Приемы устного счета
занимательные факты по алгебре (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Титова Ирина Григорьевна, учитель математики сош№288 г. Заозерска Мурманской области.
Некоторые приемы устного счета.
Одной из основных задач преподавания математики является формирование у
учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Вычислительные
умения и навыки можно считать сформированными только в том случае, если
учащиеся умеют с достаточной беглостью выполнять математические действия
с различными числами.
Устный счет-это практическое явление, необходимое для развития
вычислительных навыков и как следствие успешной сдачи экзаменов.
Индийская тайна быстрого умножения:
Необходимо умножить два числа близкие к 100: 98х96
1.найдем дополнения каждого множителя до 100-соответственно 2и 4.
2.Вычтем из 1-го множителя дополнение второго 98-4=94 (или наоборот
96-2=94).Это первые цифры произведения.
3.Перемножим дополнения 2х4=8 (08)-это последние цифры произведения
4. 98х96=9408.
Необходимо находить время на уроках для знакомства с такими приемами
ученики не будут пользоваться калькуляторами.
Некоторые приемы устных вычислений:
1.Возведение в квадрат:
а2=а2-в2+в2=(а-в)(а+в) + в2
342=(34+6)(34-6)+62=40х28+36=1156
9872=(987+13)(987-13)+132=1000х974+169=974169
2.Мгновенное умножение:
986х994=(986-6)х1000+14х7=980084
3.Умножение двух чисел, число десятков у которых одинаково, а сумма цифр
единиц равна десяти :
62х68, число десятков одинаковое, сумма единиц 2+8=10.Результатом является
четырехзначное число, две последние цифры которого получаются умножение
2х8=16, а две первые умножением числа десятков на число, которое
на 1 больше 6х7=42.
62х68=4216.
Для трехзначных : 792х798=632016
79х80=6320, 2х8=16.
4.Умножение двух чисел, сумма цифр десятков у которых равна десяти, а число
единиц одинаково:
93х13=1209, 9х1+3=12, 3х3=9(09).
74х34=2516, 7х3+4=25,4х4=16.
5.Индусский способ умножения:
117х116=100(11х12)+7х6=13572;
593х597=100(59х60)+7х3=354021.
5 х5=30 ; =а(а+1) +.
Приемы сокращенного умножения:
На5: 46х5=46:2х10=230, 93х5=93х10:2=465;
На25: 34х25=32:4х100+2х25=850,
44х25=44:4х100=1100.
На 125: 48х125=48:8х1000=6000, 66х125=64:8х1000+2х125=8250.
На155: ах155=100а+50а+5а, 36,8х155=3680+1840+184=5704.
Квадрат смешанного числа с дробью :
4,52=20,25, 4,52=4(4+1)+ ;39,52=39(39+1)+о,25=1560,25
(к+0,5)2=к2+к+0,25=к(к+1)+0,25;
С дробью : (6)2=36+3+ =39; 4,252=4х5+0,0625=20,0625; 7,252=49+(7-1):2+0,5625=52,5625;
(7)2= 49+ +=52
Методическое сопровождение.
Ресурс содержит: 1)методическое сопровождение
2)материалы по теме: «Некоторые приемы устных вычислений».
Данный материал направлен на формирование следующих компетентностей обучающихся:
- анализ, оценка информации
-распознавание проблемной ситуации(рационально безошибочно выполнить
вычисления)
-выдвижение гипотезы и ее обоснование (прикидка результатов вычисления)
-формирование выводов и презентация результатов (организация проверок,
приучающих обучающихся к самостоятельной проверке хода и результатов
решения задач
-наличие в содержании практико-ориетированных элементов, ориентирующих обучающихся на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе
ЗУН ,освоенных в рамках данного материала.
Данный ресурс актуален в условиях модернизации образования, т.к. приоритет отдан развитию памяти, быстроте реакции, воспитанию умения сосредоточиться, повышению культуры вычислений.
Данная разработка способствует преодолению монотонности, нехватки
времени в период освоения нового материала на уроке, заинтересованности
в результате.
Данный ресурс содержит материалы регионального компонента, элементы историзма.
ЦОР учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся для активизации внимания и развития интереса к публикуемым материалам.
В данном ресурсе содержатся материалы ,дающие возможность изучить большой по объему материал за более короткий промежуток времени.
В разработке представлены методики, обеспечивающие организация
исследовательской деятельности ,игровые технологии проблемного
обучения, рефлексии.
Данный ресурс возможно использовать в образовательной деятельности при проведении уроков математики ,внеклассных занятий.
Источники информации:
Г.И. Глейзер История математики
П.Б. Ройтман Повышение вычислительной культуры учащихся.
И.Ф. Шарыгин Задачи на смекалку.
И.Ф. Шарыгин Уроки дедушки Гаврилы или Развивающие каникулы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:"Приемы устного счета"
Данная презентация предлагает новый материал учащимся 5 классов, тренирует учеников в устных вычислениях. Также использование приемов устного счета, применяемые при изучении математики, показаны широк...
ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Приемы быстрого счета....
Открытый урок по теме "Приемы устного счета"
Урок приема устного счета проводится в форме игры- соревнования, это интегрированный урок. Связь между математикой и искусством....
Приемы устного счета
Занятие на уроке элективного курса по занимательной математики в 6 классе....
Изучение приемов устного счета
Известно, что производя математические вычисления в уме, человек выполняет настоящую интеллектуальную гимнастику, тренирует свои умственные способности.Поэтому, изучение приемов устного счета, позволя...
Сценарий урока – путешествия «Приемы устного счета»
Представлен сценарий урока по математике в 5 классе....
Приемы устного счета. Занятие 1
Умножение на 11. Обучение и отработка. для 5-11 классов...