Разработка урока по математике в 5 классе "Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему
Цели урока.
Образовательные:
Систематизация знаний по темам: «Десятичные дроби», «Сложение, вычитание, умножение, деление, округление и сравнение десятичных дробей». Повторение и закрепление приобретённых знаний. Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач. Межпредметная связь истории и математики.
Развивающие:
Расширение кругозора учащихся. Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету. Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету. Развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные:
Воспитание любви к родной стране, её истории. Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе. Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик. Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_otkrytyy_urok_5_kl._desyatichnye_drobi._antipina_i.v.docx | 29.74 КБ |
prezentatsiya_pobeda.pptx | 774.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями».
Автор: Антипина Инна Вячеславовна, учитель математики.
Класс: 5 «А».
Предмет: математика.
Цели урока.
Образовательные:
Систематизация знаний по темам: «Десятичные дроби», «Сложение, вычитание, умножение, деление, округление и сравнение десятичных дробей». Повторение и закрепление приобретённых знаний. Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач. Межпредметная связь истории и математики.
Развивающие:
Расширение кругозора учащихся. Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету. Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету. Развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные:
Воспитание любви к родной стране, её истории. Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе. Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик. Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Ученик должен знать:
Понятие десятичной дроби. Правила сравнения и округления десятичных дробей, сложения и вычитания, умножение и деление десятичных дробей. Технологию решения основных типов задач на дроби: нахождение части от целого; нахождение целого по его части. Технологию решения задач на движение.
Ученик должен уметь:
Распознавать, понимать и объяснять десятичные дроби; сравнивать и округлять десятичные дроби; складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби; решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части; отмечать дроби на числовом луче.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие.
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Тема нашего урока «Десятичные дроби и действия с ними». (Слайд 1). Вспомним что такое десятичная дробь, как сравниваются и округляются десятичные дроби, как нужно складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби, а также закрепим умения и навыки решения уравнений и текстовых задач.
А посвятим мы наш урок знаменательной дате, 66 – ой годовщине Победы над фашистскими захватчиками. Именно десятичные дроби помогут нам сегодня прийти к Победе. (Слайд №2)
3.Устная работа.
Фронтальный опрос:
Что такое десятичная дробь?
Правило сложения и вычитания десятичной дроби.
Правило умножения десятичных дробей.
Правило деления десятичных дробей.
Вы уже знаете, ребята, что война началась рано утром, в 4 часа, 22 июня 1941 года мощными ударами воздушных и механизированных армий Германии. Вы видите этот призыв «Вставай, страна огромная!» (Слайд №3). В то время все люди собрались около радио, чтобы послушать голос Левитана, который объявил о том, что война началась, а заканчивал он свою речь словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»
План нападения на СССР был утвержден Гитлером 18 декабря 1940 года. Он был рассчитан на молниеносную войну и предполагал разгром вооруженных сил СССР за 2 месяца. Кто-нибудь знает, какое название имел план Гитлера?
Чтобы узнать, как назывался этот план, нужно
Устно посчитать и составить слово из номеров правильных утверждений: (Слайд №4)
(Д) 1. 4,1:0,1=4
(Х) 2. 0,3:3=0,01
(Б) 3. 6,3 – 5,8=0,5
(А) 4. 2,25+0,75=3
(Р) 5. 5:0,2=25
(В) 6. 0,32*2=20
(Б) 7. 0,19*5=0,95
(А) 8. 0,3*0,7=0,21
(У) 9. 2,8:2=28
(Р) 10. 2,7+0,07=2,77
(О) 11. 3,8*100=380
(Ш) 12. 2,06+0,4=2,1
(С) 13.0,85-0,77=0,08 Ключ: 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 16.
(С) 14. 3,5:7=0,5 Б А Р Б А Р О С С А
(В) 15. 6,91 – 0,1=6,9
(А) 16. 0,2:0,1=2
4. Решение задач.
Блокада Ленинграда. (Слайд № 6)
Трудно пришлось всем в первые месяцы и годы войны. И на фронте, и в тылу. А под Ленинградом (сейчас это Санкт-Петербург) сомкнулось кольцо фашистского окружения. Город остался без продовольствия, топлива и сообщения с другими городами. 900 дней держалась блокада Ленинграда.
Как найти площадь прямоугольника?
Правило округления десятичных дробей.
Задача №1 (решается у доски и в тетрадях) (Слайд №6)
Оборона города занимает прямоугольный участок земли. Большая сторона прямоугольника является передним краем обороны и равна 26,4 км, а меньшая сторона прямоугольника в 1,5 раза меньше переднего края обороны. Определить площадь участка обороны. Ответ округлите до единиц.
Решение:
26,4 км – длина обороны.
1) 26,4:1,5 = 17,6 (км) – ширина обороны.
2) 26,4*17,6 = 464,64 (км2)
464,64 = 465
Ответ: 465 км2
________________________________________________________________
Каждый день сотни и тысячи ленинградцев замерзали на улице и в не отапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но больше всего умирало от голода. Была введена карточная система на продукты.
Как найти часть от числа? Как найти целое по его части?
Задача № 2 (решается у доски и в тетрадях) (Слайд № 7)
Рабочие получали 0,25 части от одной буханки хлеба (вес хлеба – 1кг), а служащие и дети получали по 0,125 части от одной буханки хлеба. Сколько хлеба в сутки получали рабочие, служащие и дети во время блокады?
Решение:
1) 1000 * 0,25 = 250 (г) - рабочие
2) 1000 * 0,125 = 125 (г) – служащие и дети.
Ответ: 250 г., 125 г. (Слайд № 8)
Правило умножения десятичной дроби на разрядную единицу 10, 100, 1000 и т. д.
При этом 50%, т.е. на половину, хлеб состоял из примесей. И поэтому был почти несъедобным.
Но ленинградцы, несмотря на голод, холод, болезни продолжали не пускать врага в родной город. Работали заводы, выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолеты сбрасывали на город. (Слайд № 9)
____________________________________________________________
Чтобы прорвать блокаду Ленинграда, большие надежды возлагались на танки. Представьте, что каждый из вас командир танковой бригады (как дед Вовы Ткалича). И вам надо прорвать кольцо блокады. Для этого вам надо решить следующую задачу. (Слайд № 10)
Задача № 3 – на встречное движение (решается у доски и в тетрадях)
Два танка находятся на расстоянии 17,1 км и едут навстречу друг другу. Наш советский танк едет со скоростью 4,75 км\ч, а немецкий танк – со скоростью 3,8 км\ч. Через сколько часов они встретятся и наши танки прорвут кольцо блокады?
Решение:
17,1: (4,75+3,8)=2 (ч) – произойдет прорыв блокады (Слайд № 11)
Ответ: 2 ч.
_______________________________________________________________
5. Самостоятельная работа.
Что такое уравнение?
Что значит решить уравнение?
Что такое корень уравнения?
Наша страна понесла огромные потери в той войне. Дороги, пройденные солдатом измеряются тысячами километров…Но наш народ выстоял и победил фашизм. Сегодня мы вспоминаем всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно!
(Слайд № 12)
Для того, чтобы немного помолчать, вам нужно решить тест.
Тест на решение уравнений. (Слайд №13)
1 вариант. Решите уравнения: 1). 0,45 : а = 1,5 А)0,3 Б)3 В)30 Г)0,03 2). с : 0,4 = 0,9 А)0,32 Б)0,036 В)0,36 Г)0,032 3). 2,2х + 0,1х – 10 = 59 А)0,03 Б)300 В)30 Г)0,3 4). (0,7в – 0,2в) * 0,8 = 80 А)0,02 Б)200 В)20 Г)0,2 Решите задачу: 5). Сумма двух чисел равна 21,6. Одно число в 3,5 раза больше другого. Найдите эти числа. Ответ: 4,8; 16,8. | 2 вариант. Решите уравнения: 1). 0,34 : х = 1,7 А)0,02 Б)0,2 В)20 Г)2 2). а : 0,7 = 0,8 А)0,063 Б)0,63 В)0,056 Г)0,56 3). 4,4у – 3,2у + 76 = 100 А)0,02 Б)0,2 В)20 Г)200 4). (15в + в) : 4 = 3 А)0,075 Б)7,5 В)0,75 Г)750 Решите задачу: 5). Сумма двух чисел равна 59,8. Одно число в 4,2 раза больше другого. Найдите эти числа. Ответ: 11,5; 48,3. |
6. Итог урока. Выставление оценок. (Слайд №14 )
Домашняя работа: задания по индивидуальным карточкам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составить слово из номеров правильных утверждений: (Д) 1. 4,1:0,1=4 (Х) 2. 0,3:3=0,01 (Б) 3. 6,3 – 5,8=0,5 (А) 4. 2,25+0,75=3 (Р) 5. 5:0,2=25 (В) 6. 0,32*2=20 (Б) 7. 0,19*5=0,95 (А) 8. 0,3*0,7=0,21 (У) 9. 2,8:2=28 (Р) 10. 2,7+0,07=2,77 (О) 11. 3,8*100=380 (Ш) 12. 2,06+0,4=2,1 (С) 13. 0,85-0,77=0,08 (С) 14. 3,5:7=0,5 (В) 15. 6,91 – 0,1=6,9 (А) 16. 0,2:0,1=2 ______________________ Ключ: 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 16. Б А Р Б А Р О С С А
Задача №1 Оборона города занимает прямоугольный участок земли. Большая сторона прямоугольника является передним краем обороны и равна 26,4 км, а меньшая сторона прямоугольника в 1,5 раза меньше переднего края обороны. Определить площадь участка обороны. Ответ округлите до единиц. Ответ: 465 км.
Задача № 2 Рабочие получали 0,25 части от одной буханки хлеба (вес хлеба – 1кг), а служащие и дети получали по 0,125 части от одной буханки хлеба. Сколько хлеба в сутки получали рабочие, служащие и дети во время блокады?
Задача № 2 Два танка находятся на расстоянии 17,1 км и едут навстречу друг другу. Наш советский танк едет со скоростью 4,75 км\ч , а немецкий танк – со скоростью 3,8 км\ч . Через сколько часов они встретятся и наши танки прорвут кольцо блокады? Ответ: 2 часа.
27 миллионов жизней унесла Великая Отечественная война. Сегодня мы вспоминаем всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно! Минута молчания.
1 вариант. А В В Б Ответ: 4,8; 16,8. 2 вариант. Б Г В В Ответ: 11,5; 48,3.
9 Мая 1945 – День Победы! «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» А.Невский. Враг разбит ! Победа за нами! Спасибо всем большое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по математике 5 класс "Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д."
Конспект урока, презентация к уроку, тест....
урок-практикум математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"
Урок- практикум "Действия с десятичными дробями". Материал содержит в себе методическую разработку, карту урока и презентацию. Урок разработан с учетом применения интерактивной доски...
Открытый урок по математике "Путешествие в страну "Дроби". Действия с десятичными дробями".
Образовательные: обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование навыков действий с десятичными дробямиКоррекционно-развивающие: развитие интереса к пр...
Урок-игра "Зимняя олимпиада" (обобщающий урок по теме "Десятичные дроби. Действия над десятичными дробями")
презентация урока...
Контекстное включение к уроку по математике в 6 классе "Действия с десятичными дробями"
Объяснение нового материала и решение задач осуществляется с использованием красочных опорных конспектов, рисунков, схем, таблиц, анимационных иллюстраций, которые помогают быстрее и качественнее усва...
обобщающий урок по математике в 5 классе "Действия с десятичными дробями"
обобщающий урок по математике в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"...