Доклад "Приемы реализации деятельностного подхода"
материал по алгебре по теме
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklada_priemy_realizatsii_deyatelnostnogo_podkhoda_na_urokakh_matematiki.doc | 758 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Тайшет
Доклад «Приемы реализации деятельностного подхода на уроках математики»
г. Тайшет
Здравствуйте, я Поцелуева Юлия Алексеевна и тема моего доклада «Приемы реализации деятельностного подхода на уроках математики».
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др. Из этого следует… «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки … Делимся на теоретиков и практиков….».
Существует несколько технологий деятельностного метода:
Проблемное обучение
Программированное обучение
Контекстное обучение
Игровое обучение
Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на уроках.
Игровые моменты на уроке и вне урока это не только забава, весёлое препровождение времени, а и своеобразная подготовка к труду, школа, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игровые моменты урока требуют максимум энергии, ума, самостоятельности.
В прошлом году я взяла пятый класс. В классе учится 15 учеников, из них 7 учеников имеют справку СКО 7 вида. В классе 8 девочки и 7 мальчиков. Уровень интенсивности познавательного интереса в классе невысокий. При работе над интересным заданием, связанным с игровыми моментами, эмоции учеников ярко выражены. Ученики 5 «Г» класса хотят выработать в себе следующие качества, чтобы достичь успеха:
- Стремятся получать хорошие отметки-90%
- стараются в учебе-50%
- учатся самостоятельности-30%
- помогают другим и сами обращаются за помощью-50%
Мониторинг выявления уровня интересов 5 «Г» класса показал, что нравятся:
- Литература-50%
- Иностранный язык-40%
- Трудовое обучение-70%
- ИЗО-75%
- Математика-30%
- Информатика-30%
- Физкультура-80%
- Русский язык-30%
Диагностика показала, что математика не является любимым предметом. И это стало проблемой номер один. Мне предстояла большая работа повысить рейтинг моего предмета. И себе в помощь я взяла игровые технологии, так как они актуальны на уроках математики в 5-6 классах.
Приведу некоторые примеры включения в урок дидактических игр и игровых моментов на уроках математики в 5 классе.
Буквенные диктанты
В начале учебного года мы с 5-классниками учились писать буквенные диктанты (такая форма им не встречалась в начальной школе). Задача работы состоит в том, чтобы "расшифровать" какой-нибудь математический термин. Каждая буква в слове - начальная (или какая-либо другая по счету) буква определенного понятия.
Например:
У - рыбный суп (уха);
Г - Отвечает на вопрос "что делать?"(глагол);
О - плывет по небу (облако);
Л - царь зверей (лев).
"Зашифрованные" понятия - работы учащихся 5-го класса (иногда с моей корректировкой).
Ч - мальчик-луковка (Чиполлино);
И - любимое занятие малышей (игра);
С - летающая стальная птица (самолет);
Л - время самых длинных каникул (лето);
О - носят люди с плохим зрением (очки).
С - животное с хоботом (слон);
У - несет дом на спине (улитка);
М - им моют руки (мыло);
М - ребенок мужского пола (мальчик);
А - авто для перевозки пассажиров (автобус).
К - поверхностный слой дерева (кора);
О - имеет твердую скорлупу (орех);
Р - летит в космос (ракета);
Е - новогоднее дерево (ель);
Н - на него нельзя делить (нуль);
Ь - служит для смягчения звука (ь).
С - 24 часа (сутки);
Т - в ней пишет ученик (тетрадь);
Е - то же, что и пища (еда);
П - сумма сторон многоугольника (периметр);
Е - детский юмористический журнал ("Ералаш");
Н - у него рог на носу (носорог);
Ь - последняя буква первого месяца года (январь).
Р - ровная поверхность Земли (равнина);
А - исполняет роли в театре (актер);
Д - то же, что и врач (доктор);
И- изображение святых (икона);
У - первый компонент разности (уменьшаемое);
С - птица, поющая лучше всех (соловей).
Данная форма работы оживляет урок, учит ребят мыслить, концентрировать внимание, расширяет кругозор.
Логогрифы
В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.
1. Арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня
Во многих строчках,
Лишь “О” ты вставишь,
Зная как, и я – географическая точка. (Плюс-полюс).
2. Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “Я”
Прикажешь рядом встать:
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья).
3. Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить “Л” умело,
Стану домом я культуры. (Куб – клуб).
4. Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки,
А заменишь “У” на “О” –
Будет круглое число. (Сурок – сорок).
Игра «Математический ребус»
2 + х + 3 = 12
+ - + = -
2 - 5 + у = 1
+ - - = -
u - 1 + 1 = 6
= = = =
5 + 6 - 6 = 5
Дана таблица уравнений. Вместо переменной необходимо вписать числа, которые являются корнями уравнений, записанных по вертикали и горизонтали.
Можно приготовить несколько карточек с аналогичными заданиями различной сложности.
Посчитать количество фигур
а) треугольников, б) квадратов, в) четырехугольников.
Ребусы и головоломки
1.
2.
3. Какой из числовых рядов лишний:
1 | 2 | 4 | 8 | 16 |
2 | 6 | 18 | 54 | 162 |
5 | 10 | 20 | 40 | 80 |
Задачки-фокусы:
Например, при изучении четных и нечетных чисел:
«В какой руке монета? Прошу кого-нибудь взять в одну руку монету достоинством в 10 рублей, а другую – достоинством в 1 рубль. Затем предлагаю умножить числовое значение монеты, лежащей в правом кулаке, на 8 (или любое другое четное число), а числовое значение другой монеты на 5 (или любое другое нечетное число, какое вам захочется). Сложив эти два числа, зритель должен сказать вам, четное или нечетное число получилось. После этого я говорю ему, какая монета в какой руке. (Объяснение: если сумма четная – то в правой руке 1 рубль, а если нечетная – 10 рублей.)»
Анаграммы
Решить анаграмму – значит определить исходное слово. Анаграммы помогают усвоению математических понятий.
- Решить анаграммы:
мапряя, чул, резоток, лпоащьд
- Решить анаграммы:
м а п р я я (прямая) ч у л (луч)
р е з о т о к (отрезок) р и п е т р е м (периметр)
Интересны для ребят и случаи, когда в упражнении включено задание: «Решить анаграммы и исключить лишнее слово».
Другой дидактической целью использования анаграммы может быть введение нового математического понятия.
Учащимся предлагается решить анаграммы и исключить лишнее слово:
ч а д а з а м е н п е р н а е я в а р у н и е н е
ц и я к у н ф
Логические задачи
1. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.
2. Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число?
- Раздели самое маленькое четырёхзначное число на наименьшее простое и узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова "Волшебник Изумрудного города".
Мониторинг выявления уровня интересов класса в конце учебного года показал следующие результаты:
- Русский язык-50%
- Литература-50%
- Иностранный язык-50%
- Трудовое обучение-70%
- ИЗО-70%
- Математика-47%
- Информатика-30%
- История-30%
- Физкультура-70%
Закончить свое выступление я бы хотела словами Василия Александровича Сухомлинского: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы реализации деятельностного подхода
Приемы реализации деятельностного подходана уроках математики...
Мастер-класс Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении
Работа над темой показала, что организуемая учителем деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов и приемов. Методических приемов СДП очень много, главное найти каждо...
Презентация к мастер-классу "Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении
Презентация к мастер-классу по теме "Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении"...
Методическая разработка. Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании
Методическая разработка представляет приемы арт-технологии и способы их использования на уроках русского языка и литературы. Материал участвовал в Республиканском конкурсе "Инноватика в образовании"....
Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании
Арт-технологии – это современные педагогические технологии, которые помогают проводить процесс обучения средствами искусства. Арт-технологии являются одним из средств формирования ключевых компе...
Доклад МО «Реализация деятельностно-компетентностного подхода в условиях дистанционного обучения»
Цель: Использование деятельностно-компетеностного подхода к обучению на уроках технологии в дистанционном режиме, как условие усвоения знаний умений и компетентностей.Задачи:-разработать модели ...