Конспект урока алгебры в 10 классе
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Урок по теме " Задачи на отыскание наибольших и наименьших величин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_nuzhnyy.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры в 10 классе по теме:
«Задачи на отыскание наибольших
и наименьших величин»
«Человек лишь там
чего-то добивается,
где он верит в свои силы»
Людвиг Фейербах
Учитель математики : Прошина Н.В.
Задачи урока:
- Образовательные:
- закрепить умение находить наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке, на интервале;
- закрепить умения использовать алгоритм отыскания наибольших и наименьших величин;
- выработать навыки создания математической модели;
Метапредметные
- формировать умения делать логические заключения от частных случаев к общему выводу;
- пользоваться умением самопроверки.
- Развивающие:
- интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика, - развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод;
- активизация самостоятельной деятельности;
- развивать познавательный интерес;
- развивать наглядно-действенное творческое воображение.
- Воспитательный аспект:
- способствовать формированию у учащихся чувства толерантности, стимулировать согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества;
- воспитание коммуникативной и информационной культуры учащихся; умение учащихся данной группы построить на короткое время взаимодействия, исходя из особенностей задач;
- эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание на доске и в тетради, через наглядные и дидактические пособия
Форма организации обучения:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Урок сопровождается презентацией.
ХОД УРОКА
- Организационный момент .
- Актуализация и закрепление опорных знаний.
- Применение математического моделирования к решению задач на оптимизацию.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Позвольте выразить свою признательность всем присутствующим на уроке. Итак, начинаем.
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» заметил однажды французский писатель Анатоль Франс (1844-1924гг.). Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем поглощать знания с большим аппетитом, ведь они нам обязательно понадобятся в жизни.
Сценка: «Много ли человеку земли надо».
Пахом: Всем здравствуйте! Меня зовут Пахом. Пришел я к вам со своею бедой. Помогите выяснить, где я совершил ошибку. Давно мечтал я о земле. Работал много, поднакопил деньжат и пошел к барину.
Барин: Ну, что пришел?
Пахом: Землицы бы мне.
Барин: А деньги то есть?
Пахом: Целая тысяча!
Барин: Ну что же, сколько за день земли обойдешь, вся твоя будет за тысячу рублей. Но если к заходу солнца не вернешься на место, с которого вышел, пропали твои деньги. Согласен?
Пахом: А куда же мне деваться.
Барин: Тогда пойдем.
Учитель: Выбежал утром Пахом, а к вечеру прибежал на место и упал без чувств, обежав четырехугольник, периметром 40 км. Этот сюжет взят из рассказа Л. Н. Толстого «Много ли человеку земли надо».
Учитель: Как вы думаете, максимальный ли участок оббежал Пахом или при таком же периметре можно было бы взять и обойти участок большей площади.
Предполагаемые ответы учащихся: может, без разницы, и т.д.
Учитель: мы с вами должны выяснить, удачным ли было приобретение Пахома. Давайте вспомним необходимый теоретический материал для решения задач на отыскание наибольших и наименьших величин.
Алгоритм нахождения наибольшего
и наименьшего значений на отрезке:
- Найти производную функции f (x);
- Найти стационарные точки, решив уравнение f `(x)=0.
- Проверить, какие из них принадлежат рассматриваемому отрезку.
- Найти значения функции на концах отрезка и в стационарных точках, принадлежащих отрезку.
- Выбрать из них наибольшее и наименьшее значения.
Вспомни! | |
Функция | Производная |
kx+m |
|
| 2x |
c,c - const |
|
| |
| |
| |
| |
sin x |
|
| 1 |
ctg x |
|
| - sin x |
k*f(x) |
|
| f'(x)+g'(x) |
f(x)*g(x) |
|
|
Решение задачи Пахома.
Рассмотрим следующую задачу.Периметр прямоугольника равен 40см. Какую длину должны иметь стороны прямоугольника, чтобы площадь была наибольшей?
Решение:
- Выбираем независимую переменную х и выражаем через неё стороны прямоугольника. х см – длина прямоугольника, (20-х) см – ширина прямоугольника. Тогда 0< х <20;
- записываем функцию S(x) =x·(20-x) =20x – x2;
- находим производную S' (x) = 20-2x;
- решаем уравнение 20-2х=0. х=10.
Значит, длина и ширина равны 10 см. Какая это получается фигура? (Квадрат).
S (10) = 10 (20-10) =10·10 =100 см2.
Ответ: 10 см.
Учитель
Какую же фигуру Пахом должен был захватить?
(Квадрат).
Решение задачи с коробочкой.
Из листа бумаги размером 12* 12 см вы сделали коробочки с открытым верхом. Бумажный квадрат был у всех одного размера, а объемы коробочек получились разные. Выясним, в каком случае коробочка имеет наибольший объем?
Слайд с параллелепипедом.
С такими задачами в наше время приходится иметь дело представителям самых разных профессий. П.Л.Чебышев говорил, что “особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей выгоды”.
Перед человеком постоянно возникают практические проблемы нахождения наибольшего и наименьшего, наилучшего и наихудшего. Дети приводят примеры из окружающей жизни ( Технологи так стараются организовать производство, чтобы выпускалось как можно больше продукции, конструкторы пытаются разработать прибор для космического корабля так , чтобы масса прибора была наименьшей, экономисты стараются спланировать работу так, чтобы расходы оказались минимальными).
Задачи подобного рода носят общее название – задачи на оптимизацию (от латинского слова optimum – «наилучший»). В самых простых задачах на оптимизацию мы имеем дело с двумя величинами , одна из которых зависит от другой, причем надо найти такое значение второй величины , при котором первая принимает свое наибольшее или наименьшее значение. Их решают по обычной схеме:
- составление математической модели;
- работа с моделью;
- ответ на вопрос задачи.
Цель нашего урока состоит в том, чтобы научиться решать задачи
на оптимизацию, используя математические модели.
Слайд 5. «Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения»
Актуализация и закрепление опорных знаний
1 группа Конструкторы
Дан бак без крышки в виде прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат и объем равен 108 см3. При каких размерах бака на его изготовление пойдет наименьшее количество материала?
Решение:
Обозначим сторону основания через х см, тогда высота параллелепипеда будет .
Пусть S(х) площадь поверхности, тогда S(х) =х2+4**х=х2+;
S/(х)=2х-; S/(х)=0;
2х-=0;
2х3=432; х3=216; х=6;
По условию задачи х (0;)
Найдем знак производной на промежутке (0;6) и на промежутке (6; ?). Производная меняет знак с “-” на“+”. Отсюда х=6 точка минимума, следовательно,S(6)=108 см2 наименьшее значение. Значит,сторона основания равна 6 см, высота 12см.
2 группа Стороительные дизайнеры
Задача 2. Строители решили пристроить к стене школы физкультурный зал прямоугольной формы. Оказалось, что кирпича у них хватит только на 200 м стены (по периметру трёх новых стен). Зал должен быть как можно больше по площади. Что вы посоветуете строителям? Какие размеры пристройки выбрать?
Решение:
Обозначим одну сторону прямоугольного участка через х м, тогда вторая будет (200 -2х) м, площадь S(х)= (200-2х)х=200х -2х2;
S/(х)= 200 -4х; S/(х)=0; 200 - 4х =0; х = 200/4=50;
По условию задачи х (0; 100)
Найдем знак производной на промежутке (0; 50) и на промежутке (50; 100). Производная меняет знак с“+”на “-”.Отсюда х = 50 точка максимума. Следовательно, одна сторона участка = 50м, вторая200 -2х= 100м;
Я очень надеюсь, что каждый из вас вспомнит этот урок, когда столкнется с задачей на оптимизацию и навыки, полученные сегодня, Вам обязательно пригодятся.
А теперь, спасибо за урок, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Разложение на множители", конспект урока алгебры 7 класс, раздаточный материал
Урок алгебры в 7 классе. Тема: "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"...
План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"
Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...
План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"
Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...
Конспект урока "Алгебра 7 класс"
Тема урока "Свойства степени с натуральным показателем"...
Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств»
Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств» с приложением презентации в программе SmartNotebook....
Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.
Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...
Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.
Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...