Задачи с параметрами
презентация к уроку по алгебре (11 класс) по теме
Одним из заданий ЕГЭ части 2 по математике -это решение задач с параметрами, которые вызывают затруднения
у выпускников. Данный ресурс представляет презентацию, которую можно использовать при подготовке к ЕГЭ,
старшеклассники познакомятся с различными методами решения задач с параметрами. Презентация предусматривает не только
овладением различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создаёт условия для формирования мировоззрения ученика,
логической и эвристической составляющих мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parametry.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Задачи вида Уравнение вида c переменной х имеет единственное решение при имеет бесконечное множеств о решений при не имеет решений при Решение. x-5ax+6x= a- 2 Уравнение не имеет решений при a=3 Пример 1. При каких значениях параметра b уравнение не имеет корней? Ответ : a= 3 .
Неравенство вида a∙x > b имеет решением промежуток при а > 0 ; промежуток при а < 0 ; промежуток при а = 0, b < 0 ; не имеет решений при а = 0, b ≥ 0 . Решение. ax+4 > 2x + (а- 2 )х - 4 Рассмотрим три случая. 1 . а= 2 . Неравенство 0 х решений не имеет. 2 . а ( a - 2 )х (а- 2)(a+2) x a+2. 3. a (a-2)x (a-2)(a+20 x a+2. Пример 2 . P ешить неравенство ax+4 > 2x + Ответ: x x при a при a=2
коэффициенты системы уравнений Тогда: чтобы система имела единственное решение , необходимо и достаточно выполнение условия 2) чтобы система имела бесконечно много решений, необходимо и достаточно выполнение условия = ; 3) чтобы система не имела решений , необходимо и достаточно выполнение условия ≠ . Случай, когда коэффициенты равны нулю, нужно рассматривать отдельно .
Пример 3 . Решить систему уравнений 1. Если a то x= , y=1- = . 2.a= . Уравнение x 3 . a=- . Уравнение x 0=4 решений не имеет. Решение . Из второго уравнения находим y=1-x и подставляем в первое. Получим 2x+(9 (3a-2)(3a+20=(3a-2)(3a+1). Ответ : x= y= при a ; x=t, t при a= при a=-
2 . Квадратное уравнение нет решений тогда и только тогда, когда D < 0 ; два различных корня тогда и только тогда, когда D > 0 ; два (может быть кратных) корня тогда и только тогда, когда D ≥ 0 ; два положительных корня тогда и только тогда, когда два отрицательных корня тогда и только тогда, когда
f) корни разных знаков тогда и только тогда, когда g) корень, равный нулю , тогда и только тогда , когда с = 0 ; ; k) М М М М m
один корень внутри интервала ( m; M) , а другой вне этого интервала тогда и только тогда, когда m M m M m M m M
Пример 4 . При каких m все корни уравнения - (3m +1)x +(2 +4m-6)=0 a) больше 1; б)меньше -1? а) Решая систему Решение . ;
б) Решая систему получаем m Замечание . Если выражение для корней уравнения не содержит радикалов, то удобно решать примеры и без применения теорем. Так как корни квадратного трехчлена =m+3, =2m-2, то в случае а) из системы ем m ( ; б) решением системы является m
Пример 5 . Найти а при которых система имеет ровно два решения. . Умножим второе уравнение на 2 и вычтем из первого, получим -2xy + =1 -1=0 (y-x-1)(y-x+1)=0, откуда y=x Решение. Подставим найденные значения y в первое уравнение. Каждое из уравнений 2 +2x+1-2a=0 и 2 -2x+1-2a =0 будет иметь два решения, а, следовательно, система – четыре р ешения, е сли D=1-2(1-2a)=4a-1>0 . Уравнения и система не имеет решений, если 4a-1>0. При a= каждое из уравнений имеет по одному решению ( x=- и x= ) , а система два решения (- ; ) ; ( ; - ).
Графическая иллюстрация + =2a (a>0) – окружность с центром в начале координат, R= xy= a- - гипербола ( a< четверти; a> , 1-ая и 3-я четверти), при a= - оси OX и OY. x y + = xy=-
Пример 6 . Найти все значения m , при которых неравенство -6m<0 будет выполнено для любого x, принадлежащего интервалу (0;2). Решение. По условию интервал (0;2) должен содержаться во множестве решений неравенства + 2(m-3)x + -6m<0 (2). Так как множество решений неравенства (2) интервал ( ), где и - корни квадратного трехчлена, то задачу можно сформулировать следующим образом: При каких m выполняется соотношение 0<2 На основании утверждения h (слайд7 ) значение m находим из системы неравенств
Литература. 1 . Локоть В.В. Задачи с параметрами. –М.:Аркти,2003 3 . Смирнова И.М ., Смирнов В.А. Эффектиная подготовка к ЕГЭ . - М.: Экзамен, 2008 2.Под редакцией Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2013. Ростов на Дону:Легион , 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графический подход к решению задач с параметром и модулем
Разработка факультативного занятия для подготовки к ЕГЭ....
Задачи с параметрами в ЕГЭ
Элективный курс расчитанный на 63 часа (10-11 класс)...
Графические методы решения линейных задач с параметрами
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний по теме «Графические методы решения линейных задач с параметрами» с использованием ЦОР с учетом требований ФГОС второго покол...
Элективный курс для профильной подготовки обучающихся "Задачи с параметрами"
Элективный курс для профильной подготовки обучающихся составлен по программе повышенного уровня изучения данного предмета и помогает учащимся в подготовке к ЕГЭ, где предъявляются более высокие требов...
Параметры в задачах ЕГЭ. Функционально-графический подход к решению задач с параметром.
Внеклассная работа. Подготовка к экзамену. Проведена в форме "Математических чтений" (идея кадетского корпуса). Занятие проводится в форме обмена знаниями между учащимися. Кадеты заранее получают тему...
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»
Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических задач с параме...
Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»
Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...