Урок-обобщение "Методы решения тригонометрических уравнений" 10 класс
план-конспект урока (алгебра, 10 класс) по теме
Рассмотриваются общие подходы решения тригонометрических уравнений; закрепляются навыки и проверяется умениение решать тригонометрические уравнения разными способами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Методы решения тригонометрических уравнений" 10 класс | 69.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-обобщение
Тема: «Общие методы решения тригонометрических уравнений».
Цель:
- образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, создать условия контроля усвоения знаний и умений
- развивающие – содействовать развитию у учащихся мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать; формировать и развивать общеучебные умения и навыки: обобщение, поиск способов решения; отрабатывать навыки самооценивания знаний и умений, выбора задания, соответствующего их уровню развития.
- воспитательные – вырабатывать внимание, самостоятельность при работе на уроке; способствовать формированию активности и настойчивости, максимальной работоспособности.
Задачи:
- развивать умение обобщать, систематизировать, делать вывод;
- активизация самостоятельной деятельности;
- развивать познавательный интерес;
- формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание на доске
и в тетради
Тип урока:
- урок обобщения и систематизации знаний
Методы обучения:
- частично-поисковый, проверка уровня знаний, самопроверка, системные обобщения
Формы организации:
- индивидуальна, фронтальная
Приемы:
- обобщения;
- сравнения;
- создание проблемной ситуации;
- самопроверки;
Ход урока:
1.Организационный момент (обеспечить внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически настроить учащихся к общению)
Учитель: Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы проводим урок-обобщение по теме «Общие методы решения тригонометрических уравнений».
1.2. Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель: Ребята, кто сегодня отсутствует? Все готовы к уроку? Сконцентрируйтесь, начинаем нашу работу!
1.3. Озвучивание целей урока и плана его проведения.
Учитель: Тема нашего урока – решение тригонометрических уравнений.
Цель урока сегодня - рассмотреть общие подходы решения тригонометрических уравнений; закрепить навыки и проверить умение решать тригонометрические уравнения разными способами.
В начале урока мы вспомним основные формулы тригонометрии и их применение для упрощения выражений.
Далее работа будет чередоваться: вспомним формулы решения простейших тригонометрических уравнений, и на их основе посмотрим как происходит выборка корней при решении заданий ЕГЭ в части С1. Вспомним виды тригонометрических уравнений. Решим тригонометрические уравнения по известным алгоритмам, однородные тригонометрические уравнения первого и второго порядка, а также неоднородные уравнения первого порядка. Проведём разноуровневую проверочную работу, задания которой вы будете выбирать самостоятельно, учитывая свои знания, умения и навыки. Проверим решения, и вы выставите себе оценку.
Затем получите домашнее задание и подведем итоги урока. Итак, приступаем.
2. Устная работа.
*На доске заранее подготовлены уравнения. Справа на доске написаны ответы на листках формата А4 на магнитах. Надо правильно расположить их, в соответствии с решением. Ученики выходят по одному и выполняют задание.
Учитель: Задание – используя основные формулы тригонометрии, упростите выражение:
А) (sin a – 1) (sin a + 1) - cos2 a
Б) sin2 a – 1 + cos2 a 0
В) sin2 a + tg a ctg a + cos2 a 2
Г) |1- tg х|
2. Основная часть урока (чередование фронтальной и индивидуальной форм работы с последующей проверкой задания).
2.1 Учитель: Тригонометрические уравнения вызывают наибольшие затруднения в ЕГЭ, в частности, в задании С1, необходимо не только решить уравнение, но и правильно выбрать корни.
Задание №1: Решить уравнение, указать корни, принадлежащие промежутку (-4;4)
*Один из учеников записывает решение уравнения на закрытой доске, отбор корней идет совместно с объяснениями учителя:
Ответ:
2.2 Учитель: Ребята, а теперь вспомним основные методы решения тригонометрических уравнений.
*На экране проецируются основные виды тригонометрических уравнений, методы их решений
1. Введение новой переменной. | 2sin2x – 5sinx + 2 = 0. | Пусть sinx = t, |t|≤1, Имеем: 2t2 – 5t + 2 = 0. Получаем и решаем tg = z, |
2. Разложение на множители | 2sinx cos5x – cos5x = 0; | cos5x (2sinx – 1) = 0. |
3. Однородные тригонометрические уравнения. | I степени a sinx + b cosx = 0, (a,b ≠ 0). | Разделим на cosx ≠ 0. Получаем ии решаем: a tgx + b = 0; … |
II степени a sin2x + b sinx cosx + c cos2x = 0. | 1) если а ≠ 0, разделим на cos2x ≠0 имеем: a tg2x + b tgx + c = 0. 2) если а = 0, то имеем: b sinx cosx + c cos2x =0; разделим на cos2x ≠0 получаем и решаем b tgx + c = 0 | |
4. Неоднородные тригонометрические уравнения. | Уравнения вида: asinx + bcosx = c где a, b, c – коэффициенты; x – неизвестное. | Введение вспомогательного угла |
2.3 Учитель: Вспомнив теорию, давайте решим несколько тригонометрических уравнений по известным алгоритмам.
*Задания можно выводить на экран, у меня они были подготовлены на листах формата А3 и крепились к доске на магнитах. Каждое задание выполняется по одному ученику на доске, с объяснением. Первым двоим, не рядом сидящим, при правильном решении и оформлении ставится оценка.
Задание №1.
Решить уравнение sin2 х + 5 sin х - 6 =0.
Учащиеся решают уравнение, вводят замену
sin х = z, ,
решая квадратное уравнение
z2 + 5 z - 6 = 0,
находят
z1 = 1
z2 = -6 (не удовлетворяет условию)
Решением уравнение
sin х = 1
х = π/2 +2 π k, k Z.
Ответ: π/2 +2 π k, k Z.
Учитель: Продолжим решать тригонометрические уравнения, применяя нужный метод.
Задание №2
Решите уравнение 2 sin x+ 3 cos x = 0.
Учащиеся решают уравнение.
2 sin x+ 3 cos x = 0 | : cos x ≠ 0
2 tg x + 3 =0
tg x = -1,5
х= arctg (-1,5) + πk, k Z
х = - arctg 1,5 + πk, k Z
Ответ: - arctg 1,5 + πk, k Z.
Задание №3
Решите уравнение 2 sin2 х - 3 sinх cos х - 5 cos2х =0
Учащиеся решают уравнение
2 sin2 х - 3 sinх cos х - 5 cos2х =0
2 sin2 х - 3 sinх cos х - 5 cos2х =0 | : cos2х ≠ 0
2 tg 2x - 3 tg x - 5 = 0
замена tg x = t
2 t2 – 3 t – 5 =0
t1 = -1; t2 = 2,5
Выполняем обратную замену и решаем уравнения
1) tg х = -1
х = -π/2 + πk , k Z.
2) tg х = 2,5
х = arctg 2,5+ πn, n Z.
Ответ: -π/2 + πk , arctg 2,5+ πn, n, k Z.
Задание №4.
Решить уравнение sin x + cos x = 1
Учащиеся решают уравнение
sin x + cos x = 1 │ :2
Ответ:
3. Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой результатов работы
Учитель: А теперь выберите два уравнения и самостоятельно решите их.
*Работа выполняется под копирку. Оригинальный вариант сдается учителю для проверки и выставления отметки, а второй - остается у учащихся для самопроверки.
На экране проецируется задание.
На оценку | 1 вариант | 2 вариант |
«3» «4» «5» | 3 sin x+ 5 cos x = 0 5 sin2 х - 3 sinх cos х - 2 cos2х =0 3 cos2х + 2 sin х cos х =0 5 sin2 х + 2 sinх cos х - cos2х =1 2 sin x - 5 cos x = 3 1- 4 sin 2x + 6 cos2х = 0 | 2 cos x+ 3 sin x = 0 6 sin2 х - 5 sinх cos х + cos2х =0 2 sin2 x – sin x cosx =0 4 sin2 х - 2sinх cos х - 4 cos2х =1 2 sin x - 3 cos x = 4 2 sin2 х - 2sin 2х +1 =0 |
Учитель: Ребята, проверьте свое решение с ответами и поставьте оценку.
*Ответы записываются на доске с обратной стороны, пока учащиеся работают. После того, как собраны работы, проводится самопроверка, и учащиеся выставляют себе предварительную оценку.
1 вариант | 2 вариант | |
«3» «4» | - arctg 5/3+ πk, k Z. π/4 + πk; - arctg 0,4 + πn, k, n Z. π/2 + πk; - arctg 1,5 + πn, k, n Z. π/4 + πk; - arctg 0,5 + πn, k, n Z. arctg ( - 1 ± √5) + πk, k Z. π/4 + πk; arctg 7 + πn, k, n Z. | - arctg 2/3+ πk, k Z. arctg 1/3+ πk; arctg 0,5 + πn, k, n Z. πk; arctg 0,5 + πn, k, n Z. -π/4 + πk; - arctg 5/3 + πn, k, n Z. arctg ( 2 ± √11) + πk, k Z. π/4 + πk; arctg 1/3 + πn, k, n Z. |
4. Учитель: Для закрепления навыков решения тригонометрических уравнений я предлагаю вам выполнить домашнее задание дифференцированного содержания:
*Дифференцированное домашнее задание. Задание выводится на экран, в электронном журнале загружается файлом
Решите уравнения
Оценка «3»:
Оценка «4»:
Оценка «5»:
- Найдите наибольший отрицательный корень уравнения
5. Учитель: Подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы вспомнили числовые значения тригонометрических функций, вспомнили формулы решения простейших тригонометрических уравнений, рассмотрели общие подходы решения тригонометрических уравнений, закрепили навыки и проверили умения решать тригонометрические уравнения, познакомились со способом отбора корней при решении тригонометрических уравнений.
Я уверена, что у вас сложилось более полное представление о тригонометрических уравнениях и разнообразии способов их решения, и с решением тригонометрических уравнений большинство из вас справится.
- Что нового узнали на уроке?
- Испытывали ли вы затруднения при выполнении самостоятельной работы?
- Испытывали ли вы затруднения при выборе самостоятельной работы?
- Какие проблемы у вас возникли по окончании урока?
Учитель: Спасибо вам за насыщенную работу на уроке. Я благодарю всех, кто принял активное участие в работе. Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры в 10 классе по теме Решение тригонометрических уравнений"
Обобщающий урок по алгебре в 10 классе по теме "Решение тригонометричкских уравнений". Одна из задач урока:развитие навыка применять знания в нестандартных ситуациях, нацеливание на решение задания С1...
Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"
Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....
Урок алгебы в 10 классе по теме "Решение тригонометрических неравенств методом интервалов"
Метод интервалов особенно эффетивен при решении неравенств, содержащих тригонометрические функции. На данном уроке дается алгоритм решения тр...
решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул
конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...
урок в 10 классе «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений, используя свойство периодичности тригонометрических функций»
Тема урока «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений,...
Обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений.
Вопросы, включенные в программу курса недостаточно изложены в школьных учебниках, поэтому необходимо расширить количество часов, отводимых на их изучение и круг задач, связанных как ...
Конспект урока «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга»
Конспект урока в 10 классе по теме «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга» с использованием интерактивных презентаций по объяснению и тренажеры по проверке усв...