Программа ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» В 5 КЛАССЕ.
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Малышева Ирина Николаевна

Цель данного курса – формирование интереса к предмету, ознакомление с нетрадиционными задачами и способами их решения.

Логические задачи занимают особое место в математике, так как их решение развивает мышление, смекалку и творчество обучающихся, что способствует успешному изучению предмета.

Эти задачи носят занимательный характер и не требуют большого запаса математических знаний, поэтому они привлекают даже тех обучающихся, которые не очень любят математику. Головоломки, математические ребусы, задачи на смекалку – традиционный список задач, вызывающих интерес, желание решать и находить истину.

Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа   ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ  «РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» В 5  КЛАССЕ.

1 час в неделю.

Всего 34  часа.

УЧИТЕЛЬ:  МАЛЫШЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА.

 Цель данного курса – формирование интереса к предмету, ознакомление с нетрадиционными задачами и способами их решения.

Логические задачи занимают особое место в математике, так как их решение развивает мышление, смекалку и творчество обучающихся, что способствует успешному изучению предмета.

Эти задачи носят занимательный характер и не требуют большого запаса математических знаний, поэтому они привлекают даже тех обучающихся, которые не очень любят математику. Головоломки, математические ребусы, задачи на смекалку – традиционный список задач, вызывающих интерес, желание решать и находить истину.

Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

-  формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности

-  освоение эвристических приемов рассуждений;

-    формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

-     формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

-       формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

-   привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

-воспитание чувства справедливости, ответственности;

-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий и выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи и использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования  ситуаций. 

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач и объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры и действовать в соответствии с заданными правилами; Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. 

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие и фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации,  учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях

Ожидаемые результаты: программа призвана помочь ученикам

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • улучшать качество решения задач различного уровня сложности ;
  • успешно выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

№ п/п

                                  Тема занятия

Кол-во часов

1.

Введение. Суть логических задач.

1

2.

Основные методы решения логических задач.

1

3.

Решение логических задач методом таблиц.

1

4.

Решение логических задач графами.

1

5.

Задачи: одно высказывание ложное.

1

6.

Задачи: найди соответствие.

2

7.

Задачи со спичками.

1

8.

Задачи на перераспределение объектов.

1

9.

Решение олимпиадных  задач.

2

10.

Задачи на расставление знаков арифметических действий и скобок.

1

11.

Геометрические задачи.

2

12.

Решение задач на  разрезание фигур.

1

13.

Числовые ребусы.

2

14.

Лабиринты.

1

15.

Математические головоломки.

1

16.

Решение задач по материалам математического конкурса «Кенгуру».

3

17.

Принцип Дирихле.

2

18.

Задачи на взвешивание.

1

19.

Задачи «в худшем случае».

1

20.

Задачи на сравнение.

1

21.

Числовые игры.

2

22.

Магические квадраты.

1

23.

Задачи «на движение»

2

24.

Пересечение и объединение

2

25.

Итоговый урок.

1

Список литературы.

  1. Всем кто учится. http://www.alleng.ru
  2. Математическое образование. Прошлое и настоящее. http://www.mathedu.ru
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
  4. Математические этюды. http://www.etudes.ru/ru/
  5. «Кенгуру — 2011». Задачи, решения, итоги. СПб, 2011, 72 с., ил.
  6. Математический клуб «Кенгуру». Выпуск № 18. Комбинаторика. СПб,  2010,  28с., ил.
  7. Математический клуб «Кенгуру». Выпуск № 12. Книжка о дюймах, вершках и сантиметрах. СПб,  2005,  28с., ил.
  8. Наглядная геометрия. 5-6 класс. И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева М. «Дрофа» 2010 г.
  9. Стандарт по математике. 500 геометрических задач. И. Ф. Шарыгин, М., Просвещение, 2007г.
  10. Избранные занимательные задания из книги И. Г. Сухина "1200 головоломок с неповторяющимися цифрами". М., АСТ, Астрель, 2005, 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...

Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса

Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...

Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (10 класс)

Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека.Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики ...

Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (11 класс)

Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека. Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики и др....

Программа элективного курса по математике «Решение задач с параметрами»

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры обучающихся. Уравнение (неравенство) с параметром представляет собой не одно уравнение (неравенств...

ПРОГРАММА элективного курса по математике "Решение задач с параметрами" для учащихся 11 класса

Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало места. Многообразие задач с параметрамиохватывает весь курс математики.Владение приемамирешение задач с параметрамиможно считать кр...