Разработка урока по теме "Теорема Виета"
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

Данная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована учителями математики   при изучении темы «Терема Виета» в 8 классе по учебнику Мордковича А. Г.

Материалы помогут учителю познакомить учащихся с важными математическими понятиями с использованием элементов технологии деятельностного подхода и критического мышления, информационно-компьютерных технологий.

Средства ИКТ, применяемые на данном уроке позволяют снять напряжение и повысить мотивацию учащихся. На уроке активизируется творческая деятельность учащихся, развиваются умения самостоятельной и групповой работы, коммуникативности, индивидуальных творческих способностей.

На уроке используются ЭОРы, взятые из единой коллекции ФЦИОР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальные карточки

Карточка №1

Решить уравнение:

 Карточка №2

Разложить на множители квадратный трехчлен:  

Карточка №3

При каких значениях p уравнение
 

 имеет 1 корень?

Индивидуальные карточки во время работы групп

Карточка №3

Дано квадратное уравнение

 

Известно, что D>0

Найти: х12 

Каточка №4

Дано квадратное уравнение

 

Известно, что D>0

Найти: х1∙х2

Карточки для групповой работы

1 группа:

Заполнить таблицу

b

x1+x2

с

x1∙x2

Сравните сумму и произведение корней уравнения с его  коэффициентами

Сделайте вывод: какая существует зависимость между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами.

2 группа:

Заполнить таблицу

b

x1+x2

с

x1∙x2

Сравните сумму и произведение корней уравнения с его  коэффициентами

Сделайте вывод: какая существует зависимость между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами.

3 группа:

Заполнить таблицу

b

x1+x2

с

x1∙x2

Сравните сумму и произведение корней уравнения с его  коэффициентами

Сделайте вывод: какая существует зависимость между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами.

4 группа:

Заполнить таблицу

b

x1+x2

с

x1∙x2

Сравните сумму и произведение корней уравнения с его  коэффициентами

Сделайте вывод: какая существует зависимость между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами.

1. Найти корни уравнения:

х2 – 10х +16=0

х1 ∙ х2=                   х1=

х1 +х2=                  х2=

х2 + 5х +6=0

х1 ∙ х2=                   х1=

х1 +х2=                  х2=

2. Составить уравнение, если корни уравнения равны:

х1=2   и   х2= - 5

х1 ∙ х2=                       х2 ……х …. =0

х1 +х2=      

х1= - 9   и   х2= - 3

х1 ∙ х2=                       х2 ……х …. =0

х1 +х2=      

Карточки для домашнего задания

Домашнее задание.

1 вариант

Решить уравнения. Подставить значения корней в координаты точек. В системе координат отметить эти точки и последовательно их соединить:

1)  х2 – 14х + 40=0            А(меньший корень; больший корень)

2)  х2 – 16х + 48=0            В(меньший корень; больший корень)

3)  х2 – 12х + 11=0            С(меньший корень; больший корень)

4) х2 – 16=0                       Д(больший корень; 10)

5) х2 – 7х + 12=0               Е( больший корень; меньший корень)

6) х2 – 13х + 30=0             К(больший корень; меньший корень)

7) х2 – 6х – 16 =0              М(больший корень; меньший корень)

8) х2 + 8х + 12 =0             Н(меньший корень; больший корень)

9) х2 + 8х – 33=0              Р(меньший корень; больший корень)

10 ) х2 – 9=0                     У(4; больший корень)

11) х2 – 2х – 3 =0             Х(меньший корень; больший корень)

12) х2 – 15х + 50=0         О(4; больший корень)

2 вариант

Решить уравнения. Подставить значения корней в координаты точек. В системе координат отметить эти точки и последовательно их соединить:

1)  х2 – 12х + 35=0            А(меньший корень; больший корень)

2) х2 – 11х + 28=0            В(меньший корень; больший корень)

3)  х2 – 7х + 10=0            С(меньший корень; больший корень)

4)  х2 – 3х – 4=0               Д(меньший корень; больший корень)

5)  х2 – 5х + 6=0               Е(меньший корень; больший корень)

6)  х2 + 4х + 3=0               К(меньший корень; больший корень)

7)  х2 + 2х – 15=0             М(больший корень; меньший корень)

8) х2 – 5х – 50=0              Н(больший корень; меньший корень)

9) х2 – 9х – 36=0              Р(больший корень; меньший корень)

10) х2 – 11х + 10=0          У(больший корень; меньший корень)

11) х2 – 4х + 3=0             Х(больший корень; меньший корень)

12) х2 – 12х + 35=0          О(меньший корень; больший корень)

Тест

1 вариант

Найти произведение корней уравнения

  

А) 6                 Б) 7                 В) -6          Г) -7

2)  Найти сумму корней уравнения

   

     А) -5               Б) -6                В) 5            Г) 6

3)  Составьте приведенное квадратное уравнение, корни которого х1=-3  и  х2=-2

    А)                Б)

    В)                Г)  

 

4) Подобрать корни уравнения  

    А) -4 и 5          Б) 4 и -5          В) -4 и -5      Г)  4 и 5

5)  Подобрать корни уравнения  

    А) 4 и 2           Б) -4 и 2          В) 4 и -2       Г) -4 и -2

2 вариант

1) Найти произведение корней уравнения

   

А) -8                 Б) -7                 В) 8          Г) 7

2)  Найти сумму корней уравнения

   

     А) 10               Б) -7                В) 7            Г) 10

3)  Составьте приведенное квадратное уравнение, корни которого х1=2  и  х2=-5

    А)                Б)

    В)                Г)  

4) Подобрать корни уравнения  

    А) -3 и 5          Б) 3 и -5          В) -3 и -5      Г)  3 и 5

5)  Подобрать корни уравнения

    А) 3 и -2           Б) -3 и 2         В) 3 и 2        Г) -3 и -2

Оценочный         лист

Фамилия, Имя _________________________________

Класс ___________                  

Работа в группе

Индивидуальные задания

Самостоятельная работа

Активность

Итог

Выбери высказывание:

Тема усвоена

Тема усвоена недостаточно, обращусь к учителю


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение приведённых квадратных уравнений

Слайд 2

Цели урока: Повторить изученные методы квадратных уравнений Изучить один из приёмов нахождения корней приведенного квадратного уравнения

Слайд 3

Даны уравнения: 1) 2) 5) 4) 3)

Слайд 4

Решение полного квадратного уравнения. а х 2 + b x + c =0 D=b 2 – 4ac D > 0 D = 0 D < 0 Корней нет

Слайд 5

b x 1 +x 2 c x 1 ∙x 2

Слайд 6

Теорема Если х 1 и х 2 корни приведенного квадратного уравнения x 2 + b x + с = 0, То выполняются равенства: x 1 ∙ x 2 = c x 1 + x 2 = - b Виета

Слайд 7

Обратная теореме Виета: В приведенном квадратном уравнении x 2 + b x + с =0 x 1 ∙ x 2 = с x 1 + x 2 = - b произведение корней равно свободному члену, а сумма корней равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком

Слайд 8

Франсуа Виет (1540-1603) Французский математик

Слайд 9

Решение приведенного квадратного уравнения по теореме Виета х 2 + p x + q =0 x 1 ∙ x 2 = q x 1 + x 2 = - p q > 0 q < 0 x 1 и x 2 одного знака x 1 и x 2 разных знаков D ≥ 0

Слайд 10

Найти корни уравнения: 1) х 2 – 10х +16=0 х 1 ∙ х 2 = х 1 = х 1 + х 2 = х 2 =

Слайд 11

Найти корни уравнения: 2) х 2 + 5х +6=0 х 1 ∙ х 2 = х 1 = х 1 + х 2 = х 2 =

Слайд 12

Составить приведенное квадратное уравнение, если его корни А) х 1 =2 и х 2 = - 5 х 1 ∙ х 2 = х 2 …… х …. =0 х 1 + х 2 =

Слайд 13

Составить приведенное квадратное уравнение, если его корни Б) 1 = - 9 и х 2 = - 3 х 1 ∙ х 2 = х 2 …… х …. =0 х 1 + х 2 =

Слайд 14

1 вариант №1 №2 №3 №4 №5 Б А В Г Б №1 №2 №3 №4 №5 Г В А В А 2 вариант Проверка теста

Слайд 15

Тема усвоена Тема усвоена недостаточно, обращусь к учителю Выбери высказывание:

Слайд 16

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Теорема Виета»

ФИО  Широбокова Ольга Александровна

Место работы МБОУ Якшкр-Бодьинская гимназия

Должность учитель математики

Предмет алгебра

Класс 8 класс

Тема и номер урока в теме «Теорема Виета», 1 урок

Базовый учебник «Алгебра. 8 класс», автор А. Г. Мордкович

Цель  урока: изучение методов решения квадратных уравнений

9. Задачи:

- обучающие:

Повторить изученные методы решения квадратных уравнений

Установить зависимость между коэффициентами и корнями приведенного квадратного уравнения

Учиться применять теорему, обратную теореме Виета при решении приведенных квадратных уравнений

-развивающие:

Развитие логического мышления, памяти, внимания, умения сравнивать и обобщать

-воспитательные:

Воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры

Тип урока урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная работа по карточкам, групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа на ПК

Необходимое техническое оборудование: мобильный компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, индивидуальный оценочный лист учащихся

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Слайды № 1, 2

Постановка целей и задач урока. Настрой на урок.

2 мин

2

Актуализация опорных знаний

Слайды № 3, 4

Дает задания трем ученикам по карточкам на применение формул корней квадратных уравнений.

Фронтальная работа с учащимися (вопросы и задания к слайду №3):

-назвать коэффициенты

- назвать полные, неполные, приведенные квадратные уравнении

-вывод

У доски решают по карточкам три ученика и отвечают после фронтального опроса, ставят оценку в оценочных листах.

Остальные устно выполняют задания и отвечают на вопросы учителя и делают вывод о квадратном уравнении, неполном, приведенном квадратном уравнении.

7 мин

3

Изучение нового материала

Слайды № 5-13









Составление квадратных уравнений по его корням: теория №3




















1. Учитель дает задания для работы в группах и двум ученикам индивидуальные задания для работы по карточкам у доски


2. Формулируют теорему для приведенного квадратного уравнения и предлагает прочитать сведения о Ф. Виете

3. Задает наводящие вопросы, чтобы сделать вывод о знаках корней квадратного уравнения:

Какими  могут быть знаки корней приведенного квадратного уравнения, если

-свободный член положительный

-свободный член отрицательный

1. Ученики выполняют в группе задания.

2.  Один представитель группы вносит результаты в сводную таблицу на интерактивной доске.

3. Выдвигают гипотезу о связи коэффициентов и корней приведенного квадратного уравнения.

2. Доказательство этой гипотезы приводят ученики, работавшие у доски.

3.  На компьютере читают о Ф. Виете

4. Отвечают на вопросы учителя и делают вывод о знаках корней приведенного квадратного уравнения.

5. Заполняют опорный конспект.

6. Разбирают примеры,  приготовленные на интерактивной доске (один человек у доски остальные вписывают ответы в карточки)

17мин

5

Закрепление изученного материала

Составление квадратных уравнений по его корням: практика №4, №5

Индивидуальная работа на ПК

(тренажер) :

-Составление квадратных уравнений по его корням

-определение знаков корней уравнения

-нахождение корней квадратного уравнения и разложения на множители квадратного трехчлена

10 мин

6

Самостоятельная работа(обучающего характера)

Проверка слайд №14

Решают тест с выбором ответа затем самопроверка

( ответы на слайде презентации)

Заполняют оценочный лист.

6 мин

7

Домашнее задание

Домашнее задание по карточкам: решить квадратные уравнения и по полученным точкам построить фигуру в системе координат

1 мин

5

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд № 15, 16

Сегодня мы выяснили зависимость между корнями  приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами. А есть ли  такая зависимость  для не приведенного квадратного уравнения, мы узнаем на следующем уроке.

Давайте поставим общую оценку за урок в оценочном листе.

А теперь выберите высказывание:

Тема усвоена

Тема усвоена недостаточно, обращусь к учителю

В оценочном  листе ставят себе итоговую оценку за урок. На этапе рефлексии делают вывод о усвоении темы урока.

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Теорема Виета

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Составление квадратных уравнений по его корням

И

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/eb39645d-105b-494a-8977-a7cdb6c77080/view/ 

2

Составление квадратных уравнений по его корням

П

Тренажер

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/eb39645d-105b-494a-8977-a7cdb6c77080/view/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений"

Урок по теме "Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений" это урок закрепления и обощения знаний. На данном уроке я использую частично-поисковый метод. Для закрепления материала использ...

Методическая разработка урока в 8 классе "Теорема Виета" (презентация)

Данная презентация выполнена для объяснения нового материала по алгебре в 8 классе по теме "Теоорема Виета"....

Разработки уроков по теме "Теорема Виета"

Конспекты уроков в 8 классе (УМК под редакцией С.А. Теляковского)  по теме: "Теорема Виета"...

Разработка урока "Теорема Виета" 8 класс

Разработка урока алгебры( сценарий) в 8 классе на тему "Теорема Виета", учащиеся назвали его "Искусство Виета".  На уроке присутствуют  гости - учащиеся 9 класса, в совершенстве владеющие на...

Разработка урока по теореме Виета 8 класс

Разработка моего урока по теме Теорема Виета, с применением игровой формы, планом, целью....

Разработка урока алгебры в 8 классе "приведенные квадратные уравнения. Теорема Виета"

Разработка урока алгебры в 8 классе "приведенные квадратные уравнения. Теорема Виета".  Урок с  использованием проблемной технологии и исследовательской работы....

Разработка урока по алгебре "Квадратные уравнения. Теорема Виета."

Технологическая карта урока по алгебреКласс: 8Тема: Теорема Виета.Цель: раскрытие связей между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами (теорема Виета); формирование способа конструирования ...