Решение квадратных уравненний
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvadratnye_uravneniya_8_klass_urokk.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
« Методы решения квадратных уравнений»
урок алгебры в 8 классе
Подготовила и провела
учитель математики
Маскаева О.В.
2014г.
Конспект урока алгебры в 8 классе
Тема: «Методы решения квадратных уравнений»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
- Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
- Развивающие: формировать учебно–познавательные навыки по работе с дополнительным материалом, развивать логическое мышление, внимание, общеучебные умения;
- Воспитательные: воспитывать интерес к математике, активность, мобильность, взаимопомощь, умение общаться.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийная установка, презентация, листы учета знаний, карточки.
План урока:
- Введение.
- Организационный момент.
- Предъявление темы и постановка задач урока.
2. Обобщение и систематизация знаний.
1.Устный счет.
2.Математическая разминка.
3.Блиц - турнир.
- Поле чудес.
- Физкультминутка.
- Методы устного решения некоторых квадратных уравнений.
- Повторение теоремы Виета.
- Итог урока (Рефлексия)
- Самостоятельная работа.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Здравствуйте! Садитесь!
Все мне улыбнитесь!
Квадратные уравнения повторяем,
Способы решения обобщаем!
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Сегодня на уроке мы повторяем методы решения квадратных уравнений, закрепим и усовершенствуем навыки решения квадратных уравнений.
Устный счет.
На экране(интерактивная доска, в дальнейшем - доска) записаны уравнения и вопросы:
- x2 + 9x – 12 = 0;
- 4x2 + 1 = 0;
- x2 –2x + 5 = 0;
- 2z2 – 5z + 2 = 0;
- 4y2 = 1;
- –2x2 – x + 1 = 0;
- x2 + 8x = 0;
- 2x2=0;
- –x2 – 8x=1
- 2x + x2 – 1=0
Вопросы учащимся | Примерные ответы |
1. Дайте определение квадратного уравнения | Уравнение вида ax2+bx+c=0, где a0, называется квадратным |
2. Назовите виды квадратных уравнений | - полное; - неполное; - приведенное |
3. Запишите номера приведенных квадратных уравнений, записанных на доске | 1,3, 7, 10 |
4. Запишите номера неполных квадратных уравнений, записанных на доске | 2, 3, 7, 8 |
5. Запишите номера полных квадратных уравнений, записанных на доске | 1, 3, 4, 6, 9, 10 |
6. По какому признаку мы можем отнести квадратное уравнение к тому или иному виду? | В зависимости от коэффициентов уравнения. |
7. Как называются коэффициенты квадратного уравнения? | a – первый коэффициент, b – второй коэффициент, c – свободный член |
8. Запишите квадратное уравнение, у которого свободный член равен 6, первый коэффициент равен 1, а второй, равен –12. Как оно называется? | x2-12x+6=0, полное, приведенное |
9. От чего зависит количество корней квадратного уравнения? | Д>0, Д<0, Д=0 |
10. Впишите вместо пропуска такой коэффициент, чтобы квадратное уравнение 2х2–8х+....=0 не имело корней | 2х2–8х+11=0 (могут быть числа, больше, либо равные 9) |
11. Изменятся ли корни уравнения 2x2 +5x +7=0, если у него изменить знак: - одного коэффициента - трёх коэффициентов | да нет |
(учащиеся записывают на доске ответы)
Математическая разминка.
Знаете ли вы, что обозначает слово «блиц - турнир» и с какого языка оно к нам пришло? Для ответа на этот вопрос решите уравнение и по таблице определите:
2x2-7x+6=0(на экране – уравнение и таблица)
Язык | Корни уравнения |
Английский | -1,5;2 |
Немецкий | 1,5; 2 |
Французский | -3; 4 |
Блиц - турнир.
Итак, слово «блиц» пришло к нам из немецкого языка. Давайте, определим, что оно означает в переводе на русский язык. Для этого решите уравнения и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам(учащиеся записывают на доске ответы-буквы). Работа в группах.
0 | -3,5;4 | Решений нет | 0; -; | ||
м | о | л | н | и | я |
- 3х2 +27 = 0; решений нет Н
- 2 = 7х2 + 2; 0; О
- 4 х2 + х = 0; 0; -; Я
- 9х2 – 4 = 0; М
- 0,5х2 – 32 =0; И
- (х – 4)(2х + 7) = 0 -3,5;4 Л
«Блиц - турнир» - blizturnier – это молния.
Внимание! На доске вы видите уравнения, в надо записать решение самостоятельно в тетрадь.
1. х2 = 36 х = ± 6
2. х2 = 17 х = ±
3. х2 = - 49 решений нет
4. 3х2 = 27 х = ± 3
5. х2 = 0 х = 0
6. (х – 2)2 = 9 х = - 1; х = 5.
Взаимопроверка тетрадей. Каждый правильный ответ оценим 1 баллом.(таблица с ответами на доске).
Поле чудес.
Зачеркните в таблице буквы, обозначающие ложные высказывания (номер высказывания совпадает с порядковым номером буквы). Из оставшихся букв получите слово.
1. Уравнение x2+7=0 имеет два корня.
2.В уравнении x2-2x+1=0 единственный корень.
3. В уравнении x2-4x+3=0 сумма корней равна - 4.
4. В уравнении x2+6x=0 один из корней – отрицательное число.
5. В уравнении x2=0 дискриминант равен 0.
6. Уравнение x2-7x-4=0 не имеет корней.
7. Корнями уравнения x2-46x+45=0 являются числа 45 и 1.
8. Произведение корней уравнения x2-11x+9=0 равно - 9.
9. Корни уравнения x2 – 0,16 = 0 равны .
10. Уравнение x2-9x+8=0 является неполным.
11. Если дискриминант уравнения – число отрицательное, то уравнение не имеет корней.
12. Корни уравнения x2-4х =0 являются противоположными числами.
13. Уравнение x2 =0 имеет один корень.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
М | О | Д | Т | Л | Р | И | К | Ч | Г | Н | А | О |
В результате вычёркивания букв должно получиться: ОТЛИЧНО
Физкультминутка.
Какие способы решения квадратных уравнений вы знаете?
- По общей формуле, через дискриминант
- С помощью формулы корней квадратного
уравнения с четным вторым коэффициентом
- Разложение левой части уравнения на множители способом группировки
- Решение уравнения, используя теорему,
обратную теореме Виета
- Метод выделения полного квадрата
- Разложение квадратного трехчлена на множители
- Графическое решение квадратного уравнения
Остановимся на некоторых из них.
Повторение теоремы Виета.
Могли бы вы сразу, не производя вычислений, ответить на мой вопрос: «Чему равна сумма и произведение корней квадратного уравнения?» (Один человек у доски записывает формулы теоремы Виета).
Следующее задание: устно найти корни уравнения по теореме:
(ответы: 1 и 6; 3 и 7; -3 и -1)
Методы устного решения некоторых квадратных уравнений.
Теорема Виета находит широкое применение и в уравнениях вида
aх2 + bх + с = 0.
Использование некоторых свойств даёт значительные преимущества для быстрого получения ответа при решении квадратных уравнений.
Рассмотрим эти свойства:
1) a + b +с = 0 х1 = 1, х2 = с/а.
5х2 + 4х – 9 = 0; х1 =1, х2 = - 9/2.
2) а - b + с = 0 х1 = - 1, х2 = - с/а.
Например: 4х2 + 11х + 7 = 0; х1 = - 1, х2 = - 7/4.
3) ав +с0
Устно решить уравнение: ах2 + bх + с = 0 ; х2 + bх + ас = 0
Его корни разделить на а.
а) 2х2 – 11х + 5 = 0, а = 2, с = 5.
Решаем устно уравнение: х2 – 11х + 10 = 0. Его корни 1 и 10. Делим на 2.
Тогда х1 = , х2 = 5.
Ответ: ; 5.
в) 6х2 –7х – 3 = 0, а = 6, с = -3.
Решаем устно уравнение: х2 –7х – 18 = 0. Его корни -2 и 9. Делим на 6.
Тогда х1 = - , х2 = .
Ответ: -; .
Решите уравнения, используя эти свойства (задание – на доске):
I вариант. 1) 4х2 – 8х + 3 = 0 2) х2 – 29х - 30 = 0 3)10х2 – 25х - 15= 0 | II вариант. 1) 3х2 + 16х + 5 = 0 2)х2 + 25х - 26 = 0 3)10 х2 + 13х - 14 = 0 |
(несколько учащихся решают эти же уравнения с помощью формул)
Ответы:
1вариант 1) 0,5; 1,5; 2) -1; 30;. 3) -0,5; 3.
2вариант 1)-5; -1/3; 2) 1; -24; 3) -2.; 0,7.
3.Итог урока.
Итак, мы повторили формулы и способы решения квадратных уравнений. Итогом нашего урока будет самостоятельная работа (учащиеся, выполнившие работу быстро, могут решить дополнительно задание).
1 уровень.
Вариант1-А. | Вариант 2-А. |
Решите квадратные уравнения: | Решите квадратные уравнения: |
| |
Один из корней квадратного уравнения равен 4. Найдите число . | Один из корней квадратного уравнения равен 4. Найдите число . |
2 уровень.
Вариант 1-Б | Вариант 2-Б |
Решить квадратные уравнения: | Решить квадратные уравнения: |
При каких значениях уравнение не имеет корней. Приведите пример. | При каких значениях уравнение имеет два корня. Приведите пример. |
3 уровень.
Вариант 1-В | Вариант 2-В |
Решите квадратные уравнения: | Решите квадратные уравнения: |
Поменяйтесь тетрадями. Если решение верное, в тетради поставьте знак «+»
и в лист учета знаний в колонке 1 – 4 знак «+»( тетради с решением учащиеся сдают на проверку).
Дополнительное задание на доске:
Один из корней квадратного уравнения на 3 больше другого. Найдите свободный член .
Молодцы!
Квадратные уравнения прошли,
Итог сегодня подвели.
Смелей шагайте вы вперед,
Много нового вас ждет.
Спасибо вам за знания,
За ваши все старания!
4. Домашнее задание.
п.21,22, 24, № 654, № 672(а, б), № 679.
Приложение
Приложение1
Список литературы:
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра 8. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дидактические материалы по алгебре, 8 класс. – М.: Просвещение, 2011 г
3.Мордкович А.Г. Алгебра-8.Учебник. М.: Мнемозина,2011г
.
Приложение2
Лист учета знаний.
8 «Б» класс
Фамилия | Имя |
Способы решения квадратных уравнений | |||||
4. | Самооценка | Итог | |||
Учитель: Маскаева Ольга Владимировна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное решение квадратных уравнений. Приемы устного решения.
Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических,...
урок по информатике в 9 классе по теме "Решение задач с конструкцией ветвление. Алгоритм решения квадратного уравнения"
Конспект и презентация к уроку в 9 классе по теме "Алгоритм решения квадратного уравнения"...
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...
Конспект урока по теме: квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений.
Урок в 8 классе по теме Учитель математики: Папшева Ю.А. Тема урока: Квадратные уравнения. Ре...
Решение уравнений, сводимых к решению квадратных уравнений
Тема «Решение квадратных уравнений» изучается в 8 классе, и она является одной из самых важных тем при изучении математики. В старших классах при изучении различных тем, мы возвращае...
Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени
Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах, Решение иррациональных, показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений часто сводится к решени...
Решение задач по теме «Графические способы решения квадратных уравнений»
Цель урока: закрепить графический способ решения квадратных уравнений при решении задач практического содержания, формировать умения строить математические модели, совершенствование навыков пост...