Урок по теме "Последовательное соединение" (физика 8 класс)
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

урок разработан с применением технологии деятельностного метода, тип урока : овладение новыми знаниями

К уроку разработана презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klaa.docx525.16 КБ
Office presentation icon urok_fiziki_8_klass.ppt646 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по теме «Последовательное соединение»

(Физика 8 класс) (слайд 1)

Цели урока:          

  1. Образовательные: изучить последовательное соединение проводников; исследовать распределение токов и напряжений при последовательном соединении проводников, вычислить общее сопротивление цепи;
  2. Развивающие: развивать навык работы учащихся с лабораторным оборудованием, умение правильно включать в электрическую цепь амперметр и вольтметр; умение самостоятельно производить измерения силы тока и напряжения; продолжить развитие интеллектуальных умений (обобщать полученные результаты, делать вывод в письменной и устной форме)          
  3. Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к выполнению задания  

Ход урока.

     Здравствуйте, ребята! Прежде чем приступить к изучению нового материала предлагаю методом незаконченных  предложений восстановить в памяти знания, приобретенные на предыдущих уроках.

1. Единица электрического сопротивления…

2. Формула закона Ома для участка цепи…

3. Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и…

4. Электрическое напряжение измеряют…, который включается в цепь…

5. Силу тока измеряют…

6. Электрическое напряжение измеряется…

7. Амперметр включается в цепь…

8. Единица силы тока…

9. Формула сопротивления проводника…

10 Электрическим током называется …

11.Чтобы в электрической цепи проходил ток, цепь должна быть …

12.Буквенное обозначение электрического сопротивления?

13.Устройство, преобразующее какой - либо вид энергии в электрическую…

14. Чертежи, на которых изображены способы соединения эл. приборов в цепь, называют…

(Слайд 2)

Ответы:  (слайд 3)

  1. 1 Ом
  2. I=U/R
  3. рода материала
  4. вольтметром         параллельно
  5. амперметром
  6. в Вольтах
  7. последовательно
  8. ампер
  9. R=ρl/S
  10. упорядоченное движение заряженных частиц
  11. замкнута
  12. R
  13. источник тока
  14. схемами

Организуется взаимопроверка работ учащихся: (слайд 4)

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Подсчитайте общее количество баллов.

«5» - 13-14 баллов

«4» - 10-12 баллов

«3» - 7-9 баллов

«2» - меньше 7 баллов

Изучение нового материала

Вспомним Праздник встречи носи на Ивана Купала, когда водят хоровод вокруг костра и прыгают через него. Люди берут друг друга за руки. Какое это соединение между вами с точки зрения физики?  (слайд 5)

(Это было последовательное соединение, когда все элементы электрической цепи соединены друг за другом).

Учащиеся самостоятельности или при помощи учителя формулирует тему рока.

Давайте сформулируем цель урока, которой мы должны достичь к концу нашего урока.

Учащиеся отвечают. Учитель записывает цели на «доске желаний».

(Выяснить зависимость между величинами, характеризующими электрический ток во всей цепи и в каждом из участков при последовательном соединении)

Каким образом мы будем достигать поставленную цель  (экспериментально).

Учащиеся делятся на группы. Организуется лабораторная работа учащихся.

Лабораторная работа

 «Измерение силы тока в различных участках электрической цепи»

Подготовьте таблицу для результатов измерений: (слайд  7)

Какова сила тока в различных участках цепи?

I =

I1 =

I2 =

Каково напряжение на различных участках цепи?

U =

 U1 =

 U2 =

Как связано сопротивление участка АВ с сопротивлением каждого участка?

R = U/I =

R1 = U1/I1=

R2= U2/I2 =

Инструктаж по технике безопасности

На партах какие приборы? Как определить цену деления измерительного прибора?

(Чтобы определить цену деления измерительного прибора, нужно найти 2 ближайших штриха, около которых написаны значения величины. Затем из большего значения вычесть меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними).

(Слайд 10)

                  1 схема                        2 схема                                                

        

Ход работы:

  1. Определите и запишите цену деления амперметра.
  2. Соберите электрическую цепь по электрической схеме.
  3. Измерьте при помощи амперметра силу тока.
  4. Запишите показания приборов.
  5. Сравните все полученные показания амперметра. Напишите вывод.

(Слайд 9)

«Измерение напряжения на  различных участках           электрической цепи»

(Слайд 12)

                            1 схема                                 2 схема                                              

        Ход работы:

  1. Определите и запишите цену деления вольтметра.
  2. Соберите электрическую цепь по электрической схеме.
  3. Измерьте при помощи вольтметра напряжение на каждом участке.
  4. Запишите показания приборов.
  5. Выполняется ли закон: U= U1 + U2?
  6. Напишите вывод.

(слайд 11)

Что мы еще не определили? ( Сопротивление)

А как вы думаете, каким будет сопротивление? Как его найдем?

U1=I1R1 U2=I2R2IR = I1R1+ I2R2                 R=R1+R2

Откройте учебник  и прочтите выводы, сравните их со своими.

 Приведите примеры последовательного соединения? (Елочная гирлянда)

А теперь ответьте мне на вопрос?

Каждая из лампочек, из которых состоит гирлянда, рассчитана на напряжение около 6 В. Почему при включении в сеть напряжением 220 В они не перегорают?

 (Потому, что они соединены последовательно, и сумма напряжений всех лампочек равна 220В, а напряжение в каждой лампочке гораздо меньше.)

Применение последовательного соединения проводников. Основным недостатком последовательного соединения является то, что при выходе из строя одного из элементов цепи отключаются и остальные. Так, например, если перегорит одна из ламп елочной гирлянды, то погаснут и остальные. Указанный недостаток может обернуться и достоинством. Представьте себе, что некоторую цепь нужно защитить от перегрузок: при увеличении силы тока цепь должна автоматически отключиться.

-  Как это сделать?  

   Например, использовать плавкие предохранители.

Обобщение и закрепление изученного материала:   (слайд 13,14)

С каким соединением проводников мы сегодня познакомились? (Последовательным)

Какими свойствами обладает последовательное соединение проводников? (Сила тока во всей цепи постоянна. Напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке. Сопротивление цепи равно сумме сопротивлений всех проводников).

Какие элементы включаются в цепь только последовательно? (Амперметр, ключ)

ЗАДАНИЕ:

Какая лампа будет гореть ярче? Ответ обоснуйте.

Ответы:

Лампы соединены последовательно, следовательно, ток в них одинаковый. Гореть будет ярче та, у которой больше сопротивление.

R1 = U1/I1 = 3В/0,25 А=12.Ом; R2 = U2/I2 = 1В/0,2А=5.Ом;

Так как на лампе Л1 большее напряжение, следовательно, она горит ярче.

Итог урока.

Учитель совместно с учащимися возвращается к целям урока  на «доске желаний». Ученики самостоятельно или при помощи учителя подводят итог урока.

 Домашнее задание. Учебник: параграф 48, упражнение 22  (слайд 14)

Рефлексия: У каждого учащегося прикреплены по три мордочки. Задача детей выбрать одну из них, согласно их оценке урока.

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО, Я УЗНАЛ МНОГО НОВОГО, Я ВСЕ ПОНЯЛ

МНЕ БЫЛО НЕИНТЕРЕСНО, СКУЧНО, НИЧЕГО НОВОГО Я НЕ УЗНАЛ.

 Одну из выбранных мордочек ребята прикрепляют на доску, давая оценку успешности уроку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок физики 8 класс

Слайд 2

Вставьте пропущенные слова 1. Единица электрического сопротивления… 2. Формула закона Ома для участка цепи… 3. Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и… 4. Электрическое напряжение измеряют…, который включается в цепь… 5. Силу тока измеряют… 6. Электрическое напряжение измеряется… 7. Амперметр включается в цепь… 8. Единица силы тока… 9. Формула сопротивления проводника… 10 Электрическим током называется … 11.Чтобы в электрической цепи проходил ток, цепь должна быть … 12.Буквенное обозначение электрического сопротивления? 13.Устройство, преобразующее какой - либо вид энергии в электрическую… 14. Чертежи, на которых изображены способы соединения эл. приборов в цепь, называют…

Слайд 3

Правильные ответы: 1 Ом I = U / R рода материала вольтметром параллельно амперметром в Вольтах последовательно ампер R = ρl / S упорядоченное движение заряженных частиц замкнута R источник тока схемами

Слайд 4

Критерии оценивания: За каждый правильный ответ – 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов. «5» - 14-15 баллов «4» - 11-13 баллов «3» - 7-10 баллов «2» - меньше 7 баллов

Слайд 6

Последовательное соединение

Слайд 7

Цели урока : Образовательные : изучить последовательное соединение проводников; исследовать распределение токов и напряжений при последовательном соединении проводников, вычислить общее сопротивление цепи; Развивающие: развивать навык работы учащихся с лабораторным оборудованием, умение правильно включать в электрическую цепь амперметр и вольтметр; умение самостоятельно производить измерения силы тока и напряжения; продолжить развитие интеллектуальных умений (обобщать полученные результаты, делать вывод в письменной и устной форме) Воспитательные : воспитывать ответственное отношение к выполнению задания

Слайд 8

Лабораторная работа Какова сила тока в различных участках цепи? I = I1 = I2 = Каково напряжение на различных участках цепи? U = U1 = U2 = Как связано сопротивление участка АВ с сопротивлением каждого участка? R = U/I = R1 = U1/I1= R2= U2/I2 =

Слайд 9

Ход работы Измерение силы тока в различных участках электрической цепи Определите и запишите цену деления амперметра. Соберите электрическую цепь по электрической схеме. Измерьте при помощи амперметра силу тока. Запишите показания приборов. Сравните все полученные показания амперметра. Напишите вывод.

Слайд 10

Схема

Слайд 11

Ход работы Измерение напряжения на различных участках электрической цепи Определите и запишите цену деления вольтметра. Соберите электрическую цепь по электрической схеме. Измерьте при помощи вольтметра напряжение на каждом участке. Запишите показания приборов. Выполняется ли закон: U = U 1 + U 2? Напишите вывод.

Слайд 12

Схема

Слайд 13

Вопросы для закрепления: С каким соединением проводников мы сегодня познакомились? Какими свойствами обладает последовательное соединение проводников? Какие элементы включаются в цепь только последовательно?

Слайд 14

Задание Какая лампа будет гореть ярче? Ответ обоснуйте.

Слайд 15

Домашнее задание Учебник: Параграф 48, упражнение 22 стр. *

Слайд 16

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО, Я УЗНАЛ МНОГО НОВОГО, Я ВСЕ ПОНЯЛ МНЕ БЫЛО НЕИНТЕРЕСНО, СКУЧНО, НИЧЕГО НОВОГО Я НЕ УЗНАЛ.

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....