Мир познается в сравнении.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Интегрированный урок математики и психологии для 5 класса, который включает в себя темы "Меньше или больше" (математика), "Мышление как общая способность" (психология). Урок разработан с учетом требований ФГОС. Конспект содержит технологическую карту и необходимые приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 189.81 КБ |
приложения к уроку | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»
Технологическая карта урока
Одинцова Наталия Евгеньевна, учитель математики
Кондрашова Джамиля Нормухамедовна, педагог - психолог
Тема урока | «МИР ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ» (Интегрированный урок математики по теме «Меньше или больше» и психологии по теме «Мышление как общая способность») | ||||||||
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||||||
Дата урока | 03.10.2012 | ||||||||
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности | Математика, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М.: Просвещение, 2010 Психология, 5 класс: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007 Мультимедийная установка, персональный компьютер, интерактивная доска, тетрадь, карточки с заданиями, цветные карандаши | ||||||||
План урока |
| ||||||||
Цель урока | Формирование осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач, развитие самостоятельности и гибкости мышления | ||||||||
Методы и формы обучения | Метод: – моделирование. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. | ||||||||
Основные понятия и термины | Задача, условия, уравнение, качества мышления. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно- компетентностного опыта/ приобретенная компетентность | ||||||||
Научатся: понимать суть решения задач с помощью уравнения, осознано и вдумчиво подходить к анализу и отбору условий задач. Получат возможность научиться: обнаруживать и формулировать учебную проблему, сопоставлять и отбирать информацию, выделять главное, развивать самостоятельность и гибкость мышления. | Целостно-смысловая и учебно - познавательная компетенции Умеют: работать с учебным математическим текстом, выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, вступать в речевое общение. | ||||||||
Организационная структура урока | |||||||||
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Форма организации взаимодействия на уроке | УУД | Форма контроля | ||
1. Организационный момент | 3 | Эмоциональный настрой на урок, мотивирование на обучающихся на работу. Создание ситуации успеха. | Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой, мотивирует к уроку | Приветствуют учителя, настраиваются на урок | Фронтальная | Личностные – формируют внутреннюю позицию школьника, понимают значение знаний для человека | |||
2. Актуализация знаний | 5 | На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы и цели урока | Ставится проблемный вопрос: 1) учитель математики предлагает ознакомиться с содержанием слайдов 1, 2; 2) учитель психологии предлагает ознакомиться со слайдом 3 и найти 10 отличий, сформулировать тему и цель урока | Знакомятся с содержанием слайдов, находят 10 отличий, формулируют тему и цель урока | Проблемная ситуация, фронтальная | Регулятивные – определяют цель и проблему учебной деятельности, выдвигают версии, находят и исправляют ошибки. Познавательные – делают предположение об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи. Коммуникативные – излагают свое мнение, интересуются чужим. | Запись в тетради, устные ответы | ||
3. Устный счет | 5 | Подготовка обучающихся к деятельности на основном этапе урока, выполнение логических заданий на развитие умений обобщать классифицировать, строить умозаключения | Учитель математики предлагает выполнить упражнения логического характера (слайд 4) направленных на выбор единиц измерения в составленных задачах и лучшее понимание смысла условий, связывающие неизвестные в задаче величины. Учитель психологии предлагает выполнить упражнения логического характера (слайды 5, 6) направленные на развитие мыслительных действий, классификации, сравнения. (Приложение 1) | Отвечают на поставленные вопросы, заполняют карточки | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные – работают по плану. Познавательные – делают предположение об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи. Коммуникативные – излагают свое мнение, интересуются чужим. | |||
2. Планирование | 11 | Информационный лист (слайд 4) (Приложение 6). Задания по вариантам В№1, В№2 (Приложение 3, задачи 1-7) | Консультирует в случае затруднения | На основе изученной информации определяют возможные пути решения дидактической задачи, используя этапы работы с координатным лучом. Решают задачи по уровню нарастающей сложности письменного и прикладного характера. | Индивидуальная, парная. | Регулятивные – работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ). Познавательные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные – умеют понимать точку зрения другого, слушать друг друга. | |||
3. Принятие решения | 4 | Информационный лист (слайд 4) (Приложение 6), (Приложение 2), дидактическая задача (слайд 3) (Приложение 6), (Приложение 1). | Дает уточнения, консультирует – Какие вы молодцы! Но давайте обратимся вновь к дидактической задаче. Кто знает, как ее решить? | Обсуждают задание, сравнивают свои предполагаемые действия с действиями товарищей, обосновывают свою точку зрения | Индивидуальная, групповая | Регулятивные – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные – выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Коммуникативные – устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |||
4. Выполнение | 12 | Информационный лист, дидактическая задача. | Помогает и консультирует в случае затруднений | Решают предложенную задачу | Индивидуальная | Регулятивные – работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ). Познавательные – выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Коммуникативные – умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. | Соответствие этапам в информационном листе | ||
5. Контроль | 3 | Оценочный лист (Приложение 4), эталон и критерии оценки (Приложение 5), критерии оценки (слайд 7) (Приложение 6) | Организует взаимопроверку с соседом по парте, консультирует в случае затруднения, знакомит с заполнением оценочного листа | Контроль правильно проделанной практической деятельности. Устанавливают соответствие результатов решенных задач и эталона правильных ответов. | Индивидуальная, парная | Регулятивные – сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона Познавательные – структурируют знания. Коммуникативные – умеют понимать точку зрения другого, слушать друг друга. | Эталон и критерии оценок (Приложение 5) | ||
6.Оценка и заключение | 4 | Оценочный лист (Приложение 4), (слайд 7, 8) (Приложение 6), домашнее задание (слайд 9) (Приложение 6) | Анализирует с учащимися полученные оценки, рабочую атмосферу в классе, эмоциональный фон. Направляет учащихся на самостоятельный вывод по теме урока «шкалы и координаты». Обращает внимание на слова И. Депмана (слайд 8) (Приложение 6). Подводит итоги урока (слайд 8) (Приложение 6). Дает домашнее задание. | Оценивают свою деятельность и деятельность парной работы в оценочных листах. Подводят итоги. Делают вывод. – Для использования в быту приборы имеющих шкалу делений надо знать единичный отрезок и координату точки. А также перевод единиц. Уметь строить координатный луч и наносить единичный отрезок и деления | Индивидуальная, групповая, фронтальная | Регулятивные – оценивают достигнутый результат. Познавательные – структурируют знания. Коммуникативные – умеют слушать других, принять другую точку зрения, изменить свою точку зрения. | Эталон и критерии оценок (Приложение 5) |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Оценочный лист
Начало выполнения каждого задания происходит путём «мозгового штурма», когда каждый по очереди высказывает свою мысль. В группе есть 2 человека, которые «собирают» лучшие идеи, 1-2 человека из группы выполняют роль корректоров, они редактируют текст задачи, 1 человек представляет «пресс- центр», он записывает отредактированный текст задачи сначала в черновик, а в конце урока в «Сборник задач класса». Спикер оглашает результат работы группы.
Инструкция для спикера:
- организует работу группы на каждом этане;
- анализирует выполнение задания каждым участником группы;
- заполняет оценочный лист;
№ | Фамилия, имя | № задания | оценка | № задания | оценка |
1 | 1 | 7 | |||
2 | 2 | 8 | |||
3 | 3 | 9 | |||
4 | 4 | 10 | |||
5 | 5 | 11 | |||
6 | 6 | 12 | |||
Итог (оценка группы) |
Приложение 2
Упражнение "Найди отличие".
Задание: внимательно всмотритесь и найдите несоответствия.
Приложение 3
Упражнение "Кто выше".
Задание. Кто выше всех? Покажи рост каждого мальчика на линии.
Толя выше Игоря, Игорь выше Коли.
Приложение 4
Игра «Посмотри и запомни».
Детям предлагается в течение одной минуты запомнить предметы. Через минуту картинка убирается, дается команда занести в таблицу названия предметов в том же расположении, что и на картинке. Работа выполняется самостоятельно, затем обучающиеся меняются таблицами и карандашами исправляют друг у друга ошибки. После этого показывается картинка, и хозяин таблицы ручкой исправляет свои ошибки.
В случае ошибок пересчитайте все слова, которые удалось запомнить точно.
Если вы запомнили от 13 до 15 слов, великолепно; от 12 до 10 - это еще хорошо; от 9 до 6 - средне; если меньше 5 - это доказывает, что вы не умеете пользоваться вашей памятью.
Запомни картинки
Приложение 5
Упражнение "Лабиринт".
Задание: пройди лабиринт.
Приложение 6
Гимнастика для глаз
- Вертикальные движения глаз вверх- вниз.
- Горизонтальное вправо – влево.
- Вращение глазами по часовой стрелке и против.
- Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее.
- Глазами «нарисовать» кривую, изображённую на доске несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.
Приложение 7
Упражнение "Сравни".
Задание: ответь на вопрос, кто светлее всех?
Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли темнее, чем у Ани. Раскрась волосы каждой девочки. Подпиши их имена.
Приложение 8
Упражнение "Вставь фигуры".
Задание: вставь фигуры в таблицу так, чтобы в каждой строке было по одной фигуре и раскрась ромб красным цветом, овал – желтым, квадрат – зеленым. Изменяя цвет фигур, расположи их в таблице так, чтобы в строках и столбцах не было фигур, одинаковых по цвету и по форме.
Приложение 9
Домашнее задание: карточка
Обязательно: решите задачу:
Одно число в 4 раза больше другого. Сумма этих чисел равна 310. Найдите меньшее из чисел, и вы узнаете сколько лет в среднем живут мужчины в России (для сравнения: в Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет).
По желанию:
Подумайте над тем, сколько условий необходимо для составления задачи с тремя неизвестными величинами. Придумайте такую задачу.
Приложение 10
Лист рефлексии «Лесенка успеха»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень сравнения»
«Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень сравнения»...
Урок русского языка в 9-м классе. Тема: "Все познается в сравнении"
Цель урока: определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке.Задачи:Образовательные: -повторить теоретический материал, определение сравнения;- проанализирова...
"Познай себя, познай других."
Через сказкотерапию культивировать сплочению коллектива, побуждению самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, переживаний личных проблем и развитию самооценки.Также этот классный час имеет...
Урок по теме : "Кислоты. Все познается в сравнении 8 класс"
Урок по теме : "Кислоты. Все познается в сравнении 8 класс"...
Познай самого себя и ты познаешь мир
Особенности формирования линости в процессе общения....
Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам «Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…as, not as….as.
Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам«Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…a...
Сравнение. Виды сравнений. Проба «пера»: создание текстов с разными средствами выразительности (разные виды сравнений, эпитеты, метафоры)
Цель: актуализация знаний о сравнении и его видах.Задачи: 1. Ознакомиться с разными видами сравнений.2. Научиться различать разные виды сравнений.3. Закрепить полученные знания путем создания творческ...