Все действия с десятичными дробями. Проценты.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Урок закрепления знаний, умений и навыков по теме «Все действия с десятичными дробями. Проценты» 5 класс.

Урок позволяет развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, расширять математический и общий кругозор, развивать устную и письменную математическую речь, формировать такие качества личности, как трудолюбие, любознательность, внимательность, активность.

Задания урока расширяют представление учащихся о воде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok5_klass_vse_deystviya_s_d.d._yanv_2014.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №1 г. Липецка

Предмет – математика

Класс – 5

Учитель Попова Ольга Николаевна

Программно-методическое обеспечение:

  • планирование составлено на основе авторского планирования Н.Я. Виленкина по учебнику «Математика» 5 класс;
  • Учебник «Математика» 5 класс Н.Я.Виленкин и др., М.: Мнемозина, 2011;
  • Дидактические материалы по математике для 5 класса Чесноков А.С., Нешков К.И., М.: Просвещение, 2009.

Тема урока: «Все действия с десятичными дробями. Проценты»

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков

Цели урока:

Образовательные: 

1) совершенствовать умения и навыки выполнения всех действий с десятичными дробями при решении примеров и задач;

2) совершенствовать вычислительные  навыки.

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, расширять математический и общий кругозор, развивать устную математическую речь.

Воспитательные: формировать такие качества личности, как трудолюбие, любознательность, внимательность, активность.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, раздаточный материал.

Ход урока

1.Организационный этап:

-приветствие;

-готовность учащихся к уроку;

-состояние рабочего места учащихся: наличие тетрадей, учебников, чертежных принадлежностей;

-отсутствующие на уроке (сообщают дежурные)

Учитель. Запишите в тетрадях число и слова: «Классная работа».

2. Проверка домашнего задания 

Самопроверка с карандашом в руках. Напротив верно решенных заданий ставится плюс. Ответы по очереди  озвучивают и комментируют учащиеся. При безошибочном выполнении работы допускается выставление отметки «5» карандашом самими учащимися.

3. Актуализация знаний

Проверка базовых знаний

Задание №1 

Найдите потерянную запятую.

48 + 22 = 7

63 · 10 = 63

74 – 25 = 715

276 : 3 = 92

42 ·0,01 = 0042

Рассказать, как выполняются различные действия с десятичными дробями. Вспомнить  выполнение действий с разрядными единицами. Дать определение процента и назвать три основные задачи на проценты.

Учитель. 

Вся сегодняшняя работа на уроке по совершенствованию вычислительных навыков в действиях  с десятичными дробями будет проходить в тематике, название которой вы сможете определить, решив 2 задание (связанно с водой).

Устная фронтальная работа

Задание №2 

Решившие верно пример, записывают ответы в таблицах, изображенных на доске.

1) Заполните пропуски в тексте.

Латинское слово

1

4,5

2,5

1

 

Читается по-русски,  как

1

0,28

1,4

1

 

И означает «вода»

2) Запишите несколько слов, произошедших от данного корня. Устно объясните их значение.

Ответ: aqva; аква; аквариум, акваланг, акварель, аквамарин.

4. Тренинг

Цепочка у доски

Задание №3.

Заполни пропуски в тексте, решив предварительно примеры.

Примеры решают по цепочке у доски и с записью в тетради.

1)    Найдите:

Р   30%    от 40

Л   5%      от 300

Н   120%  от 50

Б    9,8%   от 500

К    50%    от 3

Г    20%    от 22,5

Й    10%    от 34

А    25%    от 9,6

2)  Заполните пропуски в схеме:

3)   Выполните действия:

(0,32 · 3,5 : 0,25+0,02) ·3,2+321,6= 

4) Заполните пропуски в тексте:

           

49

2,4

3,4

1,5

2,4  

15

 – самое глубокое и старое в мире  __________.           

Его называют «жемчужиной» нашей планеты, так как в нем самая чистая вода, его прозрачность приближается к прозрачности всех мировых океанов. Его глубина составляет    метров.

                                                                              

В него впадает      больших и малых рек, а вытекает лишь одна

2,4

60

4,5

2,4

12

2,4

8 сентября – День озера Байкал.

Ответ: БАЙКАЛ самое глубокое и старое в мире озеро. Его называют «жемчужиной» нашей планеты, так как в нем самая чистая вода, его прозрачность приближается к прозрачности всех мировых океанов. Его глубина составляет 1620 метров. В него впадает 336 больших и малых рек, а вытекает лишь одна – АНГАРА

Есть даже праздник, посвященный озеру Байкал, и он отмечается 8 сентября.

Работа в парах

Задание №4.

Ребята решают по два выбранных примера и восстанавливают текст.

В тексте «Вода на Земле» замените буквенные обозначения х, у, t и т числами, предварительно выполнив математические задания. Прочитайте текст с учетом найденных значений.

х = (0,22 + 9,96) · 6,7

у = 1,5 · 4 – 0,5 · 8

t = (5,25 – 0,25) · (2,16+1,84)

m = 2,3 · 3 · (З2 + 0,2 · 5)

ВОДА НА ЗЕМЛЕ

x % поверхности Земли покрыто водой.  Пресная вода составляет у % от всех водных запасов.  t % всей пресной воды находится в озере Байкал. т % пресной воды содержится в ледниках Арктики и Антарктиды.

Ответ: x = 67%,  у = 2 %,   t  = 20%,  т = 69 %

67% поверхности Земли покрыто водой.  Пресная вода составляет 2 %   от всех водных запасов.  20%  всей пресной воды находится в озере Байкал. 69 % пресной воды содержится в ледниках Арктики и Антарктиды.

Устная фронтальная работа

Задание №5.

Какое название имеет каждая из предложенных задач?

Решите устно, рассказав алгоритм действий.

Найдите:

а) 8% от 50;

б) число, 8% которого равны 50;

в) сколько процентов составляет число 8 от 50.

Ответ: а) 4, нахождение процентов от числа; б) 625, нахождение числа по его процентам; в)16, процентное отношение двух чисел.

Решите самостоятельно

Задание №6

Узнайте имя бога морей в древнегреческой мифологии,

выполнив задания и записав в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам:

Е –   Найдите число, которое составляет 4% от 4,5

Д –  Найдите число, которое составляет 25% от 7,2

С –  30%  некоторого числа равны 0,9. Найдите это число.

        

П –  50% некоторого числа равны 1,7. Найти это число.

Й – Найдите, сколько процентов составляет число 36 от 120

Н  Найдите, сколько процентов составляет число 1,3 от 2,6  

Оставшиеся клетки таблицы заполните буквой О.

Дополните выражение знаками математических действий так, чтобы получался заданный в таблице ответ, соответствующий букве О.

2,2  0,8  2 =          (2,2 + 0,8 – 2 = 1)        

3,4

1

3

0,18

30

1,8

1

50

 – имя бога в древнегреческой мифологии.

Ответ: ПОСЕЙДОН – бог морей, брат Зевса. Иносказательно – морская стихия.

Динамическая пауза. Физкультминутка для глаз.

Работа по вариантам

Задание №7

Текст задания выводится на экран

1 вариант – Тихий океан, Индийский океан

2вариант – Атлантический океан, Северный Ледовитый океан

Узнайте, выполнив вычисления, сколько морей содержит каждый океан на нашей планете. Числа, стоящие на месте  указывают количество морей каждого океана.

Тихий океан:

5,6 +2,4  · 0,5  –1,3  : 0,3 =  

Атлантический океан:

 : 0,5    · 0,3  + 1,3   – 2,4= 2,5

Индийский океан:

20 % от числа   составляет  1

Северный Ледовитый океан:

Число 32,5 составляет   %  от 325.

Ответ: Тихий океан содержит 9 морей, Атлантический океан – 6 морей, Индийский океан – 5 морей, Северный Ледовитый океан – 10 морей.

Решите задачи

Задание №8

Фронтальное обсуждение.

Проанализируйте условие и решите задачу.

 Заполните таблицу, если известно, что

Масса дельфина на 1,4 т меньше, чем у моржа; морж имеет длину на 1,1 м больше, чем у тюленя, а его масса даже в 6 раз больше, чем у тюленя; длина у тюленя –монаха в 11 раз меньше, чем у синего кита.

Морские животные

Длина

Масса

Дельфин

3,6 м

Синий кит

33 м

150 т

Морж

Тюлень -монах

0,3 т

Ответ: дельфин – 0,4 т;  морж – 4,1 м; 1,8 т;  тюлень –монах – 3 м.

Задание №9

Фронтальное обсуждение.

Проанализируйте условие и решите задачу.

От пристани А одновременно, в противоположных направлениях отправились лодка и плот. Собственная скорость лодки 12 км/ч. Через 1 час  плот оказался в пункте В, отстоящем от А на 2 км, а лодка в пункте С.

  1. Какова скорость течения реки?
  2.  С какой скоростью движется лодка?
  3. Какое расстояние проплыла лодка?
  4. Какое расстояние будет между участниками движения, если они будут плыть еще 1 час?
  5. Сколько времени пройдет с момента отплытия из пункта А, когда расстояние между участниками движения будет 30 км?

Ответ: 1) 2 км/ч; 2) 10 км/ч; 3) 10 км; 4) 24 км; 5) 2,5 ч

5. Самостоятельная работа

Используются карточки

Вариант1

№1 Сделай прикидку и найди истинные и ложные высказывания 
а) 48 : 0,4 > 100;

б) 0,169 : 0,13 ≥ 1,3;

в) 40 ∙ 0,8 ≤  30;

г) 1,8 ∙ 0,31 ≤ 1.  

                                                 Ответ:  а) истина; б) истина; в) ложь; г) истина.  

№2 Вычислите

  (3,1 ∙ 5,3 – 14,39) : 1,7 + 0,8

                                                 Ответ: 2

Вариант 2

№1 Сделай прикидку и найди истинные и ложные высказывания
а) 51 : 0,5 > 100;

б) 60 ∙ 0,8 ≤  40;

в) 0,144 : 0,12 ≥ 1,2;

г) 19 ∙ 0,21 ≤ 3

                                                   Ответ: а) истина; б) ложь; в) истина; г) ложь.

№2 Вычислите

 (21,98 – 4,2 ∙ 4,6) : 1,9 + 0,6

                                                     Ответ: 2

Сверить ответы с эталоном, записанным на экране (доске). Поднятием руки дети подтверждают правильность решения.

6. Домашнее задание

1. Составить и решить 3 задачи на дроби и проценты.

2.Составить и решить 1 пример на все действия.

Решения принимаются на отдельных листах, проверяются и оцениваются учителем.

7. Рефлексия. Подведение итогов  урока

 
– Что на уроке было главным?  
– Что было интересным?
– Что нового сегодня узнали?
– Чему научились?

Выставление отметок за работу на уроке.

Дополнительная литература

Лебединцева Е. А., Беленкова Е. Ю. Математика 5 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект-центр, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все действия с десятичными дробями. Проценты.

Урок закрепления знаний, умений и навыков по теме «Все действия с десятичными дробями. Проценты» 5 класс.Урок позволяет развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, расширять...

Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...

Урок в 5 классе по теме"Действия с десятичными дробями. Проценты."

Итоговый урок в 5 классе. Форма урока: математическое путешествие. Урок очень интересный, насыщенный. Используются различные формы работы, с элементами проектной деятельности....

Разработка урока по математике в 5 классе "Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями"

Цели урока.  Образовательные:Систематизация знаний по темам: «Десятичные дроби», «Сложение, вычитание, умножение, деление, округление и сравнение десятичных  дробей»....

План- конспект открытого урока по математике. Тема: «Действия с десятичными дробями. Проценты».

Пояснительная запискаПредложенные задания разработаны мной для понимания обучающимися применения темы «Проценты» при совершении покупок в повседневной жизни. Использование таких заданий в ...