Решение иррациональных уравнений
статья по алгебре (10 класс) по теме
Статья и конспект урока по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_irratsionalnykh_uravneniy.docx | 135.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 10 классе.
Решение иррациональных уравнений.
Решение иррациональных уравнений изучается в теме « Степенная функция» в 10 классе, на тему отводится 20 часов, обучение ведется по учебнику Ш.А.Алимова, Ю.М.Колягина, Ю.В.Сидорова. Данный урок – третий урок по теме, учащиеся уже познакомились с иррациональными уравнениями, знают традиционные способы решения данных уравнений ( уединение радикала, возведение в степень и т.д.).
Для учащихся решение иррациональных уравнений оказывается сложнее, чем, например, решение показательных и логарифмических уравнений, поскольку здесь появление посторонних корней, как правило, не связано с областью определения уравнений, что создает у учащихся, которые не сталкивались с этим ранее, некоторый психологический дискомфорт. Иррациональные уравнения, включенные в задания ЕГЭ ( часть В ), являются уравнениями одного из трех типов: « корень нечетной степени равен числу», «корень четной степени равен числу», «арифметический квадратный корень равен линейному выражению». Задания С5 – одни из наиболее сложных экзаменационных задач. Их решение сводится к перебору и анализу различных вариантов в той или иной алгебраической ситуации. Иногда для облегчения решений заданий с параметрами удобно придать алгебраическим соотношениям геометрический смысл. На данном уроке уделяется внимание различным ситуациям: учет области определения уравнения, наложение дополнительных условий, использование равносильности преобразований, использование графоаналитического метода при решении задач с параметрами.
Цели урока:
-рассмотреть различные ситуации при решении иррациональных уравнений; перейти к решению уравнений с параметрами;
- формировать навыки самостоятельной работы;
- формировать умение действовать в нестандартной ситуации;
- формировать наблюдательность, логическое мышление.
Ход урока
- Учащимся предложено решить 9 уравнений, 10 минут отводится на решение.
Решить уравнения:
Учащиеся сдают ответы, затем ответы появляются на доске, учащиеся комментируют, полученные ответы.
сумма двух неотрицательных чисел равна нулю, когда каждое слагаемое равно нулю, следовательно, решением данного уравнения является решение системы:
- Нет решений.
данное уравнение не имеет решений, так как левая часть- число неотрицательное, а правая часть- число отрицательное
возвели уравнение в третью степень
следует обратить внимание на дополнительное условие для существования корней:
число -1 является посторонним корнем, несмотря на то, что удовлетворяет области определения уравнения, но не удовлетворяет дополнительны условия
область определения уравнения , поэтому 3 не является корнем уравнения.
- Нет решения.
область допустимых значений данного уравнения является пустым множеством, так как :
- Условие для существования корней
Уравнение может быть правильно решено даже при отсутствии
упоминания об области определения уравнения. Более того, верно найденная ООУ и отбор корней по ней не гарантирует появления посторонних корней, и сама задача нахождения ООУ оказывается сложной, ненужной.
ООУ задается системой: первое неравенство решить сложно,
В то же время исходное уравнение равносильно системе, которая решается устно.
ООУ состоит из двух чисел: . Проверкой убеждаемся, что корнем уравнения является только значение .
Вывод6 универсальных рекомендаций и рецептов, вообще говоря, нет. Например, нахождение ООУ, как правило, не нужно, но может оказаться полезным. Иногда удобнее пользоваться равносильными системами, иногда использовать следствия и проверку.
Обсудив решение уравнений аналитическими способами, переходим к графическому способу. Сначала вспомним графики некоторых уравнений.
- Поставить в соответствие графики уравнений и формулы, задающие эти графики, записать в таблицу:
- 2)
3) 4)
1 | 2 | 3 | 4 |
б | в | г | а |
- Переходим к решению уравнений с параметрами. Решить уравнение:
нет решений
Графическая иллюстрация
а)
решений нет
b)
Ответ: при , ;
при , решений нет.
- Найти корни уравнения, для каждого значения параметра.
Ответ: при , ;
при
- При каких значениях параметра а уравнение имеет три корня:
Ответ: уравнение имеет три корня при
- При каких значениях параметра а уравнение имеет одно значение.
Рассмотрим графическое решение. Построим графики функций.
полуокружность, с центром в точке (0,0), радиуса 5
прямая
Одно решение при , кроме этого данное уравнение будет иметь одно решение, когда прямая является касательной к полуокружности.
Рассмотрев равнобедренный прямоугольный треугольник, находим значение а, при котором данная прямая будет касательной .
Ответ: уравнение имеет одно решение при
Подведем итоги:
Способы решений иррациональных уравнений | |||
аналитический | графический | ||
Возведение в степень | Введение новой переменной | Другие: анализ ОДЗ | Построение графиков функций их исследование |
На уроке были рассмотрены различные ситуации при решении иррациональных уравнений: учет области определения уравнения, наложения дополнительного условия, использование равносильных преобразований, использование графоаналитического метода, что позволяет решать задачи повышенного уровня- задачи с параметром.
Домашнее задание:
Решить уравнения:
5. при каких значениях параметра а, уравнение имеет два корня.
Ответы: 1.4; 2.2; 3.1; 4. ; 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневое обобщающее повторение по теме "Решение иррациональных уравнений".
Урок обобщающего повторения....
Урок алгебры в 10 классе по теме "Решение иррациональных уравнений"
Урок алгебры в 10 классе по теме: "Решение иррациональных уравнений". Тип урока: разноуровневое обобщающее повторение....
Решение Иррациональных уравнений.
В презентации даны способы решения иррациональных уравнений....
Конспект урока "Решение иррациональных уравнений методом замены переменных"
Представлен конспект урока по теме: «Решение иррациональных уравнений методом замены переменных». Основная цель данного урока познакомить учащихся с решением иррациональных уравнений...
Учебно-методическое пособие "Решение уравнений". Часть 1: Решение иррациональных уравнений.
Электронное учебно-методическое пособие для уроков повторения в 11 классе по теме "Решение уравнений"....
Урок- семинар. «Решение иррациональных уравнений и систем» (традиционные, нетрадиционные и оригинальные способы их решения)
Урок комплексного применения знаний и способов действий учащихся (2 урока) Цель занятия: Организация деятельности учащихся по углубленному самостоятельному переносу их знаний и способов действий в и...
N30 Решение рациональных уравнений. Решение иррациональных уравнений. за 22.05.20 для группы МЖКХ2
Задание:1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить: "Рациональные уравнения" N2,N4, N6...