План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Проценты"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Конспект урока и технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon plan_uroka_zachetnaya_rabota.zip814.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРОЦЕНТЫ»

Тема и номер урока в теме:  Проценты (1 урок)

Цель урока: обеспечить осознанное усвоение понятия «проценты», формировать умение записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей; совершенствовать вычислительные навыки.

Формирование УУД:

-  познавательные УУД 

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • подведение под понятия, выведение следствий;  
  • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений,  доказательство;

- коммуникативные и  личностные УУД

  • формирование учебной мотивации, адекватной самооценки;
  • формирование интереса к математике;
  • умение выступать и аргументировать свою точку зрения;  
  • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях при работе в группах.

-  регулятивные УУД 

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • составление плана и последовательности действий; 
  • контроль своих действий, обнаружение и исправление допущенных ошибок;
  • самооценивание результатов.

Методы обучения:

  • Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)
  • Наглядный
  • Проблемно – поисковый
  • Эвристическая беседа

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная
  • Парная
  • Групповая
  • Индивидуальная

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация MS Power Point;

Тип урока: урок изучение нового материала с использованием технологии проблемного обучения; информационно-коммуникационных технологий, здоровьесберегающих технологий, игровых технологий.

Ход урока:  

I. Организационный момент  2 мин

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют  гости. Повернитесь к ним поприветствуйте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам успешной работы! Садитесь.

- Сегодня у нас необычный урок.  Я очень надеюсь на вашу помощь и поддержку, думаю, что наше сотрудничество будет плодотворным.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

II. Мотивация к учебной деятельности    

Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение   7  мин

Формируемые УУД:

Личностные:  смыслообразование

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с десятичными дробями)

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний (при помощи игровых и информационно-коммуникационных технологий – главное, повторение правила деления натуральных чисел на 100

.- А начнём мы как всегда с устной работы, потому что чтобы узнать что-то новое …(необходимо повторить уже изученный материал)

Задание: Чтобы определить тему урока необходимо решить примеры, выстроить результаты ответов (соответствующие этим результатам буквы) в порядке возрастания.

 

III.Работа по теме урока (изучение новых понятий):  12 мин.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

После самостоятельного изучения темы учитель задаёт вопросы на понимание изученного материала:
• -Встречалось ли вам раньше это слово?
• -Где вы его слышали?
• - Что означает слово "процент"?
• -А теперь давайте прочитаем, как объясняется это слово в словаре. (читаем справку из толкового словаря).
• -Как можно записать процент известным вам способом?
• Запишите в тетрадях 145%, 2%, 34%

Решение заданий на нахождение сотой части от числа, акцентируя внимание: «…сотая часть от числа … равна…»

Анализируя задания, приведенные на слайдах 1 и 2  и зная тему урока делаем умозаключение, что одна сотая часть числа по-другому называется процентом.

Записываем в тетрадь утверждения со слайда 3, так же прибегая к умозаключению.

Делаем маленький перерыв, для того, чтобы кто медленно пишет успели дописать, а кто уже записал не сидел просто так – разгадываем ребус. (элемент применения технологии уровневой дифференциации).

(После разгадывания ребуса –физминутка)

IV.Формирование умений и навыков:    8 мин.

Решение задач из учебника:

 Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

- Ученики решают у доски, используя алгоритм (обратить внимание на проговаривание)

№ 1561(как перевести проценты в десятичную дробь?

надо проценты разделить на 100 или умножить на 0,01),

№ 1562(как записать в процентах десятичную дробь?

надо десятичную дробь умножить на 100%  ),

№ 1563(как можно обыкновенную дробь заменить десятичной?

надо выполнить деление).

№ 1565 прочитайте задачи

                Сколько книг в библиотеке?

                Сколько книг прочитала Маша?

                Как по-другому называется одна сотая часть?

                Значит, сколько книг прочитала Маша?

                Сравните эти две задачи. Что вы можете о них сказать?

                Что можно сказать о количестве книг, которые прочли Маша и Сережа?

V. Самостоятельная работа (на проверку усвоения изученного материала):

5 мин

Вызываю к доске двух ребят, они работают на скрытой доске, а остальные работают самостоятельно по вариантам.  

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Цель: проверить своё умение применять алгоритм

                                            Вариант I

  1. Напротив верного равенства поставьте знак «+», напротив неверного – «-»

2% = 0,02

5%=0,5

1,45=145%

  1. Найдите одну сотую каждой величины:

3000                 74                         1 м          

  1. Вычислите:   200,0928 + 47,9072 : (7-0,195) =

Вариант II

  1. Напротив верного равенства поставьте знак «+», напротив неверного – «-»

3% = 0,03

75%=0,075

2,83=283%

  1. Найдите одну сотую каждой величины:

500                 2                         1 ц

3.Вычислите:   100,5876 – 88,5856 : (6,0811 + 8,4889) =-

Какая группа справилась первой? Молодцы! Давайте проверим. Заслушиваем одну группу. Используем перекрёстное оценивание, другая группа оценивает.

- А вы согласны? Выскажите своё мнение.

V1 .Постановка домашнего задания с комментированием:  1 мин

VI1.Оценка знаний (комментирование выставляемых оценок).

VII1. Рефлексия деятельности на уроке

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм нахождения процента от числа;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Организация учебного процесса на этапе 8: 

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

 - С каким новым понятием мы познакомились на уроке?
-Что такое "процент"?
-Как его найти?
-Где используется процент?
-Преодолели мы возникшие трудности?
-Чему научились?
-Каким образом проценты перевести в дробь и наоборот?
-Оцените свою работу

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРОЦЕНТЫ»

ФИО (полностью), должность, место работы:

Платонова Валентина Николаевна, учитель математики

ГБОУ СОШ с. Б.Ермаково

Предмет:  математика

Класс: 5

Тема и номер урока в теме:  Проценты (1 урок)

Базовый учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохови др. «Математика 5», М.Мнемозина, 2013.

  1. Цель урока: обеспечить осознанное усвоение понятия «проценты», формировать умение записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей; совершенствовать вычислительные навыки.
  2. Формирование УУД:

-  познавательные УУД 

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • подведение под понятия, выведение следствий;  
  • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений,  доказательство;

- коммуникативные и  личностные УУД

  • формирование учебной мотивации, адекватной самооценки;
  • формирование интереса к математике;
  • умение выступать и аргументировать свою точку зрения;  
  • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях при работе в группах.

-  регулятивные УУД 

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • составление плана и последовательности действий; 
  • контроль своих действий, обнаружение и исправление допущенных ошибок;
  • самооценивание результатов.
  1. Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ, игровых технологий.
  2. Формы работы учащихся: работа в парах, группах; индивидуальная и фронтальная работа.
  3. Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, экран, доска.
  4. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формирование УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1.

Организационный момент

Слайд 1

Настраивает учащихся на работу

Слушают и настраиваются на работу

2

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

2.

Вводная беседа.

Актуализация знаний

Слайды 2-4

Организация устного счета с использованием игровых технологий

Организует самопроверку

Организует анализ допущенных ошибок

Выполнение деления натуральных чисел на 100;

Сравнение и выстраивание результатов в порядке возрастания;

составление слова «проценты»

7

целеполагание,анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Смыслообра-зование, планирование учебного сотрудничества,

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

3

Изучение нового материала

1) Работа с учебником

Слайды 5-6

Организация самостоятельной работы с учебником, Фронтальный опрос по содержанию прочитанного

Слушают учителя, читают новый материал, находят определения новых понятий, находят ответы на вопросы учителя, записывают, используют новый символ, обозначающий процент.

5

анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

волевая саморегуляция в ситуации затруднения

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

2) Решение задач на закрепление понятия «процент», на нахождение 1% от числа,  от величины

Слайды 7-8

Организация работы учащихся с использованием метода проблемного обучения

Координация деятельности учащихся

Слушают учителя, выполняют действия по нахождению 1% от числа, от величины.

5

Выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Коррекция ошибочных ответов

Выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач,

3) Разгадывание ребуса

Слайд 9

Организация игровой деятельности с использованием проблемной ситуации

Разгадывают ребусы,  соотносят рисунки, знаки  с буквами и слогами, делают умозаключения

2

Организация физминутки

Выполняют упражнения

1

4.

Решение задач. Формирование умений и навыков.

Координирует работу учащихся в соответствии с алгоритмом,

Организует самопроверку,

Организует анализ допущенных ошибок

Выполняют задания по учебнику (один - у доски, остальные - в тетрадях)

№№ 1561,1562, 1563, 1565.

8

выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог, выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения, осознание ответственности за общее дело,

5.

Закрепление изученного, самостоятельная работа

Организация самостоятельной работы учащихся.

Выступает в роли консультанта для слабых учащихся

Выполнение самостоятельной работы (2 ученика – на откидной доске, остальные -  в тетрадях)

Само- и взаимопроверка, нахождение и исправление ошибок.

5

анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Планирование своей деятельности, контроль полученных результатов, коррекция, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества

6.

Домашнее задание с комментированием

Слайд 10

Комментирует домашнее задание, инструктирует учащихся

Читают и записывают домашнее задание в дневник

1

7.

Оценка знаний

Комментирование и оценка работы учащихся, выставление отметок в журнал

Слушают учителя, сравнивают оценку учителя с самооценкой

2

8.

Рефлексия деятельности на уроке

Задает вопросы классу по обобщению изученного, отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока.

Просит учеников оценить свою работу и работу класса в целом.

Отвечают на вопросы учителя

2

рефлексия способов и условий действия, построение речевого высказывания в устной форме.

Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.

Вступление в диалог с учителем, аргументация своего мнения, оценка учебного сотрудничества


Пояснительная записка.

Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы. Автор-составитель В.И. Жохов.-2 издание, стереотипное, - М.: Мнемозина, 2010
  2. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г  № 1089.

Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М. Мнемозина, 2013 г.

На преподавание математики в 5 классе отведено 5,5 часов в неделю, всего 186 часов в год.

 Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятие числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

На каждом уроке математики выделяется 8-10 минут для развития и совершенствования вычислительных навыков.

Основная цель обучения математики в 5 классе:

  • выявить и развить математические и творческие способности учащихся;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;
  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету.

Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:

  • повторение и контроль теоретического материала;
  • разбор и  анализ домашнего задания;
  • устный счет;
  • математический диктант;
  • самостоятельная работа;
  • контрольные срезы.

Обязательные результаты составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами основного общего образования.

Изучение темы «Проценты» проводится в рамках главы «Дробные числа». На изучение темы отводится 5 часов. Прилагается  план-конспект 1 и 2 уроков по данной теме.

                                  Используемые источники

  1. Учебник: Математика 5 класс (Н.Я Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. М, Мнемозина, 2013
  2. В.И.Жохов. Преподавание математики в 5-6 классах: методическое пособие.-М., Мнемозина, 2009.
  3.  http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку математики на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы"

План-коснпект к уроку математики в 11 классе на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы". Решение задач на нахождение наибольших и наименьших значений фун...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План - конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость"

Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний  в 6 классе по теме "Координатная плоскость".Структура урока соответствует требованиям ФГОС....

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...