Программа элективного курса по математике «Решение задач с параметрами»
элективный курс по алгебре (11 класс) на тему
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры обучающихся. Уравнение (неравенство) с параметром представляет собой не одно уравнение (неравенство), а целый класс обычных уравнений, для каждого из которых должно быть получено решение. Решение таких задач связано с исследовательской деятельностью, а для этого необходимо иметь определённый уровень сформированности компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_2_gotov.docx | 43.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент общего и профессионального образования
Брянской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Дятьковский индустриальный техникум»
Программа элективного курса по математике
«Решение задач с параметрами»
1 курс
Рекомендовано к использованию студентам первого курса всех специальностей подготовки | составитель: Манихина Т.А. преподаватель математики ГБОУ СПО « ДИТ» |
Дятьково
2014 год
Пояснительная записка
На первый курс техникума приходят выпускники 9-х классов общеобразовательных школ с базовой математической подготовкой. И, хотя они уже встречались с параметрами при решении линейных и квадратных уравнений, этот материал требует дополнительной отработки.
Программа по математике для наших студентов не предусматривает выработки прочных навыков решения задач, содержащих параметры, всеми обучающимися, и поэтому их изучение возможно только на внеклассных занятиях. Для обучающихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету.
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры обучающихся. Уравнение (неравенство) с параметром представляет собой не одно уравнение (неравенство), а целый класс обычных уравнений, для каждого из которых должно быть получено решение. Решение таких задач связано с исследовательской деятельностью, а для этого необходимо иметь определённый уровень сформированности компетенций.
Данный элективный курс построен как расширенное изучение темы «Задачи с параметрами». На первых занятиях с целью повторения и систематизации знаний повторяются те темы, в которых присутствует сама идея параметра. Затем обучающимся предлагаются простые задачи, которые решаются по алгоритму, с последующим их усложнением, чтобы развивать умения решать задачи, требующие более высокой математической культуры.
Материал курса способствует формированию и функциональной грамотности: умению воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, и универсальных учебных действий: наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать и проверять гипотезу, обобщать полученные результаты.
Они учатся разбираться в условиях задачи, понимать, насколько эти условия достаточны для её решения, переходить от аналитической постановки задачи к её наглядной интерпретации и наоборот, отыскивать примеры и контрпримеры для подтверждения или опровержения некоего утверждения, и также видеть применение рассматриваемых задач в будущей профессии.
Одна из задач изучения курса – помочь обучающимся увидеть внутренние связи, соотношение компонентов изучаемого, сходство и различие между известным и вновь усваиваемым.
В процессе овладения курсом студенты получают первоначальные навыки исследовательской работы, подготавливая себя к последующей научно-исследовательской работе на старших курсах. Исследовательский подход позволяет применять конкретные знания к различным вариантам ситуаций, одновременно вооружая обучающихся общими методами исследования на доступном им уровне.
Место курса в учебном плане: данный курс рассчитан на 34 часа и предназначен для изучения на 1 курсе студентами, обучающимися по всем специальностям.
Цели курса:
- формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути;
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- формирование учебных умений: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы;
- развитие навыков исследовательской работы;
-развитие логического мышления, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
- овладение различными приёмами и методами решения задач с параметрами.
Результаты освоения курса:
личностные:
обучающиеся:
- способны к жизнедеятельности и самоопределению, представляют свои возможности и готовы к изучению выбранной профессии;
- умеют увидеть внутренние связи, соотношение компонентов изучаемого, сходство и различие между известным и вновь усваиваемым;
- умеют работать с учебной и справочной литературой, интернет ресурсами.
метапредметные:
- умеют определить необходимые теоретические сведения и грамотно их применить;
- умеют выполнить необходимые обоснования и вычисления;
- имеют опыт коллективного сотрудничества с преподавателем и сверстниками;
- владеют необходимыми умениями организовать учебно – познавательную деятельность и деятельность по выполнению творческих заданий;
предметные:
обучающиеся должны уметь:
- решать уравнения, неравенства с параметрами и их системы, используя аналитический и графический методы;
- строить графики функций;
- выполнять необходимые обоснования и вычисления;
обучающиеся должны знать:
- понятие параметра;
-различные методы решения задач с параметром (аналитический, графический);
- зависимость количества решений от значений параметра;
- свойства решений уравнений, неравенств и их систем;
- свойства функций в задачах с параметрами.
СОДЕРЖАНИЕ
элективного курса по математике «Решение задач с параметрами»
для студентов 1 курса техникума
34 часа
Тема 1. Повторение. (4часа)
Введение. Повторение свойств линейной и квадратичной функций и их графиков. Решение линейных уравнений и сводящихся к ним. Решение линейных неравенств. Решение квадратных уравнений и неравенств.
Результаты обучения:
- знают определение линейной функции и её свойства, умеют строить график, знают расположение графика в зависимости от углового коэффициента;
- знают определение квадратичной функции, её свойства, умеют строить график, знают расположение графика в зависимости от коэффициентов;
-умеют решать линейные уравнения и неравенства;
- умеют решать квадратные уравнения, различными методами;
- умеют решать квадратичные неравенства различными методами.
Тема 2. Первоначальные сведения о параметрах. (2час)
Понятия: уравнение, неравенство, переменные величины, корни уравнения и решения неравенства, область определения уравнения (неравенства), соотношение, равносильность, ограничения к значениям переменной, семейство функций.
Параметр, решение соотношений с параметром, примеры решения уравнений с параметром.
Результаты обучения:
- знают основные понятия, связанные с уравнениями и неравенствами с параметрами.
Тема 3. Решение линейных уравнений и неравенств, содержащих параметр (7часов)
Линейные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства приводимые к ним. Дробно- линейные уравнения и неравенства. Системы линейных уравнений и неравенств. Аналитические и графические способы решения линейных уравнений и неравенств. Определение числа корней уравнения в зависимости от параметра.
Результаты обучения:
- знают методы решения линейных уравнений, неравенств.
- умеют решать линейные уравнения и неравенства, дробно- рациональные уравнения и неравенства;
Тема 4. Решение квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметр (7часов)
Квадратные уравнения. Взаимное расположение корней уравнения. Квадратичные неравенства. Задачи на нахождение наибольших и наименьших значений. Системы уравнений и неравенств. Уравнения, приводимые к квадратным. Аналитические и графические способы решения квадратных уравнений и неравенств. Определение числа корней уравнения в зависимости от параметра.
Результаты обучения:
- знают взаимное расположение корней квадратного уравнения,
- умеют решать квадратные и биквадратные уравнения и неравенства;
- умеют найти все значения параметра, при каждом из которых задача имеет решение, с заданными свойствами;
Тема 5. Решение уравнений и неравенств с модулем, содержащих параметр (4часов)
Понятие модуля. Методы решения уравнений с модулем. Графический и аналитические методы решения уравнений и неравенств с модулем.
Результаты обучения:
- знают понятие модуля;
- знают методы решения уравнений и неравенств с модулем;
- умеют решать уравнения и неравенства с модулем, содержащие параметр;
- умеют найти все значения параметра, при каждом из которых уравнение или неравенство имеет решение, с заданными свойствами.
Тема 6. Решение иррациональных уравнений и неравенств с параметром (2 часа)
Различные методы решения иррациональных уравнений и неравенств в зависимости от условия.
Результаты обучения:
- знают определения иррациональных уравнений и неравенств;
- знают методы решения иррациональных уравнений и неравенств;
- умеют решать иррациональные уравнения и неравенства;
- умеют найти все значения параметра, при каждом из которых иррациональное уравнение или неравенство имеет решение, с заданными свойствами.
Тема 7. Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств с параметром (4 часа)
Методы решения. Нестандартные приёмы решения. Использование свойств показательной и логарифмической функций.
Результаты обучения:
- знают определения показательного и логарифмического уравнения и неравенства;
- знают методы решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств;
- умеют решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
- умеют найти все значения параметра, при каждом из которых данное уравнение или неравенство имеет решение, с заданными свойствами.
Тема 8. «Решение задач с параметром из ЕГЭ (С5)»
Итоговая контрольная работа (2часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Количество часов | Учебная деятельность обучающихся |
1. | Введение. | 1 | Осмысливают и формулируют цели элективного курса, уточняют критерии оценивания |
2. | Линейные уравнения и неравенства | 1 | Участвуют в беседе с преподавателем, отвечают на вопросы, приводят примеры, Решают упражнения с комментированием, повторяют основные понятия, делают выводы |
3. | Квадратные уравнения | 1 | Участвуют в беседе с преподавателем, отвечают на вопросы, приводят примеры, Решают упражнения с комментированием, повторяют основные понятия, делают выводы |
4. | Квадратичные неравенства | 1 | Участвуют в беседе с преподавателем, отвечают на вопросы, приводят примеры, Решают упражнения с комментированием, повторяют основные понятия, делают выводы |
5. | Уравнения и неравенства с параметром. Основные понятия | 2 | Слушают преподавателя, работают с учебником, составляют конспект, исследуют условие учебной задачи, формируют новые понятия |
6. | Решение линейных уравнений с параметром | 2 | Исследуют условие учебной задачи, решают уравнения разными способами, сравнивают методы решения, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
7. | Решение линейных неравенств с параметром | 2 | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действий, решают неравенства разными способами, сравнивают методы решения |
8. | Дробно-рациональные уравнения с параметром | 1 | Слушают преподавателя, исследуют условие учебной задачи, формируют новые понятия |
9. | Системы уравнений и неравенств с параметром | 1 | Слушают преподавателя, исследуют условие учебной задачи, формируют новые понятия |
10. | Самостоятельная работа №1по теме «Решение линейных уравнений и неравенств с параметрами» | 1 | Выполняют индивидуальную самостоятельную работу с последующей самопроверкой, анализируют допущенные ошибки |
11. | Решение квадратных уравнений с параметром | 2 | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действий, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, решают уравнения разными способами, сравнивают методы решения |
12. | Решение уравнений, содержащих параметр, сводящихся к квадратным | 1 | Решают упражнения с комментированием, повторяют основные понятия, делают выводы |
13. | Решение систем уравнений с параметром | 1 | Решают упражнения с комментированием, повторяют основные понятия, делают выводы |
14. | Решение квадратичных неравенств с параметром | 2 | Решают упражнения с комментированием, повторяют основные понятия, решают неравенства разными способами, сравнивают методы решения, делают выводы |
15. | Самостоятельная работа №2 по теме «Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром» | 1 | Выполняют индивидуальную самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой, анализируют допущенные ошибки |
16. | Решение уравнений с модулем, содержащих параметр | 2 | Решают упражнения с комментированием, повторяют основные понятия, делают выводы |
17. | Решение неравенств с модулем, содержащих параметр | 1 | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действий. |
18. | Самостоятельная работа №2 по теме « Решение уравнений и неравенств с модулем». | 1 | Выполняют самостоятельную работу в паре, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
19. | Иррациональные уравнения и неравенства с параметром | 1 | Решают упражнения с комментированием, повторяют основные понятия, делают выводы. |
20. | Самостоятельная работа №2 по теме «Иррациональные уравнения и неравенства с параметром» | 1 | Выполняют самостоятельную работу в паре, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
21. | Показательные уравнения и неравенства с параметром | 2 | Решают упражнения с комментированием, повторяют основные понятия, делают выводы |
22. | Логарифмические уравнения и неравенства с параметром | 1 | Участвуют в беседе с преподавателем, отвечают на вопросы, приводят примеры, Решают упражнения с комментированием, повторяют основные понятия, делают выводы. |
23. | Самостоятельная работа №2 по теме «Показательные и логарифмические уравнения и неравенства» | 1 | Выполняют самостоятельную работу в паре, с последующей проверкой. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
24. | Решение задач С5 из ЕГЭ | 2 | Проводят коллективное исследование, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, |
25. | Итоговая контрольная работа | 2 | Выполняют индивидуальную контрольную работу. Проводят самоанализ достигнутых результатов. |
Итого | 34 часа |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
Литература для преподавателя:
- Горбачев В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами. – Брянск: Издательство БГПУ, 1999.
- Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.- М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005,- 328 с.
- Дятлов В.И. Материалы курса «Как научить решать задачи с параметрами»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.- 80 с.
- Дятлов В.И. Материалы курса «Как научить решать задачи с параметрами»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.- 72 с.
Литература для обучающихся:
- Мордкович А.Г., Смирнова И.М. и др. Математика. 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) – М.: Мнемозина, 2011. – 416 с.
- Рыжик В.И., Черкасова Т.Х.Дидактические материалы по алгебре и математическому анализу с ответами и решениями для 10-11 классов. Учебное пособие для профильной школы. – СПб: СМИО Пресс, 2008. – 428 с.
- Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 205. – 395 с.
Материально- техническое обеспечение:
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
- Проектор.
- Справочные таблицы.
Самостоятельные работы
Самостоятельная работа №1
по теме «Решение линейных уравнений и неравенств с параметрами»
1.Решите уравнение (относительно х): а2 х- 4х = а-2.
2. При каких значениях параметра а уравнение ах – х +1 = а2:
а) не имеет корней;
б) имеет ровно один корень;
в) имеет более одного корня?
3.Решите неравенство (относительно х): в2х – вх ≥в2 +в -2.
4. Решите систему уравнений
Самостоятельная работа №2
по теме « Решение квадратных уравнений и неравенств с параметрами»
- При каких значениях параметра а уравнение ах2 +4х – а + 5 =0 :
- имеет два различных корня;
- имеет ровно один корень;
- не имеет действительных корней?
2. При каком значении а прямая у = 4х имеет только одну общую точку с графиком функции у = х2 +а?
3. При каких значениях а неравенство ах2 + 4х – 3 + а > 0:
- выполняется при любых х;
- не имеет решений?
4. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых система неравенств имеет единственное решение?
Самостоятельная работа №3
по теме «Решение уравнений и неравенств с модулем».
- Решите уравнение
- Решите неравенство < х.
- Решите неравенство
- Найдите все значения параметра а, при которых уравнение
= 2 + имеет единственное решение.
Самостоятельная работа №4
по теме « Иррациональные уравнения и неравенства»
- Решите уравнение относительно х:(х – а) = 0.
- Решите уравнение относительно х: = а – х.
- Решите неравенство относительно х: 0.
Самостоятельная работа №5
по теме « Показательные и логарифмические уравнения и неравенства»
- Найдите все значения параметра а, при которых уравнение
- Решите неравенство < а.
Итоговая контрольная работа
1. Решите неравенство ах – 1 0.
а) При каких значениях а решением неравенства является х = 2?
б) При каких значениях а любое решение данного неравенства меньше 1?
в) При каких значениях а любое число, модуль которого меньше 1, является решением данного неравенства?
2. Определите значения а, при которых график функции у = 2х2 + х + а лежит выше оси абсцисс.
3. При каких значениях параметра а корни уравнения ах2 + х + 1 = 0 удовлетворяют условию
4. При каких значениях параметра а имеет единственное решение уравнение – = ах ?
5. При каких значениях а не имеет решений неравенство
?
6.При каких значениях в система уравнений имеет: единственное решение, бесконечное множество решений, не имеет решений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
Рабочая программа элективного курса по математике «Решение нестандартных задач» в 11 классе
Рабочая программа...
Программа элективного курса по математике «Решение математических задач»
Данный элективный курс «Решение математических задач» своим содержанием может привлечь внимание учащихся 7 классов....
Программа элективного курса по математике"Решение прикладных задач с экономическим содержанием"
Программа элективного курса по математике"Решение прикладных задач с экономическим содержанием"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике «Решение нестандартных задач», 11 класс
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач» для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе: авторской адаптационной программе факультативного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике "Решение нестандартных задач", 9 класс
Курс рассчитан на учащихся 9 классов школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов математики, дополнение углубленного курса математики основной...
Комментарии
Хорошо составленная программа
Хорошо составленная программа. Большое спасибо
Хорошо составленная программа
Хорошо составленная программа. Большое спасибо