Конспект урока в 7 классе "Работа над ошибками"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Сергеева  Валентина  Петровна

 Конструкция,   структура   урока «Работа над ошибками. Обобщение решения линейных уравнений» не является простой с точки зрения организации и методики его проведения. Ведь  предстоит охватить работой класс, в котором  в оценочном плане дети четырех уровней: «5», «4», «3», «2», и учитель обязан занять работой и вниманием каждого на уровне его  личных результатов и способностей.

Предлагаю один из возможных вариантов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Работа над ошибками» 7 класс

Цели урока

  1. Развивать у учащихся критическое  мышление, навыки самостоятельной работы, культуру математической речи.
  2. Способствовать развитию мыслительных операций (сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, анализа, синтеза);
  3. Закрепить знания и умения учащихся при решении задач составлением уравнений, нестандартных задач;

Оборудование:

      1. Компьютер

 2. Мультимедийный проектор

 3. Лист заданий

Тип урока: коррекция и систематизация знаний

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.

   Два человека стоят у подножия красивейшей горы. Один думает:

   «Хочется приблизиться к этой красоте, но вдруг я упаду. Нет, не пойду»

   А другой размышляет: «Страшно, опасно, но даже если я упаду, встану,

   поднимусь  и снова пойду вперед, навстречу прекрасному».

   Какова мораль? Ошибся, оступился, исправляй ошибку и двигайся вперед.

   Наш урок сегодня обычен. Главная его цель: проанализировать ошибки,  

   допущенные в контрольной работе по теме «Решение уравнений» и  

   скорректировать знания по теме.

  1. Работа по теме урока

I. Напомните:

- Что называется уравнением? (Равенство, содержащее букву)

- Что значит решить уравнение? (Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет)

- Что такое корень уравнения? (Корнем уравнения называется число, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство)

- Сформулируйте правило переноса слагаемых из одной части в другую.

II. На доске:   устно:                                        письменно:

Дима:    1/6х = 18        (у)                             6х – (2х – 5) = 2 (3х – 2)

Рита:      7х  + 11,9 = 0

Сережа:                                                     6х – (2х -5) = 2 (2х – 4)

Юлиана:                                                     5х – (7х + 7) = 9                

Вадим:                                                  8х – (2х + 4) = 2 (3х – 2)

      Саша:     3х – 0,5 =  2х + 1,3

Дана – консультант

Никита, Рита, Саша решают задачу:

Саша решил две задачи за 35 мин. Первую задачу он решал на 7 мин. дольше, чем вторую. Сколько мин Саша решал вторую задачу?

III. Прочитать задачу по краткой записи (на доске), составить уравнение и решить задачу:

Навага - ?

Треска - ?, в 1,5 раз больше наваги        всего 520 тонн

Окунь -  ? на 16 тонн больше трески      

На базе хранится 520 тонн рыбы. При этом трески  в 1,5 раза больше, чем наваги. Окуня на 16 тонн больше, чем трески. Сколько тонн трески, наваги и окуня находится на складе?

уравнения?  

                     

  1. Работа в тетрадях и у доски

Юлиана (у доски)

  1. 2х – 15 = 3х – 7         (-8)
  2. у + 6 = 2у – 5        (11)

Сережа (у доски)

    1.  4у – 10 = -6у        (1)

  1. 3х +2 = 6х + 2        (0)

Вадим (у доски)

  1. 2(1,1 – 5у)  = 6у – 1        (0,2)
  2. 29 – 13х = 17 – 3х        (1,2)

Ряд у окна

1.  7х – 18 = 3х + 22                (10)

2.  0,3х – 17 = -1,4х                (10)

    Ряд к двери

1.  1,3х + 2,5 = 0,3х – 1,5                (-4)

2.  18 – 5у = 6у – 15                        (3)

  1. Необычная задача

     Отцу 32 года, сыну 5 лет. Через сколько лет отец будет в 10 раз старше сына?

    (решить самостоятельно, сделать вывод)

(Решение.

Обозначим искомый срок через х. Спустя х лет отцу будет (32 + х) лет, сыну (5 + х) лет.

Так как отец должен быть в 10 раз старше сына, то получим уравнение 32 + х = 10(5 + х).  Решив его, получаем: х = -2).

Итак, через минус два года. Как вы это можете объяснить?

(Через «минус 2 года» означает «два года назад»).

4. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (10 мин)

Решите уравнение:

I.  а) 12х – 21 = 11х + 2(3х + 2);          б)  5х – 4(2х – 1) = 2(2х – 5);

    в) 0,4 (х – 1,2) + 1,6 = - 2;                   г) 10х – 2,5(0,6х – 3) = - 1.

II.  а) (х + 5) / 6  =(3 – х) /4               б)  (1,5х -3,6) / 5   =  (- 2,4 + х) / 2

III. а) (3х + 3)(6 – 2х) = 0;                б) (2х – 4)(х + 5) = 0;        

       в)  (4х – 8)(х + 3) = 0;                г) (х – 2)(2х + 6) = 0;

IV. а) 5х = 3х*х – х;                        б) 2х *х = 10х.

V. При каких значениях буквенной переменной уравнение      

   (6 – 4х) / (х – 4)  =  0    не имеет корней?        

(самооценки по самостоятельной работе)                

  1. Математические фокусы – задача из занимательной алгебры Перельмана (если останется время)

Задумайте число, прибавьте 2, умножьте на 3, отнимите 5, отнимите задуманное число, умножьте на 2, отнимите 1, сообщите окончательный результат. Я легко угадаю, какое число было задумано. Как? Это задание на дом.

(Решение.

Составим таблицу:

Задумайте число

х

Прибавьте 2

х + 2

Умножьте результат на 3

3(х + 2) = 3х + 6

Отнимите 5

3х + 6 – 5 = 3х + 1

Отнимите задуманное число

3х + 1 – х = 2х + 1

Умножьте на 2

2(2х + 1) = 4х + 2

Отнимите 1

4х + 2 – 1 = 4х + 1

Пусть, например, в результате операций получилось число 33, тогда необходимо решить уравнение: 4х + 1 = 33.) О других способах отгадывать числа можно узнать из книги Я.И. Перельмана «Занимательная алгебра».

  1. Итог урока (2 мин)

Посмотрите на уравнение:  4х + 2х *х = 10х

Встречались с ним ранее?

нет

Попробуем решить

Какие правила мы применяем при решении уравнений?

Перенос слагаемых c переменной в одну сторону, а известных слагаемых в другую сторону

Что получилось?

4х + 2х *х - 10х = 0

Что заметили?

Можно привести подобные слагаемые

2х*х -6х = 0

Что общего у каждого из слагаемых?

общий множитель х

Что с ним можно сделать?

2х(х – 3) = 0

Назовите корни

0 или 3

Если вы стоите у подножия горы и видите, какая прекрасная перед вами открывается панорама, не стойте на месте, поднимитесь хотя бы на несколько шагов и красоты преумножатся.

Сегодня мы познакомились с Я.И. Перельманом.

 (Учитель сообщает ребятам отметки, заработанные ими на уроке).

  1.  Задание на дом.

Составить уравнение по задаче (текст на столах), найти информацию по  Перельману, решить из самостоятельной работы то, что не успели решить.



Предварительный просмотр:

Лист заданий

Никита, Рита, Саша

Задача: Саша решил две задачи за 35 мин. Первую задачу он решал на 7 мин. дольше, чем вторую. Сколько мин Саша решал вторую задачу?

____________________________________________________________________

Всем: Прочитать задачу по краткой записи и составить к ней уравнение и решить.

Навага - ?

Треска - ?, в 1,5 раз больше наваги        всего 520 тонн

Окунь -  ? на 16 тонн больше трески      

___________________________________________________________________                    

Юлиана (у доски)

  1. 2х – 15 = 3х – 7
  2. у + 6 = 2у – 5

Сережа (у доски)

    1.  4у – 10 = -6у

  1. 3х +2 = 6х + 2

Вадим (у доски)

  1. 2(1,1 – 5у)  = 6у – 1
  2. 29 – 13х = 17 – 3х

____________________________________________________________________

Ряд у окна

1.  7х – 18 = 3х + 22

2.  0,3х – 17 = -1,4х

   

    Ряд к двери

1.  1,3х + 2,5 = 0,3х – 1,5

2.  18 – 5у = 6у – 15

______________________________________________________________________

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (10 мин)

Решите уравнение:

I.  а) 12х – 21 = 11х + 2(3х + 2);          б)  5х – 4(2х – 1) = 2(2х – 5);

     в) 0,4 (х – 1,2) + 1,6х = - 2;                   г) 10х – 2,5(0,6х – 3) = - 1.

II.  а) (х + 5) / 6  =(3 – х) /4               б)  (1,5х -3,6) / 5   =  (- 2,4 + х) / 2

III. а) (3х + 3)(6 – 2х) = 0;                б) (2х – 4)(х + 5) = 0;        

       в)  (4х – 8)(х + 3) = 0;                г) (х – 2)(2х + 6) = 0;

IV. При каких значениях буквенной переменной уравнение      

   (6 – 4х) / (х – 4)  =  0    не имеет корней?

Критерий оценивании:

Первое задание – «3»;

Два уравнения из первого задания  и второе задание

или два уравнения из первого задания и два уравнения

 из третьего задания – «4»;

Второе задание, два уравнения из третьего задания

 и четвертое задание – «5.

  1.  Задание на дом.

Составить уравнение по задаче: Задумайте число, прибавьте 2, умножьте на 3, отнимите 5, отнимите задуманное число, умножьте на 2, отнимите 1, сообщите окончательный результат. Я легко угадаю, какое число было задумано. Как?

Решение. Секрет этого задания очень прост, и в основе его лежат все те же уравнения.

(ответы к самостоятельной работе на экране)

№ задания

ответ

№ задания

ответ

№ задания

ответ

I  а)

Х = - 5

II  а)

 Х = - 0,2

III  а)

Х= - 1; х= - 3

I  б)

Х = 2

II  б)

 Х = 2,4

III  б)

Х= 2; х= - 5

I  в)

 Х = - 0,76

IV      при х = 4

III  в)

Х= 2; х= - 3

I  г)

 Х = -1

III  г)

Х= 2; х= - 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельная работа Решите уравнение: I . а) 12х – 21 = 11х + 2(3х + 2); б) 5х – 4(2х – 1) = 2(2х – 5); в) 0,4 (х – 1,2) + 1,6х = - 2; г) 10х – 2,5(0,6х – 3) = - 1. II . а) (х + 5) / 6 =(3 – х) /4 б) (1,5х - 3,6) / 5 = (- 2,4 + х) / 2 III . а) (3х + 3)(6 – 2х) = 0; б) (2х – 4)(х + 5) = 0; в) (4х – 8)(х + 3) = 0; г) (х – 2)(2х + 6) = 0; IV . При каких значениях буквенной переменной уравнение (6 – 4х) / (х – 4) = 0 не имеет корней?

Слайд 2

Критерий оценивания - Первое задание – «3»; Два уравнения из первого задания и второе задание или два уравнения из первого задания и два уравнения из третьего задания – «4»; Второе задание, два уравнения из третьего задания и четвертое задание – «5.

Слайд 3

Ответы для самопроверки а) -5; б) 2; в) -0,76; г) -1 2. а) -0,2; б) 2,4 3. а)-1 и -3; б) 2 и -5; в) 2 и -3; г) 2 и -3 4. При х = 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Типичные ошибки при выборе профессии

Конспект урока по профессиональному самоопределению. Тема: Типичные  ошибки при выборе профессии. Цель: сформировать у школьников убежденность в необходимости изучать научные основы про...

Конспект урока развития речи "Что такое штамп? Штамп как речевая ошибка." ( 5класс)

Учителя – словесники знают, как трудно  учить пятиклассников  грамотно использовать средства языка.  Общеизвестно  и то, что сочинения  «помогают» писать своим чадам...

Конспект урока на тему "Конец существования Матеры - историческая неизбежность или человеческая ошибка?"

Урок по литературе по творчеству В. Г. Распутина, по повести "Прощание с Матёрой" проводился в 11 классе.При подготовке к нему учащиеся знакомились с предложенными учителем материалами, а та...

Конспект урока по теме "О типичных ошибках при решении логарифмических уравнений и неравенств"

Даннная разработка может быть интересна для учителей, которые хотят обратить внимание учащихся на типичные ошибки при решении логарифмических уравненияхи неравенств....

Конспект урока по профориентации "Ошибки при выборе профессии" 9 класс

План- конспект для 9 класса "Ошибки при выборе профессии"...

Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости»

Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе на тему «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости». В урок добавлены типичные ошибки, присущие своей ...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме «Композиция сочинения-рассуждения. Логические ошибки»

Разработка урока русского языка по теме "Композиция сочинения-рассуждения. Логические ошибки" для 8 класса. Урок составлен в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку....