Рабочая программа по алгебре и геометрии, 8 класс
календарно-тематическое планирование (алгебра, 8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г.о. Электросталь
Утверждаю Директор МОУ “СОШ № 1» __________Е.Н. Шевченко «__»___________2013 г. |
Рабочая программа по алгебре
(базовый уровень)
8 «А» класс
Составитель: Короткова Ольга Александровна
учитель математики
первой квалификационной категории
2013 г.
Пояснительная записка
Программа по алгебре 8 класса является частью курса алгебры 7-9 классов. Программа составлена на основе авторской программы Ю. Н. Макарычева (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9клаасс, М., Просвещение, 2008 г)
Основными целями и задачами данного курса являются:
- овладение системой алгебраических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных алгебраической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах алгебры как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к алгебре как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Основное содержание
Содержание курса алгебры 8 класса рациональные дроби и их свойства, квадратные корни, квадратные уравнения, неравенства, степень с целым показателем.
На изучение данного курса отведено 122 часа (68 часов в 1 полугодии и 54 часа во 2 полугодии).
Изучаемая тема | Количество уроков | Уроки с ИКТ и ЭОР |
Рациональные дроби и их свойства. | 25 | |
Квадратные корни. | 22 | |
Квадратные уравнения. | 24 | |
Неравенства. | 18 | |
Степень с целым показателем. | 15 | |
Итоговое повторение . | 13 | |
Статистические исследования. | 5 | |
Контрольные работы | 10 | |
Самостоятельные работы | 23 |
Рациональные дроби
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.
Тождественные преобразования рациональных выражений.
Функция у = k/x и ее график.
Основная цель — выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции у = k/x
Квадратные корни
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = , ее свойства и график.
Основная цель — систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество = | а |, которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни
Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция у = , ее свойства и график. При изучении функции у = показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥ 0.
Квадратные уравнения
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводит; их к квадратным уравнениям и простейшим рациональным равнениям.
Основная цель — выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + Ьх + с = 0, где а≠0, с использованием формулы корней. Е данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
Неравенства
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и разложение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Основная цель — ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах >b , ах < b, остановившись специально на случае, когда а < 0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
Степень с целым показателем. Элементы статистики
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Основная цель — выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Учащимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные учащимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.
Требования к уровню подготовки обучающихся
После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
- составлять выражения с переменными и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями ; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком, по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики.
Календарно-тематическое планирование(1 п.-4ч, 2 п.-3 ч.)
№ урока | Содержание учебного материала | Дата по плану | Дата с коррекцией |
Рациональные дроби и их свойства (25 ч) | |||
1 | Рациональные выражения, | 2.09 | |
2 | Рациональные выражения | 4.09 | |
3 | Рациональные выражения | 5.09 | |
4 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 6.09 | |
5 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 9.09 | |
6 | Сокращение дробей | 11.09 | |
7 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 12.09 | |
8 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 13.09 | |
9 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 16.09 | |
10 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 16.09 | |
11 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 18.09 | |
12 | Контрольная работа № 1 | 19.09 | |
13 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | 20.09 | |
14 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | 23.09 | |
15 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | 25.9 | |
16 | Деление дробей | 26.09 | |
17 | Деление дробей | 27.09 | |
18 | Преобразование рациональных выражений, | 30.09 | |
19 | Преобразование рациональных выражений | 2.10 | |
20 | Преобразование рациональных выражений | 3.10 | |
21 | Преобразование рациональных выражений | 4.10 | |
22 | Функция у=к\х и ее свойства | 7.10 | |
23 | Функция у=к\х и ее св. св | 9.10 | |
24 | Функция у=к\х и ее свойства | 10.10 | |
25 | Контрольная работа №2 | 11.10 | |
Квадратные корни (22ч) | |||
26 | Рациональные и иррациональные числа | 14.10 | |
27 | Рациональные и иррациональные числа | 16.10 | |
28 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 17.10 | |
29 | Арифметический квадратный корень | 18.10 | |
30 | Уравнение х2 = а | 21.10 | |
31 | Нахождение приближенных значений квадратного корня | 23.10 | |
32 | Функция у = корень из х и ее график | 24.10 | |
33 | Функция у= корень из х и ее график | 25.10 | |
34 | Квадратный корень из произведения, дроби, степени | 28.10 | |
35 | Квадратный корень из произведения и дроби | 30.10 | |
36 | Квадратный корень из произведения и дроби | 31.10 | |
37 | Квадратный корень из степени | 1.11 | |
38 | Квадратный корень из степени | 11.11 | |
39 | Контрольная работа №3 | 13.11 | |
40 | Вынесение множителя из – под знака корня. Внесение множителя под знак корня | 14.11 | |
41 | Вынесение множителя из-под знака корня. Внесения множителя под знак корня. | 15.11 | |
42 | Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня. | 18.11 | |
43 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 20.11 | |
44 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 21.11 | |
45 | Преобразование выражений. | 22.11 | |
46 | Преобразование выражений. | 25.11 | |
47 | Контрольная работа № 4 | 27.11 | |
Квадратные уравнения(24ч) | |||
48 | Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения | 28.11 | |
49 | Неполные квадратные уравнения | 29.11 | |
50 | Неполные квадратные уравнения | 2.12 | |
51 | Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена | 4.12 | |
52 | Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена | 5.12 | |
53 | Решение квадратных уравнений | 6.12 | |
54 | Решение квадратных уравнений по формуле | 9.12 | |
55 | Решение квадратных уравнений по формуле | 11.12 | |
56 | Решение квадратных уравнений по формуле | 13.12 | |
57 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 16.12 | |
58 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 18.12 | |
59 | Теорема Виета | 19.12 | |
60 | Теорема Виета | 20.12 | |
61 | Контрольная работа № 5 | 23.12 | |
62 | Решение дробных рациональных уравнений | 25.12 | |
63 | Решение дробных рациональных уравнений | 26.12 | |
64 | Решение дробных рациональных уравнений | 27.12 | |
65 | Решение дробных рациональных уравнений | 9.01. | |
66 | Решение задач с помощью рациональных уравнений, | 10.01. | |
67 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 13.01. | |
68 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 16.01. | |
69 | Графический способ решения уравнений | 17.01. | |
70 | Графический способ решения уравнений | 20.01. | |
71 | Контрольная работа № 6 | 23.01. | |
Неравенства (18ч) | |||
72 | Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств | 24.01 | |
73 | Свойства числовых неравенств | 27.01 | |
74 | Свойства числовых неравенств | 30.01 | |
75 | Свойства числовых неравенств | 31.01 | |
76 | Сложение и умножения числовых неравенств | 3.02 | |
77 | Сложение и умножение числовых неравенств | 6.02 | |
78 | Сложение и умножение числовых неравенств | 7.02 | |
79 | Сложение и умножение числовых неравенств | 10.02 | |
80 | Контрольная работа №7 | 13.02 | |
81 | Числовые промежутки | 14.02 | |
82 | Числовые промежутки | 17.02 | |
83 | Решение неравенств с одной переменной | 20.02 | |
84 | Решение систем неравенств с одной переменной | 21.02 | |
85 | Решение систем неравенств с одной переменной | 27.02 | |
86 | Решение систем неравенств с одной переменной | 28.02 | |
87 | Решение систем неравенств с одной переменной | 3.03 | |
88 | Решение систем неравенств с одной переменной | 6.03 | |
89 | Контрольная работа № 8 | 7.03 | |
Степень с целым показателем (15ч) | |||
90 | Определение степени с целым отрицательным показателем | 13.03 | |
91 | Свойства степени с целым показателем | 14.03 | |
92 | Свойства степени с целым показателем | 17.03 | |
93 | Свойства степени с целым показателем | 20.03 | |
94 | Свойства степени с целым показателем | 21.03 | |
95 | Стандартный вид числа | 31.03 | |
96 | Стандартный вид числа | 3.04 | |
97 | Стандартный вид числа | 4.04 | |
98 | Запись приближенных значений | 7.04 | |
99 | Запись приближенных значений | 10.04 | |
100 | Действия над приближенными значениями | 11.04 | |
101 | Действия над приближенными значениями | 14.04 | |
102 | Вычисления с приближенными данными на микрокалькуляторе | 17.04 | |
103 | Повторение по теме Степень с целым показателем | 18.04 | |
104 | Контрольная работа №9 | 21.04 | |
Элементы статистики(5 ч) | |||
105 | Сбор и группировка статистических данных | 24.04 | |
106 | Сбор и группировка статистических данных | 25.04 | |
107 | Наглядное представление статистической информации | 28.04 | |
108 | Наглядное представление статистической информации | 5.05 | |
109 | Наглядное представление статистической информации | 7.05 | |
Повторение(13ч) | |||
110 | Повторение по теме Квадратные уравнения | 8.05 | |
111 | Повторение по теме Квадратное уравнение | 12.05 | |
112 | Повторение по теме Квадратное уравнение | 15.05 | |
113 | Повторение по теме Квадратное уравнение | 16.05 | |
114 | Повторение по теме Неравенства | 19.05 | |
115 | Повторение по теме Неравенства | 22.05 | |
116 | Итоговая контрольная работа. | 23.05 | |
117 | Повторение .Работа над ошибками. | 26.05 | |
118 | Повторение по теме Рациональные дроби | 28.05 | |
119 | Итоговое повторение. | 29.05 | |
120 | Итоговое повторение. Работа над ошибками | 30.05 | |
121 | - | ||
122 | - |
В 8а два урока приходится на праздничные дни(8 марта, 1 мая)
- Учебно-методическое обеспечение
- Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А. Теляковского. Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011.
- В.И.Жохов, Г.Д.Карташева. Алгебра 8. Карточки для проведения контрольных работ и зачетов. Москва «Вербум-М» 2001.
- А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. Москва «Илекса» 2008.
- Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк; под редакцией С.А.Теляковского. Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2007.
РАССМОТРЕНО
протокол заседания учителей
естественно-математического цикла
№______от______________
Руководитель ШМО
______________Шестакова Т.А.
Согласовано
Зам. директора по УВР
_____________Михалева И.М.
«__»_______________2013 г
- Муниципальное общеобразовательное учреждение
- «Средняя общеобразовательная школа № 1»
- г.о. Электросталь
Утверждаю Директор МОУ “СОШ № 1» __________Е.Н. Шевченко «__»___________2013 г. |
- Рабочая программа по геометрии
- (базовый уровень)
- 8 «А» класс
- Составитель: Короткова Ольга Александровна
- учитель математики
- первой квалификационной категории
- 2013г
Пояснительная записка
Программа по геометрии 8 класса является частью курса геометрии 7-9 классов. Программа составлена на основе авторской программы А. В. Погорелова (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 класс, М., Просвещение, 2008 г)
Основными целями и задачами данного курса являются:
- овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных геометрической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, умение аргументировано доказывать истинность, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к геометрии как к части
общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Содержание курса геометрии 8 класса: четырехугольники, теорема Пифагора, декартовы координаты на плоскости, движение, векторы.
На изучение данного курса отведено 88 часов (34 часа в 1 полугодии и 54 часа во 2 полугодии).
После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
- давать определения всех четырехугольников, воспроизводить доказательства теорем в ходе изучения текущего материала и применять их при решении задач;
- уметь решать прямоугольные треугольники;
-находить значения тригонометрических функций конкретных углов;
- строить образы простейших фигур при движении;
- уметь выполнять действия над векторами.
- Основное содержание
Изучаемая тема | Количество уроков | Уроки с ИКТ и ЭОР |
Четырехугольники. | 20 | |
Теорема Пифагора. | 20 | |
Координаты на плоскости. | 17 | |
Движение. | 11 | |
Векторы на плоскости. | 14 | |
Итоговое повторение курса геометрии 8 класса | 6 |
Контрольные работы | 6 |
Самостоятельные работы | 20 |
Четырехугольники.
Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.
Основная цель – дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах.
Доказательства большинства теорем данной темы проводятся с опорой на признаки равенства треугольников, которые используются и при решении задач в совокупности с применением новых теоретических фактов. Поэтому изучении темы можно организовать как процесс обобщения и систематизации знаний учащихся о свойствах треугольников, осуществив перенос усвоенных методов на новый объект изучения.
Вводимые при изучении темы сведения о различных видах четырехугольников и их свойствах играют важную роль в изучении последующего материала. Основное внимание следует направить на решение задач, в ходе которых отрабатываются практические умения применять свойства и признаки параллелограмма и его частных видов, необходимые для распознавания конкретных видов четырехугольников и вычисления их элементов.
Рассматриваемая в теме теорема Фалеса (теорема о пропорциональных отрезках) играет вспомогательную роль в построении курса. Воспроизведение её доказательства необязательно требовать от учащихся. Примером применения теоремы Фалеса является доказательство теоремы о средней линии треугольника. Теорема о пропорциональных отрезках используется в доказательстве теоремы о косинусе угла прямоугольного треугольника.
Теорема Пифагора.
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.
Основная цель – сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
Изучение теоремы Пифагора позволяет существенно расширить круг геометрических задач, давая вместе с признаками равенства треугольников достаточно мощный аппарат решения задач.
Большое внимание в данной теме уделяется вопросам, связанным с решением прямоугольных треугольников. Для этого необходимо прочное усвоение определений синуса, косинуса и тангенса острого угла.
В ходе решения задач усваиваются основные алгоритмы решения прямоугольных треугольников, при проведении практических вычислений вырабатываются навыки нахождения с помощью таблиц или калькуляторов значений синуса, косинуса и тангенса угла, а в ряде задач используются значения синуса, косинуса и тангенса углов 30°, 45° и 60°.
Соответствующие умения являются опорными для решения вычислительных задач и доказательства ряда теорем в курсе планиметрии и стереометрии. Кроме того, они используются в курсе физики. Поэтому необходимо добиться прочных навыков практического применения этих факторов в решении вычислительных задач. При изучении темы широко используются и получают дальнейшее развитие такие навыки и алгебраические умения учащихся, как решение квадратных уравнений, извлечение квадратных корней, преобразование алгебраических уравнений.
В конце темы рассматривается теорема о неравенстве треугольника. Тем самым пополняются знания учащихся о свойствах расстояний между точками. Наиболее важным с практической точки зрения является случай, когда данные точки не лежат на одной прямой, т. е. свойство сторон треугольника. Его полезно закрепить на ряде примеров. В тоже время воспроизведение доказательства теоремы можно от учащихся не требовать.
Декартовы координаты на плоскости.
Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью. Синус, косинус и тангенс углов от 0° до 180°.
Основная цель – обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах; развить умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.
В начале темы вводится определение декартовых координат, выводятся формулы для нахождения координаты середины отрезка и расстояния между точками. Рассматриваются уравнения окружности и прямой и способы нахождения с их помощью координат точки пересечения прямых, прямой с окружностью.
В данной теме демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.
Основная цель – познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.
Поскольку в дальнейшем движения не применяются в качестве аппарата для решения задач и изложении теории, можно рекомендовать изучение материала в ознакомительном воспроизведение доказательств. Однако основные понятия – симметрия относительно точки и прямой, параллельный перенос – учащиеся должны усвоить на уровне практических применений.
Векторы.
Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. [Коллинеарные векторы.] Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. [Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.]
Основная цель – познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач; сформировать умение производить операции над векторами.
Основное внимание следует уделить формированию практических умений учащихся связанных с вычислением координат вектора, его абсолютной величины, выполнением сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число. Наряду с операциями над векторами в координатной форме следует уделить большое внимание операциям в геометрической форме. Действия над векторами в координатной и геометрической формах используются при параллельном изучении курса физики. Знания о векторных величинах, приобретенные на уроках физики, могут быть использованы для мотивированного введения на предметной основе ряда основных понятий темы.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса геометрии в 8 классе учащиеся должны
уметь:
- давать определения всех четырехугольников, воспроизводить доказательства теорем в ходе изучения текущего материала и применять их при решении задач;
- решать прямоугольные треугольники;
- находить значения тригонометрических функций конкретных углов;
- строить образы простейших фигур при движении;
- выполнять действия над векторами;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата с корректировкой |
Четырёхугольники (20ч) | |||
1 | Определение четырехугольника | 2.09 | |
2 | Определение четырехугольника | 5.09 | |
3 | Параллелограмм. Свойство диагоналей параллелограмма. Свойства противолежащих сторон и углов параллелограмма | 9.09 | |
4 | Свойство диагоналей параллелограмма. Свойства противолежащих сторон и углов параллелограмма | 12.09 | |
5 | Свойство диагоналей параллелограмма. Свойства противолежащих сторон и углов параллелограмма | 16.09 | |
6 | Свойство диагоналей параллелограмма. Свойства противолежащих сторон и углов параллелограмма | 19.09 | |
7 | Прямоугольник | 23.09 | |
8 | Ромб | 26.09 | |
9 | Квадрат | 30.09 | |
10 | Решение задач по теме: «Параллелограмм» | 3.10 | |
11 | Подготовка к контрольной работе | 7.10 | |
12 | Контрольная работа № 1 | 10.10 | |
13 | Теорема Фалеса | 14.10 | |
14 | Средняя линия треугольника | 17.10 | |
15 | Трапеция | 21.10 | |
16 | Средняя линия трапеции | 24.10 | |
17 | Теорема о пропорциональных отрезках | 28.10 | |
18 | Построение четвертого пропорционального отрезка | 31.10 | |
19 | Решение задач по теме: «Треугольник. Трапеция» | 11.11 | |
20 | Контрольная работа № 2 | 14.11 | |
Теорема Пифагора(20ч) | |||
21 | Косинус угла | 18.11 | |
22 | Теорема Пифагора | 21.11 | |
23 | Теорема Пифагора | 25.11 | |
24 | Египетский треугольник | 28.11 | |
25 | Перпендикуляр и наклонная | 2.12 | |
26 | Подготовка к контрольной работе | 5.12 | |
27 | Контрольная работа № 3 | 9.12 | |
28 | Неравенство треугольника | 12.12 | |
29 | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике | 16.12 | |
30 | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике | 19.12 | |
31 | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике | 23.12 | |
32 | Основные тригонометрические тождества | 26.12 | |
33 | Основные тригонометрические тождества | 9.01 | |
35 | Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов | 13.01 | |
36 | Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов | 15.01 | |
37 | Изменения синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла | 16.01 | |
38 | Изменения синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла | 20.01 | |
39 | Изменения синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла | 22.01 | |
40 | Контрольная работа № 4 | 23.01 | |
Декартовы координаты на плоскости(17ч) | |||
41 | Определение декартовых координат | 27.01 | |
42 | Координаты середины отрезка | 29.01 | |
43 | Расстояние между точками | 30.01 | |
44 | Расстояние между точками | 3.02 | |
45 | Уравнение окружности | 5.02 | |
46 | Уравнение окружности | 6.02 | |
47 | Уравнение прямой | 10.02 | |
48 | Координаты точки пересечения прямых | 12.02 | |
49 | Расположение прямой относительно системы координат | 13.02 | |
50 | Угловой коэффициент в уравнении прямой | 17.02 | |
51 | График линейной функции | 19.02 | |
52 | Пересечение прямой с окружностью | 24.02 | |
53 | Пересечение прямой с окружностью | 26.02 | |
54 | Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0° до 180° | 27.02 | |
55 | Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0° до 180° | 3.03 | |
56 | Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0° до 180° | 5.03 | |
57 | Контрольная работа № 5 | 6.03 | |
Движение(11ч) | |||
58 | Преобразование фигур. Симметрия относительно точки и прямой | 12.03 | |
59 | Свойства движения | 13.03 | |
60 | Свойства движение | 17.03 | |
61 | Поворот | 19.03 | |
62 | Поворот | 20.03 | |
63 | Параллельный перенос и его свойства | 31.03 | |
64 | Существование и единственность параллельного переноса | 2.04 | |
65 | Сонаправленность полупрямых | 3.04 | |
66 | Равенство фигур | 7.04 | |
67 | Равенство фигур | 9.04 | |
68 | Повторение по теме «Движение» | 10.04 | |
Векторы(14ч) | |||
69 | Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов | 14.04 | |
70 | Координаты вектора | 16.04 | |
71 | Сложение и вычитание векторов. Сложение сил. | 17.04 | |
72 | Сложение и вычитание векторов. Сложение сил. | 21.04 | |
73 | Умножение вектора на число | 23.04 | |
74 | Умножение вектора на число | 24.04 | |
75 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 28.04 | |
76 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 30.04 | |
77 | Скалярное произведение векторов | 5.05 | |
78 | Скалярное произведение векторов | 7.05 | |
79 | Разложение вектора по координатным осям | 8.05 | |
80 | Решение задач по теме: «Движение. Векторы» | 12.05 | |
81 | Решение задач по теме: «Движение. Векторы» | 14.05 | |
82 | Контрольная работа № 6 | 15.05 | |
Итоговое повторение(6ч) | |||
83 | Повторение. Четырехугольники | 19.05 | |
84 | Повторение. Теорема Пифагора | 21.05 | |
85 | Повторение. Декартовы координаты на плоскости | 22.05 | |
86 | Итоговая контрольная работа | 26.05 | |
87 | Итоговое повторение | 28.05 | |
88 | Итоговое повторение | 29.05 |
- Учебно-методическое обеспечение.
- 1.А.В.Погорелов. Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011.
- В.И.Жохов, Г.Д.Карташева. Геометрия 8. Карточки для проведения контрольных работ и зачетов. Москва «Вербум-М» 2001.
- А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. Москва «Илекса» 2011.
РАССМОТРЕНО
протокол заседания учителей
естественно-математического цикла
№______от______________
Руководитель ШМО
______________Шестакова Т.А.
Согласовано
Зам.директора по УВР
_____________Михалева И.М.
«__»_______________2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по алгебре и геометрии 8 класс
Данный материал содержит рабочие программы по алгебре и геометрии для 8 класса по учебникам Макарычева Ю. Н. и др. ( под ред. Теляковского С. А.) и Атанасяна Л. С. с подробным календарно-те...
Рабочие программы по алгебре и геометрии 9 класс
Данный материал содержит рабочие программы по алгебре и геометрии для 9 класса по учебникам Макарычева Ю. Н. и др. ( под ред. Теляковского С. А.) и Атанасяна Л. С. с подробным календарно-тематич...
Рабочая программа по алгебре и геометрии 9 класс
Рабочая программа по алгебре и геометрии 9 класс...
Рабочая программа по алгебре и геометрие 8 класс
Рабочая программа по алгебре и геометрие 8 класс...
Рабочая программа по алгебре и геометрие 10 класс
Рабочая программа по алгебре и геометрие 10 класс...
рабочие программы по алгебре 7-8 класс и по геометрии 7-8 класс
Данные рабочие программы предназначены для учителей, которые работают в 7-8 классах по учебникам алгебры Макарычева и по учебникам геометрии Атанасяна. В рабочих программах имеется пояснительная...
Рабочая программа по алгебре и геометрии 11 класс (УМК: алгебра Мордкович А.Г. (профильный), геометрия Атанасян Л.С.общеобразовательный)
Рабочая программа по алгебре и геометрии 11 класс (УМК: алгебра Мордкович А.Г. (профильный), геометрия Атанасян Л.С.общеобразовательный)...