Задачи с параметрами в ЕГЭ
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме
Элективный курс расчитанный на 63 часа (10-11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_parametry.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа составлена Логиновой И.П.
учителем математики МОУ СОШ №1
П. Троицко – Печорск
2009 год
Пояснительная записка
Данный курс «Задачи с параметрами в ЕГЭ» рассчитан на 63 часа.
Предлагаемый элективный курс является предметно-ориентированным. Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой базового курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление.
Задачи с параметрами практически не представлены в школьном курсе математики. Между тем они часто встречаются на вступительных экзаменах в вузы, причем не только на математические специальности. но и на гуманитарные. Для решения задач с параметрами не требуется обладать знаниями, выходящими за рамки школьной программы. Однако, непривычность формулировки обычно ставит в тупик учащихся, не имеющих опыта решения подобных задач.
Знакомство с параметрами в школьной алгебре полезно не только для поступления в вуз, но и само по себе. Ведь задача с параметрами предполагает не только умение производить какие – то выкладки по заученным правилам, но также и понимания цели выполняемых действий. Для успешного решения таких задач необходимо рассматривать различные случаи (и понимать, какие именно случаи нужно рассмотреть), что приучает к внимательности и аккуратности. Задачи с параметрами требуют довольно тонких логических рассуждений. Параметрические задачи считаются довольно трудными и даются на вступительных экзаменах в числе последних. Спецкурс призван не только углублять знания школьников, но и развивать их интерес к предмету, формировать навыки исследовательской деятельности.
Изучение курса начинается с решения простейших задач на материале уравнений и неравенств, приводящихся к линейным и дробно – линейным. Эти типы задач знакомы учащимся. Параметр, присутствующий в условии, не создает больших трудностей, но в то же время позволяет сформировать у учащихся отчетливое представление о параметрических задачах и основных принципах их решения в более сложных примерах.
Программа составлена на основе программы элективного курса по математике, опубликованного в сборнике «Математика. Программы. Разработки уроков. Методические материалы». Жигулев Л.А., Люкичева Е.Ю. – СПб, СМИО Пресс,2006.
Содержание обучения
Тема 1
Линейные уравнения с параметром (3 ч)
Дается определение параметра и что означает решить уравнение
(неравенство) с параметром. Приводятся примеры параметрических уравнений и неравенств. Рассматриваются уравнения, которые после преобразований приводятся к линейным уравнениям вида ах = в, где а и в – параметры.
Метод обучения : лекция, беседа, объяснение, практикум.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Домашнее задание: решить уравнения, предложенные учителем. Подобрать или составить линейное уравнение с параметром. Тема 2
Системы линейных уравнений с параметром (4ч.)
Дается определение системы линейных уравнений с параметром, рассматриваются методы их решения: метод подстановки и метод сложения.
Обращается внимание на то, что коэффициенты при неизвестных могут обращаться в нуль, что влияет на количество решений системы уравнений. Дается геометрическая интерпретация решения системы линейных уравнений на плоскости и решение таких систем при условии, что коэффициенты при неизвестных отличны от нуля.
Метод обучения : лекция, беседа, объяснение, практикум
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Домашнее задание: решить системы уравнений, предложенные учителем. Подобрать или составить системы линейных уравнений с параметром
Тема3
Линейные неравенства с параметрами (2ч.)
Дается определение линейных неравенств с параметром, рассматриваются методы их решения. Рассматриваются неравенства, которые после преобразований приводятся к линейным неравенствам вида ах>в, где а и в параметры. Указывается, что при решении таких неравенств необходимо рассматривать случаи: а = 0, а>0, а<0.
Метод обучения : лекция, беседа, объяснение, практикум
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Домашнее задание: решить неравенства, предложенные учителем. Подобрать или составить неравенства с параметром.
Тема 4
Дробно – линейные уравнения и неравенства с параметрами (5ч.)
Дается понятие дробно – линейного уравнения и неравенства с параметрами. Обращается внимание , что решение выполняется методом интервалов. Однако из-за наличия параметра решение может оказаться гораздо сложнее, чем в задачах с числовыми коэффициентами.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение, практикум
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Домашнее задание: решить неравенства и уравнения, предложенные учителем. Подобрать или составить дробно- линейные уравнения и неравенства с параметром.
Тема5
Квадратные уравнения с параметром (6ч.)
Актуализируются понятия: квадратный трехчлен, квадратное уравнение, формулы для вычисления корней квадратного уравнения, дискриминант, количество корней в зависимости от значения дискриминанта, теорема Виета, квадратичная функция, ее график и свойства. Рассматриваются нестандартные достаточные условия существования корней квадратного уравнения, сравнение корней квадратного уравнения с заданным числом.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение, практикум
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа, построение графиков..
Домашнее задание: решить уравнения, предложенные учителем. Подобрать или составить квадратные уравнения с параметром, построить графики функций.
Тема 6
Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. .(4ч.)
В данной теме рассматриваются уравнения с модулем, содержащие параметр. Методы решения: аналитический и графический.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение, практикум
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Домашнее задание: решить уравнения, предложенные учителем.
Тема 7.
Квадратные неравенства с параметром (5 ч.)
Даются примеры квадратных неравенств с параметрами и методы их решения в зависимости от значения параметра. Необходимо обратить внимание на значение параметра, при котором квадратное неравенство обращается в линейное (коэффициент при х2 равен нулю)
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение, практикум
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Домашнее задание: решить неравенства, предложенные учителем Подобрать неравенства из материалов вступительных заданий в вузы или из материалов ЕГЭ.
Тема 8.
Графическое решение уравнений с параметром (6 ч.).
На данном занятии рассматривается построение графиков, используя четность, периодичность, сжатие, растяжение, параллельный перенос, симметрию и другие преобразования.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение, практикум
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Домашнее задание: решить уравнения, предложенные учителем Подобрать уравнения из материалов вступительных заданий в вузы или из материалов ЕГЭ.
Тема 9
Иррациональные уравнения и неравенства с параметром (5ч.)
Даются примеры иррациональных уравнений и неравенств с параметрами и методы их решения в зависимости от значения параметра. Необходимо обратить внимание на значение параметра, при котором уравнение или неравенство имеет смысл.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение, практикум
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Домашнее задание: решить уравнения, предложенные учителем Подобрать уравнения из материалов вступительных заданий в вузы или из материалов ЕГЭ.
Тема 10
Показательные уравнения и неравенства с параметром (4ч.)
Даются примеры показательных уравнений и неравенств с параметрами и методы их решения в зависимости от значения параметра. Необходимо обратить внимание на значение параметра, при котором неравенство или уравнение имеет смысл (находить ОДЗ)
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение, практикум
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Домашнее задание: решить уравнения, предложенные учителем Подобрать уравнения из материалов вступительных заданий в вузы или из материалов ЕГЭ.
Тема 11
Логарифмические уравнения и неравенства с параметром (5 ч.)
Даются примеры логарифмических уравнении и неравенств с параметрами и методы их решения в зависимости от значения параметра. Необходимо обратить внимание на значение параметра, при котором логарифмические уравнения и неравенства имеют смысл (находить ОДЗ)
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение, практикум
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Домашнее задание: решить уравнения, предложенные учителем Подобрать уравнения из материалов вступительных заданий в вузы или из материалов ЕГЭ.
Тема 12
Тригонометрические уравнения и неравенства с параметром (6 ч.)
Даются примеры квадратных неравенств с параметрами и методы их решения в зависимости от значения параметра. Необходимо обратить внимание на значение параметра, при котором тригонометрические уравнения и неравенства имеют смысл (находить ОДЗ)
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение, практикум
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Домашнее задание: решить уравнения, предложенные учителем Подобрать уравнения из материалов вступительных заданий в вузы или из материалов ЕГЭ.
Тема 13
Применение производной в задачах с параметрами (6 ч.).
Рассматриваются задачи на нахождение касательной к кривой, на нахождение критических точек, нахождение промежутков монотонности, нахождение наибольшего и наименьшего значений функции.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение, практикум
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Домашнее задание: решить уравнения, предложенные учителем Подобрать уравнения из материалов вступительных заданий в вузы или из материалов ЕГЭ.
Итоговые занятия (3 ч.)
Предполагается дать оценку участия учащихся в дискуссиях на занятиях, отчет по решению ключевых задач курса, выполнение зачетной работы.
Тематический план
Тема занятия | Всего часов | В том числе | |
лекция | практикум | ||
1. Линейные уравнения с параметром | 3 | 1 | 2 |
2. Системы линейных уравнений с параметром | 4 | 1 | 3 |
3. Линейные неравенства с параметрами | 2 | 1 | 1 |
4 Дробно – линейные уравнения и неравенства с параметрами | 5 | 2 | 3 |
5. Квадратные уравнения с параметром | 6 | 2 | 4 |
6. Уравнения, содержащие знак модуля | 4 | 1 | 3 |
7. Квадратные неравенства с параметром | 5 | 1 | 4 |
8. Графическое решение уравнений с параметром | 6 | 2 | 4 |
9. Иррациональные уравнения и неравенства с параметром | 5 | 1 | 4 |
10. Показательные уравнения и неравенства с параметром | 4 | 1 | 3 |
11. Логарифмические уравнения и неравенства с параметром | 5 | 1 | 4 |
12. Тригонометрические уравнения и неравенства с параметром | 6 | 2 | 4 |
13. Применение производной в задачах с параметрами | 6 | 2 | 4 |
14 Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
15.Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графический подход к решению задач с параметром и модулем
Разработка факультативного занятия для подготовки к ЕГЭ....
Графические методы решения линейных задач с параметрами
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний по теме «Графические методы решения линейных задач с параметрами» с использованием ЦОР с учетом требований ФГОС второго покол...
Элективный курс для профильной подготовки обучающихся "Задачи с параметрами"
Элективный курс для профильной подготовки обучающихся составлен по программе повышенного уровня изучения данного предмета и помогает учащимся в подготовке к ЕГЭ, где предъявляются более высокие требов...
Параметры в задачах ЕГЭ. Функционально-графический подход к решению задач с параметром.
Внеклассная работа. Подготовка к экзамену. Проведена в форме "Математических чтений" (идея кадетского корпуса). Занятие проводится в форме обмена знаниями между учащимися. Кадеты заранее получают тему...
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»
Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических задач с параме...
Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»
Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...
Задача с параметром на ОГЭ (задача 23 ОГЭ-2018)
Задача с параметром на ОГЭ (задача 23 ОГЭ-2018)...