План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Проценты"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Конспект урока и технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_zachetnaya_rabota.zip | 814.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРОЦЕНТЫ»
Тема и номер урока в теме: Проценты (1 урок) |
Цель урока: обеспечить осознанное усвоение понятия «проценты», формировать умение записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей; совершенствовать вычислительные навыки.
Формирование УУД:
- познавательные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- коммуникативные и личностные УУД
- формирование учебной мотивации, адекватной самооценки;
- формирование интереса к математике;
- умение выступать и аргументировать свою точку зрения;
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях при работе в группах.
- регулятивные УУД
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- контроль своих действий, обнаружение и исправление допущенных ошибок;
- самооценивание результатов.
Методы обучения:
- Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)
- Наглядный
- Проблемно – поисковый
- Эвристическая беседа
Формы работы учащихся:
- Фронтальная
- Парная
- Групповая
- Индивидуальная
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация MS Power Point;
Тип урока: урок изучение нового материала с использованием технологии проблемного обучения; информационно-коммуникационных технологий, здоровьесберегающих технологий, игровых технологий.
Ход урока:
I. Организационный момент 2 мин
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним поприветствуйте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам успешной работы! Садитесь.
- Сегодня у нас необычный урок. Я очень надеюсь на вашу помощь и поддержку, думаю, что наше сотрудничество будет плодотворным.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II. Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение 7 мин
Формируемые УУД:
Личностные: смыслообразование
Познавательные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с десятичными дробями)
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
Цель:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний (при помощи игровых и информационно-коммуникационных технологий – главное, повторение правила деления натуральных чисел на 100
.- А начнём мы как всегда с устной работы, потому что чтобы узнать что-то новое …(необходимо повторить уже изученный материал)
Задание: Чтобы определить тему урока необходимо решить примеры, выстроить результаты ответов (соответствующие этим результатам буквы) в порядке возрастания.
III.Работа по теме урока (изучение новых понятий): 12 мин.
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации
После самостоятельного изучения темы учитель задаёт вопросы на понимание изученного материала:
• -Встречалось ли вам раньше это слово?
• -Где вы его слышали?
• - Что означает слово "процент"?
• -А теперь давайте прочитаем, как объясняется это слово в словаре. (читаем справку из толкового словаря).
• -Как можно записать процент известным вам способом?
• Запишите в тетрадях 145%, 2%, 34%
Решение заданий на нахождение сотой части от числа, акцентируя внимание: «…сотая часть от числа … равна…»
Анализируя задания, приведенные на слайдах 1 и 2 и зная тему урока делаем умозаключение, что одна сотая часть числа по-другому называется процентом.
Записываем в тетрадь утверждения со слайда 3, так же прибегая к умозаключению.
Делаем маленький перерыв, для того, чтобы кто медленно пишет успели дописать, а кто уже записал не сидел просто так – разгадываем ребус. (элемент применения технологии уровневой дифференциации).
(После разгадывания ребуса –физминутка)
IV.Формирование умений и навыков: 8 мин.
Решение задач из учебника:
Формируемые УУД:
Личностные: осознание ответственности за общее дело
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения
Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
- Ученики решают у доски, используя алгоритм (обратить внимание на проговаривание)
№ 1561(как перевести проценты в десятичную дробь?
надо проценты разделить на 100 или умножить на 0,01),
№ 1562(как записать в процентах десятичную дробь?
надо десятичную дробь умножить на 100% ),
№ 1563(как можно обыкновенную дробь заменить десятичной?
надо выполнить деление).
№ 1565 прочитайте задачи
Сколько книг в библиотеке?
Сколько книг прочитала Маша?
Как по-другому называется одна сотая часть?
Значит, сколько книг прочитала Маша?
Сравните эти две задачи. Что вы можете о них сказать?
Что можно сказать о количестве книг, которые прочли Маша и Сережа?
V. Самостоятельная работа (на проверку усвоения изученного материала):
5 мин
Вызываю к доске двух ребят, они работают на скрытой доске, а остальные работают самостоятельно по вариантам.
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Цель: проверить своё умение применять алгоритм
Вариант I
- Напротив верного равенства поставьте знак «+», напротив неверного – «-»
2% = 0,02 | |
5%=0,5 | |
1,45=145% |
- Найдите одну сотую каждой величины:
3000 74 1 м
- Вычислите: 200,0928 + 47,9072 : (7-0,195) =
Вариант II
- Напротив верного равенства поставьте знак «+», напротив неверного – «-»
3% = 0,03 | |
75%=0,075 | |
2,83=283% |
- Найдите одну сотую каждой величины:
500 2 1 ц
3.Вычислите: 100,5876 – 88,5856 : (6,0811 + 8,4889) =-
Какая группа справилась первой? Молодцы! Давайте проверим. Заслушиваем одну группу. Используем перекрёстное оценивание, другая группа оценивает.
- А вы согласны? Выскажите своё мнение.
V1 .Постановка домашнего задания с комментированием: 1 мин
VI1.Оценка знаний (комментирование выставляемых оценок).
VII1. Рефлексия деятельности на уроке
Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм нахождения процента от числа;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Формируемые УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
- С каким новым понятием мы познакомились на уроке?
-Что такое "процент"?
-Как его найти?
-Где используется процент?
-Преодолели мы возникшие трудности?
-Чему научились?
-Каким образом проценты перевести в дробь и наоборот?
-Оцените свою работу
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРОЦЕНТЫ»
ФИО (полностью), должность, место работы: Платонова Валентина Николаевна, учитель математики ГБОУ СОШ с. Б.Ермаково | ||
Предмет: математика | ||
Класс: 5 | ||
Тема и номер урока в теме: Проценты (1 урок) | ||
Базовый учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохови др. «Математика 5», М.Мнемозина, 2013. |
- Цель урока: обеспечить осознанное усвоение понятия «проценты», формировать умение записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей; совершенствовать вычислительные навыки.
- Формирование УУД:
- познавательные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- коммуникативные и личностные УУД
- формирование учебной мотивации, адекватной самооценки;
- формирование интереса к математике;
- умение выступать и аргументировать свою точку зрения;
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях при работе в группах.
- регулятивные УУД
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- контроль своих действий, обнаружение и исправление допущенных ошибок;
- самооценивание результатов.
- Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ, игровых технологий.
- Формы работы учащихся: работа в парах, группах; индивидуальная и фронтальная работа.
- Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, экран, доска.
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Формирование УУД | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные, личностные | ||||||
1. | Организационный момент | Слайд 1 | Настраивает учащихся на работу | Слушают и настраиваются на работу | 2 | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | |
2. | Вводная беседа. Актуализация знаний | Слайды 2-4 | Организация устного счета с использованием игровых технологий Организует самопроверку Организует анализ допущенных ошибок | Выполнение деления натуральных чисел на 100; Сравнение и выстраивание результатов в порядке возрастания; составление слова «проценты» | 7 | целеполагание,анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие | выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения | Смыслообра-зование, планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся |
3 | Изучение нового материала 1) Работа с учебником | Слайды 5-6 | Организация самостоятельной работы с учебником, Фронтальный опрос по содержанию прочитанного | Слушают учителя, читают новый материал, находят определения новых понятий, находят ответы на вопросы учителя, записывают, используют новый символ, обозначающий процент. | 5 | анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания | волевая саморегуляция в ситуации затруднения | выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации |
2) Решение задач на закрепление понятия «процент», на нахождение 1% от числа, от величины | Слайды 7-8 | Организация работы учащихся с использованием метода проблемного обучения Координация деятельности учащихся | Слушают учителя, выполняют действия по нахождению 1% от числа, от величины. | 5 | Выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Коррекция ошибочных ответов | Выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, | |
3) Разгадывание ребуса | Слайд 9 | Организация игровой деятельности с использованием проблемной ситуации | Разгадывают ребусы, соотносят рисунки, знаки с буквами и слогами, делают умозаключения | 2 | ||||
Организация физминутки | Выполняют упражнения | 1 | ||||||
4. | Решение задач. Формирование умений и навыков. | Координирует работу учащихся в соответствии с алгоритмом, Организует самопроверку, Организует анализ допущенных ошибок | Выполняют задания по учебнику (один - у доски, остальные - в тетрадях) №№ 1561,1562, 1563, 1565. | 8 | выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | Умение слушать и вступать в диалог, выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения, осознание ответственности за общее дело, | |
5. | Закрепление изученного, самостоятельная работа | Организация самостоятельной работы учащихся. Выступает в роли консультанта для слабых учащихся | Выполнение самостоятельной работы (2 ученика – на откидной доске, остальные - в тетрадях) Само- и взаимопроверка, нахождение и исправление ошибок. | 5 | анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму | Планирование своей деятельности, контроль полученных результатов, коррекция, саморегуляция | Поддержание здорового духа соперничества | |
6. | Домашнее задание с комментированием | Слайд 10 | Комментирует домашнее задание, инструктирует учащихся | Читают и записывают домашнее задание в дневник | 1 | |||
7. | Оценка знаний | Комментирование и оценка работы учащихся, выставление отметок в журнал | Слушают учителя, сравнивают оценку учителя с самооценкой | 2 | ||||
8. | Рефлексия деятельности на уроке | Задает вопросы классу по обобщению изученного, отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока. Просит учеников оценить свою работу и работу класса в целом. | Отвечают на вопросы учителя | 2 | рефлексия способов и условий действия, построение речевого высказывания в устной форме. | Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока, адекватное понимание причин успеха или неуспеха. | Вступление в диалог с учителем, аргументация своего мнения, оценка учебного сотрудничества |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов:
- Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы. Автор-составитель В.И. Жохов.-2 издание, стереотипное, - М.: Мнемозина, 2010
- Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М. Мнемозина, 2013 г.
На преподавание математики в 5 классе отведено 5,5 часов в неделю, всего 186 часов в год.
Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятие числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
На каждом уроке математики выделяется 8-10 минут для развития и совершенствования вычислительных навыков.
Основная цель обучения математики в 5 классе:
- выявить и развить математические и творческие способности учащихся;
- обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету.
Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:
- повторение и контроль теоретического материала;
- разбор и анализ домашнего задания;
- устный счет;
- математический диктант;
- самостоятельная работа;
- контрольные срезы.
Обязательные результаты составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами основного общего образования.
Изучение темы «Проценты» проводится в рамках главы «Дробные числа». На изучение темы отводится 5 часов. Прилагается план-конспект 1 и 2 уроков по данной теме.
Используемые источники
- Учебник: Математика 5 класс (Н.Я Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. М, Мнемозина, 2013
- В.И.Жохов. Преподавание математики в 5-6 классах: методическое пособие.-М., Мнемозина, 2009.
- http://fcior.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока математики в 6б классе по теме «Решение уравнений» в рамках методической недели МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Разработка урока по математике 6 класс...
План-конспект к уроку математики на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы"
План-коснпект к уроку математики в 11 классе на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы". Решение задач на нахождение наибольших и наименьших значений фун...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока математики в 6 классе коррекционной школы "Сложение и вычитание смешанных чисел"
План-конспект урока + Презентация...
План - конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость"
Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний в 6 классе по теме "Координатная плоскость".Структура урока соответствует требованиям ФГОС....
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...