Рабочая программа по алгебре и геометрие 10 класс
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме
Рабочая программа по алгебре и геометрие 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_algebra_geometriya_10_klass.doc | 548 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе:
1.Закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
2.Закон об образовании в Республике Мордовия;
3.Федеральный компонент Государственного образовательного
стандарта общего образования (приказ Минобразования России
от 05.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования»);
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03- 1263,
- приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря
2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
6. Примерной и авторской программы основного общего образования по математике
(Бурмистрова Т.А., Алгебра, 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.)
Обучение осуществляется по учебнику Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012.
Цели изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Задачи изучения:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике и в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по алгебре 10 - 11 классы, Бурмистрова Т.А.-М.: Просвещение,2009.
класс | Всего часов | Количество часов в неделю |
10 | 105 ч | 3ч |
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля: Самостоятельная работа, контрольная работа, тест, работа по карточке.
Межпредметные и межкурсовые связи:
физика: «Действительные числа»,«Степенная функция», «Логарифмическая функция», «Логарифмические уравнения», «Показательные уравнения, . «Объемы многогранников»
химия – «Действительные числа»,
биология - « Действительные числа», «Показательная функция».
В системе уроков выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач, интерактивные уроки. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне базовой и продвинутой подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок-зачет. Устный и письменный опрос обучающихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».
Компьютерное обеспечение уроков.
В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.
Демонстрационный материал (слайды).
Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.
Изучение многих тем в математике связано с знанием и пониманием свойств элементарных функций. Решение уравнений, неравенств, различных задач предполагает глубокое знание поведения элементарных функций. Научиться распознавать графики таких функций, суметь рассказать об их свойствах помогают компьютерные слайды .
При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.
Задания для устного счета.
Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Тренировочные упражнения.
Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.
Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрен индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Поэтому при отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся.
На уроках соблюдаются нормы работы учащихся с компьютером и мультимедийными средствами в зависимости от их возраста ежеурочно предусмотрены физкультминутки
Внесение данных изменений позволяет охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся
Сравнительная таблица приведена ниже:
№ п/п | Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
1 | Повторение курса алгебры 9 класса | 0 | 5 |
2 | Действительные числа | 11 | 9 |
3 | Степенная функция | 10 | 10 |
4 | Показательная функция | 10 | 10 |
5 | Логарифмическая функция | 14 | 14 |
6 | Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений | 12 | 0 |
7 | Тригонометрические формулы | 21 | 24 |
8 | Тригонометрические уравнения | 13 | 13 |
9 | Повторение | 11 | 20 |
В рабочую программу внесены изменения:
- увеличивается время на повторение курса алгебры 9 класса , на изучение темы тригонометрические формулы (синус, косинус и тангенс двойного угла 2ч, две контрольных работы) , на повторение изученного материала в 10 классе, за счет того, что тема «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений» изучалась ранее в 9-ом классе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле2 поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
- вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
- решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
- построения и исследования простейших математических моделей;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- анализа информации статистического характера.
Уровень возможной подготовки обучающегося
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
- вычислять площади с использованием первообразной;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем.
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
Функции и графики
уметь
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле[1] поведение и свойства функций,;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Уравнения и неравенства
уметь
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
- решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
- построения и исследования простейших математических моделей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Рассматриваемый курс математики для 10 класса организован вокруг основных содержательных линий:
- числовой (действительные числа, степень с действительным показателем, логарифмы чисел, тригонометрические числовые выражения);
- функциональной (показательной, логарифмической, степенная и тригонометрическая функции);
_ уравнений и неравенств (показательные, логарифмические, иррациональные, тригонометрические уравнения и неравенства);
_ преобразований (выражений, содержащих степени, логарифмы, тригонометрические функции).
Основные методические особенности курса заключается в следующем:
1.Элементарные функции изучаются элементарными методами (без использования производной).
2.Числовая линия и линия преобразований развиваются параллельно с функциональной, не опережая её по времени изучения. Так, например, изучению логарифмической функции предшествует изучение понятия логарифма числа и свойств логарифмов, преобразования логарифмических выражений, решение элементарных логарифмических уравнений.
3. При изложении курса широко используется графические средства наглядности.
4 Впервые вводится понятие равносильности уравнений и неравенств, поскольку в этом возникает необходимость.
5. Новые математические понятия, когда это возможно, вводятся после рассмотрения прикладных задач, мотивирующих необходимость их появления.
6.Система упражнений позволяет организовать уровневую дифференциацию по каждой теме.
7 Теоретический материал излагается доступным языком, что способствует самостоятельному изучению старшеклассниками.
8 Акцент в преподавание делается на практическое применение приобретённых знаний.
Основным в курсе 10 класса является изучение элементарных функций и связанное с ним решение уравнений и неравенств.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Действительные числа (9 часов)
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателями.
О с но в н а я ц е л ь — обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений.
Необходимость расширения множества натуральных чисел до действительных мотивируется возможностью выполнять действия, обратные сложению, умножению и возведению в степень. Рассмотренный в начале темы способ обращения бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную обосновывается свойствами сходящихся числовых рядов, в частности, нахождением суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Действия над иррациональными числами строго не определяются а заменяются действиями над их приближенными значениями — рациональными числами.
В связи с рассмотрением последовательных рациональных приближений иррационального числа, а затем и степени с иррациональным показателем на интуитивном уровне вводится понятие предела последовательности.
Арифметический корень натуральной степени n > 2 из неотрицательного числа и его свойства излагаются традиционно. Учащиеся должны уметь вычислять значения корня с помощью определения и свойств и выполнять преобразования выражений, содержащих корни.
Степень с иррациональным показателем поясняется на конкретном примере. Здесь же формулируются свойства степени с действительным показателем, которые будут использоваться при решении уравнений, неравенств, исследовании функций.
Знать:
- понятие натурального числа;
- понятие целого числа;
- понятие действительного числа;
- понятие модуля числа;
- понятие арифметического корня n –й степени и его свойства;
- свойства степени с действительным показателем.
Уметь:
- уметь находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
- обращать бесконечно периодическую дробь в обыкновенную;
- уметь выполнять преобразования выражений, содержащих арифметические корни.
2. Степенная функция (10 часов)
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
О с н о в н а я ц е л ь — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций с натуральным и целым показателями и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
Рассмотрение свойств степенных функций и их графиков проводится поэтапно, в зависимости от того, каким числом является показатель: 1) четным натуральным числом; 2) нечетным натуральным числом; 3) числом, противоположным четному числу; 4) числом, противоположным нечетному числу; 5) положительным нецелым числом; б) отрицательным нецелым числом (свойства функций в пп. 5 и 6 изучать необязательно).
Обоснования свойств степенной функции не проводятся, они следуют из свойств степени с действительным показателем Рассмотрение равносильности уравнений, неравенств
и систем уравнений и свойств равносильности проводятся
в связи с предстоящим изучением иррациональных уравнений и неравенств.
Основным методом решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнений в степень с целью перехода к рациональному уравнению-следствию данного.
Иррациональные неравенства не являются обязательными для изучения всеми
учащимися. При их изучении основным способом решения является сведение неравенства к системе рациональных неравенств , равносильной данному неравенству.
Знать:
- свойства степенной функции во всех её разновидностях;
- определение и свойства взаимно обратных функций;
- определения равносильных уравнений и уравнения-следствия;
- понимать причину появления посторонних корней и потери корней;
- что при возведении в натуральную степень обеих частей уравнения получается уравнение – следствие;
- при решении неравенства можно выполнять только равносильные преобразования;
- что следует избегать деления обеих частей уравнения(неравенства) на выражение с неизвестным.
Уметь:
∙ схематически строить график степенной функции в зависимости
от принадлежности показателя степени;
- перечислять свойства;
- выполнять преобразования уравнений, приводящие к уравнениям-следствиям;
- решать иррациональные уравнения и неравенства.
3.Показательная функция ( 10 часов )
Показательная функция ,её свойства и график . Показательные уравнения. . Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
О с н о в н а я ц е л ь-изучить свойства показательной функции ,научить решать показательные уравнения и неравенства, простейшие системы показательных уравнений и неравенств..
Свойства показательной функции полностью следуют из свойств степени с действительным показателем Решение простейших показательных уравнений Решение большинства показательных уравнений и неравенств сводится к решению простейших. Так как в ходе решения предлагаемых в этой теме показательных уравнений равносильность не нарушается, то проверка найденных корней необязательна. Здесь системы уравнений и неравенств решаются с помощью равносильных преобразований: подстановкой, сложением или умножением, заменой переменных и т. д.
Знать:
- определение и свойства показательной функции;
- способы решения показательных уравнений.
Уметь:
- уметь строить график показательной функции в зависимости от значения основания а;
- описывать по графику свойства;
- применять знания о свойствах показательной функции к решению прикладных задач;
- решать уравнения, используя тождественные преобразования на основе свойств степени, с помощью разложения на множители выражений, содержащих степени, применяя способ замены неизвестной степени новым неизвестным;
- решать показательные неравенства на основе свойств монотонности показательной функции;
- решать системы показательных уравнений и неравенств.
4 Логарифмическая функция (14 часов)
Логарифмы. Свойства логарифмов. десятичные и натуральные логарифмы. логарифмическая функция, ее свойства и график. логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
О с н о в н а я ц е л ь — сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении простейших логарифмических уравнений и неравенств.
До этой темы в курсе алгебры изучались такие функции, вычисление значений которых сводилось к четырем арифметическим действиям и возведению в степень. Для вычисления значений логарифмической функции нужно уметь находить логарифмы чисел, т. е. выполнять новое для учащихся действие — логарифмирование.
Доказательство свойств логарифма опирается на его определение. На практике рассматриваются логарифмы по различным основаниям, в частности по основанию 10 (десятичный логарифм) и по основанию е (натуральный логарифм), отсюда возникает необходимость формулы перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию. Так как на инженерном микрокалькуляторе есть клавиши 1g и ln, то для вычисления логарифма по основаниям, отличным от 10 и е, нужно применить формулу перехода.
Свойства логарифмической функции активно используются при решении логарифмических уравнений и неравенств.
Изучение свойств логарифмической функции проходит совместно с решением уравнений и неравенств.
При решении логарифмических уравнений и неравенств выполняются различные их преобразования. При этом часто нарушается равносильность .Поэтому при решении логарифмических уравнений необходима проверка найденных корней . .Поэтому при решении логарифмических неравенств нужно следить за тем ,чтобы равносильность не нарушалась ,так как проверку решения неравенства осуществить сложно,а в ряде случаев невозможно.
. Знать:
- понятие логарифма числа и основное логарифмическое тождество;
- основные свойства логарифмов;
- понятие десятичного и натурального логарифмов;
- определение логарифмической функции;
- свойства логарифмической функции и её график.
Уметь:
- применять свойства логарифмов для преобразований логарифмических
- выражений;
- применять формулу перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию;
- применять свойства логарифмической функции при сравнении значений выражений и решении простейших логарифмических уравнений и неравенств;
- решать различные логарифмические уравнения и их системы с использованием свойств логарифмов и общих методов решения уравнений;
- решать логарифмические неравенства на основании свойств логарифмической функции.
5. Тригонометрические формулы (21 часа)
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом я тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов а и —а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
О с н о в н а я ц е л ь - сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения siп х = а, соsх = а при а = 1, —1, 0.
Рассматривая определения синуса и косинуса действительного числа а, естественно решить самые простые уравнения, в которых требуется найти число а, если синус или косинус его известен, например уравнения siпа = 0, соs а = 1 и т. п. Поскольку для обозначения неизвестного по традиции используется буква х, то эти уравнения записывают как обычно: siпх = 0, соsх = 1 и т. п. Решения этих уравнений находятся с помощью единичной окружности.
Возможность выявления знаков синуса, косинуса и тангенса по четвертям является следствием симметрии точек единичной окружности относительно осей координат. Равенство сов(—а) = сова следует из симметрии точек, соответствующих числам а и —а, относительно оси Ох.
Зависимость между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же числа или угла следует из тригонометрической формы записи действительного числа и определения синуса и косинуса как координаты точки единичной окружности.
Формулы сложения доказываются для косинуса суммы или разности, все остальные формулы сложения получаются как следствия.
Формулы сложения являются основными формулами тригонометрии, так как все другие можно получить как следствия формулы двойного и половинного углов (не являются обязательными для изучения), формулы приведения, преобразования суммы и разности в произведение. Знать:
- определения синуса, косинуса и тангенса;
- основные формулы, выражающие зависимость между синусом, косинусом и
- тангенсом
- определение радиана;
- понятие тождества как равенства;
Уметь:
- переводить радианную меру угла в градусы и обратно;
- поворачивать начальную точку единичной окружности вокруг начала координат на угол α и находить положение точки окружности, соответствующей данному действительному числу;
- находить синус, косинус тангенс для чисел вида Π/2k, k €; Z
- применять формулы для вычисления значений синуса, косинуса и тангенса числа по заданному значению одного из них;
- доказывать тождества с использованием изученных формул;
- выполнять преобразование тригонометрических выражений.
6. Тригонометрические уравнения (13 часов )
Уравнения соsх =а, siпх = а, tgх = а. Решение тригонометрических уравнений. Примеры решения простейших тригонометрических неравенств.
О с н о в н а я ц е л ь — сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
Как и при решении алгебраических, показательных и логарифмических уравнений, решение тригонометрических уравнений путем различных преобразований сводится к решению простейших: сох = а, siпх = а, tgх = а.
Рассмотрение простейших уравнений начинается с уравнения сох = а, так как формула его корней проще, чем формула корней уравнения siпх = а Решение более сложных тригонометрических уравнений, когда выполняются алгебраические и тригонометрические преобразования, сводится к решению простейших.
Рассматриваются следующие типы тригонометрических уравнений линейные относительно siп х, соs х или tg х; сводящиеся к квадратным и другим алгебраическим уравнениям после замены неизвестного; сводящиеся к простейшим тригонометрическим уравнениям после разложения на множители.
Знать:
- понятия арккосинуса, арксинуса и арктангенса;
- формулы корней простейших тригонометрических уравнений;
- приёмы решений различных типов уравнений;
- приемы решения простейших тригонометрических неравенств.
Уметь:
- решать простейшие тригонометрические уравнения;
- применять различные приёмы при решении тригонометрических уравнений;
- решать простейшие тригонометрические неравенства.
- Повторение (20 часов)
Планирование учебного материала по алгебре
10А класс
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |||
Теоретическое обучение | Контрольные работы | Самостоятельные работы | Тесты | |||
1 | Повторение курса алгебры за 7-9 классы. | 5 | 4 | 1 | ||
2 | Действительные числа | 9 | 7 | 1 | 1 | |
3 | Степенная функция | 10 | 8 | 1 | 1 | |
4 | Показательная функция | 10 | 8 | 1 | 1 | |
5 | Логарифмическая функция | 14 | 10 | 1 | 2 | 1 |
6 | Тригонометрические формулы | 24 | 20 | 2 | 1 | 1 |
7 | Тригонометрические уравнения | 13 | 10 | 1 | 1 | 1 |
8 | Повторение | 20 | 16 | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 105 | 83 | 9 | 6 | 7 |
Календарно - тематическое планирование по алгебре в 10 А классе
(3 часа в неделю; 105 ч)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения занятий | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | ||||
I полугодие ( 16н.х3ч.= 48ч ) | |||||
1 | Алгебраические уравнения. Системы уравнений. Повторение. | 1 | 1 неделя | ||
2 | Степень с рациональным показателем. Повторение | 1 | 1 неделя | ||
3 | Прогрессии. повторение | 1 | 1 неделя | ||
4 | Решение задач с помощью уравнений. Повторение | 1 | 2 неделя | ||
5 | Контрольная работа №1 по повторению | 1 | 2 неделя | к/р | |
Глава 1. Действительные числа | 9ч | ||||
5 | Целые и рациональные числа. Действительные числа. | 1 | 2 неделя | ||
6 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. | 1 | 3 неделя | ||
7 | Арифметический корень натуральной степени | 1 | 3 неделя | ||
8 | Арифметический корень натуральной степени | 1 | 3 неделя | ||
9 | Степень с рациональным и действительным показателем и ее свойства | 1 | 4 неделя | ||
10 | Степень с рациональным и действительным показателем и ее свойства | 1 | 4 неделя | ||
11 | Степень с рациональным и действительным показателем и ее свойства | 1 | 4 неделя | с/р | |
12 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | 5 неделя | ||
13 | Контрольная работа № 2 по теме: «Действительные числа» | 1 | 5 неделя | к/р | |
Глава 2. Степенная функция | 10 ч | ||||
14 | Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график. | 1 | 5 неделя | ||
15 | Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график. | 1 | 6 неделя | ||
16 | Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. | 1 | 6 неделя | ||
17 | Равносильные уравнения и неравенства | 1 | 6 неделя | ||
18 | Равносильные уравнения и неравенства | 1 | 7 неделя | ||
19 | Иррациональные уравнения | 1 | 7 неделя | ||
20 | Иррациональные уравнения | 1 | 7 неделя | ||
21 | Иррациональные неравенства | 1 | 8 неделя | тест | |
22 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | 8 неделя | ||
23 | Контрольная работа № 3 по теме: «Степенная функция» | 1 | 8 неделя | к/р | |
Глава 3. Показательная функция | 10 ч | ||||
24 | Показательная функция, ее свойства и график | 1 | 9 неделя | ||
25 | Показательная функция, ее свойства и график | 1 | 9 неделя | ||
26 | Показательные уравнения | 1 | 9 неделя | ||
27 | Показательные уравнения | 1 | 10 неделя | ||
28 | Показательные неравенства | 1 | 10 неделя | ||
29 | Показательные неравенства | 1 | 10 неделя | тест | |
30 | Системы показательных уравнений и неравенств | 1 | 11 неделя | ||
31 | Системы показательных уравнений и неравенств | 1 | 11 неделя | ||
32 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | 11 неделя | ||
33 | Контрольная работа № 4 по теме: «Показательная функция» | 1 | 12 неделя | к/р | |
Глава 4. Логарифмическая функция | 14 ч | ||||
34 | Логарифмы | 1 | 1 2 неделя | ||
35 | Логарифмы | 1 | 12 неделя | ||
36 | Свойства логарифмов | 1 | 13 неделя | ||
37 | Свойства логарифмов | 1 | 13 неделя | с/р | |
38 | Десятичные и натуральные логарифмы | 1 | 13 неделя | ||
39 | Десятичные и натуральные логарифмы | 1 | 14 неделя | ||
40 | Логарифмическая функция, ее свойства и график | 1 | 14 неделя | ||
41 | Логарифмическая функция, ее свойства и график | 1 | 14 неделя | с/р | |
42 | Логарифмические уравнения | 1 | 15 неделя | ||
43 | Логарифмические уравнения | 1 | 15 неделя | ||
44 | Логарифмические неравенства | 1 | 15 неделя | ||
45 | Логарифмические неравенства | 1 | 16 неделя | тест | |
46 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | 16 неделя | ||
47 | Контрольная работа № 5 по теме: «Логарифмическая функция» | 1 | 16 неделя | к/р | |
Глава 5. Тригонометрические формулы | 24 ч | ||||
48 | Радианная мера угла | 1 | 17 неделя | ||
II полугодие ( 19н.х3ч.= 57ч ) | |||||
49 | Поворот точки вокруг начала координат | 1 | 17 неделя | ||
50 | Поворот точки вокруг начала координат | 1 | 17 неделя | ||
51 | Определение синуса, косинуса и тангенса угла | 1 | 18 неделя | ||
52 | Определение синуса, косинуса и тангенса угла | 1 | 18 неделя | ||
53 | Знаки синуса, косинуса и тангенса | 1 | 18 неделя | ||
54 | Зависимости между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла | 1 | 19 неделя | ||
55 | Зависимости между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла | 1 | 19 неделя | с/р | |
56 | Тригонометрические тождества | 1 | 19 неделя | ||
57 | Тригонометрические тождества | 1 | 20 неделя | ||
58 | Синус, косинус и тангенс углов g и -g | ||||
59 | Формулы сложения | 1 | 20 неделя | ||
60 | Формулы сложения | 1 | 20 неделя | ||
61 | Контрольная работа № 6 по теме: «Тригонометрические формулы». | 1 | 21 неделя | к/р | |
62 | Синус, косинус и тангенс двойного угла | 1 | 21 неделя | ||
63 | Синус, косинус и тангенс двойного угла . | 1 | 21 неделя | ||
64 | Синус, косинус и тангенс половинного угла | 1 | 22 неделя | ||
65 | Синус, косинус и тангенс половинного угла | 1 | 22 неделя | тест | |
66 | Формулы приведения | 1 | 22 неделя | ||
67 | Формулы приведения | 1 | 23 неделя | ||
68 | Сумма и разность синусов, сумма и разность косинусов | 1 | 23 неделя | ||
69 | Сумма и разность синусов, сумма и разность косинусов | 1 | 23 неделя | ||
70 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | 24 неделя | ||
71 | Контрольная работа №7 по теме: «Тригонометрические формулы» | 1 | 24 неделя | к/р | |
Глава 6. Тригонометрические уравнения | 13 ч | ||||
72 | Уравнение cos=a | 1 | 24 неделя | ||
73 | Уравнение cos=a | 1 | 25 неделя | ||
74 | Уравнение sin=a | 1 | 25 неделя | ||
75 | Уравнение sin=a | 1 | 25 неделя | ||
76 | Уравнение sin=a | 1 | 26 неделя | ||
77 | Уравнение tg=a | 1 | 26 неделя | с/р | |
78 | Уравнение tg=a | 1 | 26 неделя | ||
79 | Решение тригонометрических уравнений | 1 | 27 неделя | ||
80 | Решение тригонометрических уравнений | 1 | 27 неделя | тест | |
81 | Решение тригонометрических уравнений | 1 | 27 неделя | ||
82 | Примеры решения простейших тригонометрических неравенств | 1 | 28 неделя | ||
83 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | 28 неделя | к/р | |
84 | Контрольная работа №8 по теме: «Тригонометрические уравнения» | 1 | 28 неделя | ||
Повторение | 20 ч | ||||
85 | Действительные числа. Повторение. | 1 | 29 неделя | ||
86 | Степенная функция. Повторение. | 1 | 29 неделя | ||
87 | Иррациональные уравнения и неравенства. Повторение. | 1 | 29 неделя | ||
88 | Показательная функция. Повторение. | 1 | 30 неделя | ||
89 | Показательные уравнения и неравенства. Повторение. | 1 | 30 неделя | ||
90 | Логарифмическая функция. Повторение. | 1 | 30 неделя | ||
91 | Логарифмические уравнения и неравенства. Повторение. | 1 | 31 неделя | ||
92 | Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений.. Повторение. | 1 | 31 неделя | тест | |
93 | Тригонометрические формулы. Повторение. | 1 | 31 неделя | ||
94 | Тригонометрические тождества . Повторение. | 1 | 32 неделя | ||
95 | Тригонометрические уравнения. Повторение. | 1 | 32 неделя | тест | |
96 | Решение тригонометрических уравнений с дополнительным условием.. Повторение. | 1 | 32 неделя | ||
97 | Решение задач на движение. | 1 | 33 неделя | ||
98 | Решение задач на работу. | 1 | 33 неделя | ||
99 | Решение задач на сплавы. | 1 | 33 неделя | с/р | |
100 | Задачи с параметром. | 1 | 34 неделя | ||
101 | Задачи с параметром. | 1 | 34 неделя | ||
102 | Итоговая контрольная работа | 1 | 34 неделя | к/р | |
103 | Решение задач повышенной сложности. | 1 | 35 неделя | ||
104 | Решение задач повышенной сложности. | 1 | 35 неделя | ||
105 | Заключительный урок-беседа. | 1 | 35 неделя |
Тематическое планирование
к учебнику «Алгебра и начала анализа 10-11»
105 часов в год (35 рабочие недели по 3 часа в неделю)
№урока | Номер пункта | Содержание материала | Часы |
1-5 | Повторение | 5 | |
Контрольная работа по повторению №1. | |||
Глава 1. Действительные числа | 9 | ||
6 | п.1-2 | Целые и рациональные числа. Действительные числа. | 1/2 |
7 | п.3 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. | 1/2 |
8-9 | п.4 | Арифметический корень натуральной степени | 2 |
10-12 | п.5 | Степень с рациональным и действительным показателем и ее свойства | 3 |
13 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | |
14 | Контрольная работа №2 | 1 | |
Глава 2. Степенная функция | 10 | ||
15-16 | п.6 | Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график. | 2 |
17 | п.7 | Взаимно обратные функции. | 1 |
18-19 | п.8 | Равносильные уравнения и неравенства | 2 |
20-21 | п.9 | Иррациональные уравнения | 2 |
22 | п.10 | Иррациональные неравенства. | 1 |
23 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | |
24 | Контрольная работа №3 | 1 | |
Глава 3. Показательная функция | 10 | ||
25-26 | п.11 | Показательная функция, ее свойства и график | 2 |
27-28 | п.12 | Показательные уравнения | 2 |
29-30 | п.13 | Показательные неравенства | 2 |
31-32 | п. 14 | Системы показательных уравнений и неравенств | 2 |
33 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | |
34 | Контрольная работа №4 | 1 | |
Глава 4. Логарифмическая функция | 14 | ||
35-36 | п. 15 | Логарифмы | 2 |
37-38 | п.16 | Свойства логарифмов | 2 |
39-40 | п.17 | Десятичные и натуральные логарифмы | 2 |
41-42 | п.18 | Логарифмическая функция, ее свойства и график | 2 |
43-44 | п.19 | Логарифмические уравнения | 2 |
45-46 | п.20 | Логарифмические неравенства | 2 |
47 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | |
48 | Контрольная работа №5 | 1 | |
Глава 5. Тригонометрические формулы | 24 | ||
49 | п. 21 | Радианная мера угла | 1 |
50-51 | п.22 | Поворот точки вокруг начала координат | 2 |
52-53 | п.23 | Определение синуса, косинуса и тангенса угла | 2 |
54 | п.24 | Знаки синуса, косинуса и тангенса | 1 |
55-56 | п.25 | Зависимости между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла | 2 |
57-58 | п.26 | Тригонометрические тождества | 2 |
59 | п. 27 | Синус, косинус и тангенс углов g и -g | 1 |
60-61 | п.28 | Формулы сложения | 2 |
62 | Контрольная работа №6 | 1 | |
63-64 | п.29 | Синус, косинус и тангенс двойного угла | 2 |
65-66 | п. 30 | Синус, косинус и тангенс половинного угла | 2 |
67-68 | п.31 | Формулы приведения | 2 |
69-70 | п.32 | Сумма и разность синусов, сумма и разность косинусов | 2 |
71 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | |
72 | Контрольная работа №7 | 1 | |
Глава 5. Тригонометрические уравнения | 13 | ||
73-74 | п.33 | Уравнение | 2 |
75-77 | п. 34 | Уравнение | 3 |
78-79 | п.35 | Уравнение | 2 |
80-82 | п.36 | Решение тригонометрических уравнений | 3 |
83 | п.37 | Примеры решения простейших тригонометрических неравенств | 1 |
84 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | |
85 | Контрольная работа №8 | 1 | |
86-105 | Повторение | 20 |
Литература,
-использованная при подготовке рабочей программы:
1) Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.
2) Бурмистрова Т.А. Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.
- дополнительные пособия для учителя:
- Григорьева Г.И., Морозова Н.Н. Алгебра. 11кл. Поурочные планы по учебнику Ш.А.Алимова и др. «Алгебра и начала анализа. 10-11 классы». – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Звавич Л.И. и др. Алгебра и начала анализа: 3600 задач для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999.
- Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е., Газарян Р.Г. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Посвещение, 2005.
- дополнительные пособия для учащихся:
- Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.
- Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е., Газарян Р.Г. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Посвещение, 2005.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
- Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
- Тестирование online: 5 – 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
- Сеть творческих учителей: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com ,
- Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
- сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
- сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/
- досье школьного учителя математики: http://www.mathvaz.ru/
-Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/
-http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Материально-техническое обеспечение:
ТСО
1). Многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс)
2) Компьютер.
3) Интерактивная доска
4) Фотокамера
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе:
1.Закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
2.Закон об образовании в Республике Мордовия;
3.Федеральный компонент Государственного образовательного
стандарта общего образования (приказ Минобразования России
от 05.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования»);
4.Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03- 1263,
5. приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря
2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
Обучение осуществляется по учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия 10-11. Москва «Просвещение», 2013.
Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:
-изучение свойств пространственных тел,
-формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Место предмета в базисном учебном плане
класс | Всего часов | Количество часов в неделю |
10 | 70 ч | 2ч |
Требования к уровню подготовки
В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Изучение геометрии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
- овладение базовым понятийном аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В системе уроков выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач, интерактивные уроки. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне базовой и продвинутой подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок-зачет. Устный и письменный опрос обучающихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрен индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Поэтому при отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся.
На уроках соблюдаются нормы работы учащихся с компьютером и мультимедий-
ными средствами в зависимости от их возраста ежеурочно предусмотрены физкультминутки.
Внесение данных изменений позволяет охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся
Сравнительная таблица приведена ниже:
№ п/п | Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
1 | Введение | 3 | 3 |
2 | Параллельность прямых и плоскостей | 16 | 14 |
3 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 17 | 17 |
4 | Многогранники | 14 | 14 |
5 | Некоторые сведения из планиметрии | 12 | 12 |
6 | Повторение | 6 | 10 |
В рабочую программу внесены изменения:
- увеличивается время на повторение изученного материала по геометрии в 10 классе на 4 часа, за счет уменьшения кол-ва часов по теме «Параллельность прямых и плоскостей» на 2 часа и дополнительной 35-ой недели.
Содержание обучения
Введение ( 3 часа).
Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство) и аксиомы стереометрии. Решение задач..
О с н о в н а я ц е л ь: познакомить с содержанием курса стереометрии, с основными аксиомами ,вывести первые следствия из аксиом. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).
Параллельность прямых и плоскостей (14 часов)
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямой и плоскости, признак и свойства. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых.
Параллельность плоскостей, признаки и свойства. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур.
Тетраэдр и параллелепипед, куб. Сечения куба, призмы, пирамиды.
О с н о в н а я ц е л ь:сформировать представление о случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прям ой и плоскости ,изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей
Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 часов).
Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Площадь ортогональной проекции многоугольника.
О с н о в н а я ц е л ь : ввести понятие перпендикулярности прямых и плоскостей изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости ; двух плоскостей, ввести понятие :расстояние от точки до плоскости , между параллельными плоскостями, прямой и плоскостью ,скрещивающимися прямыми , угол между прямой и плоскостью
Многогранники (14 часов).
Понятие многогранника, вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности.
Прямая и наклонная призма. Правильная призма.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрия в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая и зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
О с н о в н а я ц е л ь: познакомить учащихся с понятиями :вершины, ребра, грани многогранника.. Дать представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Некоторые сведения из планиметрии ( 12 часов).
Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников.
Теорема Менелая и Чевы. Эллипс, гипербола и парабола.
Повторение (10 часов)
Планирование учебного материала
по геометрии
10 А класс
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |||
Теоретическое обучение | Контрольные работы | Самостоятельные работы | Тесты | |||
1 | Введение | 3 | ||||
2 | Параллельность прямых и плоскостей | 16 | 13 | 1 | 1 | 1 |
3 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 | 13 | 1 | 1 | 2 |
4 | Многогранники | 14 | 10 | 1 | 1 | 2 |
5 | Некоторые сведения из планиметрии | 12 | 9 | 1 | 2 | |
6 | Повторение | 8 | 5 | 1 | 2 | |
Итого: | 70 |
Календарно - тематическое планирование в 10 А классе
(2 ч в неделю; 70 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения занятий | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | ||||
I полугодие ( 16н.х 2ч.= 32ч ) | |||||
Введение 3 ч. | |||||
1 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | 1 | 1 неделя | ||
2 | Некоторые следствия из аксиом. | 1 | 1 неделя | ||
3 | Решение задач. | 1 | 2 неделя | ||
Глава 1. Параллельность прямых и плоскостей | 14 | ||||
4 | Параллельность прямых в пространстве. | 1 | 2 неделя | 1 | |
5 | Параллельность трёх прямых в пространстве. | 1 | 3 неделя | 2 | |
6 | Параллельность прямой и плоскости. | 1 | 3 неделя | 3 | |
7 | Свойства прямой, параллельной плоскости. | 1 | 4 неделя | 4 | |
8 | Параллельность прямых и плоскостей. Решение задач | 1 | 4 неделя | 5 | с/р |
9 | Взаимное расположение прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые. | 1 | 5 неделя | 1 | |
10 | Свойства скрещивающихся прямых. | 1 | 5 неделя | 2 | |
11 | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между двумя прямыми в пространстве. | 1 | 6 неделя | 3 | |
12 | Параллельность плоскостей. Признак. | 1 | 6 неделя | 1 | |
13 | Свойства параллельных плоскостей. | 1 | 7 неделя | 2 | тест |
14 | Решение задач на параллельность плоскостей. | 1 | 7 неделя | 3 | |
15 | Тетраэдр. Параллелепипед. Свойства граней, диагоналей параллелепипеда. | 1 | 8 неделя | 1 | |
16 | Задачи на построение сечений. | 1 | 8 неделя | 2 | |
17 | Контрольная работа №1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей». | 1 | 9 неделя | 1 | к/р |
Глава 2. Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 17 ч | ||||
18 | Перпендикулярные прямые в пространстве. | 1 | 9 неделя | 1 | |
19 | Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | 1 | 10 неделя | 2 | |
20 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | 1 | 10 неделя | 3 | |
21 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. | 1 | 11 неделя | 4 | |
22 | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. | 1 | 11 неделя | 5 | с/р |
23 | Перпендикуляр и наклонные. Расстояние от точки до плоскости. | 1 | 12 неделя | 1 | |
24 | Теорема о трёх перпендикулярах. | 1 | 12 неделя | 2 | |
25 | Угол между прямой и плоскостью. | 1 | 13 неделя | 3 | |
26 | Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикуляров, на угол между прямой и плоскостью. | 1 | 13 неделя | 4 | тест |
27 | Перпендикуляр и наклонные. Решение задач | 14 неделя | 5 | ||
28 | Угол между прямой и плоскостью. Решение задач. | 14 неделя | 6 | ||
29 | Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла. | 1 | 15 неделя | 1 | |
30 | Признак перпендикулярности двух плоскостей. | 1 | 15 неделя | 2 | |
31 | Решение задач на нахождение двугранного угла. | 1 | 16 неделя | 3 | тест |
32 | Прямоугольный параллелепипед. Свойства диагоналей. | 1 | 16 неделя | 4 | |
II полугодие ( 19н.х 2ч.= 38ч ) | |||||
33 | Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | 1 | 17 неделя | 1 | |
34 | Контрольная работа №2 на тему «Перпендикулярность в пространстве». | 1 | 17 неделя | 1 | к/р |
Глава 3. Многогранники. | 14+2 | ||||
35 | Понятие многогранника. Геометрическое тело. Теорема Эйлера. | 1 | 18 неделя | 1 | |
36 | Призма. Площадь боковой поверхности призмы. | 1 | 18 неделя | 2 | |
37 | Решение задач на вычисление площади поверхности призмы. Пространственная теорема Пифагора. | 1 | 19 неделя | 3 | |
38 | Пирамида. Правильная пирамида. Площадь боковой поверхности правильной пирамиды. | 1 | 19 неделя | 1 | |
39 | Решение задач на вычисление площади поверхности пирамиды. | 1 | 20 неделя | 2 | с/р |
40 | Усечённая пирамида. Правильная усечённая пирамида | 1 | 20 неделя | 3 | |
41 | Площадь боковой поверхности правильной усечённой пирамиды. | 1 | 21 неделя | 4 | |
42 | Решение задач на вычисление площади поверхности пирамиды. | 1 | 21 неделя | 5 | |
43 | Пирамида. Усеченная пирамида. Решение задач. | 1 | 22 неделя | 6 | тест |
44 | Симметрия в пространстве | 1 | 22 неделя | 1 | |
45 | Понятие правильного многогранника. | 1 | 23 неделя | 2 | |
46 | Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Решение задач. | 1 | 23 неделя | 3 | |
47 | Элементы симметрии правильных многогранников | 1 | 24 неделя | 4 | |
48 | Правильные многогранники. Решение задач | 1 | 24 неделя | 5 | тест |
49 | Решение задач на вычисление площадей поверхности призмы, пирамиды. | 1 | 25 неделя | 1 | |
50 | Контрольная работа №3 по теме «Многогранники». | 1 | 25 неделя | 1 | к/р |
Некоторые сведения из планиметрии | 12 | ||||
51 | Угол между касательной и хордой. Углы с вершиной внутри и вне круга. | 1 | 26 неделя | 1 | |
52 | Теоремы об отрезках, связанных с окружностью. | 1 | 26 неделя | 2 | |
53 | Вписанный и описанный четырехугольники. | 1 | 27 неделя | 3 | |
54 | Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение задач. | 1 | 27 неделя | 4 | с/р |
55 | Теорема о медиане. Теорема о биссектрисе треугольника. | 1 | 28 неделя | 5 | |
56 | Формулы площади треугольника. | 1 | 28 неделя | 6 | |
57 | Формула Герона. Задача Эйлера. | 1 | 29неделя | 7 | |
58 | Решение треугольников. | 1 | 29 неделя | 8 | с/р |
59 | Теорема Менелая и Чевы | 1 | 30 неделя | 9 | |
60 | Теорема Менелая и Чевы решение задач. | 1 | 30 неделя | 10 | |
61 | Эллипс, гипербола и парабола | 1 | 31 неделя | 11 | |
62 | Эллипс, гипербола и парабола. Решение задач. | 1 | 31 неделя | 12 | тест |
Повторение | 10 | ||||
63 | Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. Решение задач. Повторение | 1 | 32 неделя | ||
64 | Параллельность плоскостей. Решение задач. Повторение. | 1 | 32 неделя | ||
65 | Перпендикулярность прямой плоскости. Решение задач. Повторение. | 1 | 33 неделя | тест | |
66 | Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Решение задач. Повторение. | 1 | 33неделя | ||
67 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Решение задач. Повторение. | 1 | 34 неделя | тест | |
68 | Призма. Пирамида Решение задач. Повторение. | 1 | 34 неделя | ||
69 | Итоговая контрольная работа | 1 | 35 неделя | к/р | |
70 | Заключительный урок-беседа | 1 | 35 неделя |
Тематическое планирование
к учебнику Атанасяна Л.С., В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др. «Геометрия 10-11»
70 часов в год (35 рабочие недели по 2часа в неделю)
№урока | Номер пункта | Содержание материала | Часы |
1-3 | Введение | 3 | |
Глава 1 . Параллеьность прямых и плоскостей. | 14 | ||
4-8 | п.4-6 | Параллельность прямых, прямой и плдоскости. | 5 |
9-11 | п.7-9 | Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. | 3 |
12-14 | п.10-11 | Параллельность плоскостей | 3 |
15-16 | п.12-14 | Тетраэдр и параллелепипед. | 2 |
17 | Контрольная работа №1 | 1 | |
Глава 2. Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 | ||
18-22 | п.15-18 | Перпендикулярность прямой и плоскости | 5 |
23-28 | п.19-21 | Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой ии плоскостью. | 6 |
29-32 | п.22-26 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 4 |
33 | Решение задач. | 1 | |
34 | Контрольная работа №2 | 1 | |
Глава 3. Многогранникип | 14 | ||
35-37 | п.27-31 | Понятие многогранника.Призма. | 3 |
38-43 | п. 32-34 | Пирамида | 6 |
44-48 | 35-37 | Правильные многогранники. | 5 |
49 | Решение задач | 1 | |
50 | Контрольная работа №3 | 1 | |
Некоторые сведения из планиметрии | 12 | ||
51-54 | п.85-89 | Углы, связанные с окружностью. | 4 |
55-58 | п.90-94 | Решение треугольников | 4 |
59-60 | п.95-96 | Теоремы Менелая и Чевы. | 2 |
61-62 | п.97-99 | Эллипс, гипербола и парабола. | 2 |
63-70 | Повторение + итоговая контрольная рбота №4 | 8 |
Литература,
-использованная при подготовке рабочей программы:
1) Геометрия, учеб. для 10-11 кл./ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2013
2) Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов Изучение геометрии в 10-11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
- дополнительные пособия для учителя:
3) Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2011.
4) С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
5) Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 10-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
6) Изучение геометрии в 10-11 классах: методические рекомендации: кн. для учителя/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2007
- дополнительные пособия для учащихся:
7) Геометрия: рабочая тетрадь для 10 кл. /Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2009
8) Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 10-11 класса/ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2007
Материально-техническое обеспечение:
ТСО
1). Многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс)
2) Компьютер.
3) Интерактивная доска
4) Фотокамера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по алгебре и геометрии 8 класс
Данный материал содержит рабочие программы по алгебре и геометрии для 8 класса по учебникам Макарычева Ю. Н. и др. ( под ред. Теляковского С. А.) и Атанасяна Л. С. с подробным календарно-те...
Рабочие программы по алгебре и геометрии 9 класс
Данный материал содержит рабочие программы по алгебре и геометрии для 9 класса по учебникам Макарычева Ю. Н. и др. ( под ред. Теляковского С. А.) и Атанасяна Л. С. с подробным календарно-тематич...
Рабочая программа по алгебре и геометрии 9 класс
Рабочая программа по алгебре и геометрии 9 класс...
Рабочая программа по алгебре и геометрие 8 класс
Рабочая программа по алгебре и геометрие 8 класс...
рабочие программы по алгебре 7-8 класс и по геометрии 7-8 класс
Данные рабочие программы предназначены для учителей, которые работают в 7-8 классах по учебникам алгебры Макарычева и по учебникам геометрии Атанасяна. В рабочих программах имеется пояснительная...
Рабочая программа по алгебре и геометрии 11 класс (УМК: алгебра Мордкович А.Г. (профильный), геометрия Атанасян Л.С.общеобразовательный)
Рабочая программа по алгебре и геометрии 11 класс (УМК: алгебра Мордкович А.Г. (профильный), геометрия Атанасян Л.С.общеобразовательный)...
Рабочая программа по алгебре и геометрии 9 класс 2017 - 2018 год по учебнику "Алгебра 9 класс" А.Г. Мордковича и др. и "Геометрия 7 - 9 кл" Л.С. Атанасяна
Рабочая программа содержит планируемые предметные результаты освоения алгебры и геометрии 9 класса, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование по алгебре (5часов) и геометрии (...