Обыкновенные дроби
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Потеряйкина Ольга Николаевна

Вряд ли нужно еще раз доказывать огромное образовательное и воспитательное значение элементов историзма в преподавании математики. Для повышения мотивации учащихся использую продуктивные приемы: систематически и правильно поставленное вкрапление сведений из истории математики способствует лучшему усвоению науки, возбуждает интерес к ней, делает ее не столь "сухой", какой она кажется многим ученикам. Все это сказывается на отношении учащихся к математике как к учебному предмету, на мотивации их учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doli_office_word_2.docx31.9 КБ
Файл doli.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Тема урока

Обыкновенные дроби

Предмет

Математика

Класс

5

Методическая информация

Тип урока

урок "открытия" нового знания

Цели урока

  • знакомство с записью и чтением обыкновенных дробей
  • совершенствование вычислительных навыков
  • развитие интереса к предмету

Задачи урока

обучающие:

  • научить записывать и читать обыкновенные дроби;
  • совершенствовать вычислительные навыки

развивающие:

  • развивать интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;
  • вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний.

воспитательные:

  • воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества;
  • формировать эмоциональную культуру и культуру общения,
  • воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе и умение работать в парах.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе урока учащиеся

- развивают умения

  • систематизировать знания об обыкновенных дробях
  • грамотно читать обыкновенные дроби

- приобретают знания о происхождении обыкновенных дробей

Необходимое оборудование и материалы

  • компьютер
  • экран
  • мультимедийный проектор
  • принтер
  • печатные средства (раздаточный материал).

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Вряд ли нужно еще раз доказывать огромное образовательное и воспитательное значение элементов историзма в преподавании математики. Для повышения мотивации учащихся использую продуктивные приемы: систематически и правильно поставленное вкрапление сведений из истории математики способствует лучшему усвоению науки, возбуждает интерес к ней, делает ее не столь "сухой", какой она кажется многим ученикам. Все это сказывается на отношении учащихся к математике как к учебному предмету, на мотивации их учебной деятельности.

Ход и содержание урока

I. Вступительное слово учителя.

На перемене вы все успели рассмотреть картинки и пояснения к ним. Слайд №1 Какое одно слово их объединяет? Мы с вами сегодня будем вести разговор об обыкновенных дробях. Слайд №2 (учащиеся записывают тему урока).

Некоторые сведения вы уже получили в начальной школе. Мы поднялись на ступеньку вверх и в ходе изучения темы научимся читать, записывать, сравнивать и выполнять все арифметические действия с обыкновенными дробями. Но все постепенно. Сегодня остановимся на чтении и записи дробей, а также совершим увлекательное путешествие в далекое прошлое. Слайд №3

II. Исторический экскурс.

Слайд №4-12

Материал помогали искать и готовить в виде презентации совместно учащиеся 5 и 11 классов

III. Объяснение нового материала.

Слайд №13

Для записи любой дроби используют горизонтальную черту. Ее называют дробной. Под дробной чертой пишут знаменатель дроби. Он показывает, из каких долей складывается дробь. Над чертой пишут числитель дроби. Он показывает, суммой скольких долей является дробь. Например, дробь 5/9

Слайд №14

Необходимо научиться, не только правильно записывать дроби, но и грамотно их читать.

Слайд №15

(разминка)

Попробуйте записать цифрами две дроби, запись которых вы видите на экране

а) четыре тысяча вторых

б) четыре тысячи вторых

IV. Практическая часть урока.

Основное содержание практической части урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

Слайд № 16

Предлагается учащимся по вариантам решить по два примера и записать дробь, у которой числитель -ответ первого пример, а знаменатель - ответ второго примера

Ответы в обоих вариантах одинаковые. (Ответ символизирует год прошедший и год наступивший)

Учащиеся по вариантам решают примеры, с последующей проверкой на слайде Слайд № 17

Физ.минутка

Слайд № 18

Учащимся предлагает разминка для глаз, они могут отдохнуть и вспомнить, что скоро новый год .Прошедший - год тигра, настоящий - год кролика и наступающий - год дракона.

Каждый учащийся следит за передвижением анимационных картинок

Слайд № 18

Тест

Слайд № 19-20

Предлагает учащимся ответить на вопросы теста (на заранее заготовленном бланке №1) и поставить знак "+" в нужную колонку

Слайд№ 19-20

ФИ учащегося

А

Б

В

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

Подводится итог работы

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы теста и заполняют бланк ответов №1.

 

 

 

 

 

 

Ребята обмениваются бланками с соседом по парте, проверяют тест Слайд№ 21 и выставляют оценку.

Проверочная работа по картинкам Слайд№ 22

Учащимся предложено по картинке записать дробью часть фигуры, закрашенную синим цветом, красным цветом и не закрашенную цветом.

Ответы записать в бланк ответов №2

ФИ учащегося

 

А

B

C

D

T

F

С

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводится итог работы

Подводится итог урока:

задание

1
(по вариантам)

2

3

оценка

 

 

 

- что нового вы узнали сегодня на уроке?

- вспомним, как обозначали дробь в разных странах.

- кто из ученых первым ввел дробную черту?

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы проверочной работы и заполняют бланк ответов№2.

 

 

 

 

 

 

 

Ребята обмениваются бланками с соседом по парте, проверяют тест Слайд№ 23 и выставляют оценку.

Слайд№ 25

Предлагает учащимся творческое домашнее задание: Сделать рисунок три пятых, которого закрашены одним цветом, а две пятых - другим

Получают разъяснение.

Проверка и оценивание ЗУНКов

Проверка ЗУНков проводится на каждом этапе

Учащиеся работают в парах и оценивают работу каждого участника в паре. (Каждому учащемуся выдается два бланка ответов)

Каждому учащемуся выставляется общая оценка по результатам трех видов работ

- оценка за работу по вариантам

- оценка за тест

- оценка за проверочную работу

Рефлексия деятельности на уроке

В конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, продолжая начало моей фразы:

Что нового вы сегодня узнали:

  • было интересно:
  • было трудно:
  • теперь я могу:
  • я научился:
  • у меня получилось :
  • я смог:
  • я попробую:
  • меня удивило:

Домашнее задание

Предлагает учащимся творческое домашнее задание:

Сделать рисунок три пятых, которого закрашены одним цветом, а две пятых - другим

Дополнительная необходимая информация

Демонстрируются рисунки бывших пятиклассников

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

  1. Н. Я. Виленкин, В.И.Жохови др. Математика 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений Мнемозина, 2009 г.
  2. Г.И. Глейзер История математики в школеПросвещение, М1964г.
  3. А.П.Юшкевич История математики с древнейших времен до начала нового времени Наука, М.1970г.
  4. Коллекция картинок
  5. http://kartinki-best.ucoz.ru/photo/7

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

По сравнению с традиционной формой ведения урока, использование презентации высвобождает большое количество времени, которое употреблено для дополнительного объяснения материала и отработке большего количества практических заданий.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На последующих уроках, можно

  • проверить выполнение творческого задания, лучшие рисунки продемонстрировать другим пятым классам
  • использовать фрагменты представленной презентации при повторении изученного материала.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Презентация используется учителем на протяжении всего урока, смена слайдов, демонстрация анимационных эффектов происходят по щелчку мыши.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обыкновенные Потеряйкина О.Н. МОУ СОШ№68

Слайд 2

Сравнение Деление

Слайд 3

Происхождение дробей Древний Рим Древний Египет Древний Вавилон Древняя Греция Древний Китай Древняя Индия Дроби на Руси

Слайд 4

5 + 1 ⁄ 2 + 1 ⁄ 7 + 1 ⁄ 14 = 5 5 ⁄ 7 Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. За ней последовали самые простые дроби, доли целого, называемые единичными или основными дробями. Из Папируса Ринда

Слайд 5

В древнем Вавилоне обнаружено большое количество клинописных математических табличек Письменная шестидесятеричная нумерация вавилонян комбинировалась из двух значков: вертикального клина и углового знака Происхождение шестидесятеричной системы счисления у вавилонян связано с денежной единицей: 1талант=60 мин 1 мина-60 шекель Вот почему Вавилоняне пользовались шестидесятеричными дробями, имеющими знаменатель всегда 60

Слайд 6

в Древнем Китае вместо дробной черты использовали точку 1 2 1 2 1 2 «бань» 1 3 « шао бань» («малая половина») 2 3 « тао бань» («большая половина») 1 4 («слабая половина»)

Слайд 7

1 2 1 2 в Древней Индии записывали дроби без дробной черты Широко известны математики древней Индии Ариабхатта ( V в.), Брахмагупта ( VII в. ), изложившие правила действий с дробями, мало отличавшихся от наших, и Бхаскара ( XII в.). Последний написал книгу под названием «Лилавати», т.е. «Прекрасная»

Слайд 8

в Древней Греции дроби записывали наоборот: знаменатель сверху, под ним – числитель дроби. Греческие ученые считали, что математика должна заниматься только целыми числами, а возиться с дробями должны были купцы, ремесленники, астрономы, землемеры и другой «черный люд» . 5 3 означало три пятых

Слайд 9

в Древнем Риме пользовались двенадцатеричными дробями 1 асс (основная единица измерения) делился на 12 унций 1 12 унция 5 12 пять унций 7 12 семь унций

Слайд 10

в Древней Руси дроби называли долями, позже “ломаными” числами Половина, полтина Четь Треть Полчеть Полтреть У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. В 1903 г вышла в свет “Арифметика” Л. Ф. Магницкого , в которой в первой части изложены действия с целыми числами, во второй - с ломаными, т.е. дробями.

Слайд 11

итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) в 1202 году Первым ученым средневековья, который ввёл дробную черту, был

Слайд 12

Дробная черта числитель знаменатель Показывает – сколько долей взято Показывает – на сколько долей делят

Слайд 13

Запомни: При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, три, четыре и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (восьмая, сорок первая, двести пятая и т.д.). 5 9 Пять девятых

Слайд 14

Запишите цифрами две дроби: б) четыре тысячи вторых а) четыре тысяча вторых 4 2 4000 1002

Слайд 15

Запишите дробь, у которой 2в 1380 + 35∙18 1в 52 · 43 – 266 знаменатель – значению выражения: 1в 2236:43 + 1959 2в 630 : 18+1976 числитель равен значению выражения:

Слайд 16

2010 2011

Слайд 17

2010 2012 2011

Слайд 18

1. Какую долю тонны составляет килограмм? А) Б) В) 2. Как называется десятая доля сантиметра? А) метр Б) дециметр В) миллиметр 3. Сколько сантиметров составляет м? А) 50 см Б) 20 см В) 25 см

Слайд 19

4. Круг разделили на шесть равных долей. Четыре доли покрасили. Какая часть круга осталась не покрашенной? А) Б) В) 5. Как называется тысячная доля тоны? А) килограмм Б) грамм В) центнер 6. Сколько метров в км? А) 500 м Б) 200 м В) 100 м 7. Как называется тысячная доля метра? А) сантиметр Б) дециметр В) миллиметр

Слайд 20

Проверь себя ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ! Критерии оценок: За 7 правильных ответов – «5» За 6 правильных ответов – «4» За 5 правильных ответов – «3»

Слайд 21

Укажите дробью часть фигуры А B D E F C Закрашенную синим цветом Закрашенную красным цветом Не закрашенную цветом

Слайд 22

А В С Д Е F Закрашенную Синим цветом Закрашенную красным цветом Не закрашенную цветом Проверь себя 1 6 2 12 2 8 3 10 4 12 3 6 2 6 6 12 5 10 4 8 34 48 4 6 2 10 2 8 9 48 8 16 5 48 4 6

Слайд 23

ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ! Критерии оценок: За 18 правильных ответов – «5» За 15-17 правильных ответов – «4» За 12-14 правильных ответов – «3» ИТОГ УРОКА

Слайд 24

Домашнее задание Сделать рисунок три пятых, которого закрашены одним цветом, а две пятых – другим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.

Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...

Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...

Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями

Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...

Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;

Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...

Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента

Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....