Среднее арифметическое
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Урок математики в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_5_klasse.doc | 120.5 КБ |
srednee_arifmeticheskoe_vosstanovlennyy.ppt | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе.
Тема урока: Среднее арифметическое.
Учитель: Чепурова Любовь Васильевна
Цели:
- Ввести понятие «среднее арифметическое»; вывести правило для его нахождения.
- Развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; формировать правильную математическую речь.
- Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся; показать значение математических знаний в жизни.
Оборудование: карточки для устного счета; тексты задач, презентация
Ход урока:
1. Устный счет.
Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета.
Тема сегодняшнего урока состоит из двух слов.
Вы ее сможете прочитать, если верно решите примеры и вставите буквы в таблицу ответов. Для устного счета у вас на партах лежат карточки.
7,3 ∙ 3 | 21.9 | Е |
64,24 : 8 | 8,03 | А |
12 – 2,6 | 9,4 | И |
68,2 : 2 | 34,1 | О |
45,4 + 0,6 | 46 | С |
12 ∙ 0,1 | 1,2 | Р |
43,1 ∙ 10 | 431 | Д |
81,1 : 0,1 | 811 | Н |
60 – 0,9 | 59,1 | Ф |
4,13 + 3,87 | 8 | М |
6,45 – 6,4 | 0,05 | Т |
0,1 ∙ 0,1 | 0,01 | К |
7 ∙ 0,001 | 0,007 | Ч |
46 | 1,2 | 21,9 | 431 | 811 | 21,9 | 21,9 |
8,03 | 1,2 | 9,4 | 59,1 | 8 | 21,9 | 0,05 | 9,4 | 0,007 | 21,9 | 46 | 0,01 | 34,1 | 21,9 |
2. Тема нашего урока сегодня “Среднее арифметическое”. Наша задача ответить на три вопроса: Что? Как? Где?
- Что такое “среднее арифметическое”
- Как его вычислять?
- Определить, где и для чего применяется среднее арифметическое.
На уроке нам предстоит узнать много нового, и поэтому девизом нашего урока я подобрала слова великого педагога Я.А.Коменского: “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию”.
3. Изучение нового материала.
-Часто мы в жизни слышим фразы со словом “средний”, например:
средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. Как вы понимаете эти выражения?
-В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы познакомимся с одним из этих понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется. Прочитайте задачи, предложенные вам на карточках.
ЗАДАЧИ
№1. Миша, Коля и Петя были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 пирожка и у Коли 6 пирожков. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый мальчик?
№2. Игорь сорвал 8 яблок, а Маша 4 яблока. Сорванные яблоки дети поделили поровну. Сколько яблок досталось каждому?
№3. В школе 4 пятых класса. В 5 “А” 22 ученика, в 5 “Б” 26 учеников, в 5 “В” 24 ученика, в 5 “Г” 20 учеников. Сколько бы человек было в каждом классе, если детей разделить поровну? (Найдите среднее количество детей в пятых классах.)
-Похожи ли решения этих задач? Почему мы сумму делили на 3,2,4? Ведь этих данных в задаче нет? Что обозначают эти числа?
Составьте план решения таких задач.
1.Найти сумму всех слагаемых.
2.Разделить полученную сумму на количество слагаемых.
Ребята, решив эти задачи и составив план их решения, мы, и познакомились с понятием среднее арифметическое. Поэтому вопрос в решенных задачах мог быть сформулирован по-другому. Прочитайте вопрос для последней задачи в скобках. Измените вопросы в первых двух задачах.
Давайте сейчас постараемся кратко записать правило нахождения среднего арифметического.
Среднее арифметическое = (сумма чисел) : количество слагаемых. Среднее арифметическое находится с помощью деления, как прочитать математически верно это правило?
(Среднее арифметическое - это частное от деления суммы чисел на число слагаемых.)
Как можно по-другому записать действие деления в математике?
Что запишем в числитель дроби? Что в знаменатель? Как сейчас можно прочитать это правило?
(Среднее арифметическое – это дробь, в числителе у которой сумма нескольких чисел, а в знаменателе - количество слагаемых.)
Откройте учебник на странице 312, прочитайте правило, которое дается в учебнике. Постарайтесь его запомнить. Что называется средним арифметическим?
Среднее арифметическое можно вычислять не только для конкретной задачи, но и для нескольких чисел. Выполним номер 1470 (а,б,в).
Два человека выполняют у доски.
4. Закрепление полученных знаний.
Как вы думайте, где может пригодиться умение находить среднее арифметическое?
1)К нам стали поступать письма от населения с просьбой найти необходимое им среднее арифметическое.
Учитель раздает каждой паре по 5 листов с письмами. Задачи пронумерованы от 1 до 5. Распределите между собой письма.
Письма.
№ 1.
Уважаемые пятиклассники, в сентябре я получила зарплату 10,1 тысячи рублей, в октябре 9,8 тысяч рублей, а в ноябре 11 тысяч рублей. Сколько тысяч рублей я в среднем получаю в месяц?
(10,1 + 9,8 + 11) : 3= 30,9 : 3 = 10,3 рублей
№ 2.
Уважаемые пятиклассники, в 2006 году урожайность поля составила 3,6 тонны пшеницы, в 2007 году 3,2 тонны, в 2008 году 4 тонны. Какая средняя урожайность данного поля?
(3,6 + 3,2 + 4) : 3 = 10,8 : 3 = 3,6 тонны
№ 3.
Уважаемые пятиклассники, на соревнованиях по фигурному катанию мне поставили следующие оценки: 5,7; 5,9; 6,0; 5,6; 5,8. Какую среднюю оценку я получу?
(5,7 + 5,9 + 6,0 + 5,6 + 5,8) : 5 = 29 : 5 = 5,8
№ 4.
Уважаемые пятиклассники, за первый год наш ребенок детсадовского возраста вырос на 11,2 см, за второй го на 8 см, за третий на 8,1 см, за четвертый на 4 см, за пятый на 9 см. На сколько сантиметров в среднем вырастает наш ребенок в месяц?
(11,2 + 8 + 8,1 + 4 + 9) : 5 = 40,3 : 5 = 8,06
№ 5
Уважаемые пятиклассники, в январе наше предприятие получило прибыль на 20,7 млн. рублей, в феврале 17,4 млн. руб., в марте 21,5 млн. руб., в апреле 19,2 млн. руб. Сосчитайте средний доход предприятия за месяц.
(20,7 + 17,4 + 21,5 + 19,2) : 4 = 78,8 : 4= 19,7 млн. рублей
2) Изученный нами феномен обнаружен и в зарубежной литературе.
Далее учитель зачитывает отрывок из повести английского писателя Джерома Клапка Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», глава 4.
Джордж спросил:
- В котором часу вас будить, ребята?
Гаррис ответил:
- В семь.
Я сказал:
-Нет, в шесть, - потому что собирался еще написать несколько писем.
После некоторого препирательства мы с Гаррисом сошлись на том, чтобы взять среднее арифметическое, и назначили…
3)А сейчас немного отдохнем. Включите свою смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов или существ, которые нас окружают.
Итак, среднеарифметическое:
- портфеля и рюкзака (ранец);
- яблока и персика (нектарин);
- носка и чулка (гольф);
- пианино и баяна (аккордеон);
- апельсина и лимона (грейпфрут);
- женщины и рыбы (русалка)
4)Но оказывается, что для нашего класса умение находить средний показатель может оказаться очень важным и интересным. В конце каждой четверти вам выставляют оценки по предметам. У нас в классе есть отличники, ударники, троечники. Но как же определить из группы ударников или троечников тех ребят, которые учатся чуть лучше или хуже. Сейчас мы попытаемся составить рейтинг успеваемости учащихся 5 класса за 1 четверть. Но что такое рейтинг?
Необычное по звучанию слово рейтинг пришло к нам из английского языка. Буквально это слово обозначает – индивидуально числовой показатель оценки спортивных достижений шахматиста или шашиста. Для этих спортсменов создают специальные классификационные списки, которые называются рейтинг листы. Но из спортивной области это слово перешло и в другие области человеческих знаний. Словосочетание со словом рейтинг используется сейчас во многих других случаях, например: политический рейтинг, рейтинг успеваемости. Таким образом, рейтинг успеваемости – это наш показатель нашей учебы, чем выше будет полученное число, тем выше будет наш рейтинг.
Сейчас мы с вами выполним практическую работу по вычислению индивидуального среднего балла и составления рейтинга успеваемости. Прочитайте инструкцию по выполнению работы.
Практическая работа.
Цели работы:
- Закрепить умение самостоятельно вычислять среднее арифметическое нескольких чисел.
- Вычислить индивидуальный показатель оценки учебных достижений
- Сравнить свои достижения с уровнем достижения класса
- Составить для себя перспективный план на 4 четверть
План выполнения работы.
Найдите сумму отметок за 1 четверть. Разделите ее на количество предметов.
Аналогично выполните для результатов 2 четверти.
Результат занесите в таблицу.
Мой результат за 1 четверть | Мой результат за 2 четверть | Мой результат за 3 четверть | 4 четверть я закончу с результатом |
|
|
|
Сделайте выводы.
Подведение итогов работы. Заслушивание нескольких учащихся.
Составление классного рейтинга.
5. Итог урока.
Ответы на вопросы что? как? где?
7,3 ∙ 3 | Е | |
64,24 : 8 | А | |
12 – 2,6 | И | |
68,2 : 2 | О | |
45,4 + 0,6 | С | |
12 ∙ 0,1 | Р | |
43,1 ∙ 10 | Д | |
81,1 : 0,1 | Н | |
60 – 0,9 | Ф | |
4,13 + 3,87 | М | |
6,45 – 6,4 | Т | |
0,1 ∙ 0,1 | К | |
7 ∙ 0,001 | Ч |
46 | 1,2 | 21,9 | 431 | 811 | 21,9 | 21,9 | |||||||
8,03 | 1,2 | 9,4 | 59,1 | 8 | 21,9 | 0,05 | 9,4 | 0,007 | 21,9 | 46 | 0,01 | 34,1 | 21,9 |
7,3 ∙ 3 | Е | |
64,24 : 8 | А | |
12 – 2,6 | И | |
68,2 : 2 | О | |
45,4 + 0,6 | С | |
12 ∙ 0,1 | Р | |
43,1 ∙ 10 | Д | |
81,1 : 0,1 | Н | |
60 – 0,9 | Ф | |
4,13 + 3,87 | М | |
6,45 – 6,4 | Т | |
0,1 ∙ 0,1 | К | |
7 ∙ 0,001 | Ч |
46 | 1,2 | 21,9 | 431 | 811 | 21,9 | 21,9 | |||||||
8,03 | 1,2 | 9,4 | 59,1 | 8 | 21,9 | 0,05 | 9,4 | 0,007 | 21,9 | 46 | 0,01 | 34,1 | 21,9 |
Задачи
№1. Миша, Коля и Петя были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 пирожка и у Коли 6 пирожков. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый мальчик?
№2. Игорь сорвал 8 яблок, а Маша 4 яблока. Сорванные яблоки дети поделили поровну. Сколько яблок досталось каждому?
№3. В школе 4 пятых класса. В 5 “А” 22 ученика, в 5 “Б” 26 учеников, в 5 “В” 24 ученика, в 5 “Г” 20 учеников. Сколько бы человек было в каждом классе, если детей разделить поровну? (Найдите среднее количество детей в пятых классах.)
Задачи
№1. Миша, Коля и Петя были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 пирожка и у Коли 6 пирожков. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый мальчик?
№2. Игорь сорвал 8 яблок, а Маша 4 яблока. Сорванные яблоки дети поделили поровну. Сколько яблок досталось каждому?
№3. В школе 4 пятых класса. В 5 “А”- 22 ученика, в 5 “Б” - 26 учеников, в 5 “В”- 24 ученика, в 5 “Г”- 20 учеников. Сколько бы человек было в каждом классе, если детей разделить поровну? (Найдите среднее количество детей в пятых классах.)
Задачи
№1. Миша, Коля и Петя были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 пирожка и у Коли 6 пирожков. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый мальчик?
№2. Игорь сорвал 8 яблок, а Маша 4 яблока. Сорванные яблоки дети поделили поровну. Сколько яблок досталось каждому?
№3. В школе 4 пятых класса. В 5 “А”- 22 ученика, в 5 “Б”- 26 учеников, в 5 “В”- 24 ученика, в 5 “Г”- 20 учеников. Сколько бы человек было в каждом классе, если детей разделить поровну? (Найдите среднее количество детей в пятых классах.)
Задачи
№1. Миша, Коля и Петя были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 пирожка и у Коли 6 пирожков. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый мальчик?
№2. Игорь сорвал 8 яблок, а Маша 4 яблока. Сорванные яблоки дети поделили поровну. Сколько яблок досталось каждому?
№3. В школе 4 пятых класса. В 5 “А”- 22 ученика, в 5 “Б”- 26 учеников, в 5 “В” - 24 ученика, в 5 “Г”- 20 учеников. Сколько бы человек было в каждом классе, если детей разделить поровну? (Найдите среднее количество детей в пятых классах.)
Задачи
№1. Миша, Коля и Петя были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 пирожка и у Коли 6 пирожков. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый мальчик?
№2. Игорь сорвал 8 яблок, а Маша 4 яблока. Сорванные яблоки дети поделили поровну. Сколько яблок досталось каждому?
№3. В школе 4 пятых класса. В 5 “А”- 22 ученика, в 5 “Б”- 26 учеников, в 5 “В”- 24 ученика, в 5 “Г”- 20 учеников. Сколько бы человек было в каждом классе, если детей разделить поровну? (Найдите среднее количество детей в пятых классах.)
Письма.
№ 1.
Уважаемые пятиклассники, в сентябре я получила зарплату 10,1 тысячи рублей, в октябре 9,8 тысяч рублей, а в ноябре 11 тысяч рублей. Сколько тысяч рублей я в среднем получаю в месяц?
_______________________________________________________________
№ 2.
Уважаемые пятиклассники, в 2006 году урожайность поля составила 3,6 тонны пшеницы, в 2007 году 3,2 тонны, в 2008 году 4 тонны. Какая средняя урожайность данного поля?
_______________________________________________________________
№ 3.
Уважаемые пятиклассники, на соревнованиях по фигурному катанию мне поставили следующие оценки: 5,7; 5,9; 6,0; 5,6; 5,8. Какую среднюю оценку я получу?
№ 4.
Уважаемые пятиклассники, за первый год наш ребенок детсадовского возраста вырос на 11,2 см, за второй год на 8 см, за третий на 8,1 см, за четвертый на 4 см, за пятый на 9 см. На сколько сантиметров в среднем вырастает наш ребенок в месяц?
______________________________________________________________________
№ 5
Уважаемые пятиклассники, в январе наше предприятие получило прибыль на 20,7 млн. рублей, в феврале 17,4 млн. руб., в марте 21,5 млн. руб., в апреле 19,2 млн. руб. Сосчитайте средний доход предприятия за месяц.
______________________________________________________________________
Письма.
№ 1.
Уважаемые пятиклассники, в сентябре я получила зарплату 10,1 тысячи рублей, в октябре 9,8 тысяч рублей, а в ноябре 11 тысяч рублей. Сколько тысяч рублей я в среднем получаю в месяц?
_______________________________________________________________
№ 2.
Уважаемые пятиклассники, в 2006 году урожайность поля составила 3,6 тонны пшеницы, в 2007 году 3,2 тонны, в 2008 году 4 тонны. Какая средняя урожайность данного поля?
_______________________________________________________________
№ 3.
Уважаемые пятиклассники, на соревнованиях по фигурному катанию мне поставили следующие оценки: 5,7; 5,9; 6,0; 5,6; 5,8. Какую среднюю оценку я получу?
№ 4.
Уважаемые пятиклассники, за первый год наш ребенок детсадовского возраста вырос на 11,2 см, за второй год на 8 см, за третий на 8,1 см, за четвертый на 4 см, за пятый на 9 см. На сколько сантиметров в среднем вырастает наш ребенок в месяц?
______________________________________________________________________
№ 5
Уважаемые пятиклассники, в январе наше предприятие получило прибыль на 20,7 млн. рублей, в феврале 17,4 млн. руб., в марте 21,5 млн. руб., в апреле 19,2 млн. руб. Сосчитайте средний доход предприятия за месяц.
______________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе "СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ.СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ" (ФГОС)
Технологическая карта урока № 145. (Открытый рок ФГОС)Школа: МАОУ Абатская СОШ №1.Учитель математики: Бурмистрова Елена Юрьевна.Класс: 5 "а", 5 "б".Дата проведения: 22.04.2013. Тема урока: Средне...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Среднее арифметическое. Среднее значение величины»
Разработка урока, основанного на использовании системно-деятельностного подхода...
Тест на тему "Среднее арифметическое. Среднее значение величины"
Тест на тему "Среднее арифметическое. Среднее значение величины" по ссылке https://forms.gle/nf6dGTuXEGKgXL6E9...
Урок "Среднее арифметическое. Среднее значение величины"
Презентация к уроку математики, 5 класс, УМК Мерзляк А.Г....
Самостоятельная работа «Среднее арифметическое. Среднее значение величины» 5 класс 2020-2021 учебный год
Самостоятельная работа «Среднее арифметическое. Среднее значение величины»5 класс2020-2021 учебный год...
Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
Урок закрепления знаний для учащихся 5 класса по теме "Среднее арифметическое. Среднее значение величины."...
Конспект урока в 5 классе "Среднее арифметическое. Среднее значение величины"
Девиз урока: «О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух»....