Сравнение. Виды сравнений. Проба «пера»: создание текстов с разными средствами выразительности (разные виды сравнений, эпитеты, метафоры)
методическая разработка (6 класс)
Цель: актуализация знаний о сравнении и его видах.
Задачи: 1. Ознакомиться с разными видами сравнений.
2. Научиться различать разные виды сравнений.
3. Закрепить полученные знания путем создания творческих работ – текстов с разными средствами выразительности (разные виды сравнений, эпитеты, метафоры).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок 23-24. Сравнение. Виды сравнений. Проба «пера»: создание текстов с разными средствами выразительности (разные виды сравнений, эпитеты, метафоры).
Цель: актуализация знаний о сравнении и его видах.
Задачи: 1. Ознакомиться с разными видами сравнений.
2. Научиться различать разные виды сравнений.
3. Закрепить полученные знания путем создания творческих работ – текстов с разными средствами выразительности (разные виды сравнений, эпитеты, метафоры).
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Наш язык богат и многообразен. Мы не только обмениваемся информацией, задаем вопросы, но и делимся яркими впечатлениями, рассказываем о том, что нам запомнилось, и тогда наш язык позволяет нам не только рассказывать, но и рисовать, показывать, создавать словесные картины. Поэтому иногда человеческая речь может быть уподоблена живописи. Наверное, вы сразу подумали о литературе, о стихах и прозе. И вы правы. Для яркой живописной речи, которая пробуждает наше воображение, в языке есть особые возможности. Такие возможности мы будем называть изобразительными средствами языка – это способы и приемы воссоздания действительности, дающие возможность сделать речь яркой и образной. Вы много раз встречались с ними в литературе.
У поэта Сергея Александровича Есенина есть такие строчки:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Яркие, цветные прилагательные (как они называются?) позволяют нам увидеть осеннюю гамму красок природы. Кстати говоря, эпитеты уподобляют явления и предметы в скрытой художественной форме. Чаще всего они выражены в форме прилагательного: янтарные глаза – эпитет, жёлтые, как янтарь, глаза – сравнение.
Поэты употребляют данный троп довольно часто, чтобы усилить образ и эмоциональную окраску. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой».
Но в четверостишии С. А. Есенина кроме эпитетов есть еще особое описание движения. Листья не просто падают вниз, а медленно танцуют. Увидеть этот танец, как будто мы смотрим кино, нам помогает сопоставление, листья кружатся так, как летят бабочки. Давайте обратим внимание на начало третьей строки, словно – вот оно, указание на сопоставление. (Как называется такой прием художественной выразительности?) Благодаря этому приему сквозь одно изображение – листья – мы увидели другое – полет бабочек.
Так (см. слайд), чайник со своим задранным хоботом пыхтел на плите, словно юный слоненок, несущийся к водопою. Какое средство художественной выразительности употреблено в данном предложении? (сравнение, здесь иронически уподобляется маленький неодушевленный предмет крупному животному при помощи сопоставления длинного носика чайника и слоновьего хобота).
III. Работа по теме урока
Что же такое сравнение? (сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них обоих признаку. Данный приём используют в публицистической, художественной и разговорной речи).
Фраза устал как собака звучит сильнее и передаёт больше информации, чем я очень устал. Сравнения раскрывают мотивы персонажей и углубляют их личность. Сближая два явления, они конкретизируют их, делают полнее и богаче.
Что нужно для сравнения?
1. Чтобы между двумя явлениями нашлось что-то общее. Возвращаемся к первому примеру. Подумайте, что общего между листьями и бабочками? (легкость, воздушность, поэтичность)
2. Особое слово со значением сопоставления, то есть мы даем понять, что листья похожи на бабочек, но листья – это не бабочки. Между ними есть различия. Такими словами могут быть союзы как, будто, как будто, словно, точно, что (чем) и т.д. (см. слайд)
А теперь давайте посмотрим на другую строчку из творчества С. А. Есенина: «В саду горит костер рябины красной…» Правда, вам поначалу представился именно костер, а уже потом вы увидели рябину. Так произошло потому, что автор здесь не просто сравнивает, а уравнивает, отождествляет два явления. В основе, как и при сравнении, лежит сходство. Рябина с гроздьями ягод и костер действительно похожи своими огненными, пламенеющими красками, но здесь нет слов будто, словно, точно и т.д. Автор не сравнивает рябину с костром. Он называет ее костром. И перед нами еще одно средство художественной выразительности, которое мы не можем обойти, говоря о сравнении, потому что это скрытое сравнение, то есть метафора.
Что такое метафора? (перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства). Если сравнение показывает, что два предмета схожи, то метафора стирает между ними границу. Один предмет называется другим. Метафора, как и сравнение, основана на сходстве, но ее отличие от сравнения в том, что не будет особых слов (так, словно, будто и др.). Но и без них мы поймем, что имелось в виду, потому что метафора пробудила наше воображение.
Человек изучает мир и невольно находит общее между явлениями. Его наблюдения отражаются и в языке. На сходстве между предметами основаны изобразительные средства языка: сравнение и метафора. Благодаря этим приемам мы можем сделать речь яркой и выразительной, а самое главное увидеть словесные картины, созданные поэтами и писателями.
Сравнения бывают разных видов, кроме тех, которые мы уже назвали, например, могут выражаться а) формой творительного падежа: «Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы». (Н. А. Некрасов)
б) наиболее распространенный способ – форма сравнительной степени прилагательного или наречия: «Сильнее кошки зверя нет». (И. А. Крылов) Он образуется с помощью окончаний: -ее, -е, -ей, -ше.
в) лексически – с помощью слов «подобный», (похож(ий)», «напоминает»: «Он был похож на вечер ясный…» (М. Ю. Лермонтов) или «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев». (В. Песков)
г) Союзы могут быть опущены, тогда явления связываются в бессоюзном предложении при помощи пунктуации, например: «Мой отец – скала, твёрдый и непоколебимый. Его слово – золото».
д) В сравнительные обороты могут включать существительные в родительном падеже: «Двигаться с грацией танцора. Мчаться со скоростью пули».
е) В отрицательном сравнении предметы и явления не уподобляются, а противопоставляются по какому-либо признаку. В литературу этот приём пришёл из фольклора, где активно употреблялся: «Как не синее море сколыхалося, царское сердце расходилося. То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, – в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене». («Слово о полку Игореве»)
ё) Уподобление может осуществляться с помощью наречий: выть по-звериному, склонить голову по-птичьи, по-матерински добрая рука.
ж) «Гомеровское» сравнение
Это развернутое и очень подробное сравнение. В нём автор как будто забывает, что должно быть изображено. Оно характерно не только для античных текстов, но и для русских классиков и постмодернистов.
Некоторые сравнения в результате частого употребления приобрели определенную устойчивость и воспроизводимость, то есть превратились во фразеологизмы: храбрый как лев, трусливый как заяц, голодный как волк, красив как бог, преданный как собака, умер как герой, хитрый как лиса, крепок как дуб, легкий как перышко, красный как рак и т.д.
Сравнения используются и в разговорном языке. При написании любого текста, даже школьного сочинения, не обойтись без сравнений. Так что нужно крепко запомнить несколько правил пунктуации литературного русского языка. Запятые ставятся перед сравнительными оборотами со словами как, будто, словно, точно, подобно, чем. Поэтому, когда вы пишите: «Он был выше, чем тот подросток, что ей запомнился», - в этих ситуациях не сомневайтесь, запятые необходимы. Гораздо больше проблем поджидает вас с союзом как. Дело в том, что даже частица как является частью сравнительного оборота, запятая перед ним не нужна, если:
1. Его можно заменить тире (Степь как море трав)
2. Если союз является частью устойчивого фразеологизма (верен как пес)
3. Частица входит в сказуемое (Для меня прошлое как сон)
4. Союз, по смыслу предложения, заменяется наречием или существительным (Он смотрел как волк // смотрел по-волчьи, смотрел волком)
5. Не нужны запятые перед как и тогда, когда в предложении его предваряют наречия или частицы: почти, вроде, совсем, просто, совершенно, точь-в-точь (Пора заканчивать, полночь вроде как пробило)
6. Не выделяется запятыми как, если перед ним стоит отрицательная частица (он посмотрел на новые ворота не как баран).
Так что, когда вы будете прибегать к сравнениям, чтобы украсить или сделать более понятным ваш текст, помните о коварстве частицы как и правилах пунктуации, и все будет хорошо!
IV. Работа над собственными текстами, включающими разные виды сравнений, эпитеты и метафоры (начинаем на занятии и завершаем работу дома).
Домашнее задание: дописать тексты с разными средствами выразительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное наполнение фондов оценочных средств для разных видов и форм контроля
Материал для подготовки фондов оценочных средств для разных видов и форм контроля...
Тема: Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения
Урок по литература...
Тема: Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения (презентация)
Презентация к уроку на тему: Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения...
Эпитет, метафора, сравнение
Материалы к урокам развития речи...
Конспект урока по русскому языку "Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение).
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Средства художественной выразительности". Разработан в соответствии ФГОС. Материал расширяет представление о языке как о ...
Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.
Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза....
Разработка заданий по формированию читательской грамотности на основе текстов различных стилей с использованием разных видов работ
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных...