Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-экспедиция "Город, где живут морфемы" | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС
по теме «Повторение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» (По учебнику Т.А. Ладыженской)
Тип урока: Обобщающее повторение
Форма урока: Урок- экспедиция в «Город, где живут морфемы»
.
Цели урока: сформировать универсальные учебные действия:
- Предметные: знание понятий раздела, умение производить морфемный и словообразовательный разбор слова, умение применять изученные орфографические правила.
- Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.
- Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
- Личностные: формирование способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке на основе наблюдения за собственной речью, стремление к речевому самосовершенствованию.
- Основные виды деятельности учащихся: самостоятельное определение темы и целей урока, морфемный разбор, словообразовательный разбор, орфографические задачи, работа на осмысление текста, составление словосочетаний с учётом значения слова или его частей, конструирование предложений, поиск информации, систематизация, рефлексия.
- Оборудование урока: листы самооценки, раздаточный материал с заданиями (приложение 1),компьютер, медиапроектор, презентация, справочная литература, учебник.
Этапы урока | Вид деятельности | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I Организационный момент. Мотивация к успешной работе. 1 мин. | Проверка готовности обучающихся
Настрой на работу. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Необычный день у нас, и гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо? «Видеть вас мы очень рады!» Посмотрели вправо, влево, Улыбнулись – и за дело. Положили лист удачи, Чтоб оценивать задачи, А задачи непростые, Все они языковые. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Самоопределение (Л) Построение речевого высказывания(П) | |
II Проверка домашнего задания III
Целеполагание
| Лингвистическая справка Формулировка цели урока. Объяснение условий игры | Сведения о слове «экспедиция» Работа с презентацией к уроку.Слайд№2 | Задача №1-вспомнить,что было задано на дом. Сначала вспомним, какую большую тему мы закончили с вами изучать? А это значит, что сегодня мы займёмся чем? Какое ещё задание получил каждый ряд? Давайте подумаем, а почему это мы такое большое внимание уделяем этому слову? Мне кажется, что вы догадываетесь. Сегодня мы отправляемся в экспедицию в один очень необычный город. Какой? Не торопитесь отвечать. Посмотрите на карту. В какой стране находится этот город? Как мы можем назвать нашу экспедицию? В ваших Листах удачи(здесь вы будете значками + и - оценивать свои успехи) – маршрут нашей экспедиции. Угадайте, что нам понадобится взять с собой, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно?(знания). Как обычно, мы разделились на три экспедиционные группы, выбрали капитанов и названия команд , приготовили наградные знаки- вот такие листочки определённого цвета для каждой команды. Не забываем этические номы поведения, т.к. экспедиция – дело серьёзное. | Анализируют вопрос и отвечают на него: 1)Повторить по учебнику раздел «Словообразование. Орфография. Культура речи» 2)Составить лингвистическую справку слова «экспедиция» Формулируют ответы. Дают лингвистическую справку слову «экспедиция» Ответ 1группы: Этимологическая справка. Ответ 2 группы: Лексическое значение слова Ответ 3 группы: Производные слова от слова «экспедиция» Дают предположительный ответ Лингвиния Лингвистическая | Определение цели урока(Р) Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Принимают и сохраняют учебные задачи(Р) Осуществляют логические действия. Формулируют ответ(Р) |
IV. Актуализация и рефлексия знаний | Игровые этапы: 1 Создание символа урока по графическим символам | Работа с презентацией , слайд №3 Конкурс капитанов | Наш корабль приплыл сюда. Что за чудо- терема? Что за город? Мы узнаем, знак вопроса нажимаем. Прежде, чем войти в сей град, мы посадим чудо-сад. Эту работу должны выполнить ваши капитаны. Приглашаем их к доске. Правда, им предстоит посадить не сад, а только дерево. Зато какое необычное. Они должны закончить мою фразу, пользуясь графической подсказкой. И при помощи этого значка создать часть дерева. Что за дерево пред нами ? Славится оно ….. (корнями). У него крепка……( основа), Сучья, ветки – части слова, А какие – угадай, Поскорее называй…..(приставки, суффиксы) Это дерево будет символом нашей экспедиции. (награждение) Какой части слова нет на нашем дереве? Ваши наградные листочки будут символизировать окончания и украсят наше дерево. | . У доски работают капитаны, в случае затруднения, команды помогают им. Развёрнутые определения морфем. Украшают дерево полученными листочками | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Самоопределение (Л) Формулирование ответа в устной форме (Р) |
2 Побережье Загадок. Словообразовательный и морфемный разбор, нахождение чередующихся гласных в тексте | Работа с текстом загадок(карточки) в группах, обсуждение. Презентация , слайд№4,5,6. Солнышко пригрело – вышел из-под снега Синенький цветочек, он синее неба. Голубой звонок висит, прикоснёшься – не звенит. Разгорелся тот цветок, словно зорюшкин платок, мы цветочек этот знаем и кипреем величаем.(каково второе название этого цветка?) |
Наблюдение и контроль за ходом выполнения заданий, объяснение задания. Каждая команда получила задание: 1.Отгадать загадку, 2.Определить способ образования слова – отгадки. 3.Найти в тексте загадки слова на изученные в разделе «Морфемика» правила, объяснить их правописание. Как называется это явление в русском языке? Нам понадобятся эти знания на улице Чередований, куда мы с вами сейчас отправляемся. Награждение. | Читают ,анализируют, производят разборы, вспоминают и применяют правило правописания чередующихся гласных в корне слова. Чередование звуков и букв Украшают дерево полученными листочками | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П)) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самооценивание(л) Приобщаются к прекрасному(Л) | |
Физкультминутка. | 3.Улица Чередований. А) Работа с текстом (группа).Вставляют орфограммы, выделяют омонимичные корни,Готовят развёрнутый ответ
Б) В музее подводного царства. Работа с интерактивным тренажёром | Работа в парах и группах, на партах лежат тексты стихотворения. За горой горит закат, Разгорелся – сам не рад. Жарко смотрит взглядом зорким , не даёт покоя зорьке. Зорька, к солнцу прикоснись рыжею косою и полей его скорей росною слезою. Вставить чередующиеся гласные в корне слов. Выполняют упражнение для глаз под звуковое сопровождение тренажёра | - Понравилось ли вам это стихотворение ? 1)Выписать слова с одинаково звучащими корнями. Являются ли они однокоренными? Объяснить. Как называются такие корни? 2)Объяснить правописание приставок в данном предложении 3)дать характеристику данному предложению по цели высказывания. Готовит тренажёр Хорошо поработали, и в награду за это благодарные чередующиеся звуки пригласили нас в некое очень интересное место, которым они гордятся. Посмотрите, как оно называется. МПЦ. Ответим чуть позже, а пока войдём в здание. Учитель координирует работу на тренажёре Награждение. Наблюдение за работой учащихся. Награждение. Представим, что мы на берегу моря, слушаем плеск морских волн, крики чаек, следим за их полётом… | Читают вслух по цепочке Отвечают на вопросы, работают в группе, Готовят развёрнутое сообщение. Индивидуальная работа по принципу «цепочки» Украшают дерево Выполняют упражнение. | Самоопределение (Л) Объяснение понятия(П) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Участвуют в обсуждении, совместно выполняют учебные задачи(К) Определяют последовательность действий(Р) Анализируют языковую ситуацию, применяют приобретённые знания(П) Самооценивание(Л) |
Физ минутка, гимнастика для глаз. | Выполняют упражнения | Представим на минутку, что мы на морском побережье, закроем глаза, послушаем плеск морской волны, крики чаек, понаблюдаем за их полётом | Выполняют упражнение | ||
4. Переулок Сложностей Слуховой диктант или Словесный переполох | 1.Род сложносокращённых слов 2. Выбор соединительных гласных. 1.Варит кашу - ……, У него особый дар. 2.Сад разводит ….., Много у него хлопот. 3.Поддержать тепло и жар Нам поможет …… | Какой вопрос на улице чередований у нас остался без ответа? Как называются подобные слова в русском языке? Именно с этой задачей мы переходим в следующий этап нашего маршрута. Как он называется?
Попытаемся понять, знания какого раздела морфемики пригодятся здесь. Определим род этого слова Как и все люди, обитатели этого города заняты в различных сферах деятельности . С некоторыми из них мы встретимся, и, я думаю, вы легко угадаете их профессию. Ваша задача – подсказать словечко, найти третье лишнее, объяснить орфограмму. Награждение | Отвечают на вопросы (Что такое МПЦ) (Сложносокращённые или аббревиатуры) Переулок Сложностей Вспоминают и применяют алгоритм действий при определении рода сложносокращённых слов Дополняют слова,записывают в ряд, находят лишнее слово в ряду, объясняют выбор интерфиксов О-Е: кашЕвар, садОвод, кочегар. Украшают дерево, отмечают Лист удачи | Извлечение необходимой информации (П) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Формулируют ответ. Работают с учебником(П) Осуществляют поиск средств решения учебной задачи(П) Самоопределение , самооценка(Л) Формулируют ответы(К) Включают логические суждения(П). Применяют правила (П) | |
5. Бульвар Сестричек. «Круговая проверка» | 1.Работа с карточками А) Пр..сесть, пр..винтить, пр..открыть Б)Пр..скромный, пр..скучный, пр..ступный В)Пр..ветливый, пр..речный,пр..морский | Куда же мы отправимся дальше? Каждый из вас получил карточку с заданием, выполняете индивидуально, в случае затруднения можете обратиться к учебнику, потихоньку проконсультироваться с товарищами. Далее работу одного из участников команды отдаёте капитану соседней команды на проверку (по кругу:1-2-3-1) | . Ответ с помощью маршрутного листа Выполняют орфографическую задачу, ,ищут решение, обсуждают, осуществляют взаимопроверку и взаимооценку. | Поиск необходимой информации, отбор нужного материала(П) Осуществляют контроль и оценку (К,Л) | |
Минутка для шутки | Задание на логику и внимание 6. Творческий проспект Карточки- пазлы. | 2. составляют словосочетания с данными парами слов на различение ПРЕ и ПРИ Собрать пазлы в слова, составить с ними предложние | Ква-ква-ква- какая песня! Что быть может интересней, Что быть может веселей? А поёт нам ……..(лягушка) (Белым снегом всё одето, Значит наступает …..(зима) Награждение Творческий проспект, здесь живут творческие люди, а у них часто бывает творческий беспорядок. Давайте поможем им исправить это положение: соберём разбросанные части слова и составим предложение. Должно получиться предложение, имеющее непосредственное отношение к нашему уроку. Какого пазла не хватает? Почему он здесь необходим? Награждение . | Пока капитаны оценивают работы, все отгадывают. Оценивание в листах удачи Работают в группах (Морфемика – интересная наука) Пазла со значком тире. Формулируют правила. Лист удачи заполняют | Осуществляют поиск средств решения учебной задачи.(П) Анализ и отбор информации(П) |
V. Рефлексия. | 7. Бухта Размышлений | Вот и пришло время подвести итоги нашей экспедиции. -Трудно вам было? - Что помогло нам в наших исследованиях? -Понравилась ли вам экспедиция и хочется ли кому- нибудь рассказать о ней? Посмотрим на наше дерево: Какое оно красивое! На Листках удачи нарисуем Смайлики. | Самооценка(Л) Смыслоопределение (Л) | ||
VI. Домашнее задание | П.П 31-43. Рабочая тетрадь на печатной основе: Упр.38(Высокий уровень), Упр.43(Средний уровень) Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.
Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009. Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...
Разработка урока русского языка в 6 классе. "Урок обобщения.Имя прилагательное. "
Урок представлен в яркой и незатейливой форме путешествия по острову Имя прилагательное. Разнообразие заданий активизируют мышление ученика в течение всего урока....
урок -практикум русского языка в 8 классе "обобщение изученного по теме "Обстоятельство"
На уроке закрепляется и обобщается материал по теме "Обстоятельство". В ходе урока разнообразные задания сменяют друг друга, помогая учащимся вырабатывать навыки использования обстоятель...
Урок по математике в 5 классе -"Урок-обобщение"
Урок по математике в 5 классе -"Урок-обобщение"...
Урок русского языка в 12 классе. Урок – обобщение по теме «Односоставные предложения».
Цель:-повторение и обобщение изученного материала по теме;-выполнение заданий и создание текста с применением полученных знаний.Задачи учителя:-создать условия для глубокого осмысления темы с применен...
Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»
Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...
Открытый урок по биологии в 11 классе. Урок обобщающего повторения по теме «Эволюционное учение»
ЦЕЛИ УРОКА: обобщение знаний по теме: «Эволюционное учение».ЗАДАЧИ:Систематизация знаний, понятий, терминов по данной теме.Формирование и становление мировоззрения...