Программа ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» В 5 КЛАССЕ.
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Цель данного курса – формирование интереса к предмету, ознакомление с нетрадиционными задачами и способами их решения.
Логические задачи занимают особое место в математике, так как их решение развивает мышление, смекалку и творчество обучающихся, что способствует успешному изучению предмета.
Эти задачи носят занимательный характер и не требуют большого запаса математических знаний, поэтому они привлекают даже тех обучающихся, которые не очень любят математику. Головоломки, математические ребусы, задачи на смекалку – традиционный список задач, вызывающих интерес, желание решать и находить истину.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» В 5 КЛАССЕ.
1 час в неделю.
Всего 34 часа.
УЧИТЕЛЬ: МАЛЫШЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА.
Цель данного курса – формирование интереса к предмету, ознакомление с нетрадиционными задачами и способами их решения.
Логические задачи занимают особое место в математике, так как их решение развивает мышление, смекалку и творчество обучающихся, что способствует успешному изучению предмета.
Эти задачи носят занимательный характер и не требуют большого запаса математических знаний, поэтому они привлекают даже тех обучающихся, которые не очень любят математику. Головоломки, математические ребусы, задачи на смекалку – традиционный список задач, вызывающих интерес, желание решать и находить истину.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий и выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи и использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуаций.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач и объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры и действовать в соответствии с заданными правилами; Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие и фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях
Ожидаемые результаты: программа призвана помочь ученикам
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- улучшать качество решения задач различного уровня сложности ;
- успешно выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Введение. Суть логических задач. | 1 |
2. | Основные методы решения логических задач. | 1 |
3. | Решение логических задач методом таблиц. | 1 |
4. | Решение логических задач графами. | 1 |
5. | Задачи: одно высказывание ложное. | 1 |
6. | Задачи: найди соответствие. | 2 |
7. | Задачи со спичками. | 1 |
8. | Задачи на перераспределение объектов. | 1 |
9. | Решение олимпиадных задач. | 2 |
10. | Задачи на расставление знаков арифметических действий и скобок. | 1 |
11. | Геометрические задачи. | 2 |
12. | Решение задач на разрезание фигур. | 1 |
13. | Числовые ребусы. | 2 |
14. | Лабиринты. | 1 |
15. | Математические головоломки. | 1 |
16. | Решение задач по материалам математического конкурса «Кенгуру». | 3 |
17. | Принцип Дирихле. | 2 |
18. | Задачи на взвешивание. | 1 |
19. | Задачи «в худшем случае». | 1 |
20. | Задачи на сравнение. | 1 |
21. | Числовые игры. | 2 |
22. | Магические квадраты. | 1 |
23. | Задачи «на движение» | 2 |
24. | Пересечение и объединение | 2 |
25. | Итоговый урок. | 1 |
Список литературы.
- Всем кто учится. http://www.alleng.ru
- Математическое образование. Прошлое и настоящее. http://www.mathedu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
- Математические этюды. http://www.etudes.ru/ru/
- «Кенгуру — 2011». Задачи, решения, итоги. СПб, 2011, 72 с., ил.
- Математический клуб «Кенгуру». Выпуск № 18. Комбинаторика. СПб, 2010, 28с., ил.
- Математический клуб «Кенгуру». Выпуск № 12. Книжка о дюймах, вершках и сантиметрах. СПб, 2005, 28с., ил.
- Наглядная геометрия. 5-6 класс. И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева М. «Дрофа» 2010 г.
- Стандарт по математике. 500 геометрических задач. И. Ф. Шарыгин, М., Просвещение, 2007г.
- Избранные занимательные задания из книги И. Г. Сухина "1200 головоломок с неповторяющимися цифрами". М., АСТ, Астрель, 2005, 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
Рабочая программа элективного курса по математике «Решение нестандартных задач» в 11 классе
Рабочая программа...
Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (10 класс)
Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека.Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики ...
Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (11 класс)
Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека. Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики и др....
Программа элективного курса по математике «Решение задач с параметрами»
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры обучающихся. Уравнение (неравенство) с параметром представляет собой не одно уравнение (неравенств...
ПРОГРАММА элективного курса по математике "Решение задач с параметрами" для учащихся 11 класса
Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало места. Многообразие задач с параметрамиохватывает весь курс математики.Владение приемамирешение задач с параметрамиможно считать кр...