Обобщающий урок по теме "Функции"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений, навыков и способов деятельности на уроке алгебры в 11 классе.
Тема: Функции.
Цели: *Обобщение и систематизация знаний об изученных функциях.
*Формирование навыков «чтения» графиков функций, «узнавания» функций, записанных формулами и изображенных графиками, построение схематических графиков и запись их свойств.
*Проверка состояния знаний.
*Развитие памяти, аналитического и логического типов мышления.
*Развитие познавательной активности учащихся.
*Формирование навыков построения графиков с помощью преобразований.
Тип урока: урок проверки знаний и формирования знаний, умений, навыков и способов деятельности.
План урока:
I. Организационный момент.
Учитель объявляет тему и дидактическую цель урока, рассказывает кратко, как будет проводиться контроль знаний.
II. Актуализация знаний.
С помощью мультимедиа проектора и обучающих таблиц учащиеся представляют проект «Все изученные функции, их графики и свойства» (10 мин)
1) Линейная функция;
2) Квадратичная функция;
3) Степенная функция;
4) Показательная функция;
5) Логарифмическая функция.
6) Тригонометрические функции.
III. Проверка умения строить схематический график функции, заданной формулой и называть ее свойства.
Каждый учащийся получает задание на листах (2 варианта) и письменно выполняет.
ФИ _______________________I вариант. Построить схематические графики функций.
1. | 2. | 3.. |
4. | 5. | 6. |
Назови функцию и найди соответствующий график:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
ФИ ______________________II вариант. Построить схематические графики функций.
1. | 2. | 3.. |
4. | 5. | 6. |
Назови функцию и найди соответствующий график:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
IV. Проверка умения узнавать по формуле функцию и сопоставлять ей соответствующий график.
2 задание - устные упражнения.
Через проектор на экран учитель проектирует таблицу:
«Назови функцию и найди соответствующий график в папке»:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
При выполнении этой работы учащиеся пользуются папкой «Функции, их графики и свойства»,
Верные ответы:
1 Квадр., a > 0, D > 0, график 1 | 2 Логар., > 1, график 2 | 3 Степ. >1, иррац. график 3 | 4 Логар., > 1, график 2 | 5 Квадр., a < 0, D > 0, график 4 |
6 Степ. >1,нчт график 9 | 7 Лин. k < 0, график 2 | 8 Логар., 6 > 1, график 2 | 9 Лин. =1, график лин. ф. бис. коорд. углов I,III | 10 Степ. - 2 < 0, чт. график 4 |
11 Квадр., a > 0, D<0, график 3 | 12 Степ. 0< < 1 х , нчт график 8 | 13 Квадр., a < 0, D < 0, график 6 | 14 Лин. k < 0, график 2 | 15 Степ. 0< < 1 х >0 график 2 |
16 Логар., 0<0,1 < 1, график 1 | 17 Квадр., a > 0, D < 0, график 3 | 18 Логар., 0 < < 1, график 1 | 19 Степ. e >1, иррац. график 3 | 20 Лин. k > 0, график 1 |
V. Показательная и логарифмическая функции. Проверка навыка воспроизведения готовых знаний.
Каждый учащийся получает соответствующие листы заданий:
*Построить схематические графики функций;
*Заполнить пропуски в соответствии со свойствами функций.
10 кл. ФИ _______________________________
Показательная функция.
Построить графики функции и записать основные свойства.
y = ax, a > ……., a …….., x ………
0 < a <……. | a > …….. |
Основные свойства:
ах > ………., при x………
При х = 0 а0= ………. (y (0)= ………)
0 < a < 1 | а > 1 |
Функция …………..ющая (х1 > х2, ……. ) При х < 0 ах > ………. При х > 0 ах < ………… | Функция ………………..ющая (х1> х2, …….. ) При х < 0 ах < …………. При х > 0 ах > …………….. |
Логарифмическая функция.
y = loga x, a >….., a ……, x >……….
Построить графики функции и записать основные свойства.
0 < a < 1 | a > 1 |
loga x – …………………………. При х = 1 y = loga 1 =……… | |
При 0 < х < 1, y > …….., При х > 1, y < ……… Функция ……………………...ющая | При 0 < х < 1,y ………. При х > 1, y …………… Функция ……………………...ющая |
VI.Построение графиков функций с помощью преобразований.
Доклад учащихся с использованием презентации на основе самостоятельной работы с учебником М.И.Башмаков и практическая работа. Алгебра и начала анализа 10 – 11 кл. Преобразование графиков. Гл. I, § 4.(15 мин.)
VII. Итог урока и домашнее задание.
Повторили все изученные функции, их графики и свойства. После проверки письменного задания по результатам работы все получат оценку. Отдельно оцениваются проекты «Все изученные функции, их графики и свойства»
(Учитель называет оценки учащихся, представлявших проекты).
Домашнее задание: Индивидуальная программа – минимум. Функции.
Самоанализ урока.
В системе уроков повторения тема «Функции» занимает важное место, т.к. хорошее знание функций помогает учащимся справиться с большим числом заданий, в частности дает инструмент для решения уравнений, неравенств и их систем. Кроме того, задания на «узнавание» функции, «чтение» ее графика входят в перечень заданий для поверки на ЕГЭ.
Урок был четко спланирован:
1) Организационный момент (2 мин);
2) Представление проектов «Все изученные функции, их графики и свойства» (7 мин);
3) Проверка умения строить схематический график функции, заданной формулой и называть ее свойства (6 мин);
4) Проверка умения узнавать по формуле функцию и сопоставлять ей соответствующий график (7 мин);
5) Показательная и логарифмическая функции.
(Проверка навыка воспроизведения готовых знаний) (3 мин).
6) Построение графиков с помощью преобразований. Доклады результатов самостоятельного поиска и исследования.(15 мин.)
7) Итог урока и домашнее задание (2 мин).
Такое построение урока дало возможность в наиболее полном объеме обобщить знания по всем изученным в курсе алгебры 7 – 11 классов элементарным функциям, их графикам и свойствам и проверить уровень усвоения знаний.
---организационный момент помог учащимся настроиться на работу, отвлечься от посторонних занятий;
---все проекты учащиеся представили очень четко и динамично, напомнив всем учащимся графики и свойства всех изученных элементарных функций;
---выполнение графического задания показало, что большинство учащихся «узнают» по формуле функцию и знают, как выглядит ее график, могут по схеме назвать свойства функции;
---выполнение устного задания показало, что большинство учащихся умеют по записи конкретной функции назвать ее и отыскать соответствующий график в папке;
---проверка знаний по двум из изученных функций показала, что большинство учащихся знают эти функции.
---доклады «Преобразование графиков» показали умение учащихся самостоятельно получать знания и применять их при решении задач.
Таким образом, на уроке были достигнуты поставленные цели, а именно:
*обобщение и систематизация знаний об изученных элементарных функциях.
*формирование навыков «чтения» графиков функций, «узнавания» функций, записанных формулами и изображенных графиками, построения схематических графиков и запись свойств функции, построения графиков с помощью преобразований.
*проверка состояния знаний.
*развитие памяти, аналитического и логического типов мышления.
*развитие познавательной активности учащихся.
Своевременно и четко подведен итог урока. Задано домашнее задание, предполагающее активную работу учащихся по формированию навыков решения заданий ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....