Урок по теме Последовательности
план-конспект урока по алгебре
Урок по алгебре по теме Последовательности. Урок 1 - изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_algebre_po_teme_posledovatelnosti.docx | 35.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Последовательности»
Цели урока:
- создание условий для: формирования понятия числовой последовательности и способов её задания;
- развития способности к обобщению, сравнению; эмоционального восприятия математических объектов;
- формирования представлений о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры.
личностные:
- умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и чётко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию, приводить контрпримеры;
- самооценка результатов деятельности;
- умение работать в команде;
- представление о значении математической науки как сфере человеческой деятельности;
метапредметные:
- умение выделять главное, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, выдвигать гипотезы при решении учебных задач;
- осознанное чтение текста;
- способность к интерпретации;
- представление о математике как средстве моделирования явлений окружающего мира;
предметные:
- понятие числовой последовательности;
- умение использовать индексные обозначения и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии ( ап ; ап-1; ап+1 и т.п.);
- умение устанавливать закономерность в построении последовательности, если выписаны первые несколько её новых членов;
- умение изображать члены последовательности точками на координатной плоскости;
- использовать различные языки математики (словесный – символический – графический).
Ход урока
I этап. Актуализация знаний учащихся
1.1. Учитель. Сегодня мы приступаем к изучению новой для вас темы. Эта тема может быть «пройдена» вами, а может быть «прожита». Надеюсь, что сегодняшний урок, выводя вас на смыслы изучаемых понятий, поможет освоить новую тему с интересом и хорошими результатами, одним из которых будет яркий образ науки математики как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира.
Одним из основных понятий, изучением которых занимается математика, является понятие числа. Мир чисел таит столько загадок и тайн! В то же время язык чисел близок и интересен многим людям, даже довольно далёким от математики. Наверное, поэтому числовые головоломки решают и взрослые, и дети. Я предлагаю вам несколько таких головоломок.
1.2. Самостоятельная работа (индивидуально, с разрешением работать в парах).
Задание 1. Вставьте промежуточные числа, если все тройки чисел составлены по одному и тому же правилу:
8 | 5 | 13 | 7 | 2 | 10 | 4 | 651 | (331) | 342 | |||||
3 | ? | 3 | 17 | 5 | 449 | (?) | 523 | |||||||
3 | ? | 4 |
Задание 2. Найдите закономерность в последовательности чисел и замените вопросительный знак числом:
82, 97, 114, 133, ? .
Проверка выполнения (фронтально): ученики называют полученные ответы, объясняя, какую закономерность они установили.
Комментарий. При обсуждении решений следует поощрять разные способы нахождения закономерностей. Таким образом, вариантов ответов в каждом случае может быть несколько.
1.3. Беседа с элементами дискуссии.
Вопрос. Можно ли поставить другое число вместо числа 6 в случае 1а)? вместо числа 14 в случае 1б)?
Предполагаемый ответ: Да, если мы найдём иную закономерность между числами 8, 5 и 3 помимо 8 – 5 = 3 (или для второго случая одинаковую закономерность для троек чисел 2, 4, 10 и 3, 5, 17).
Комментарий. В случае положительного ответа ученики могут показать, например, следующий вариант: 5+8=13, количество единиц 3. Тогда 13+7=20, количество единиц 0, это и будет искомым числом.
Вопрос Как вы понимаете слово закономерность ?
(Очевидно, что в ходе обсуждения учащиеся будут оперировать понятиями, известными им из курса обществознания: правило – закон – норма – право.)
Учитель. Верно, однокоренные слова закономерность и закон – это близкие понятия. Убедимся в этом с помощью философского словаря (познавательные УУД).
Комментарий. На слайде выводится определение: Философский словарь: «Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченные изменения. На основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Понятие «закон» близко к понятию закономерность, которое представляет собой совокупность взаимосвязанных законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы».
Вопросы
Каковы, на ваш взгляд, главные слова в этом определении?
Как вы думаете, возможно ли существование мира без законов?
А лично вам нужны законы?
Нужно ли изучать законы?
Какую роль математика играет в познании человеком законов мира?
Предполагаемый ответ: Математика является верным союзником человека на пути познания законов природы и человеческого общества: она и инструмент моделирования реальных объектов и явлений, и универсальный язык науки и техники. И наоборот, идеи математики способствуют развитию всех наук, экономики, человеческого общества.
II этап Освоение основного материала
2.1. Учитель. Отражая существенные и устойчивые связи явлений реального мира, математика и сама соткана из законов и закономерностей. Многие закономерности, существующие в мире чисел, были известны ещё в древности
2.2. Работа в микрогруппах.
Задание 3. Попробуйте по первым числам из серий чисел догадаться, по какому правилу построены эти серии:
- 1, 2, 3, 4,…
- 2, 4, 6, 8, …
- 1, 3, 5, 7, …
- 1, 4, 9, 16, …
- 2, 3, 5, 7, 11, …
Проверка выполнения: устное представление каждой микрогруппой результатов выполнения задания.
Комментарий: По ходу обсуждения на слайде появляются следующие члены последовательностей и названия этих числовых множеств.
Задание 4. Попробуйте определить, что является общим и главным для всех этих серий чисел.
Проверка выполнения: устное представление каждой микрогруппой своих гипотез.
Комментарий: Предоставляется хорошая возможность для развития умений слушать друг друга (коммуникативные УУД), выстраивать аргументацию, приводить контрпримеры (например, кто-то выскажет мысль о возрастании чисел в каждом из рядов – в этом случае шестой пример будет хорошим контрпримером). В ходе обсуждения должны появиться следующие слова: очерёдность, порядок и т.п.
Задание 5. Попробуйте сформулировать определение понятия «числовая последовательность».
2.3. Фронтальная работа.
Учитель. В общем случае числовые последовательности могут быть конечными и составлены из произвольных чисел. Числовыми последовательностями, например, являются выписанные по порядку отметки каждого из вас в классном журнале по алгебре или результаты каких-либо измерений: например, температуры воздуха. Главным является именно порядок: каждое число стоит на своём месте. Запишем числовую последовательность в общем виде.
На 1 месте а1 на 2 месте а2 на 3 месте а3
Вопросы:
– Как записать член последовательности с номером 4?
– С номером n?
– Какой номер будет у члена последовательности, предшествующего аn?
– А у следующего за ним?
– Как записать член последовательности, предшествующий аn?
– Следующий за ним?
Комментарий: Хорошо, если будет задействована анимация: на этом же слайде одновременно с каждой строчкой появляется каждый следующий член последовательности.
2.4. Работа в микрогруппах.
Учитель. Очевидно, что номера – это натуральные числа. Таким образом, числовая последовательность представляет собой функцию натурального аргумента: аn=f(n).
Задание 6. Вы умеете строить графики многих элементарных функций, изучаемых в школьном курсе математики. Используя этот опыт, изобразите точками на координатной плоскости несколько первых членов числовой последовательности (любой из шести, с которыми мы уже работали или вами придуманной).
2.5. Фронтальная работа.
Задание 7. Итак, там, где каждому натуральному п соответствует своё число ап, мы говорим о числовой последовательности. Приведите свои примеры числовых последовательностей.
Учитель. Вот мы и опять вернулись к понятию «закономерность». Слово закономерность состоит из двух корней: закон и мера, значит, закономерность предполагает возможность измерить что-то неким законом. В нашем случае: постичь взаимосвязь между числами-членами последовательности.
Вопрос. А как соотносятся с изучаемой нами темой наши рассуждения о необходимости знать закон?
Предполагаемый ответ: Если установить, по какому закону установлена взаимосвязь между членами последовательности, можно определить любой член последовательности.
2.6. Работа в микрогруппах.
Учитель. Существует несколько способов задания числовых последовательностей.
1-й способ. Самый удобный, когда по номеру можно вычислить соответствующий член последовательности.
Задание 8. Попробуйте для вышеперечисленных последовательностей связать в формулу переменные n и ап.
III этап Рефлексия Вопросы.
- Какой синоним наиболее отвечает вашему представлению о последовательностях?
- С чем лично у вас ассоциируется понятие последовательности?
- Что вам дало изучение понятия числовой последовательности?
- Что вызвало наибольшие затруднения?
- Каков для вас смысл сегодняшнего урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Последовательное соединение" (физика 8 класс)
урок разработан с применением технологии деятельностного метода, тип урока : овладение новыми знаниямиК уроку разработана презентация...
Урок по теме: "Последовательное соединение проводников"
На уроке был использован исследовательский метод обяснения нового материала. Обучающиеся сами выводили формулы для последовательного соединения и делали выводы....
Презентация к уроку по теме "Последовательное и параллельное соединение элементов электрической цепи".(8 класс).
Представленная презентация позволяет разнообразить изложение нового материала....
Урок на тему "Последовательное соединение проводников"
Презентация урока на тему "Последовательное соединение проводников". Урок изучение новой темы....
Урок по теме "Последовательное соединение проводников" 8,9 класс
Урок по теме "Последовательное соединение проводников" 8,9 класс, конспект урока, презентация. Перышкин, Громов...
урок по теме "Последовательное и параллельное соединения проводников"
урок содержит план конспект и презентацию...
Презентация на тему:Лингво – математический урок по теме «Последовательность» в 9кл.
: Развивать познавательную и творческую активность учащихся на уроках математики. Развивать любознательность, смекалку, умение анализировать, наблюдать. Пробудить чувства ответственности, товари...