методическая разработка по математике на тему "Решение тригонометричесикх уравнений"
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Решение тригонометрических уравнений».
(2 часа)
Цели: выработать у учащихся навыки решения более сложных тригонометрических уравнений, выделив общую идею решения: приведение уравнения к виду, содержащему лишь одну тригонометрическую функцию одного аргумента с последующей заменой переменной, или разложение на множители.
Задачи: Отработка навыков решения тригонометрических уравнений различными способами посредством включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, воспитание самостоятельности и ответственности за качество своих знаний, развитие умений анализировать, составлять план или алгоритм учебных действий, развитие навыков самоконтроля.
Ход урока
- Актуализация опорных знаний учащихся.
Повторить общие формулы для решения простейших тригонометрических уравнений вида sin t=a, cos t=a, tg t=a, где а - действительное число.
Вспомнить условие, при котором уравнения sin t=a, cos t=a не имеют решений.
Повторить формулы для частных случаев, когда а=-1, 0, 1.
- Изучение нового материала.
Пример1: Решить уравнения:
а) sin 2х=1\2, б) cos3х=-√2\2, в) tg(4х-π\6)=√3\3
Решение: а) Введем новую переменную t=2х, тогда заданное уравнение примет вид sin t=1\2,откуда получаем t=(-1) arcsin1\2+πn.
Имеем arcsin1\2=π\6. Значит, t=(-1) π\6+ πn.
Возвращаясь к переменной х , получаем 2х= (-1) π\6+ πn. Осталось обе части этого равенства разделить почленно на 2, получим х=(-1) π\12+πn\2.
При наличии некоторого опыта можно не вводить промежуточную переменную t=2x, а сразу переходить от уравнения sin 2х=1\2 к записи 2х= (-1) arcsin1\2+πn. Именно так и будем поступать в дальнейшем.
б) Мы знаем , что решения уравнения cos t=a имеют вид t=+-arccos a +2πn. Для нашего примера это означает, что 3х=+- arcos(-√2\2)+ 2πn. Вычислим arcos(-√2\2),воспользовавшись соответствующей формулой для арккосинуса:
arcos(-√2\2)=π- arcos√2\2=π-π\4=3π\4.
Значит, 3х=+-3π\4+2πn, откуда находим, что х=+-π\4+2πn\3.
в) Мы знаем, что решения уравнения tg t=a имеют вид t=arctg a +πn. Для нашего примера это означает, что 4х-π\6= arctg√3\3+ πn. Вычислив arctg√3\3, получим π\6. Таким образом,
4х-π\6=π\6+ πn,
4х=π\6+π\6+ πn,
4х=π\3+ πn,
Х=π\12+ πn\4.
Пример2: найти те корни уравнения sin 2х=1\2, которые принадлежат отрезку [ 0,π ].
Решение: сначала решим уравнение в общем виде:
Х=(-1) π\12+ πn\2(см.пример 1а). Далее придадим параметру n последовательно значения 0,1,2,…,-1,-2,… и подставим эти значения в общую формулу корней.
Если n=0, то х=(-1) π\12+0=π\12. Это число принадлежит заданному отрезку [ 0, π] .
Если n=1, то х=(-1) π\12+ π\2=- π\12+ π\2=5 π\12. Это число не принадлежит заданному отрезку [0, π] .
Если n=2, то х=(-1) π\12+ π= π\12+ π=13 π\12. Это число не принадлежит заданному отрезку [0, π ] . Тем более не будут принадлежать заданному отрезку те значения х, которые получаются из общей формулы при n=3,4,… .
Пусть теперь n=-1. Тогда
Х=(-1) π\12- π\2=-7 π\12.
Это число не принадлежит заданному отрезку [ 0, π] . Тем более не будут принадлежать заданному отрезку те значения х, которые получаются из общей формулы при n=-2,-3,… .
На рисунке представлена геометрическая интерпретация проведенных рассуждений.
Итак , заданному отрезку [0, π] принадлежат те корни уравнения, которые получаются из общей формулы при следующих значениях параметра n: n=0, n=1. Эти корни таковы: π\12, 5 π\12.
Ответ: π\12, 5 π\12.
Пример 3. Найти те корни уравнения cos 3x=-√2\2, которые принадлежат отрезку [- π\2, π] .
Решение: сначала решим уравнение в общем виде: х=+- π\4+2 π n\3 (см. пример 1б). Далее придадим параметру n последовательно значения 0,1,2, …,-1,-2,… и подставим эти значения в общую формулу корней.
Если n=0, то х=+- π\4+0=+- π\4. Оба эти числа (-π\4 и π\4)принадлежат заданному отрезку [- π\2, π] .
Если n=1, то х=+- π\4+2 π\3. Это значит, что либо х= π\4+2 π\3=11 π\12, либо х=- π\4+2 π\3=5 π\12. Оба числа 11 π\12 и 5 π\12 принадлежат заданному отрезку [- π\2, π] .
Если n=2, то х=+- π\4+4 π\3. Это значит, что либо х=+- π\4+4 π\3=19 π\12, либо х=- π\4+ 4 π\3=13 π\12. Числа 19 π\12 и 13 π\12 не принадлежат заданному отрезку [- π\2, π] , поскольку оба они больше числа π. Тем более не будут принадлежать заданному отрезку те значения х, которые получаются из общей формулы при n=3,4,… .
Пусть n=-1, то х=+- π\4-2 π\3. Это значит, что либо х= π\4-2 π\3=-5 π\12, либо х=- π\4-2 π\3=-11 π\12. Из этих двух значений заданному отрезку [- π\2, π ] принадлежит только -5 π\12, поскольку второе число, т.е. число -11 π\12, меньше числа – π\2.
Не будут принадлежать заданному отрезку те значения х, которые получаются из общей формулы при n=-2,-3,… .
На рисунке представлена геометрическая интерпретация проведенных рассуждений.
Итак, по заданному отрезку [ - π\2, π] принадлежат следующие корни уравнения: π\4, - π\4, 5 π\12, 11 π\12, -5 π\12.
Ответ: -5 π\12, - π\4, π\4,5 π\12,11 π\12.
Закрепить : №352,354.
Два основных метода решения тригонометрических уравнений.
Для решения тригонометрических уравнений чаще всего используются два метода: введение новой переменной и разложение на множители.
Вернемся к материалу п.16. Там в примере 3 мы решили тригонометрическое уравнение
2sin t-5sin t+2=0. Как мы это сделали? Ввели новую переменную z=sin t, переписали уравнение в виде 2z -5z+2=0, откуда z1=2, z2=1\2. В результате мы получили два простых уравнения: sin t=2, sin t=1\2. Первое уравнение не имеет решений, а для второго нашли две серии решений: t= π\6+2 πк, t=5 π\6+2 πк, которые можно объединить одной формулой t=(-1) π\6 + π n.
В том же п.16 в примере 4 мы решили тригонометрическое уравнение cos t- sin t- cos t=0. Как мы это сделали? воспользовались тем, что sin t=1- cos t и заданное уравнение переписали в виде cos t-(1- cos t)- cos t=0 и далее 2 cos t- cos t-1=0. Введя новую переменную z= cos t, получили 2 z - z-1=0, откуда z1=1, z2=-1\2. Значит, либо cos t=1, либо cos t=-1\2. В итоге получили две серии решений : t=2 πк, t=+-2 π\3+2 πк.
Рассмотрим еще один пример на использование метода введения новой переменной при решении тригонометрических уравнений.
Пример 4. Решить уравнение tg x\2+3ctg x\2=4.
Решение. Поскольку ctgх\2=1\( tgх\2), есть смысл ввести новую переменную z= tgх\2. Это позволит переписать уравнение в более простом виде: z+3\ z=4.
Далее, получаем z +3=4 z
Z -4 z+3=0
Z1=1, z2=3.
Возвращаясь к переменной х , получаем два уравнения: tgх\2=1 или tgх\2=3. Из первого уравнения находим х\2=arctg1+ π n, т.е. х\2= π\4+ π n, х= π\2+2 π n. Из второго уравнения находим х\2= arctg3+ π n, х=2 arctg3+2 π n.
Ответ: х= π\2+2 π n, х=2 arctg3+2 π n.
Теперь поговорим о втором методе решения тригонометрических уравнений – методе разложения на множители. Смысл этого метода вам знаком: если уравнение f(x)=0 удается преобразовать к виду f1(x)*f2(x)=0, то задача сводится к решению двух уравнений (обычно говорят – к решению совокупности уравнений):
F1(x)=0? F2(x)=0.
Пример 5. Решить уравнение (sin х-1\3)( cosх+2\5)=0.
Решение: задача сводится к решению совокупности уравнений
sin х=1\3, cosх=-2\5.
Из этих уравнений находим, соответственно,
Х=(-1) arc sin 1\3+ π n, х=+- arc cos(-2\5)+2 π n.
Пример 6. Решить уравнение 2 sin х*cos5х-cos5х=0.
Решение: имеем cos5х(2 sinх-1)=0. Значит, приходим к совокупности уравнений
Cos5х=0, sinх=1\2.
Из первого уравнения находим 5х= π\2+ π n, х= π\10+ π n\5.
Из второго уравнения находим х=(-1) π\6+ π n.
Ответ: х= π\10+ π n\5, х= (-1) π\6+ π n.
Учтите, что переход от уравнения f1(х)*f2(х)=0 к совокупности уравнений f1(х)=0, f2(х)=0 не всегда безопасен. Рассмотрим , например, уравнение
Tgх(sinх-1)=0. Из уравнения tgх=0 находим х=πn, из уравнения sinх=1 находим х=π\2+2πn. Но включить обе серии решений в ответ нельзя. Дело в том, что при значениях х=π\2+2πn входящий в заданное уравнение множитель tgх не имеет смысла, т.е. значения х=π\2+2πn не принадлежит области определения уравнения (области допустимых значений-ОДЗ), это посторонние корни.
- Закрепление изученного материала
№352,354, 355(б), 356(г), 357(а), 358(в), 361(а,в).
№352а) sin(-х\3)=√2\2, - х\3=(-1) arcsin√2\2+ π n, -х\3=(-1) π\4+ π n, х=(-1) 3 π\4-3 π n.
Б) cos(-2х)=-√3\2, -2х=+-arccos√3\2+2πn, -2х=+-π\6+2πn, х=+-π\12-πn.
В) tg(-4х)=1\√3, -4х=arctg(1\√3)+ πn, -4х=π\6+πn, х=-π\24-πn\4.
Г) сtg(-х\2)=1, -х\2=arcсtg1+πn, -х\2=π\4+πn, х=-π\2-2πn.
№354 а) cos(π\6-2х)=-1, π\6-2х=+-arccos(-1)+2πn, π\6-2х=+-π+2πn, -2х=+-π-π\6+2πn,
Х=+-π\2+π\12-πn.
Б) tg(π\4-х\2)=-1, π\4-х\2=arctg(-1)+ πn, -х\2=-π\4-π\4+πn, х=π-πn\2.
В)2 sin(π\3-х\4)=√3, sin(π\3-х\4)=√3\2, π\3-х\4=(-1) arcsin√3\2+πn, -х\4=π\3-π\3+πn,
-х\4=πn, х=-4πn
Г)2 cos(π\4-3х)=√2, cos(π\4-3х)=√2\2, π\4-3х=+-arccos√2\2+2πn, -3х=+-π\4-π\4+2πn,
Х=+-π\12+π\12-2πn\3.
№355(б)3sin 2х+10sin2х+3=0, z=sin2х, 3z +10 z+3=0, D=100-4*3*3=64, z1=-3, z2=-1\3,
Sin2х=-3, решений нет, sin2х=-1\3, 2х=(-1) arc sin(-1\3)+π n, х=((-1) arc sin1\3)\2+π n\2.
№356(г) 2 cos х\3+3 cosх\3-2=0, z= cosх\2, 2 z +3 z-2=0, D=9+4*2*2=25, z1=-2, z2=-1\2,
Cosх\3=-2, решений нет, cosх\3=-1\2, х\3=+- arc cos(-1\2)+2π n, х\3=+-2π\3+2π n, х=+-6π\3-6π n.
№357(а). 2 sin х+3 cosх=0, 2-2 cos х+3 cos=0, -2 cos х+3 cosх+2=0, z=cosx,
-2z +3z+2=0, D=9+4*2*2=25, z1=2, z2=-1\2, cosx=2, решений нет, cosx=-1\2, x=+-arccos(-1\2)+2πn, x=+-2π\3+2πn.
№358(в)2tg x+3tgx-2=0, z=tgx, 2z +3z-2=0, D=9+4*2*2=25, z1=-2, z2=1\2
Tgx=-2, x1=-arctg2+πn, x2=arctg1\2+πn.
№361(а,в) а) sinx+√3cos x=0, sinx=-√3cosx, sinx\cosx=-√3, tgx=-√3, x=arctg(-√3)+πn,
X=-π\3+πn.
В) sinx-3cos x=0, sinx=3cosx, sinx\cosx=3, tgx=3, x=arctg3+πn.
Провести проверочную самостоятельную работу на 2 варианта
Вариант 1. Решите уравнения:
- А) sinx=1\2, б) sin2x=1\2, в) sinx\2=-1\2
- А) cos x=√2\2, б) cos x\3=√2\2, в) cos 2x=-√2\2
- А) tgx=1, б) tg(x-π\3)=1, в) tgx=-1
- А) sin3x=2, б) cos x\4=-√3, в) tgx(2-cos x)=0
Вариант 2.решите уравнения:
- А) cos x=√3\2, б) cos2 x=√3\2, в) cos x=-√3\2
- А) sinx=√2\2, б) sinx\2=√2\2, в) sin3x=-√2\2
- А) tgx=√3, б) tg(х+π\3)=√3, в) tgx=-√3
- А) cos 2x=1,5, б) sinx\3=-√2, в)сtgx(2+sinx)=0
Задание на дом: п.20, №353,359,360
Литература
- А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. :В двух частях.Ч.1: Учеб. для общеобразоват. учреждений .-М.:Мнемозина, 2008.
- А.Г.Мордкович, Л.О.Денищева. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: В двух частях.Ч.2:Задачник для общеобразоват. учреждений. –М.:Мнемозина, 2008.
- Т.И.Купорова. Алгебра и начала анализа. 10 класс: поурочные планы по учебнику А. Г. Мордковича.1 полугодие.-Волгоград: Учитель, 2009.
- В.С. Крамор «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа».-М, 2008.
Елецкий государственный колледж искусств им. Т.Н.Хренникова
Методическая разработка по матетике
по теме «Тригонометрические уравнения»
для 1 курса
подготовила преподаватель
математики и информатики
Фролова О.С.
Елец, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
в данной работе изложен материал,который может быть полезен при проведении открытого урока....
Методическая разработка урока математики с использованием ЭОР в 8 классе по теме:"Решение квадратных уравнений"
Урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление умения применять формулы для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения....
Методическая разработка урока математики по теме "Уравнения" (5 класс)
Урок начинается с демонстрации математического фокуса "Угадай задуманное число", что, в свою очередь, обеспечивает активность учащихся на уроке и их заинтересованность в результатах своей работы. Пред...
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме: "Уравнение".
Урок закркпления навыков решения уравнений, использование уравнений при решении задач....
Методическая разработка по математике по теме "Решения тригонометрических уравнений" (10-й класс)
На данном уроке используются знания:– понятие простейших тригонометрических уравнений;– формулы корней простейших тригонометрических уравнений и их частные случаи;– методы решения уравнений приводящие...
Методическая разработка урока математики по теме «Иррациональные уравнения и неравенства» 11 класс
Образовательной целью данного занятия является:повторение понятие иррационального уравнения;повторение способов его решения;рассмотрение способов решения иррациональных неравенств всех возможных...
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...