листах.
Отлично – Сомневаюсь - Не получается -
Учитель: Поможет нам «открыть» теорему Виета путешествие по станциям.
Слайд 2. Станции:
- Теоретическая.
- Исследовательская.
- Историческая.
- Практическая.
- Лирическая.
- Изучение нового материала.
Слайд 3.Станция теоретическая.
Учитель: Из двух данных уравнений, какое легче решить?
Слайд 4.
6x2 – 18x + 12 = 0 (1)
x2 – 3x + 2 = 0 (2)
Учитель: Почему второе уравнение решать легче? Как из (1) получить (2)?
(вспомнить правило равносильности уравнений). Второе уравнение имеет особое название. Какое?
Из уравнения ax2 + bx +с = 0 получите приведенное квадратное уравнение.
ax2 + bx +с = 0 (разделим обе части уравнения на а)
x2 + + = 0 – запись не очень удобная, поэтому ввели обозначения.
x2 + px + q = 0, и
Учитель: Сегодня на уроке нас будут интересовать именно такие уравнения. Теорему Виета будем открывать для таких уравнений.
Слайд 5Станция исследовательская..
Учитель: Вспомним методы исследования.
В соответствии с тремя уровнями усвоения материала класс разбит на группы учеников 1-«Продвинутые», 2-«Обученные», 3-«Некомпетентные».
Каждая группа получает уравнения для решения. 1 и 2 группа решают самостоятельно. 3группа решает у доски под руководством учителя.
Слайд 6. Решить уравнения.
x2 – 3x + 2 = 0 x2 + 11x – 12 = 0 x2 – 5x + 4 = 0
x2 – 2x – 3 = 0 x2 + x – 6 = 0 x2 + 5x – 6 =0
Учитель: Заполним все вместе таблицу.
№ | p | q | X1 | X2 |
1 | -3 | 2 | 1 | 2 |
2 | -2 | -3 | -1 | 3 |
3 | 11 | -12 | 1 | -12 |
4 | 1 | -6 | 2 | -3 |
5 | -5 | 4 | 1 | 4 |
6 | 5 | -6 | 1 | -6 |
Опытным путем подошли к закономерности.
Найти закономерность между p, q и x1, x2.
Как зная корни уравнения, найти p и q?
Слайд 7.
Гипотеза: Если дано приведенное квадратное уравнение, то сумма корней равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену.
Учитель: Решить уравнение: x2 – 4x + 8 = 0.
Вопрос: Для всех ли уравнений подходит это утверждение? Значит, формулировка требует уточнения.
Слайд 8. Если приведенное квадратное уравнение имеет корни x1 и x2 , то
x1 + x2 = - p
x1 × x2 = q.
Учитель: Проверили опытным путем только на 6 уравнениях, но математика наука точная, чтобы утверждать, надо доказать.
Еще Леонардо да Винчи говорил «Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства».
1 группа доказывает самостоятельно, 2 группа самостоятельно изучает доказательство по учебнику, стр. 127-128. 3 группа работает с учителем у доски.
x2 + px + q = 0.
- D> 0. D= p2 – 4q. x1 = x2 =
x1 + x2 = + = = = - p.
x1 × x2 = × = = = = =q.
- D=0. x1= x2 = = D=- 4q
0=-4q, =4q
x1 + x2 = + = = -p.
x1 × x2 = × = = = q.
Гипотеза доказана, она получила название теоремы Виета.
Слайд 9. Станция историческая.
Франсуа Виет – французский математик, положивший начало алгебре как науке о решении уравнений. Родился в 1540 году на юге Франции. Знаменитую теорему открыл в 1591 году.
Умер в 1603 году.
V. Закрепление материала.
Слайд 10.Станция практическая.
Учитель: Любая исследовательская работа должна иметь практическое применение. Рассмотрим практическое применение теоремы Виета.
Слайд 11. При решении приведенных квадратных уравнений (можно решать не решая).
Учитель: Назовите корни уравнений.
x2 – 9x + 20 = 0. (5 и 4)
x2 + 11x – 12 = 0. (-12 и 1)
x2 + x – 56 = 0. (7 и 8)
Слайд 12. Если x1 и x2 корни уравнения, то x1 + x2 = -p и x1 ×x2 = q.
Учитель: Можно составлять примеры самим. Составить уравнения по имеющимся корням:
- 4 и -6 (x2 + 2x – 24 =0)
- 7 и -2 (x2 - 5x -14 =0)
Слайд13. Метод пристального взгляда.
Учитель: Решите устно уравнение, где b- 2010 год и с – 2011 год.
x2 + 2010x – 2011 = 0.
Слайд 14. При решении систем уравнений.
x + y = 5,
x × y = 6.
Слайд 15.Станция лирическая.
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни - и дробь уж готова:
В числителе с, в знаменателе a,
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта, что за беда –
В числителе b, в знаменателе a.
- Рефлексия.
Учитель: Посмотрите на маршрутные листы. Все ли этапы вы отметили?
Оцените значком последний этап – Как я работал?
- Домашнее задание.
П. 24, №583, №596 (1столбик), №599. Для отличников и хорошистов доказательство теоремы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по алгебре "Теорема Виета"
Данный урок является первым по теме “Теорема Виета”.Он проводится по методике развивающего обучения, основным требованием которой является то, что знания не предоставляются учителем в готовом ви...
Открытый урок по теме "Теорема Виета и ее применение"
Этот урок я провела в рамках городского семинара учителей математики....
урок по теме "Терема Виета"
методическая разработка содержит основные типы задач на применение теоремы Виета...
Разработка урока по теме "Теорема Виета"
Данная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована учителями математики при изучении темы «Терема Виета» в 8 классе по учебнику Мордковича А. Г.Материалы помогут ...
План-конспект урока по теме "Теорема Виета"
На данном уроке используются ЭОР....
Разработки уроков по теме "Теорема Виета"
Конспекты уроков в 8 классе (УМК под редакцией С.А. Теляковского) по теме: "Теорема Виета"...
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...