Курс по математике для 7 класса
учебно-методический материал по алгебре (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ « СОШ» пгт. Кожва
Программа курса
«Избранные вопросы математики»
7 класс
Автор: Бритвак Г.А. учитель математики
пгт.Кожва
Пояснительная записка.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке? Как заставить школьника начать размышлять над математическими заданиями, вопросами, задачами? Принуждение, которое угнетает ребенка не способствует развитию его учебной мотивации и математических способностей. Сделать процесс обучения увлекательным и интересным могут помочь внеклассные занятия по математике.. Программа занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ученика внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления. Программа курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приёмам решения нестандартных математических задач с помощью логической культуры мышления. Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но содержит новые элементы информации творческого уровня и повышенной трудности.
Тематика задач выходит за рамки основного курса, уровень их трудности - повышенный, превышающий обязательный.
Цели курса:
- развитие познавательных способностей, общеучебных умений и навыков;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
- воспитание мировоззрения и личностных качеств средствами углубленного изучения математики.
Задачи курса:
- учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
- обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике;
- подготовить учащихся к успешному участию в предметных олимпиадах различного уровня;
- научить школьников решать задачи, требующие применения знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Одним из способов развития познавательных способностей учащихся является использование занимательного материала, дидактических игр. Получение новых знаний на занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях её создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.
Универсальные учебные действия, формируемые у учеников при изучении данного курса:
- Сравнивать разные приемы действий;
- выбирать удобные способы решения;
- моделировать алгоритм решения в процессе совместного обсуждения и использовать его в ходе самостоятельной работы; применять изученные способы и приёмы вычислений;
- анализировать полученные результаты;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближнего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы применяются следующие формы занятий:
- уроки - исследования, ролевые игры, устные журналы;
- обсуждение заданий в дополнительной литературе;
- доклады учеников;
- составление рефератов.
Программа курса "Избранные вопросы математики " рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в течение года.
Программа включает следующие разделы:
1.Комбинаторика (5 ч )
2.Абсолютная величина (8 ч )
3. Функции ( 9 ч )
4. Уравнения. Системы линейных уравнений (12 ч )
Содержание курса:
Раздел программы "Комбинаторика" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.
Раздел программы "Абсолютная величина " расширяет и углубляет понятие «модуль», с которым учащиеся познакомились в 6 классе и показывает его применение при решении линейных уравнений аналитическим способом, является подготовительным этапом к изучению графического решения уравнений ,содержащих переменную под знаком модуля.
Раздел программы "Функции" знакомит учащихся с кусочно-заданными функциями, функциями, содержащими переменную под знаком модуля, функциями вида у= ; у=I ах+в I ; учит строить их графики, читать их, решать уравнения графическим методом.
Раздел программы "Уравнения. Системы уравнений" знакомит с линейными уравнениями с параметрами; с линейными уравнениями с двумя переменными в целых числах; состоит из разнотипных задач, представленных в материалах олимпиад. Цель этого блока – подготовить учеников к успешному участию в предметных олимпиадах.
Во время занятий целесообразно проводить дискуссии, ученики должны выполнять индивидуальные задания, готовить сообщения и доклады, а также научные сообщения.
Учебный план курса.
№ п.п. | Название разделов и темы занятий. | Кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1. | Раздел 1. "Комбинаторика". | 5 | 1 | 4 |
2. | Раздел 2. "Абсолютная величина". | 8 | 1 | 7 |
3. | Раздел 3. «Функции». | 9 | 3 | 6 |
4. | Раздел 4. « Уравнения. Системы уравнений». | 12 | 3 | 9 |
Всего | 34 | 8 | 26 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п.п. | Название разделов и темы занятий. | Кол-во часов |
| Раздел 1. " Комбинаторика ". | 5 часов |
1. | Перестановки | 1 час |
2. | Размещения | 2 часа |
3 | Сочетания | 2 часа |
| Раздел 2. " Абсолютная величина ". | 8 часов |
1. | Преобразование выражений, содержащих переменную под знаком модуля | 2 часа |
2. | Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля | 4 часа |
3. | Расстояние между двумя точками | 2 часа |
| Раздел 3. « Функции». | 9 часов |
1. | Кусочно-заданные функции | 2 часа |
2. | Построение графиков линейных функций, содержащих знак модуля | 3часа |
3. | Графики функций у= , у= | 2 часа |
4. | Графический метод решения уравнений | 2 часа |
Раздел 4. «Уравнения. Системы уравнений». | 11 часов | |
1. | Линейные уравнения с параметрами | 4 часа |
2 | Решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах | 4 часа |
3 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 4 часа |
Всего | 34 часа |
Форма контроля знаний:
На занятиях применяется безоценочный способ контроля знаний. Обучение осуществляется не ради отметки, но для развития у учеников высокой учебно-познавательной мотивации, обусловленной личным выбором, индивидуальной потребностью, интересом к творчеству и познанию.
Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого ученика обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на анализе мысленной и письменной деятельности, последовательности и эффективности выполненных действий.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения занятий учащиеся должны:
- расширить и углубить знания, связанные с содержанием программы основного курса математики;
- выработать умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развить логическое мышление, повысить интерес к математике, как школьному предмету и внеклассной работе по математике;
- выработать умения решать занимательные задачи;
- развить умения точно выражать свои мысли.
- развивать умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность
- учиться искать и извлекать нужную информацию по заданной теме из различных источников
- формировать ответственное отношение к учению, саморазвитию и самообразованию.
Список литературы.
- Всем кто учится. http://www.alleng.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
- Алгебра.7 класс. Учебник(пов.уровень) Мордкович А.Г., Николаев Н,П,
- Алгебраический тренажер. Пособие для школьников и абитуриентов. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
- Крамор В.С.: 1)Задачи с параметрами и методы их решения.2007
2)Задачи на составление уравнений и методы их решения.2006
- Нестандартные задачи по математике. Задачи с целыми числами.
Галкин Е.В. 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...
Предметный курс по математике 10 класс "Углубление основного курса математики"
Предметный курс по математике 10 класс "Углубление основного курса математики"...
Элективный курс по математике, 9 класс.Подготовка к ГИА."Практикум по решению разноуровневых задач по математике к ГИА"
Элективный курс рассчитан на 34 часа(раз в неделю). Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА по математике.Занятия включают в себя теорети...
Программа предметного курса по математике 10 класс «Избранные вопросы математики»
Предметный курс позволяет систематизировать и углубить отдельные темы школьной математики....
Авторская программа элективного курса по математике 9 класс «Математика: подготовка к ОГЭ».
Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по математике выпускников 9 классов. В нее входят задания трех модулей ("Алгебра", "Геометрия", "Реальная математика"), подобные экза...
Рабочая программа факультативного курса по математике 5 класс "Математика для любознательных"
Данный факультативный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Математика для любознательных» включает в себя задания, как углубляющего, так и...
Рабочая программа элективного курса по математике, 11 класс «Избранные вопросы математики.»
В результате прохождения данного элективного курса по математике учитель со...