Интегрированный урок математики и истории "Строительство Санкт-Петербурга"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Данный материал является интегрированным уроком математики и истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание урока. | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок математики и истории в 6 классе «Строительство Санкт – Петербурга».
Авторы: Шехмаметьева А.Ю., Осадченко Н.В.
Цели урока:
Образовательные:
- Систематизация и обобщение знаний учащихся по темам: «Обыкновенные дроби, «Проценты»;
- Применение знаний в незнакомой и несколько измененной ситуации;
- Сформировать представление учащихся о том, как строился Санкт – Петербург;
Развивающие:
- Развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
- Формировать умение рационально планировать работу;
- Развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
- Формировать умение искать и отбирать нужную информацию на заданную тему;
Воспитательные:
- Воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности и положительного отношения к учебе;
- Расширение общего кругозора;
Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики и истории;
Приемы:
- Создание на уроке ситуации занимательности;
- Создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей4
- Наглядность обучения;
- Позитивная эмоциональная окраска;
Форма организации обучения: урок, форма совершенствования знаний, умений, навыков;
Форма обучения: фронтальная;
Технологии: индивидуальная, коллективная, компьютерные технологии, самостоятельная работа.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.
Учебные пособия:
Учебник: Л.К. Ермолаева, Н.Г.Захарова, Н.В.Казакова, Е.В.Калмыкова, И.М. Лебедева, Ю.А. Смирнова, Н.Г. Шейко. История и культура Санкт – Петербурга. Часть1 (XVIII век).Санкт-Петербург. Смио пресс.2009.
И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Мнемозина, 2008;
Ход урока.
Заранее учащимся даются задания найти информацию по следующим вопросам и сделать презентацию:
1)Когда началось строительство города, кто были первые рабочие, какие средства использовались для строительства.
2)Условия жизни рабочих, трудившихся на строительстве, какова была оплата труда?
3)Как участвовали в строительстве города губернии России?
- Оргмомент.
- Вводное повторение.
Игра – разминка.
В каком году был основан Санкт – Петербург? (ответ 1703 г.)
Посчитайте, как давно это было? (ответ 309 лет)
От какого события мы ведем летоисчисление? (ответ: от Рождества Христова)
С какого года в России ведется это летоисчисление? (ответ: с 1700 г.)
До 1700 г. с какого события велось летоисчисление? (ответ: с сотворения мира)
Посчитайте, в каком году был основан Петербург, если считать от сотворения мира, зная, что разница между сотворением мира и Рождеством Христовым 5209 лет.
- Новый материал.
Доклад первого ученика. (примерный материал)
В мае 1703 года в только что отвоеванном у противника устье реки Невы Петр заложил город – крепость Санкт – Петербург. 6 месяцев возводили ее деревянно- земляные бастионы, и все это время у побережья Финского залива крейсировали 9 шведских кораблей, которые некому было отогнать, так как российские суда только начали строить на Свири. Вражеская армия тоже близко стояла к строившейся крепости в Сестрорецке. Еще не был понятен исход войны, и потому, чтобы не нести значительные материальные потери, если Санкт – Петербург захватят шведы, город строили временным и недорогим. Дома рубили из досок и нетолстых бревен, улицы не мостили.
Положение изменилось в 1709 г. после разгрома армии Карла XII под Полтавой стало очевидным, что принадлежащие Руси с 9 века земли вдоль Невы и побережья Балтики, которые захватила Швеция в 17 веке, навсегда возвращены России. Это определило отношение Петра к роли Санкт – Петербурга, его стали строить из камня, фундаментально и красиво.
Ежегодно на сооружение «парадиза» - райского уголка, как Петр называл свое детище, присылали из всех губерний страны 40 тысяч рабочих. Жили они в шалашах, во времянках, в постоянной сырости, голодали, так как купить продукты в разоренных войной селах вокруг Петербурга было невозможно, а подвозили продовольствие нерегулярно. За свой тяжелейший труд они получали 50 коп. в месяц. Кроме подсобных рабочих, которые отработав год, возвращались домой, в Санкт – Петербург ежегодно насильно переселяли с семьями квалифицированных строителей: каменщиков, плотников, кирпичников (изготовителей кирпича и черепицы). Они жили с семьями в собственных домах и получали 1 рубль в месяц. Так как строителей в государстве было немного, то 1714 г. было запрещено каменное строительство, в любом городе, кроме Петербурга. Запрет сняли только в 1721 г., когда разрешили достроить каменные храмы, возведение которых было начало ранее.
Каждая из 8 губерний страны отряжала на возведение Санкт – Петербурга своих строителей.
Далее учитель дает первую задачу (условие на интерактивной доске).
В 1712 году 5 губерний (Московская, Архангельская, Петербургская, Казанская и Киевская) послали строителей в Петербург. 0,3 от их количества прибыли из Московской губернии; 0,25 от остального числа строителей приехали их Архангельской губернии; из петербургской, Казанской и Киевской губерний прибыли 2100 строителей. Сколько мастеров прислали 5 перечисленных губерний возводить Санкт – Петербург?
Ответ: Х- 0,3Х – 0,175Х = 2100
0,525Х=2100
Х = 4000
4000 мастеров послали 5 перечисленных губерний возводить Санкт – Петербург.
Вторая задача.
Смоленская, Азовская и Сибирская губернии тоже в 1712 г. послали строителей в Санкт – Петербург. Их число составляло 0,225 от числа строителей, прибывших из 5 названных выше губерний. Использовав результат предыдущей задачи, узнайте, сколько строителей приехало в 1712 г.в Санкт – Петербург из всех 8 губерний страны.
Ответ: 1) 4000 * 0,225 = 900 строителей прибыло их Смоленской , Азовской и Сибирской губерний.
2) 4000 + 900 = 4900 строителей приехало в 1712 г. Санкт – Петербург из всех 8 губерний.
Второй доклад. Условия жизни рабочих, строивших Санкт – Петербург, были такими, что многие из них умирали. Известный историк В.О.Ключевский писал: «Едва ли найдется в военной истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов, чем сколько легло рабочих в Петербурге и Кронштадте».
Труд строителей оплачивало не государство, а население страны, с которого взыскивали 100 тыс. рублей ежегодно для оплаты труда своих строителей .
В 1712 году Московская, Петербургская, Казанская и Киевская губернии на содержание своих строителей прислали 5700 рублей. Деньги с жителей взыскивали на только на оплату строителей Санкт – Петербурга, но и на другие нужды города. Благодаря усилиям всей страны город быстро рос и уже к 1714 году имел 34 500 домов.
Третья задача. В 1712 г. население России заставили собрать деньги для Петербурга, из которых 0,4 израсходовали на изготовление кирпича, а остальные отдали адмиралтейству на строительство флота , при этом строительство судов стоило на 10000 руб. больше , чем изготовление кирпича. Какую сумму собрали россияне для Петербурга в 1712 г.?
Ответ:0,4Х = 10000 = 0,6Х
0,2Х = 10000
Х = 50000
50 000 рублей собрали россияне для Петербурга в 1712 г.
Четвертая задача. В 1725 г. Санкт – Петербург стал многолюдным городом, 70 % жителей которого жили в нем постоянно, а остальные были временными строителями. Их было на 40 тыс. человек меньше, чем постоянных жителей города. Сколько человек жило в Петербурге в 1725 г.?
Ответ: 0,7 Х = 0,3Х + 40000
0,4Х = 40000
Х = 100000
100 000 человек жило в Петербурге в 1725 г.
- Контроль усвоения.
Графический тест (учащиеся записывают в тетради ответы «+», если ответ верный, «-», если утверждение ложно).
- Чтобы разделить число на обыкновенную дробь, нужно числитель разделить на числитель, а знаменатель на знаменатель.
- Процент – это десятая часть от числа.
- Санкт – Петербург изначально строился из камня.
- В 1725 г. Санкт – Петербург стал многолюдным городом, 70 % жителей которого жили в нем постоянно, а остальные были временными строителями.
- Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь.
- 0,04 равно 40%.
- Рефлексия.
На доске нарисован цветок, в центре которого фраза: «Мое впечатление об уроке». Учащиеся по желанию подходят и пишут в лепестках свое мнение об уроке.
- Домашнее задание.
по математике: 2 задачи, по истории: составить рассказ об одном дне строителя города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок англ . яз.+ культура Санкт -Петербурга " Travelling to St.Petersburgh world of water"
Тезисы к уроку «Путешествие в мир воды города Санкт-Петербурга.Урок входит в школьный проект по внедрению идей Устойчивого развития на интегрированных уроках английского языка с разными...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: ИЗО, история Санкт-Петербурга и МХК (Разновозрастная аудитория).
Название урока: "Три имени нашего города". Урок проводился как экспериментальный.В связи с разновозрастной аудиторией акцент заданий был сделан на комуникативные компитенции и логику.К уроуку создана ...
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...
Технологическая карта интегрированного урока "Эпидемия холеры в Санкт-Петербурге в 1830-1831 гг. и ее "производные""
Технологическая карта интегрированного урока истории и математики для студентов I курса СПО...
Методическая разработка . Интегрированный урок (математика + История и культура Санкт-Петербурга) « Необычные мосты Санкт-Петербурга» по теме "Совместные действия с обыкновенными дробями" (7 класс II отделения) ,
Учащиеся ГБОУ школы-интерната N33– это дети с различной степенью снижения слуха и недоразвитием или расстройством речи. З...
Методическая разработка интегрированного урока-игры «Путешествие по Санкт-Петербургу с координатами»
Разработка представляет собой сценарий игры по станциям, каждая из которых представляет разные предметные области, на которых учащиеся 6 классов знакомятся с практической значимостью понятия "коо...