Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов "Решение нестандартных задач"
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме
Программа разработана в рамках профильного обучения 10-11 классов (социально-экономический профиль).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.odt | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации Великиго Новгорода
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Программа
элективного курса по математике
для учащихся 10-11 классов
«Решение нестандартных задач»
Составитель:
Маревкина Н.В.,
учитель математики
высшей категории
Великий Новгород
2009
Пояснительная записка
Настоящая программа описывает элективный курс математики «Решение нестандартных задач», предназначенный для изучения в 10-11 классах.
Предполагаемый объем учебного времени для 10 класса — 1 час в неделю, 34 часа в год; для 11 класса — 1 час в неделю, 34 часа в год.
Данный курс позволяет наиболее оптимально готовить выпускников к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, повысит уровень их математической культуры.
Преподавание курса строится как углубленное изучение некоторых вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применение высокой логической и операционной культуры. Особое место занимают задачи, требующие применение учащимися знаний в нестандартных ситуациях.
Основной целью изучения курса является систематизация и углубление знаний, закрепление и упрочнение умений, необходимых для продолжения обучения в вузах.
В тоже время курс направлен на выполнение следующих задач:
- расширение представления об уравнениях, неравенствах, системах и методах их решения;
- развитие логической культуры, составляющей существенный компонент культуры мышления, рассматриваемой в рамках общей культуры;
- овладение общими приемами организации действий: планирование, осуществление плана, анализ и представление результатов действий;
- развитие внутренней мотивации и фактора поисковой активности в предметной деятельности, формирование устойчивого и осознанного интереса к ней.
Изучение данного курса способствует развитию у учащихся следующих компетенций:
Предметные:
- умение проводить логически грамотные преобразования выражений и эквивалентные преобразования алгебраических задач (уравнений, неравенств, систем, совокупностей);
- умение использовать основные методы при решении алгебраических задач с различными классами функций;
- умение понимать и правильно интерпретировать алгебраические задачи, умение применять изученные методы исследования и решения алгебраических задач.
Общеинтеллектуальные:
- умение анализировать различные задачи и ситуации, выделять главное;
- умение логически обосновывать свои суждения;
- умение конструктивно подходить к предлагаемым задачам;
- умение планировать свою деятельность, проверять и оценивать её результаты.
Общекультурные:
- восприятие математики как развивающейся фундаментальной науки, являющейся неотъемлемой составляющей науки, цивилизации, общечеловеческой культуры во взаимосвязи и взаимодействии с другими областями мировой культуры.
Содержание программы состоит из 4 тем (2 темы изучаются в 10 классе, 2 темы — в 11 классе):
- Алгебраические уравнения, неравенства и системы (16 часов).
В этой теме повторяются основные принципы и методы решения алгебраических уравнений, неравенств, систем (линейные, квадратные, рациональные, дробно-рациональные, с модулем).
Особое внимание уделяется решению уравнений и неравенств с параметрами.
- Тригонометрические уравнения, неравенства и системы (15 часов).
Повторяем основные методы и принципы решения тригонометрических уравнений, неравенств и систем.
Особое внимание уделяется правилам отбора корней в тригонометрическом уравнении, решению уравнений и неравенств с параметрами, методам оценки в уравнениях и неравенствах с параметрами.
- Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, неравенства и системы (16 часов).
Рассматриваются основные методы и принципы решения данных уравнений, неравенств, систем.
Особое внимание уделяется решению уравнений и неравенств смешанных типов и решению уравнений и неравенств с параметрами.
- Нестандартные уравнения, неравенства, системы (15 часов).
В этой теме рассматриваются уравнения и неравенства, решение которых основано на использовании монотонности и ограниченности, входящих в них функций; графические методы решения; нестандартные по формулировке задачи; применение производной к решению уравнений и неравенств с параметрами (задания группы С)
Резервное время — 6 часов.
Тематическое планирование материала элективного курса для 10 класса по математике «Решение нестандартных задач»
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов |
1. Алгебраические уравнения, неравенства, системы. | 16 часов | |
1 | Общие сведения об уравнениях. Основные принципы решения уравнений: равносильные преобразования и преобразования, при которых возможно появление посторонних корней, и потеря корней. | 1 ч |
2 | Основные методы решения уравнений: разложение на множители, замена переменной. | 1 ч |
3-4 | Системы уравнений, общие принципы и основные методы решения. | 2 ч |
5 | Алгебраические уравнения, сводящиеся к системам уравнений. | 1 ч |
6-7 | Общие принципы решения неравенств. Основной метод решения неравенств — метод интервалов. | 2 ч |
8-11 | Алгебраические уравнения и неравенства с модулями. | 4 ч |
12-15 | Алгебраические уравнения и неравенства с параметрами. | 4 ч |
16 | Контрольная работа №1 | 1 ч |
2. Тригонометрические уравнения, неравенства, системы. | 15 часов | |
17-18 | Основные методы решения тригонометрических уравнений: разложение на множители, замена неизвестного. | 2 ч |
19-20 | Отбор корней в тригонометрическом уравнении и запись ответа. | 2 ч |
21-22 | Основные методы и принципы решения систем тригонометрических уравнений. Запись ответа. | 2 ч |
23-24 | Тригонометрические неравенства и методы их решения. | 2 ч |
25-28 | Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами. Условия существования решений тригонометрических уравнений и неравенств с параметрами. | 4 ч |
29 | Метод оценки в тригонометрических уравнениях и неравенствах с параметрами. | 1 ч |
30 | Существование решений уравнения, содержащего обратные тригонометрические функции. | 1 ч |
31 | Контрольная работа №2 | 1 ч |
32-34 | Итоговое повторение. Решение заданий ЕГЭ по математике. | 3 часа |
Тематическое планирование материала элективного курса для 11 класса по математике «Решение нестандартных задач»
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов |
3. Иррациональные, показательные, логарифмические уравнения, неравенства и системы. | 16 часов | |
1-3 | Основные методы решения иррациональных уравнений и неравенств. | 3 ч |
4-6 | Основные принципы и методы решения показательных и логарифмических уравнений: логарифмирование, потенцирование, замена неизвестного, переход к одному основанию. | 3ч |
7-9 | Показательные и логарифмические неравенства, основные методы решения: логарифмирование, потенцирование, замена неизвестного, метод интервалов. | 3 ч |
10-11 | Уравнения, системы уравнений, неравенства смешанных типов (включающие алгебраические, показательные, логарифмические выражения). | 2 ч |
12-15 | Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами. | 4 ч |
16 | Контрольная работы №1. | 1 ч |
4. Нестандартные уравнения, неравенства и системы. | 15 часов | |
17-20 | Уравнения и неравенства, решение которых основано на использовании монотонности и ограниченности входящих в них функций. | 4 ч |
21-22 | Графические методы решения, оценка числа корней уравнений и неравенств. | 2 ч |
23-24 | Нестандартные по формулировке задачи, связанные с уравнениями и неравенствами: нахождение числа корней, определение целочисленных корней и т.д. | 2 ч |
25-27 | Уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами, в которых требуется определить зависимость числа решений от параметра, при которых решение удовлетворяет заданным условиям. | 3 ч |
28-30 | Применение производной к решению задач с параметрами. | 3 ч |
31 | Контрольная работа №2. | 1 ч |
32-34 | Итоговое повторение. Решение заданий ЕГЭ по математике. | 3 часа |
Литература:
- Гольдич В. А. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. - Спб.:Литера, 2004
- Крамор В. С. Примеры с параметрами и их решение. Пособие для поступающих в вузы. - М.:АРКТИ, 2001
- Шевкин А. В. Задачи с параметром. - М.:Русское слово, 2003
- Локоть В. В. Задачи с параметрами. - М.:АРКТИ, 2004-2007
- Горнштейн П. И., Полонский В. Б., Якир М. С. Задачи с параметрами. - М.:Илекса, Харьков: Гимназия,2003
- Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно-методические материалы по математике/ под ред. Л. Я. Фальке — М.:Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервич школа, 2005
- Математика в школе/журнал
- Приложение к газете «Первое сентября»/ Математика
- Ю. А. Глазков и др. Математика. ЕГЭ. Решение задач группы В. - «Экзамен», М.
- И. Н. Сергеев. Математика. ЕГЭ. Задания типа С. - «Экзамен», М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике в 10 классе "Способы решения нестандартных уравнений"
Разработка программы элективного курса по математике в 10 классе "Способы решения нестандартных уравнений". Программа расчитана на 34 часа, состоит из 6 блоков....
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов. Тема: Решение нестандартных задач по физике Пояснитель...
Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов « Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, расчитана на 70 часов (35 ч в 10 классе, 35 ч в 11 классе). Цель курса - создание условий для формирования и развития у обуча...
Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...
Рабочая программа элективного предмета по математике для 10-11 классов "Решение нестандартных задач"
Программа содержит пояснительную записку,цели,формы и методы работы,требования к уровню подготовки,учебно-тематический план,список используемой литературы....
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"
рограмма элективного курса по физике для 10 – 11 классов. Тема: Решение нестандартных задач по физике Пояснительн...
Программа элективного курса по математике для учащихся 9-х классов «Решение текстовых задач»
Научить решать текстовые задачи – это значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение – как объект конструирования и изобре...