Программа специального курса "Задачи с параметрами"
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме
Отличительной особенностью данного курса является специальный подбор и системное изложение учебного материала с учетом государственного образовательного стандарта по математике и в соответствии с целями подготовки к успешному решению наиболее сложных задач вступительных испытаний по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parametry.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Башкирская республиканская гимназия-интернат №1 имени Рами Гарипова
«Утверждаю» директор ГОУ БРГИ №1 имени Рами Гарипова ___________ А.Ч. Гайсин «___» __________ 2009 г. | «Утверждаю» ректор ГОУ ДПО БИРО ____________Р.Р. Ишмухаметов «___» __________ 2009 г. Утверждена на программно-экспертном совете протокол № __от «__» ____ 2009 г. |
ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА
«ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ»
Срок реализации: 1 год обучения, 60 часов в год, 2 часа в неделю.
Возраст детей: 15-17 лет
Автор-составитель программы:
учитель математики
высшей категории
БРГИ №1 им.Рами Гарипова
Габдуллина Лилия Талгатовна
Уфа – 2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Задачи с параметрами в настоящее время включены в программу большинства подготовительных курсов в связи с потребностью подготовки учащихся к сдаче вступительных и единого государственного экзамена по математике. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи с параметрами, однако в них отсутствует системное и четкое изложение соответствующей теории вопроса, они не охватывают все многообразие и логику решения задач с параметрами. Практика вступительных испытаний по математике, единого государственного экзамена показывает, что задачи с параметрами представляют для учащихся наибольшую сложность как в логическом, так и в техническом плане и поэтому умение их решать во многом предопределяет успешность сдачи экзамена по математике. Значимость курса не ограничивается лишь данной ценностью - умение решать задачи с параметром способствует повышению качества знаний и умений учащихся, интеллектуальному развитию. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для учебно-исследовательской работы.
Новизна. Отличительной особенностью данного курса является специальный подбор и системное изложение учебного материала с учетом государственного образовательного стандарта по математике и в соответствии с целями подготовки к успешному решению наиболее сложных заданий вступительных испытаний по математике. Материал для занятий подобран таким образом, чтобы учащиеся смогли овладеть методикой решения задач с параметрами в ходе совместной исследовательской деятельности и практических занятий.
Курс разработан на основе материалов учебных и справочных пособий, публикаций в специальных методических изданиях, а также материалов вступительных испытаний в различные российские вузы.
Основная цель курса: распознавание, раскрытие и развитие математических способностей учащихся, формирование умений и навыков, расширение и углубление знаний учащихся по решению задач с параметром.
Задачи курса:
Образовательные: формирование навыков и умений по решению задач с параметрами.
Развивающие: развитие навыков исследовательской деятельности, аналитического и логического мышления, математического мышления и интуиции, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в будущей профессиональной области.
Воспитательные: формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания, математической культуры.
Срок реализации: 1 год обучения, 2 ч. в неделю, 60 часов.
Контингент обучаемых. Программа может быть эффективно использована в 10-11-х классах для учащихся, выражающих желание расширить и углубить знания по математике, способствует развитию познавательных интересов, математической грамотности, развитию мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору дальнейшей профессии.
Методика. Для обучения решению задач с параметрами прежде всего необходимо сформировать у учащихся элементы культуры исследовательской деятельности по математике. На лекционных занятиях проводится ознакомление с основными методами и приемами решения задач с параметрами, рассматриваются типичные и нестандартные задачи. Коллективное обсуждение различных способов решения задач на семинарских занятиях, применение эвристических методов, методических блоков по книге Д.Пойя «Как решать задачу», генерирование различных идей также будут способствовать формированию у учащихся культуры исследовательской деятельности. Выполнение упражнения для самостоятельной работы из перечня, предложенного учителем, и последующее обсуждение и анализ направлены на усиление мотивации к дальнейшему самостоятельному занятию исследовательской деятельностью, к устранению затруднений. Контролирующий этап, позволяющий оценить учебные достижения учащихся, реализуется использованием зачетной системы и заканчивается проведением итоговой контрольной работы.
Основные формы организации учебных занятий: лекция, беседа, семинарские и практические занятия. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся разной степени подготовки.
Минимальные требования к оснащению учебного процесса: раздаточный материал для проведения зачетных работ.
Ожидаемые результаты: повышение качества знаний и умений учащихся, результативности выпускных и вступительных по математике обучающихся, посещающих данные курсы.
Форма контроля: проведение зачетов по пройденным темам, итоговая контрольная работа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Знакомство с параметром. Линейные уравнения и неравенства с параметрами. Системы линейных уравнений с параметром. | 6 | 3 | 3 |
2 | Квадратные уравнения и неравенства с параметром. Исследование расположения корней квадратного трехчлена с параметром. | 8 | 3 | 5 |
3 | Свойства функций в задачах с параметрами. | 6 | 2 | 4 |
4 | Графические приемы решения задач с параметрами. | 6 | 2 | 4 |
5 | Необходимые условия в задачах с параметрами. | 6 | 3 | 3 |
6 | Рациональные уравнения и неравенства с параметром. | 4 | 2 | 2 |
7 | Иррациональные уравнения и неравенства с параметром. | 4 | 2 | 2 |
8 | Логарифмические и показательные уравнения и неравенства с параметром | 6 | 3 | 3 |
9 | Тригонометрические уравнения и неравенства с параметром | 6 | 2 | 4 |
10 | Практикум по решению задач с параметрами, предлагавшихся на вступительных испытаниях по математике в вузы. | 8 | 2 | 6 |
ИТОГО: | 60 | 24 | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема №1
Знакомство с параметром. Линейные уравнения и неравенства с параметрами. Системы линейных уравнений с параметром. (6 ч. – 3ч.ТЗ, 3ч.ПЗ)
1.Основные вопросы.
Понятие о параметре. Основные типы решения задач с параметром. Основные методы решения задач с параметром. Линейное уравнение с параметром. Линейное неравенство с параметром. Система линейных неравенств с параметром.
2.Требования к знаниям и умениям: уметь решать линейные уравнения и неравенства с параметром, знать при каких значениях параметров линейное уравнение ах=в имеет единственное решение, не имеет решений, имеет бесконечно много решений; уметь исследовать системы линейных уравнений с двумя неизвестными с параметром с применением взаимного расположения двух прямых в плоскости.
3. Самостоятельная работа: по заданиям для самостоятельной работы по темам «Линейные уравнения и неравенства с параметром», «Системы линейных неравенств с параметром» (приложение №2).
4. Тематика практических работ: Практикум по решению задач вступительных испытаний в вузы.
Тема №2
Квадратные уравнения и неравенства с параметром. Исследование расположения корней квадратного трехчлена с параметром. (8 ч.–3ч.ТЗ, 5ч.ПЗ)
1.Основные вопросы.
Квадратные уравнения с параметром. Применение теоремы Виета и ей обратной. Квадратные неравенства с параметром. Расположение корней квадратного трехчлена в зависимости от заданных точек. Задачи, приводящие к исследованию расположения корней квадратного трехчлена.
2.Требования к знаниям и умениям: уметь решать квадратные уравнения и неравенства с параметром, применять свойства квадратичной функции, теоремы Виета и обратной ей теоремы при решении данного класса задач, выводить и применять условия для расположения корней квадратного трехчлена относительно заданных точек.
3. Самостоятельная работа: по заданиям для самостоятельной работы по темам « Исследование квадратных уравнений», «Применение теоремы Виета и ей обратной», «Исследование квадратных неравенств», «Исследование квадратного трехчлена» (приложение №2).
4. Тематика практических работ: Практикум по решению задач вступительных испытаний в вузы.
Тема №3
Свойства функций в задачах с параметрами. (6 ч.-2ч.ТЗ,4ч.ПЗ )
1.Основные вопросы.
Область значений функции. Экстремальные свойства функций. Монотонность. Четность. Периодичность. Обратимость.
2.Требования к знаниям и умениям: уметь решать задачи с параметром, используя свойства функций и их графические представления.
3. Самостоятельная работа: задачи для самостоятельного решения к §2 главы II - П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир Задачи с параметрами, Москва: ИЛЕКСА, 2007 г.
4. Тематика практических работ: Практикум по решению задач вступительных испытаний в вузы.
Тема №4
Графические приемы решения задач с параметрами. (6 ч.-2ч.ТЗ, 4ч.ПЗ )
1.Основные вопросы.
Координатная плоскость (х,у). Параллельный перенос. Сжатие к прямой. Введение координатной плоскости (х,а).
2.Требования к знаниям и умениям: уметь выполнять преобразования графиков и применять интерпретации графиков для исследования и решения задач с параметрами.
3. Самостоятельная работа: по заданиям для самостоятельной работы по темам «Графический метод решения задач с параметром», задачи для самостоятельного решения к §3 и §4 главы II - П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир Задачи с параметрами, Москва: ИЛЕКСА, 2007 г.
4. Тематика практических работ: Практикум по решению задач вступительных испытаний в вузы.
Тема №5
Необходимые условия в задачах с параметрами. (6 ч.-3ч.ТЗ, 3ч.ПЗ )
1.Основные вопросы.
Использование симметрии аналитических выражений для поиска необходимых условий. Прием «выгодная точка» для поиска необходимых условий. Различные приемы с учетом особенностей задач с параметрами.
2.Требования к знаниям и умениям: научиться использовать необходимые условия для решения задач с параметром.
3. Самостоятельная работа: упражнения IV.105 - IV.122, IV.131- IV.149, IV.158- IV.174 - П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир Задачи с параметрами, Москва: ИЛЕКСА, 2007 г.
4. Тематика практических работ: Практикум по решению задач вступительных испытаний в вузы.
Тема №6
Рациональные уравнения и неравенства с параметром. (4 ч.-2ч.ТЗ, 2ч.ПЗ )
1.Основные вопросы. Уравнения степени выше второй с параметром. Дробно-рациональные уравнения вида p(x)/q(x)=0 с параметром. Метод координат, метод разложения на множители, замена в задачах с параметрами. Рациональные неравенства с параметром. Метод интервалов в неравенствах с параметрами.
2.Требования к знаниям и умениям: уметь решать рациональные уравнения и неравенства с параметром с применением аналитического, функционально-графического методов.
3. Самостоятельная работа: по заданиям для самостоятельной работы по темам «Дробно- рациональные уравнения», «Уравнения степени выше второй», (приложение №2).
4. Тематика практических работ: Практикум по решению задач вступительных испытаний в вузы.
Тема №7
Иррациональные уравнения и неравенства с параметром. (4 ч.-2ч.ТЗ, 2ч.ПЗ )
1.Основные вопросы.
Иррациональные уравнения с параметром. Иррациональные неравенства с параметром.
2.Требования к знаниям и умениям: уметь решать иррациональные уравнения и неравенства с параметром с применением аналитического, функционально- графического методов.
3. Самостоятельная работа: по задачам 6.1С – 6.24С, 8.1С – 8.19С для самостоятельного решения - В.В. Амелькин, В.Л. Рабцевич Задачи с параметрами: Справочное пособие по математике. – Минск, 1996 г.
4. Тематика практических работ: Практикум по решению задач вступительных испытаний в вузы.
Тема №8
Логарифмические и показательные уравнения и неравенства с параметром. (6 ч.-3ч.ТЗ, 3ч.ПЗ )
1.Основные вопросы.
Показательные уравнения и неравенства с параметром. Логарифмические уравнения и неравенства с параметром.
2.Требования к знаниям и умениям: уметь решать логарифмические и показательные уравнения и неравенства с параметром с применением свойств функций, аналитических и графических приемов.
3. Самостоятельная работа: по задачам для самостоятельного решения 9.1С-9.20С, 10.1С-10.29С - В.В. Амелькин, В.Л. Рабцевич Задачи с параметрами: Справочное пособие по математике. – Минск, 1996 г.
4. Тематика практических работ: Практикум по решению задач вступительных испытаний в вузы.
Тема №9
Тригонометрические уравнения и неравенства с параметром. (6 ч. - 2ч.ТЗ, 4ч.ПЗ )
1.Основные вопросы.
Тригонометрические уравнения с параметром. Тригонометрические уравнения с параметром.
2.Требования к знаниям и умениям: уметь решать тригонометрические уравнения и неравенства с параметром с применением свойств тригонометрических функций, аналитических и графических приемов.
3. Самостоятельная работа: по заданиям для самостоятельной работы по темам «Тригонометрические уравнения с параметром» (приложение №2)
4. Тематика практических работ: Практикум по решению задач вступительных испытаний в вузы.
Тема №10
Практикум по решению задач с параметром, предлагавшихся на вступительных испытаниях по математике в вузы. (8 ч.-2ч.ТЗ, 6ч.ПЗ )
1.Основные вопросы.
Особенности задач с параметром, предложенных в едином государственном экзамене по математике. Решение задач с параметром различной сложности из материалов вступительных испытаний.
2.Требования к знаниям и умениям: уметь решать задачи с параметром различной сложности, комбинированные задачи.
3. Самостоятельная работа: по контрольно-измерительным материалам единого государственного экзамена, вступительных испытаний в вузы.
4. Тематика практических работ: Практикум по решению задач вступительных испытаний в вузы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Лекции (приложение №1)
- Задания для самостоятельной работы (приложение №2)
- Материалы для проведения зачетов (приложение №3)
- Справочные и методические пособия по математике
- Тематические публикации в методических изданиях
- Контрольно-измерительные материалы вступительных испытаний и единого государственного экзамена по математике 2001-2009 гг.
Литература для учителя
- П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир Задачи с параметрами, Москва: ИЛЕКСА, 2007 г.
- Дьячков А.К. и др. Единый государственный экзамен. Математика. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом: в 2 ч.. – Челябинск: Взгляд, 2006 г.
- В.В. Амелькин, В.Л. Рабцевич Задачи с параметрами: Справочное пособие по математике. – Минск, 1996 г. и др.
- В.В.Мирошин Формирование содержательно-методической линии задач с параметрами в ходе изучения свойств квадратичной функции, журнал «Математика в школе» №7 2008 г.
- М.И. Шабунин Уравнения и неравенства с параметрами, журнал «Математика в школе» №3 2003 г.
- И.Е. Феоктистов Задачи с параметрами, журнал « Математика в школе» №5 2002 г.
- С.Я. Постникова Уравнения с параметрами на факультативных занятиях, журнал «Математика в школе» №8 2002 г.
- А.И. Евсеева Уравнения с параметрами, журнал « Математика в школе» №7 2003 г
- А.Г.Мордкович. Газета «Математика» №38 1994 год. и др.
Литература для учащегося
- П.Горштейн, А.Мерзляк, В.Полонский, М.Якир Экзамен по математике и его подводные рифы. - М.: Илекса, 2004 г.
- Е.Д.Куланин, В.П.Норин, С.Н.Федин, Ю.А.Шевченко 3000 конкурсных задач по математике – М.:-Рольф, 2000 г.
- Виленкин Н. Л. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989. – С. 73.
- Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988.
- П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир Задачи с параметрами, Москва: ИЛЕКСА, 2007 г.
- Дьячков А.К. и др. Единый государственный экзамен. Математика. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом: в 2 ч.. – Челябинск: Взгляд, 2006 г.
- В.В. Амелькин, В.Л. Рабцевич Задачи с параметрами: Справочное пособие по математике. – Минск, 1996 г. и др.
ЛИТЕРАТУРА
- Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях. – М.: АПК и ПРО, 2007. – 46 с.
- Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организации работы: СанПиН 2.2.2.542-96. – М.: 2006.
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.1178-02. – М.: 2007. – 176 с.
- Сборник нормативных документов. Математика./Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004 г. – 79 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2005. – 512 с.
- П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир Задачи с параметрами, Москва: ИЛЕКСА, 2007 г.
- Дьячков А.К. и др. Единый государственный экзамен. Математика. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом: в 2 ч.. – Челябинск: Взгляд, 2006 г.
- Р.Г.Хазанкин и др. Математическая подготовка и развитие школьников в условиях ЕГЭ. – Уфа, 2003 г.
- А.И. Евсеева Уравнения с параметрами, журнал « Математика в школе» №7 2003 г.
- М.И. Шабунин Уравнения и неравенства с параметрами, журнал « Математика в школе» №3 2003 г.
- И.Е. Феоктистов Задачи с параметрами, журнал « Математика в школе» №5 2002 г.
- С.Я. Постникова Уравнения с параметрами на факультативных занятиях, журнал «Математика в школе» №8 2002 г.
- В.В. Амелькин, В.Л. Рабцевич Задачи с параметрами: Справочное пособие по математике. – Минск, 1996 г.
- Г.А.Ястребинецкий. Задачи с параметрами – М.:Просвещение, 1986 г.
- А.Г.Мордкович. Газета «Математика» №38 1994 г.
- Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988.
- П.Горштейн, А.Мерзляк, В.Полонский, М.Якир Экзамен по математике и его подводные рифы. - М.: Илекса, 2004 г.
- Е.Д.Куланин, В.П.Норин, С.Н.Федин, Ю.А.Шевченко 3000 конкурсных задач по математике – М.:-Рольф, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ 8 вида по предмету литературное чтение для 7 класса.
Данная программа составлена на основе программы, авторами которой являются Н.Г.Галунчикова, А.К.Аксенова. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Цель литературного...
Рабочая программа по программе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Математика 8 класс.
программа по математике без календарно-тематического планирования...
Рабочая программа по чтению 6 класс по программе специальных образовательных учреждений 8 вида
Рабочая программа по чтению...
Рабочая программа "Решение задач с параметром и модулем" 8 класс
Данную рабочую программу можно исползовать для проведения факультативных занятий как в 8, так и в 9 классе...
Авторская программа "Решение уравнений с параметрами" для 9 класса
В учебниках по математике мало внимания уделяется решению задач с параметрами, в то время как для сдачи экзамена необходимо умение решение данных задач. Курс по выбору для предпро...
Рабочая программа курса по выбору "Параметры" 10класс
Рабочая программа курса по выбору "Параметры" 10класс...
Рабочая программа для 8 - 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Москва «Просвещение» 2009 – 160с. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образов
С учетом индивидуальных и психофизических особенностей и эмоционально – волевой сферы, рабочая программа рассчитана для: ...