«Использование интенсивных обучающих технологий при изучении естественнонаучных дисциплин»
статья по химии

Дьяченко Елена Анатольевна

В статье рассматривается необходимость применения в учреждениях среднего профессионального образования современных педагогических технологий с целью формирования компетентностей. В работе обозначено значение проектной деятельности для личностного развития обучающихся, подчеркнута необходимость сформированности умений и навыков переноса полученных теоретических знаний в опыт практической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennye_pedtehnologii2024g.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дьяченко Е. А.

«Использование интенсивных обучающих технологий при изучении естественнонаучных дисциплин»

Аннотация В статье рассматривается необходимость применения в учреждениях среднего профессионального образования современных педагогических технологий с целью формирования компетентностей. В работе обозначено значение проектной деятельности для личностного развития обучающихся, подчеркнута необходимость сформированности умений и навыков переноса полученных теоретических знаний в опыт практической деятельности.

Ключевые слова: компетентность, проектная деятельность, педагогические технологии.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, вместо усвоения знаний, усилия направляются на формирование компетентностей. Реорганизация системы профессионального образования в России предполагает переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивном, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода. Социальный запрос профессиональному образованию, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Качество подготовки обучающихся определяется применением новых образовательных технологий, которые позволяют повысить качество учебного материала и усилить эффективность образования.[1]

Развитие обучающегося становится ключевым определением обучения. Мы каждый день сталкиваемся с одной проблемой: как научить обучающихся в условиях, когда все меньше студентов мотивированно на учение вообще и на изучение отдельных дисциплин и профессиональных модулей. Запомнить необходимые знания можно либо заставить студента выучить материал, либо заинтересовать его. Проблема восприятия новых научных достижений, понимания и правильного толкования их сегодня, как никогда, связана с проектированием новейших педагогических технологий. Эта проблема остро актуальна, но пока полностью не осознана педагогами.  Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, которые направлены, главным образом, не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию обучающихся для самостоятельного добывания знаний, освоения умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют студенту непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляет прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у студентов логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом.[3] На своих занятиях я  использую различные современные педагогические технологии в преподавании биологии и химии, что делает уроки интересными, познавательными, дающими возможность студентам раскрыть свой интеллектуальный потенциал. Такие технологии как: проблемное обучение, проектное обучение, тестовые и игровые технологии, технология развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, личностно – ориентированное обучение. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий на уроках химии и биологии я применяю метод проектов.

Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но преподаватель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.  

Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Обучающиеся должны адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах. Константиновский техникум агроветтехнологий и управления создает условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. На мой взгляд, благодаря методу проектов, обучающиеся лучше понимают программный материал, развиваются необходимые учебные навыки, формируются коммуникативные умения, а также развивается творческое мышление. Обучающиеся самостоятельно ориентируются в информационном пространстве. Хочу отметить эффективность данного метода, который развивает у студентов самостоятельность и ответственность, умение работать в группах. [2]

Проектная деятельность стала частью учебного процесса в нашем образовательном учреждении на уроках химии, биологии и внеклассных занятиях. Накоплен определенный опыт создания творческих проектов по естественнонаучным дисциплинам. На уроках химии и биологии для организации проектной деятельности использую и урочные занятия, когда урок полностью посвящен выполнению проекта, когда обучающиеся выполняют проекты во внеурочное время и защищают их на специально отведенном уроке. Сначала я знакомлю студентов с проектами прошлых лет, готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать обучающихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Предлагаю примерные темы проектов. Прежде чем предложить составить какой - либо проект, обучающиеся знакомятся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Обучающиеся выполняют проект самостоятельно. Преподаватель, в свою очередь, выполняет роль консультанта, а также разрабатывает паспорт проектной работы, который будет являться своеобразной визитной карточкой индивидуального или группового проекта. При выполнении проектов стараюсь ориентировать студентов на то, что нужно опираться на местный материал, экологическую обстановку, традиции своего региона, своего района, своего образовательного учреждения. После выполнения проекта, обучающиеся анализируют свою работу, отмечают неудачи, их причины. Такая работа с использованием метода проектов на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет не только преподавателю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения, но и способствует формированию нового типа обучающихся, обладающих набором умений и навыков самостоятельной работы, готовых к сотрудничеству и взаимодействию, наделённых опытом самообразования.

Уроки с использованием современных педагогических технологий становятся привычными для обучающихся. А для преподавателей они становятся нормой работы. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению –это основной механизм развития личности как обучающегося, так и преподавателя. Применение современных педагогических технологий позволяют поднять процесс обучения на совершенно другой, современный уровень, даёт широкий простор для творчества, новым методам организации активной и осмысленной работы обучающихся, делая занятия более наглядными и интересными.

Литература

  1. Браверман Э.М. Уроки на основе деятельностного подхода Основная школа. – М.: Просвещение, 2012. – 80с.  
  2. Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010. – 176с.
  3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.

Дьяченко Елена  Анатольевна

преподаватель естественнонаучных дисциплин, ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления(КСХТ)»

г. Константиновск

mega.elenad@mail.ru

89286034511


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ролевых игр в процессе обучения естественнонаучных дисциплин

Работа представлена на третью межрегиональную научно-практическую конференцию с международным участием 8 -10 ноября 2012 года АГУ...

«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»

Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялис...

«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»

Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялис...

«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»

Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялис...

Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.

Описание опыта работы по формированию экологической компетентности учащихся в поцессе изучения естественно научных дисциплин....

Управление индивидуальной учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Arial ...

Опыт работы по использованию педагогических технологий при изучении математических дисциплин в средней школе

В статье раскрывается опыт работы по использованию педагогических технологий при изучении математических дисциплин в средней школе...