Работа в парах при подготовке к ГИА по русскому языку
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Описана методика работы в парах. Представлен образец дидактического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_v_parah_pri_podgotovke_k_gia.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в парах при подготовке к ГИА

Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.

Считаю, что в решении этих задач большую роль играет применение современных образовательных технологий, форм и методов работы. Например, групповая и парная работа  на уроке. Виды парной работы различны: это и обсуждение, и совместное изучение, и обучение, и тренировка, и проверка.

В качестве примера приведу примерный план работы в паре по методике обучающего словарного диктанта:

  1. Прочитай напарнику первое слово из своей карточки в соответствии с нормами происхождения.
  2. Спроси, знакомо ли напарнику значение этого слова. Если нет – скажи, что оно означает.
  3. Выслушай, как  напарник произнесет слово орфографически. Если слово произнесено правильно, то напарник может записывать его в тетрадь. Если слово произнесено неправильно, поправь напарника. Добивайся, чтобы он проговорил слово верно.
  4. Проследи, как напарник записывает слово в тетрадь. Записывая, он должен проговаривать его по словам орфографически.
  5. Теперь поменяйтесь ролями. Твой напарник диктует тебе первое слово из своей карточки в соответствии с нормами произношения и т.д. (см. пункты 2 - 4).
  6. Вновь поменяйтесь ролями. Поочередно продиктуйте друг другу  все слова из своих карточек (по пунктам 1-4).
  7. Поблагодарите друг друга за работу и смените напарников.

При подготовке к ГИА девятого класса положительные результаты были достигнуты при использовании тренировки в парах. Научившись работать в парах в предыдущих классах, обучающиеся с помощью тренажа успешно занимались повторением изученного материала, отрабатывали его, доведя его применение до автоматизма. Цель тренировки как вида работы в паре: инициировать алгоритмичные действия напарника, указывая, верен или не верен ответ.

Этот вид работы потребовал от учителя  создания специального дидактического материла с заданиями и карточек с готовыми ответами.

В качестве примера приведу  дидактический материал, используемый при отработке задания В3 (Тематика по спецификации: «Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения).

№ 1. (1)Толкаясь локтями, мы жали Шурину руку, обещали принести пластинки к его граммофону. (2) Орлов даже обнял милиционера и сказал:

—        (3)Становись-ка, Шура, художником.

                                                                                (По Ю. И. Ковалю)

№ 2  (1) Мне захотелось поспорить с Орловым. (2)Я обнял Шуру с другой стороны:

—        (3)Не слушай его. (4)Будъ милиционером.

(По Ю. И. Ковалю)

№ 3 (1)Не слушай его. (2)Будь милиционером. (3)Но Орлов даже не думал отступать:

—        (4)Надо избрать что-то одно. (5)  И дуть в эту дуд ку, а то душа разорвётся.

(По Ю. И. Ковалю)

№ 4 (1)В Симбирске я собирался остановиться на сутки для закупки нужных вещей. (2)Я остановился в тракти ре. (3)Савельич сутра отправился по лавкам.

(По А. С. Пушкину)

№ 5 (1)Наконец Пугачёв встал с кресел и сошёл с крыльца в сопровождении своих старшин. (2)Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. (З)Два казака поса дили его на седло.

(По А. С. Пушкину)

№ 6 (1)Это случилось несколько времени перед прибыти ем моим в Белогорскую крепость. (2)Всё было уже ти хо. (3)Начальство слишком легко поверило мнимому рас каянию лукавых мятежников, которые злобствовали втайне и выжидали удобного случая для возобновления

беспорядков.

(По А. С. Пушкину)

№ 7 (1)Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза. (2)Я по нял упорное злоречие, которым Швабрин её преследовал. (3)Вероятно, он старался отвлечь нас друг от друга.

(По А. С. Пушкину)

№  8 (1)Никто не встретил меня. (2)Я пошёл в сени и от ворил дверь в переднюю. (3)Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зелёного мун дира. (4)Я велел ему доложить обо мне.

(По А. С. Пушкину)

№ 9 (1)Я нарочно забыл свою шпагу и воротился за нею: 10 я предчувствовал, что застану Марью Ивановну одну. (2)В самом деле, она встретила меня в дверях и вручи ла мне шпагу. (3)«Прощайте! (4)Будьте живы и счаст ливы, Пётр Андреич! (5)Меня посылают в Оренбург... (6)Может быть, господь приведёт нас друг с другом уви деться; если же нет...» (7)Тут она зарыдала.

(По А. С. Пушкину)

№ 10 (1)Она села за письменный столик, взяла перо, бу магу— и задумалась. (2)Несколько раз начинала она своё письмо, — и рвала его. (3)То выражения казались ей слишком снисходительными, то слишком жестокими. (4)Наконец ей удалось написать несколько строк.

(По А. С. Пушкину)

№ 11 (1)Для меня выписана была из Москвы географичесская карта. (2)Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги.        (По А. С. Пушкину)

№ 12  (1) Я увидел в сумраке что-то плывшее вниз по Волге. (2)Незнакомый предмет приближался. (3)Я хотел остановиться и дождаться его.

(По А. С. Пушкину)

№ 13(1)Пользуясъ сном Бопре, я принялся работать. (2)Батюшка вошёл в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды.

(По А. С. Пушкину)

№ 14 (1)Прошло несколько недель. {2)Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. {3)В доме коменданта был я принят как родной.

{По А. С. Пушкину)

№ 15 {1)3урин взглянул на часы, положил кий и объявил мне, что я проиграл сто рублей. (2)Это меня немножко смутило. (З)Деньги мои были у Савелъича.

Работа в парах способствует развитию коммуникативных навыков, а также играет положительную роль в подготовке к ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом при подготовке к ГИА по русскому языку (приложение)

Работа по подготовке к ГИА должна вестись систематически при изучении всех тем курса русского языка. Предлагаемый дидактический материал может быть использован при изучении темы "Приложение"....

Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Данный материал представляет собой поэтапную работу по подготовке учащихся 11 класса к написанию сочинения части С1 ЕГЭ....

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Научно-исследовательская работа – один из способов подготовки к ЕГЭ по русскому языку

 Никто, никогда и ничему  не сможет кого-то  научить против его воли!  И никуда не деться от очевидного факта: без тренировки в выполнении тестов при...

Работа с текстом при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Подбор аргументов к сочинению 15.3 (сила духа, героизм, мечта)

Данное занятие целесобразно проводить в преддверии Дня космонавтики.Материалом для работы учащихся являются 3 текста (о Ю. Гагарине, В. Терешковой, Г. Гречко), примеры из которых могут послужить аргум...

«Система работы со слабоуспевающими при подготовке к ОГЭ по русскому языку»

          Актуальная проблема для любого учителя «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, создать атмосферу для развития их способностей и п...

Работа с обучающимися при подготовке к ВПР по русскому языку

Способы и приемы работы при подготовке к ВПР по русскому языку...