Решение уравнений, содержащих знак модуля и параметры
план-конспект занятия по алгебре (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №14
с углубленным изучением отдельных предметов г. Иркутска.
Дидактическая разработка
по алгебре для 7 го класса по теме:
«Решение линейных уравнений, с параметрами, содержащими знак модуля».
Подготовила:
М.Н. Полякова
Иркутск, 2011 г.
- Решить уравнение
|х|=а При рассмотрении вариантов для параметра а необходимо помнить, что модуль принимает только неотрицательные значения.
- при а<0
решений нет
- при а=0
|х|=0
х=0 – одно решение
- при а>0
|х|=а, используем геометрический смысл модуля.
х=а, и х=–а т.е. два решения.
Ответ: при а<0, решений нет; при а=0, х=0; при а>0, х=а, и х=–а;
- |ах+1|=а Параметр а может быть числом неотрицательным.
- если а<0
|ах+1|=а нет решений.
- если а=0
|0х+1|=0
|1|=0 нет решений.
- если а>0
|ах+1|=а, используя геометрический смысл модуля, решим два уравнения.
ах+1=а и |ах+1|=–а
ах=а–1 ах=–а–1
х=(а–1)/а х=–(а=1)/а
Ответ: при а<0, нет решений; при а=0, нет решений; а>0, х=(а–1)/а, х=–(а=1)/а;
- |а–2х|=3 т.к. число 3>0, то используя геометрический смысл, рассмотрим два уравнения.
а–2х=3 и а–2х=–3
а–3=2х а+3=2х
2х=а–3 2х=а+3
х=(а–3)/2 х=(а+3)/2
т.е. при любых значениях параметра а имеется два решения
Ответ: при а – любом, х=(а–3)/2, х=(а+3)/2;
- |ах–а|=а, число а должно быть неотрицательным
- если а<0, то уравнение не имеет решений
- если а=0, то уравнение принимает вид:
|0х–0|=0
|0|=0, т.е. х – любое число.
- если а>0
|ах–а|=а, то рассмотрим два уравнения
ах–а=а и ах–а=–а
ах=а+а ах=–а+а
ах=2а ах=0
х=2а/а х=0/а
х=2 х=0
Ответ: при а<0, нет решений; при а=0, х – любое; при а>0, х=2, х=0;
- |х–1|=4 преобразуем уравнение
|х–1|=4/а рассмотрим случаи:
- если а<0, то
4/а<0
|х–1|=4/а не имеет решений.
2) если а=0, то 4/0 не имеет смысла.
|х–1|=4/а не имеет решений.
- если а>0, то 4/а>0
|х–1|=4/а, используя геометрический смысл модуля, рассмотрим два уравнения.
х–1=4/а и х–1=–4/а
х=1+4/а х=1–4/а
Ответ: при а>0, решений нет; при а=0, решений нет; при a>0, х=1+4/а, х=1–4/а;
Уравнения для самостоятельного решения:
- |х–4|=а;
- |3–у|=b;
- |х–7|=а;
- |х+9|=а;
- |7–х|=а;
- |ах–2|=3;
- |х–2|=а;
- |х+3|=b:
- 2|х–а|=а–2;
Литература
- Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности по математике 5-6 класс. – М.: Просвещение. – 1991.
- В.С. Крамор «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры».: М «Просвещение», 1990.
- А.П. Ершова, В.В. Голобородько «Математика» «Илекса», Москва, 2003
- А.П. Ершова, А.С. Ершова «Математика» «Импекса», Москва–Харьков, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Геометрическая интерпетация при решении уравнений, содержащих знак модуля
Материал данного урока содержит "нестандартный" метод, который позволяет более эффективно решать уравнения, содержащие модуль, и, безусловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 8...
Решение уравнений, содержащих знак модуля: методы, приемы, равносильные переходы
Решение уравнений, содержащих знак модуля: методы, приемы, равносильные переходы 1. Уравнение вида If(x)I =a, a €RРешение: ·...
«Использование геометрической интерпретации модуля для решения уравнений, содержащих знак абсолютной величины».
Конспект урока в 8 классе по учебнику А.Г. Мордковича (профильный уровень) по теме "Алгебраические уравнения"....
Решение уравнений, содержащих знак модуля (абсолютной величины)
В настоящее время на выпускных экзаменах за курс средней школы и на вступительных экзаменах в различные учебные заведения предлагаются уравнения с модулем и параметрами, решения которых часто вызывает...
Доклад "Решение уравнений, содержащих знак модуля"
конспект урока...
Решение уравнений, содержащих знак модуля и параметры
презентация к уроку...
Решение уравнений, содержащих знак модуля
Решение уравнений, содержащих знак модуля...