Конспект урока по алгебре в 8 классе
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме

Открытый урок по алгебре в 8 классе на тему: «Решение квадратных уравнений с применений теоремы Виета».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_algebre_v_8_klasse_na_temu.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по алгебре в 8 классе на тему:

«Решение квадратных уравнений с применений теоремы Виета».

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала.

Учитель высшей категории
МОУ «СОШ №55» г. Саратова
Петрова Людмила Дмитриевна

Образовательные цели урока.
Обеспечить закрепление теоремы Виета.
Обратить внимание учащихся на решение квадратных уравнений  ,  в которых  или ; привить навыке устного решения таких уравнений.

Воспитательные цели урока.
Способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты; развивать самостоятельность путём составления или уравнений.

Формирование общеучебных умения.
Главный труд детей – это учёба, прочное овладение знаниями.
Те умения и навыки, с помощью которых реализуются учебные задачи, называются учебными умениями и навыками. Среди них выделяются такие, которые присущи учебной работе при обучении любому школьному предмету, например, умение работать с учебным текстом, умение составлять план предстоящей работы, умение проверить полученный результат. Такие навыки и умения называют общеучебными.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  1. С помощью ТСО проверить решение уравнений из д/з.

а)  1) x2+x-2=0                        (x=-2; x=1)

     2) x2+2x-3=0                      (x=-3; x=1)

     3) x2-3x+2=0                      (x=2; x=1)

б)  1) x2-x-2=0                         (x=-1; x=2)

      2) x2-2x-3=0                      (x=-1; x=2)

      3) x2-3x-4=0                      ( x=-1; x=4)

в)  1) x2+7x+12=0                   (x=-4; x=-3)

      2) 5x2+11x+2=0                (x=-2; x=-)

      3) x2-8x+15=0                   (x=13; x=5)

Итак, мы на протяжении нескольких уроков решали квадратные уравнения. Дайте определение квадратного уравнения. Какие виды квадратных уравнений вы знаете? (приведенные, неполные)

От чего зависит, имеет ли квадратное уравнение корни?

Запишите формулы для решения квадратных уравнений.

  1. Индивидуальные задания на доске.
  1. (на центральной доске)

Решите уравнение и выполните проверку по теореме, обратно теореме Виета.

X2-2x-2=0

X1,2=1±3

Проверка.

x1 + x2 =2 = -b

x1  x2 = -2 = c

  1. (на боковой доске)

Определите знаки корней уравнения, не решая его.

х2-18х+17=0

D=324-68=256.

D>0, 2 различных действительных корня.

х1х2=17, следовательно, х1 и х2 одного знака.

х12=18, следовательно, х1 и х2 – положительные корни.

  1. Найти подбором корни уравнения

Х2+2х-63=0

D=256-252=4; 4>0.

х1х2=-63, следовательно, корни разных знаков.

х12=-2, следовательно, модуль отрицательного корня больше, чем модуль положительного.

х=-9 или х=7.

Проверка по теореме, обратной теореме Виета.

Пока учащиеся готовятся к ответу, с классом проверить правильность решения уравнений из д/з.

Выяснить способы решения квадратных уравнений.

Как выяснить, верно ли решено квадратное уравнение?

  1. Непосредственно найденное значение подставить в уравнение (ученик 1)
  2. По теореме Виета (ученик 2)

Каковы ещё возможные применения теоремы Виета и теоремы, обратной ей?

(Ответы учеников 2,3)

  1. Вернёмся к уравнениям из д/з. (Новое)
  1. Теорема Виета позволяет быстро и красиво решать уравнения, коэффициенты которых обладают определёнными свойствами.

Уравнения из д/з.

1а) х2+х-2=0

      а=1; в=1; с=-2.

      а+в+с=0

2а) х2+2х-3=0

      а=1; в=2; с=-3.

      а+в+с=0

3а) х2-3х+2=0

      1-3+2=0

Чему равна сумма коэффициентов в этих уравнениях? (Нулю)

Какое число является корнем каждого из них?
(х=1)

Вывод (записать)

Если в уравнении ах2+bх+с=0 сумма коэффициентов а+b+c=0, то один из корней уравнения равен 1, а другой, в соответствии с теоремой Виета, равен   или g.

Верно и обратное:

Если один из корней квадратного уравнения равен 1, то второй корень равен   или a+b+c=0.

Упражнение №534.

  1. 2-7х+4=0

3-7+4=0

Х1=1

Х2=

  1. 2-8х+3=0

5-8+3=0

Х1=1

Х2=

  1. 2-6у+1=0

5-6+1=0

у1=1

у2=

  1. Рассмотрим зависимость между коэффициентами в уравнениях (б) из д/з, каждое из которых имеет корень х=-1.

х2-х-2=0                        х2-2х-3=0                    х2-3х-4=0

1-(-1)-2=0                     1-(-2)-3=0                   1-(-3)-4=0

ах2+bx+с=0

a-b+c=0

х=-1 или х= -

Упражнение №539.

г) х2-22-23=0

   1-(-22)-23=0

   х=-1
  х=23

е) 15х2-22х-37=0

    15+22-37=0

     х1=-1

     х2=

  1. Самостоятельная работа (записана на доске под экраном)

1 вариант

  1. х2+17х-18=0

(1;-18)

  1. 2-х-3=0

(-1; )

  1. х2-39х-40=0

(-1;40)

  1. 14х2-17х+3=0

(1;)

2 вариант

  1. х2+23х-24=0
    (1;-24)
  2. 2-х-6=0
    (-1;
    )
  3. х2-37х-38=0
    (-1;38)
  4. 13х2-18х+5=0

(1; )

  1. Рассмотрим уравнения из д/з

Если квадратное уравнение с целыми коэффициентами имеет хотя бы один корень, то он является делителем свободного члена.

   Решить уравнение: 3х2+7х+2=0

D>0, 2 различных действительных корня.

х12= -  
                                оба корня отрицательны            

х1х2 =

Если уравнение имеет хотя бы один целый корень, то это может либо -1, либо -2. Но -1 не является корнем,

т.к. 3-7+2≠0. Проверим х=-2:  34-14+2=0. Да.

Тогда х1=-2; х2= - .

  1. Подведём итоги.

На протяжении последних трёх уроков мы наблюдали чудесные возможности теоремы Виета.

Поистине можно сказать: «Это разноликая теорема Виета!».

Мне бы хотелось повторить её формулировку в несколько необычной форме:

По праву достойна в стихах быть воспета

О свойствах корней теорема Виета.

Что лучше, скажи, постоянства такого:

Умножишь ты корни – и дробь уж готова?

В числителе с, в знаменателе а.

А сумма корней тоже сумме равна.

Хоть с минусом дробь, что за беда,

В числителе b, в знаменателе а.

Слово ученику (из истории о Ф. Виете)

  1. Домашнее задание.

Используя возможности теоремы Виета, решить уравнения:

      № 541 (б,в)

            586 (а)

            587.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 7 класс .Учебник "Алгебра 7 класс" под редакцией С.А. Теляковского

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование (з часа в неделю)....

Календарно-тематическое планирование по алгебре для 9 класса по учебнику "Алгебра 9 класса", Москва, "Просвещение", 2010 г., авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова.

Календарно-тематическое планирование по алгебре для 9 класса по учебнику "Алгебра 9 класс", авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова....

Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...

Рабочая программа по алгебре и геометрии 9 класс 2017 - 2018 год по учебнику "Алгебра 9 класс" А.Г. Мордковича и др. и "Геометрия 7 - 9 кл" Л.С. Атанасяна

Рабочая программа содержит планируемые предметные результаты освоения алгебры и геометрии 9 класса, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование по алгебре (5часов) и геометрии (...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

Настоящая рабочая программа по алгебре для 7б класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства ...