Урок - Экспедиция
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Путешествие - Экспедиция по теме " Действия с обыкновенными дробями", общественный смотр знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-ekspeditsiya6.docx | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 5
Урок – экспедиция
(общественный смотр знаний)
По теме: « Действия с обыкновенными дробями»
6 класс
Учитель: Кусик В.Н.
Тема: Действия с обыкновенными дробями.
Цели урока: проверка теоретических знаний по сложению, вычитанию
дробей с разными знаменателями;
умножению дробей;
нахождению дроби от числа; взаимно обратным числам;
проверка практических умений и навыков при решении
примеров и задач;
ознакомление учащихся с историческим материалом по
теме;
развитие математического мышления при решении ребу-
сов, загадок, фокусов;
развитие наблюдательности, внимания;
воспитывать чувство товарищества, сопричастности к об-
щему делу.
План урока:
- Вводное слово учителя.
- Экспедиция-путешествие в страну: « Эрудитосообразитоматематикознания»;
а) профессиональный отбор;
б) в пещере Древних рисунков и наскольных надписей;
в) в порту;
г) плавание по озеру «Дробей»;
д) пристань «Формул»;
е) в городе «Математиковедов»;
ж) пристань «Историческая»;
з) плавание по реке «Альджебре»;
и) город «Порядка» и «Действий»;
к) переправа;
л) В городе чудес;
з) Подведение итогов.
Оборудование:
1. Карта путешествия-экспедиции;
2. Задания по пути следования;
3. Эмблемы команд;
4. Карточки с ребусами;
5. Карточки с кроссвордами;
6. Табло для ведения счета;
7. Высказывание о математике А. Маркушевича;
8. Чистая бумага, кнопки, карандаши, указка.
Ход урока:
- Вводное слово учителя.
Ребята! Сегодня мы собираемся отправиться с вами в путешествие-экспедицию по необъятному миру Математики. Вы только вступаете в этот мир, многое вам еще предстоит узнать. Сегодня мы исследуем только одну страну этого большого мира «Эрудитосообразитоматематикознания». В экспедиции вам поможет карта.
Страна «Эрудитосообразитоматематикознания»
Профессиональный отбор. Ответьте на вопросы!
Внимание! Отбор!
- Какие дроби называются правильными?
Приведите примеры.
- Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
- Сформулируйте правило вычитания дробей с разными знаменателями.
- Как найти дробь от числа?
- Какие числа называются взаимообратными?
- Какие дроби называются неправильными? Приведите примеры.
- Как выделить целую часть из неправильной дроби?
- Сформулируйте правило сложения дробей с разными знаменателями.
- Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
- Как преобразовать смешанное число в неправильную дробь?
- Как умножить дробь на дробь?
- Как умножить дробь на натуральное число?
- Как умножить смешанное число на смешанное число?
- Что значит сократить дробь?
- Как умножить смешанное число на натуральное число по распределительному закону?
(Чтобы пройти профессиональный отбор, команда должна ответить не менее, чем на 4 вопроса из 5. За каждый ответ – 1 балл.)
II. В пещере «Древних рисунков».
Итак, команды к экспедиции готовы. В путь! В стране «Эрудитосообразитоматематикознания» мы посетим пещеру «Древних рисунков», где экскурсоводы ( назначаются учащиеся, которые заранее готовят сообщения) расскажут нам много интересного и полезного.
Из истории Дробей:
Первой дробью, наверное была дробь . Посмотрите, как изображали дроби в Древнем Египте:
Ммммм
Египтяне писали на папирусах, то есть на свитках, изготовленных из стеблей растений папируса. Благодаря мы сейчас знаем, как изображались дроби в древностях. В древнем Китае вместо черты использовали точку: = 1.
3
А индийцы записывали 1 так:
1 (целая)
1
3.
Такая же запись обнаружена при раскопках в городе Ашхабаде.
Дроби на Руси:
Первым дробную черту ввел итальянский ученый Леонард Рибоначчи. Дроби на Руси называли долями, позднее ломаными числами. В старых руководствах находим следующие названия дробей:
- половина - четь -полчесть
- полтина
-полполчеть – полполполчеть (малая четь)
-треть – полтрет
– полполтреть – полполполтреть ( малая треть)
– пятина – седьмина
– десятина
Славянская нумерация использовалась в России до XVI века.
О десятичных дробях:
К десятичным дробям математики пришли в разные времена в Азии и Европе. Целую часть от дроби, отделяли в Китае особым знаком «дянь» (точка). Большое внимание десятичным дробям уделил среднеазиатский ученый Аль-Каши.В Европе дроби были «открыты» нидерландским математиком и инженером С. Стевином. В России впервые изложил учение о десятичных дробях Леонтий Магницкий в своей Арифметике. Посмотрите, как записывались десятичные дроби:
В Египте: ;
В Китае: 1 . ;
10
У Стевина: 4. 912.
Современная запись: 4, 912.
III. Плавание по озеру «Дробей».
а) в порту.
Чтобы плыть по озеру «Дробей» командам нужно попасть на корабль. В порту, стоят три корабля: «Победа», «Слава» и «Беда». Команда первая справившаяся с заданием,
1. всего купили 40 м ткани, на парус корабля пошло от всей ткани. Сколько метров ткани пошло на парус? (40• = 24)
2. Собственная скорость корабля 42 км/ч, скорость течения - 2 км/ч. Какова скорость корабля по течению? (42 +2 =44).
3. Расположить дроби в порядке возрастания:
2,1; 1; 2 ; 0,4; 1 ;
( 0,4; 1; 1 ; 2,1; 2 ;)
(задания команды выбирают на удачу):
б) Много трудностей и опасностей подстерегает вас в этом плавании, поэтому каждая команда должна быть очень бдительной и честно нести вахту.
1. 1 - = 2. 1- = 3. 1 - =
+ = 1 + = + =
+ = + = 1 + =
- = - = + =
+ = + = 1 - =
• = • = • =
1 • = 1 • = 1 • =
2 6 = 17 2 • 5 = 14 4 • 7 = 29
1 • 3 = 4 1 + 2 = 3 2 • 2 = 6
IV. Пристань «Формул».
1. На корабле плыли Х человек, всех составляли члены команды корабля, всех - были мужчины, а остальные – женщины. Сколько человек было на корабле? Составить выражение и найти его значение, если Х = 30.
( х - х - х = х; 2)
2. На корабль погрузили а ящиков с продуктами. всех ящиков были с мясными консервами, всех ящиков – овощные консервы, остальные – свежие овощи и фрукты. Сколько ящиков свежих овощей и фруктов погрузили на корабль? Составьте выражение и найдите его значение, если а = 200.
(a - а - а = а; 30)
- Всего купили n метров ткани. На парус пошло купленной ткани, купленной ткани – пошло на чехлы для шлюпок, остальная ткань – для спасательных поясов. Сколько метров ткани пошло на спасательные пояса? Составить выражение и найти его значение, если n = 45.
(n - n - n = n; 12)
V. В городе «Математиковедов»
Отдохнем от качки и посетим город.
Сравните дроби:
- 1 и ( > ) 2. и 1 ( < ) 3. и 1 ( < )
и 1 ( > ) 23/17 и 1 ( > ) 33/17 и 1 ( > )
3/11 и 3/17 ( > ) 3/19 и 3/17 ( < ) 3/17 и 3/11 ( < )
3/17 и 3/18 ( > ) 3/17 и 8/17 ( < ) 5/17 и 3/17 ( > )
3/17 и 3/17 ( = ) 3/17 и 3/17 ( = ) 3/17 и 3/17 ( = )
IV. Пристань «Историческая»
( или сообщения учащихся)
Измерения на Руси:
Древними русскими мерами были пядь, локоть, сажень, верста. Малая пядь – расстояние между концами растянутых пальцев, большого и указательного (19 см).
Большая пядь – расстояние между большим пальцем и мизинцем ( 23 см ).
Локоть – равен двум пядям.
Сажень – расстояние от ступни до конца среднего пальца вытянутой руки.
В XVIII в. Петр I издал указ о единых системах мер.
Миля = 7 верстам 7,469 км.
Верста = 500 саженям = 1,0668 км.
Сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2,1336 м.
Аршин = 16 вершкам = 0,7112 м.
Фут = 12 дюймам = 30,48 см.
Дюйм = 10 линиям = 2,54 см.
Линия = 10 точкам = 2,54 мм.
VII. Плавание по реке «Альджебри».
Решите уравнения:
1. 5/6 х = 1:
0,6 х – 1;
8-х= 37/9
14/9х= 14/9 2. 3/7 у=1 3. 4/9 р=1
0,7у=1 0,9р=1
15/11у=15/11 3/13р=3/13
У-8= 30/13 р: 4/7=7/4
VIII. Город «Порядка и действий»
Выполнить действия
- 24/7 + 17/14 ( 43/5 -8/5)= 2) 23/9 * 9/4 – 56/9 * 3/8=
- (32/5 * 35/12 – 16)* 9/4=
IX. Переправа.
Вычисли:
- ( 0,2 + 0,4 )* 2/3= 2) 10/13 * 4,91 * 13/10= 3) (5/6 -0,4)* 15/13=
Х. В городе «ЧУДЕС»
1. Фокус «Отгадаю твой предмет»
Перед вами список и таблицы с названиями геометрических фигур и инструментов для их построения .
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ | ||
| 6. прямая | 11. тетрадь |
| 7. альбом | 12. транспортир |
| 8. треугольник | 13.прямоугольник |
| 9. квадрат | 14. карандаш |
| 10. ручка | 15. резинка |
ТАБЛИЦА 1 | ТАБЛИЦА 2 | ТАБЛИЦА 3 | ТАБЛИЦА 4 | |||
число | луч | угол | треугольник | |||
прямоугольник | отрезок | линейка | резинка | |||
резинка | альбом | прямая | прямоугольник | |||
тетрадь | прямая | прямоугольник | карандаш | |||
отрезок | резинка | транспортир | транспортир | |||
линейка | карандаш | резинка | квадрат | |||
альбом | тетрадь | карандаш | ручка | |||
квадрат | ручка | альбом | тетрадь |
Вы выбираете любое слово из списка ( карандаш) и называете номера таблиц , в которых это слово есть ( №2,3,4) .
Я назову вам это слово!
ОТГАДКА:
- Номерам таблиц соответствуют числа :
№1-1; №2-2; №3-4 ; №4-8.
- Складываем числа , соответствующие названным номерам таблиц
( №2-2 ,№3-4 , №4-8 ; 2+4+8=14.)
- Загаданное слово находим в списке под номером , соответствующей этой сумме. ( 14- № 14 - карандаш)
Ответ: КАРАНДАШ
Х! Подведение итогов.
Подсчитывается общее количество баллов. Побеждает команда . набравшая наибольшее число баллов. Все члены экипажа получают оценку 5, ценные подарки. Все участники экспедиции получают утешительные призы.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: АНТАРКТИДА – МАТЕРИК МИРА И НАУКИ. (урок-экспедиция)
Целью данного урока является формирование гражданской отвественности,патриотизма и толерантности.Выбор темы урока-экспедиции обусловлен тем,что позволяет реализовать процесс развития учащихся в различ...
Урок-экспедиция
Урок проводился в рамках недели математики. Цель: использование математических навыков в нестандартных ситуациях; гуманитаризация обучения математике; развитие познавательного интереса; развитие...
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...
Урок - экспедиция "По морям по волнам"
Разработка к уроку географии в 6 классе "Волны"...
разработка открытого урока по теме "Дрожжевое тесто" (Урок- экспедиция. Нетрадиционный)
Развивая познавательный интерес, главный этап урока поделен на маршрут экспедиции: историю, географию, биологию, химию и физику, производство, литературу и искусство....
Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).
Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,...