Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс) по теме

Шарапова Арюна Санжиевна

Рабочая программа по геометрии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp-geometriya_7_klass.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Цагатуйская средняя общеобразовательная школа имени Н.С. Сосорова»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/____________________/

          ФИО

Протокол № ___ от

«____»____________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Цагатуйская СОШ

 им. Н.С.Сосорова»

________ / ________________/

                ФИО

«____»____________2013 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Цагатуйская СОШ

им. Н.С.Сосорова»

_________ /____________________/

                     ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГЕОМЕТРИЯ

7 класс

Шарапова Арюна Санжиевна

Учитель математики и информатики

2013 -2014 учебный год

        Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по математике обязательным минимумам содержания основных образовательных программ, требованиями  уровню подготовки выпускников авторы программы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования. 

Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Примерный тематический план

1. Начальные геометрические сведения Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.

2. Треугольники

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

3. Параллельные прямые

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.

Требования к уровню подготовки ученика 7 класса по разделам

Тема 1. Начальные геометрические сведения.

В ходе изучения геометрии в 7 классе учащиеся должны

Знать:

  • Понятие равенства фигур;
  • Понятие отрезок, равенство отрезков;
  • Длина отрезка и её свойства;
  • Понятие угол, равенство углов величина угла и её свойства;
  • Понятие смежные и вертикальные углы и их свойства.
  • Понятие перпендикулярные прямые.

Уметь:

  • Уметь строить угол;
  • Определять градусную меру угла;
  • Решать задачи.

Тема 2. Треугольник

В ходе изучения геометрии в 7 классе учащиеся должны

Знать:

  • Признаки равенства треугольников;
  • Понятие перпендикуляр к прямой;
  • Понятие медиана, биссектриса и высота треугольника;
  • Равнобедренный треугольник и его свойства;
  • Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Уметь:

  • Решать задачи используя признаки равенства треугольников;
  • Пользоваться понятиями медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике при решении задач;
  • Использовать свойства равнобедренного треугольника;
  • Применять задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Тема 3.  Параллельные прямые.

В ходе изучения геометрии в 7 классе учащиеся должны

Знать:

  • Признаки параллельности прямых;
  • Аксиому параллельности прямых;
  • Свойства параллельных прямых.

Уметь:

  • Применять признаки параллельности прямых;
  • Использовать аксиому параллельности прямых;
  • Применять свойства параллельных прямых.

Тема 4. Соотношение между сторонами и углами треугольника.

В ходе изучения геометрии в 7 классе учащиеся должны

Знать:

  • Понятие сумма углов треугольника;
  • Соотношение между сторонами и углами треугольника;
  • Некоторые свойства прямоугольных треугольников;
  • Признаки равенства прямоугольных треугольников;

Уметь:

  • Решать задачи используя теорему о сумме углов треугольника;
  • Использовать свойства прямоугольного треугольника;
  • Решать задачи на построение.


Содержание программы

7 класс (52ч)

VII класс (II, III и IV четверти:  2 ч в неделю, всего 52 ч)

1. Начальные геометрические сведения (8 ч).

Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина

угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.

Материал данной темы посвящен введению основных геометрических понятий. Введение основных свойств простейших геометрических фигур проводится на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I—VI классов геометрических фактов. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.

Основное внимание в учебном материале этой темы уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствам измерения отрезков и углов, что находит свое отражение в заданной системе упражнений.

Изучение данной темы должно также решать задачу введения терминологии, развития навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций, связанных с условиями решаемых задач. Решение задач данной темы следует использовать для постепенного формирования у учащихся навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач, первоначально проговаривая их в ходе решения устных задач.

2. Треугольники (15ч).

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.

При изучении темы следует основное внимание уделить формированию у учащихся умения доказывать равенство треугольников, т. е. выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки. На начальном этапе изучения темы полезно больше внимания уделять использованию средств наглядности, решению задач по готовым чертежам.

3. Параллельные прямые (9 ч).

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных прямых.

Знания признаков параллельности прямых, свойств углов при параллельных прямых и секущей находят широкое применение в дальнейшем курсе геометрии при изучении четырехугольников, подобия треугольников, а также в курсе стереометрии. Поэтому в ходе решения задач следует уделить значительное внимание формированию умений доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные утлы при параллельных прямых и секущей.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 ч).

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.

Основная цель — расширить знания учащихся о треугольниках.

В данной теме рассматривается одна из важнейших теорем курса — теорема о сумме углов треугольника, в которой впервые формулируется неочевидный факт. Теорема позволяет получить важные следствия — свойство внешнего угла треугольника, некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников.

При введении понятия расстояния между параллельными прямыми у учащихся формируется представление о параллельных прямых как равноотстоящих друг от друга (точка, движущаяся по одной из параллельных прямых, все время находится на одном и том же расстоянии от другой прямой), что будет использоваться в дальнейшем курсе геометрии и при изучении стереометрии.

При решении задач на построение в VII классе рекомендуется ограничиваться только выполнением построения искомой фигуры циркулем и линейкой. В отдельных случаях можно проводить устно анализ и доказательство, а элементы исследования могут присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

5. Повторение. Решение задач (4 ч).


Программное и учебно - методическое оснащение учебного плана

класс

Количество часов

Всего часов

(теоретических/практических)

УМК ученика

УМК учителя

7

1 четверть – 0 часов

2 – 4 четверть – 2 часа

52

46/6

Л. С. Атанасян. Геометрия 7-9 класс, 2002г.

  1. Геометрия, 7-9:Учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.-12-е изд.-М.: Просвещение;
  2. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. Для учителя/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2003.-255 с.:
  3. Геометрия. 7 класс: Поурочные разработки  по учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы»/ Авт.-сост. Н.Ф. Гаврилова.,  изд. М.: «ВАКО», 2011


Календарно-тематический план

Тема раздела

Цели

Содержание

Кол-во

часов

Требования к ЗУН

Форма контроля

Примечание

Глава I. Начальные геометрические сведения

(7 часов)

  • Сформировать систему знаний о геометрии как науке, её разделе планиметрии.
  • Содействовать развитию творческих умений по описанию строить чертежи и по готовому чертежу отвечать на вопросы.
  • Воспитывать у учащихся потребность в доказательных рассуждениях, прививать интерес к предмету через исторический материал.

  1. Прямая и отрезок

1

Знать:

  • Понятие равенства фигур;
  • Понятие отрезок, равенство отрезков;
  • Длина отрезка и её свойства;
  • Понятие угол, равенство углов величина угла и её свойства;
  • Понятие смежные и вертикальные углы и их свойства.
  • Понятие перпендикулярные прямые.

Уметь:

  • Уметь строить угол;
  • Определять градусную меру угла;
  • Решать задачи.

 

ФО

ИРК

СР

ФО

ФО

ТПР

ИРД

ФО

ИРК

ФО

ДСР

Т

ИПР

КР

УСР

  1. Луч и угол

1

  1. Сравнение отрезков и углов

1

  1. Измерение отрезков

1

  1. Измерение углов

1

  1. Смежные и вертикальные углы

1

  1. Перпендикулярные прямые

1

  1. Контрольная работа № 1

1

Глава II. Треугольники

 (15 часов)

  • Сформировать систему знаний о треугольниках и их элементах, методах доказательств равенства треугольников.
  • Содействовать расширению класса задач, используя теоретические положения.
  • Содействовать знакомству учащихся с многошаговыми дедуктивными обоснованиями, что служит формированию культуры умственного труда.

  1. Треугольники

1

Знать:

  • Признаки равенства треугольников;
  • Понятие перпендикуляр к прямой;
  • Понятие медиана, биссектриса и высота треугольника;
  • Равнобедренный треугольник и его свойства;
  • Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Уметь:

  • Решать задачи используя признаки равенства треугольников;
  • Пользоваться понятиями медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике при решении задач;
  • Использовать свойства равнобедренного треугольника;
  • Применять задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

ФО

ИРД

ФО

ИПР

ИРД

ИПР

СР

ИПР

КР

ИРК

ИРК

ДПР

МД

ИРК

КР

 

  1. Первый признак равенства треугольников

1

  1. Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

1

  1. Медиана, биссектрисы и высота треугольника

1

  1. Свойства равнобедренного треугольника

1

  1. Второй признак равенства треугольников

1

  1. Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

1

  1. Третий признак равенства треугольников

1

  1. Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1

  1. Окружность

1

  1. Примеры задач на построение

1

  1. Решение задач на построение

1

  1. Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1

  1. Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

  1. Контрольная работа № 2

1

Глава  III. Параллельные прямые (9 часов)

  • Продолжить формирование умений и навыков при доказательстве теорем, выражающих признаки параллельности прямых.
  • Содействовать расширению представлений учащихся об аналитических методах решения геометрических задач.
  • Воспитывать культуру письменной и устной речи, аккуратности при построении чертежей, записи построений.  
  1. Признаки параллельности двух прямых

1

Знать:

  • Признаки параллельности прямых;
  • Аксиому параллельности прямых;
  • Свойства параллельных прямых.

Уметь:

  • Применять признаки параллельности прямых;
  • Использовать аксиому параллельности прямых;
  • Применять свойства параллельных прямых.

ФО

ЛПР

ИРД

ФО

ТПР

МД

ТПР

  1. Признаки параллельности двух прямых

1

  1. Практические способы построения параллельных прямых

1

  1. Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

1

  1. Аксиома параллельных прямых

1

  1. Свойства параллельных прямых

1

  1. Свойства параллельных прямых

1

  1. Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

  1. Контрольная работа № 3

1

Глава IV. Соотношение между сторонами и углами треугольника (16 часов)

  • Сформировать систему знаний, умений и навыков о соотношениях между сторонами и углами треугольника.
  • Содействовать развитию творческих умений применять теоремы в решениях задач, анализируя их.
  • Содействовать формированию эмоционально целостного отношения к миру.
  1. Сумма углов треугольника

1

Знать:

  • Понятие сумма углов треугольника;
  • Соотношение между сторонами и углами треугольника;
  • Некоторые свойства прямоугольных треугольников;
  • Признаки равенства прямоугольных треугольников;

Уметь:

  • Решать задачи используя теорему о сумме углов треугольника;
  • Использовать свойства прямоугольного треугольника;
  • Решать задачи на построение.

ФО

ИРД

СР

ИРК

ФО

КР

СР

ИРК

ИПР

ИКЗ

ФО

ИРК

ИРД

УСР

МД

КР

  1. Сумма углов треугольника. Решение задач

1

  1. Соотношение между сторонами и углами треугольника

1

  1. Соотношение между сторонами и углами треугольника

1

  1. Неравенство треугольника

1

  1. Контрольная работа № 4

1

  1. Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

1

  1. Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника

1

  1. Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

  1. Прямоугольный треугольник. Решение задач

1

  1. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1

  1. Построение треугольника по трем элементам

1

  1. Построение треугольника по трем элементам

1

  1. Решение задач на построение

1

  1. Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

  1. Контрольная работа № 5

1

Повторение (4 часа)

  • Систематизация знаний и умений, навыков учащихся, приобретенных в процессе изучения тем курса VІІ класса.
  1. Повторение

1

Уметь:

  • Уметь строить угол;
  • Определять градусную меру угла;
  • Решать задачи используя признаки равенства треугольников;
  • Применять признаки параллельности прямых;
  • Решать задачи используя теорему о сумме углов треугольника;

ФО

ИРК

КР

ДТ

  1. Повторение

1

  1. Итоговая контрольная работа

1

  1. Итоговый контрольный тест

1

Итого

52



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....