Работа в парах
статья по алгебре по теме

Мынькова Наталья Викторовна

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые (в частности парные) формы работы.Парная работа выводит каждого ученика на самооценку, самокоррекцию, помогает ребенку увидеть проблему по-новому, включает детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rabota_v_parakh.ppt1.11 МБ
Microsoft Office document icon rabota_v_parakh.doc42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

 учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол

муниципального района Сергиевский Самарской области

«Работа в парах»

Выполнила методическую разработку:

учитель математики  Мынькова Наталья Викторовна

(Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол

муниципального района Сергиевский Самарской области)

                                                    Суходол, 2014г.  

        Изменения, происходящие в нашем обществе, влекут за собой изменение целей современного образования, изменение всей методической работы учителя.

  Результатом обучения и воспитания на разных ступенях школы является:

  • готовность детей к овладению современными средствами информации,  
  • способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний,  

т. е. речь идет о формировании у детей УУД, что является мощным средством развития мышления.

     Это самая сложная для учителя задача, ведь нам приходится обучать детей, разных не только по уровню подготовки, но и по учебным возможностям.

     Поэтому, с целью расширения и обогащения содержания  образования, учителя используют в своей работе различные формы,  средства и методы. Это и:

  • построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации,

  • увеличение количества часов на определённые темы,
  • проведение факультативных занятий, (где рассматриваются дополнительные темы по предметам, не предусмотренные программой),

  • внедрение новых программ,  методов, развивающих технологий.

       На мой взгляд, наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые (в частности парные) формы работы. Урок, чаще всего, содержит в себе устный опрос, проверку выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ, а это занимает в учебном процессе до 25% рабочего времени.

 И именно здесь ученик остаётся один на один с учителем, отвечая перед ним за результаты своей личной работы, а класс остаётся вне игры.

     А при организации работы в парах (или группах) каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Перечислим положительные стороны такой формы ведения урока:

 1. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе без напряжения, спокойно. (Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах).

 2. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать.

 3. Дети за урок успевают сделать несколько заданий, что повышает учебную мотивацию (Каждая пара ограниченна временем и не хочет отстать от других пар, поэтому учащиеся  стараются не отвлекаться, общаются по теме урока).

 4. Обучение новым приемам происходит более эффективно. (Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Кроме того, работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к работе, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.  Детям это очень нравится).

      Таким образом, целью работы в парах является включение учеников в активное усвоение и передачу информации и опыта.

     Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе, на любом виде урока. Организация работы в постоянных парах не требует от учителя особых усилий, т.к. наши кабинеты оснащены партами рассчитанными на двоих.    

Но есть и определенные трудности:

  • это непривычный шум в классе, так как партнеры практически все время объясняются устно. Необходимо научить ребят регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал,
  • создание алгоритма действий того творческого процесса, в котором осуществляется эта работа.

  • первое, чему нужно научить ребят – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

  • следующий этап -  научить тренироваться в парах, так называемый тренаж (заполнение таблиц, устный счёт, взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой и т.д.).

  • третий этап – изучение нового материала. Здесь ученики могут  использовать объяснение учителя, либо текст учебника, могут работать со справочным материалом, на компьютере. Целесообразно каждой паре заранее раздать вопросники. Ведь очень важно научить детей задавать вопросы к прочитанному или услышанному тексту и отвечать на  них.

  • далее идёт обсуждение в парах. Дети говорят по данной теме, раскрывают ее, закрепляют полученные знания, проводят взаимопроверку усвоения материала.

  • закончить повторение можно фронтальной работой: вызвать любую пару к доске и выслушать их.

     Итак, используя алгоритм парной работы, мы организовываем процесс взаимообучения, взаимовоспитания ребят. Для них обучение становится мотивированным, дающим возможность для самореализации.

Парная работа выводит каждого ученика на самооценку, самокоррекцию, помогает ребенку увидеть проблему по-новому, включает детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для работы в парах по биологии 6, 7 класс

Данные карточки- помощники помогают учителю организавать работу в парах при обобщении и повторения пройденного материала. В данном разделе приведён дидактический материал по темам:Биология 6 класс тем...

Работа в парах при подготовке к ГИА по русскому языку

Описана методика работы в парах. Представлен образец дидактического материала....

Методическое пособие "Работа в парах сменного состава на уроках математики"

Знаменитые три правила Яна Амоса Коменского «Многое спрашивать, усваивать, учить других — тайна великой учености» выражены в следующем латинском стихе: «Как можно больше спрашивать, спрошенное —...

Работа в парах на уроках русского языка и литературы.

Мне хотелось бы поделиться  некоторыми наработками  использования системы А. Г. Ривина, известной как  «талгенизм», при которой  ученик усваивает быстро и качественно лишь то...

Учебные карточки для работы в парах по пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Карточки предназначены для работы в группах на уроке литературы по теме "Жестокие нравы города Калинова" (пьеса А.Н. Островского "Гроза"). Работа в группах помогает школьникам к развивать  критич...

Работа в паре на уроке математики: цели, технология организации (из опыта работы)

Текст выступления на Всероссийском семинаре "Технология развития критического мышления в аспекте требований ФГОС" 12.12.2018 г....

Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?

Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....