Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании
статья по литературе
Арт-технологии – это современные педагогические технологии, которые помогают проводить процесс обучения средствами искусства. Арт-технологии являются одним из средств формирования ключевых компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, общекультурной и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании
Введение
«Четыре столпа, на которых
основывается образование: научиться познавать,
научиться делать, научиться жить вместе,
научиться быть»
(Ж. Делор)
Очень важно, чтобы на уроках обучающийся не только получал познания о мире, но и пропускал этот опыт через себя: учился что-то создавать, учился общаться, осознавал свое место в окружающей действительности. Формируя мировоззрение ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение в нем, учитель должен ориентировать подростков на общечеловеческие ценности. Чтобы это произошло, учитель использует современные педагогические технологии. Одной из таких технологий, соответствующих деятельностному подходу в обучении и новым государственным стандартам в образовании, являются арт-технологии. Арт-технологии – это современные педагогические технологии, которые помогают проводить процесс обучения средствами искусства. Арт-технологии являются одним из средств формирования ключевых компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, общекультурной и др.
В их основе лежит творческая деятельность.
Что такое деятельностный подход?
Сами по себе знание и их накопление не являются целью образования. Главное — формирование умений и навыков, умений действовать. А действовать возможно, зная, как это надо делать. Творчество — это тоже деятельность. Результатом этой деятельности являются качественно новые материальные или духовные ценности. Творчество является отражением внутреннего мира автора, потому что он вкладывает в процесс некие аспекты своей личности. Таким образом, творческая деятельность в процессе обучения не только помогает формировать следующие умения обучающихся: преобразовывать информацию, интерпретировать ее, находить пути решения проблем, но помогает понять, стали ли общечеловеческие ценности ценностями подростков.
Что такое арт-технологии?
Арт-технология – это творческая деятельность, направленная на создание чего-то нового средствами искусства. Если говорить о системе педагогических методов и приемов, то они помогают формировать собственную позицию, способствуют самоопределению подростка. Арт-технологий — это форма воспитательной работы, имеющая ряд особенностей.
Демократичность(возможность учащимся, не имеющим особенных способностей, создавать что-то новое, т.е. творить)
Возможность самовыражения. Обучающийся открывает свои эмоции, настроения, переживания, идеи, свою позицию к тому или иному явлению действительности. Это раскрывает его внутренний мир. Это возможно только в атмосфере добра, понимания и тепла.
Возможность коммуникации. Эта особенность очень важна для одиноких, замкнутых, детей. Арт-технологии позволяю выразить то, что невозможно выразить словами. Арт-технологии, применяемых в педагогике и психологии, пришли из арт-терапии.
К арт-технологиям относится использование: создание фотографий, картин, карикатур, диаграмм, коллажей, слайдов, инсталляций; cказок; песен; стихотворений; игр ; кинематографических работ; театральных постановок; танцев и т.д..
Использование данных технологий позволяет учителю заинтересовать ученика, мотивировать его на работу в группе, на создание творческой работы, которая опирается воображение, интуицию, творческое мышление.
Приемы арт-технологий, используемые на уроках русского языка и литературы
Прием «Инсталляция»
Одним из видов творческих работ, который я использую на уроках литературы, является ИНСТАЛЛЯЦИЯ
Инсталляция пришла к нам из концептуального искусства. Инсталляция -пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм. Инсталляция – это визуальное искусство, которое говорит с нами языком образов, рассказывая каждому его собственную историю. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри нее.В концептуальном искусстве идею, заимствованную из философии, психоанализа, политики, наконец, самой жизни, можно воплотить любыми способами. Художник здесь как генератора идей, а не создатель вещей. На создание инсталляции подросток подготовлен контекстом современной культуры. Знак и символ прочно вошли в наше сознание. Вступая в неординарные комбинации, вещь освобождается от своей утилитарной функции, приобретая функцию символическую.
На уроке литературы учащиеся работают с текстами, содержащие идеи, опирающиеся на духовно-нравственные основы жизни человека и человечества. При создании инсталляции происходит вторичное осмысление идеи текста. Словесные образы превращаются в визуальные. Смена контекстов создает смысловые трансформации, игру значений.
На уроке выделяются следующие этапы создания инсталляции:
1.Создание творческих групп
2.Работа с текстом: выделение ключевых слов, построение ассоциативного ряда, составление концептуальной идеи.
3.Создание инсталляции.
4.Работа с названием. Подготовка защиты инсталляции.
5.Демонстрация инсталляции и защита ее концептуальной идеи.
Создает условия для продуктивной деятельности, условия для развития коммуникативных навыков. Развивает навык восприятия, преобразования, интерпретации текстовой информации, осознания идеи автора, основанной на морально-нравственных ценностях человечества. Развивает умение работать в группе, эмпатию (умение понимать чувства и эмоции других участников группы), принимать чужую точку зрения, аргументировать свою точку зрения, умение формировать коллективную идею
Развивает умение определять тему работы, речевую и коммуникативную компетенции.
Развивает умение высказывать коллективное мнение, формулировать и аргументировать точку зрения.
Прием «Коллаж»
Слово «коллаж» происходит от французского «collage», что означает «приклеивание, наклейка». По сути, коллаж это художественная аппликация, которую можно составить практически из чего угодно. И это вовсе не новомодное течение в декоре. Техника коллажа применялась еще в Древнем Китае, но особую популярность и развитие получила в 20 веке. В определенный момент коллаж стал видом искусства.
Коллаж – это вид творческой работы, прекрасно вписывающийся в урок русского языка и литературы. Подростки с удовольствием работают с иллюстрациями, фотографиями, вырезают из цветной бумаги, создают изображения из ткани, фольги и других материалов. На уроках литературы такую работу целесообразно проводить после прочтения большого произведения, на русском языке – после анализа текста. Очень интересные коллажи получаются на уроках изучения лирики. Поэтические образы, рождают различные ассоциации у подростков, это дает им возможность проявить себя, выразить свое мнение. Перед созданием коллажа необходимо провести следующую работу с текстом:
Работа с поэтическим текстом
1. Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль. Используйте заголовок, если он имеется.
2. Выделить ключевые слова, образы, главные картины в стихотворении.
3. Выделите цветовые прилагательные, другие части речи, обозначающие цвет.
4. Расположите автора и название стихотворения на основе.
5. Приступите к созданию коллажа.
Работа над коллажом предполагает определенный алгоритм, можно предложить инструкцию, которую предлагают мастера коллажа:
Шаг 1. Любое творческое дело начинается с поиска идеи. Что Вы хотите рассказать с его помощью? Продумайте, какие элементы коллажа (картинки и т.п.) могут символизировать эту идею. Очень хорошо, если у вашего коллажа будет ОДНА основная идея, общая основная мысль, заголовок.
Шаг 2. Выбираем основу для коллажа. Обычно это бумага или картон. С такими материалами наиболее просто работать.
Шаг 3. Теперь подготовьте части Вашего коллажа. Включайте в него слова. Основную часть картинок подрежьте так, чтобы сократить ненужные пустоты при совмещении этих картинок.
- В коллаж можно включить целую картину, разделив ее на несколько частей.
- Попробуйте так же рвать края картинок. Иногда такой прием дает очень красивый эффект.
- Поэкспериментируйте так же с прямыми или округлыми краями.
Любая деталь коллажа должна нести определенный смысл. Прежде, чем поместить деталь в коллаж, хорошо подумайте, зачем она здесь? Если без нее можно обойтись – значит, эта деталь здесь не нужна.
Шаг 4. А теперь поиграйте, передвигая детали Вашего коллажа по основанию. Выберите наиболее удачный, на Ваш взгляд, вариант, подчеркивающий основную идею вашей работы.
Шаг 5. Вот теперь можно клеить.
- Совсем не обязательно промазывать клеем всю поверхность элемента целиком, можно проклеить только вершины.
- Вы можете мять бумагу или ткань, для того, чтобы получить интересную акцентную структуру.
Шаг 6. После того, как основной коллаж высох, добавьте ему различных декоративных деталей: 3-мерных сложных или блестящих – по Вашему вкусу.
- Может быть, Вы хотите что-нибудь написать?
- Или приклеить бусинки, кольца, бобы, сухие цветы и т.п.
Прием «В мастерской синестетиков»
Придумать такой вид работы натолкнула информация о синестезии. Синестезия – это слияние и соответствие одного чувства с другим, например, ассоциации музыка – цвет, так называемый цветной слух, обоняние – цвет… удивительное явление, которым обладают немногие люди.
В последние годы создано множество научных работ, посвященных синестезии, проводятся международные конференции, защищаются диссертации, создаются веб-сайты, организованы Международные общества. Многие творческие люди были синестетиками: В.В.Набоков, А.Скрябин, В.Кандинский и др. Особенно интересна синестезия в литературе. Речь идет о метафорах, ассоциациях, иносказании, сравнениях, сопоставлениях, рождающихся у мастеров художественного слова, а значит, могут родится и у подростков. Прием «В мастерской синестетиков» предполагает работу с текстом и со своими ассоциациями. Итогом становится цветная композиция, отражающая ощущения и ассоциации подростка.
Уместна такая работа при изучении следующих тем: «Поэзия Серебряного века», «Творчество В.В.Набокова», «Импрессионизм в поэзии» и т.д.
Учащимся нравится работать с цветной бумагой, с красками, создавая образы, навеянные художественным творчеством поэтов и писателей.
Где используются приемы арт-технологии
Приемы «Инсталляция», «Коллаж», «В мастерской синестетиков» могут присутствовать на любом предмете, но наиболее эффективны они на уроках гуманитарного цикла, где происходит соприкосновение с эмоциональной сферой подростка: русском языке, литературе, МХК, истории, обществознании. На уроках литературы и русского языка подросток непосредственно соприкасается художественным текстом. Арт-технологии помогают интерпретировать текст, помогают избежать монотонности и скуки, мотивируют подростков на повторное чтение и более глубокое погружение в художественный мир мастера. Уместно использование приемов арт-технологий при изучении биографий поэтов и писателей. Они могут быть одним из видов домашней работы.
Приложение
I. Прием «Инсталляция» на уроках русского языка в 8 классе «Анализ художественного текста»
Инсталляция (англ. inctallation – установка) – пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм.
Работа с текстом стихотворения С.Михалкова
1. Прочитайте стихотворение С.Михалкова. Подумайте, почему поэт использует такое множество вопросительных предложений? О чем заставляет задуматься стихотворение?
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесёшь:
Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?
Прощеньем ляжешь ли на стол?
Иль обратишься в протокол?
Или сомнёт тебя поэт,
Бесплодно встретивший рассвет?
С.Михалков
2. Выделите в стихотворении ключевые слова
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесёшь:
Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?
Прощеньем ляжешь ли на стол?
Иль обратишься в протокол?
Или сомнёт тебя поэт,
Бесплодно встретивший рассвет?
С.Михалков
2. Выпишите самые главные слова и словосочетания, составьте цепочку ассоциаций.
(Свежий лист – чистый лист - „с чистого листа“ - начало всему – начало времен – часы. Рука – рукой – ручка.
Поэт – бедность – одиночество – голод - хлеб.
Поэт - поэзия – вдохновение – сомнение – смятый лист).
3. У вас получились ассоциативные ряды. Сформулируйте основную мысль стихотворения. («Никто не знает, что появится на белом листе бумаги»)
4.Предложите концептуальную идею вашей инсталляции.
(«В творчестве все можно исправить и начать сначала. Это процесс, не имеющий конца».)
II. Текст для создания инсталляции на уроке в 9 классе по МХК “Роль искусства в жизни человека».
Создайте инсталляцию по тексту/
Искусство — это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело... Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского.
Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах — древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.
Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути.
Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.
Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.
В XX веке возросла роль кино, телевидения и видео. Они стали главными кумирами молодежи. И прекрасно, если это доброе, гуманное начало, т. е. истинное искусство с вековыми традициями.
Но если на наши экраны шагнет пропаганда насилия, культа силы, зла, мы погибнем вслед за незадачливыми героями этих однодневок-боевиков.
Я верю, что все это временное, преходящее, скоро люди поймут это. Уже многие осознают, что ни один фильм не заменит общения с книгой, музыкой, живописью.
Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир.
III. Создание коллажа на уроке литературы в 9 классе «Тема природы и Родины в стихах С.А.Есенина».
I. Предварительная работа с текстом. Заполнение таблицы.
Название стихотворения | Цвет | Звук | Метафора | Сравнение | Олицетворение |
«Поет зима -аукает | «седые облака» | аукает, с ревом бешеным | Ковром шелковым стелется, В улыбках солнца | Воробышки, как дети сиротливые | Зима лес баюкает, злится вьюга стучит |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. |
Сделайте вывод:
Можно ли образ родины в стихах Есенина отделить от образов природы? Какая природа у поэта?
Докажите, что его поэтический мир живет: плачет, поет, страдает и т.д.
Зачем Есенин населяет свои стихи одухотворенными образами природы?
Можно ли сказать, что стихи Есенина полны звуков и цветов?
Какое стихотворение вам кажется самым интересным? Почему?
IV. Опорный конспект ученика 10… класса ……………………………………………………………………………………………..по теме «Афанасий Афанасьевич Фет. Импрессионизм в лирике А.А.Фета».
Практическая работа «Создание коллажа»
Природные образы, созданные поэтом, осязаемы, полны
многочисленных зрительных деталей, запахов, звуков.
ФЕТ (Шеншин) Афанасий Афанасьевич [1820—1892] — известный русский поэт. В 40—50-х гг. Ф. был крупнейшим представителем плеяды поэтов, к-рые выступали под лозунгом "чистого искусства". Для революционно-демократической и радикальной критики 60-х гг. стихи Ф. были образцом поэтического пустословия, безыдейного щебетанья о любви и природе (Добролюбов, Писарев).
Красота оживает на страницах фетовских стихов, как оживает природа и любовь, звезды и весна, ночь и заря.
Фет почти не писал о предназначении поэта и поэзии, почти не писал о жизни и смерти и человеческом бытие. Он писал о любви и природе. Любовные мотивы и тема природы, ее восхваление и прославление становятся ведущими в лирике Фета.
Как просто и красиво пишет Фет о природе. Он не описывает ее, нет, он ее чувствует, ощущает. Поэт замечает ее мимолетные изменения, отдельные звуки и краски и пишет поэтическим словом, рисует кистью художника, играет мелодию музыканта.
Неразрывно связаны у поэта любовь к природе и любовь к женщине. Пролистайте все сборники Фета, вы вряд ли найдет стихи, где была бы любовь, и не было бы природы, была бы природа, и не было бы любви
От четкой пластичности Ф. переходит к нежной акварельности, его поэзия направлена на мелькающие, смутные ощущения и возбуждаемые ими неуловимые, тающие эмоции; она становится поэзией интимных душевных состояний, отблесков чувств, становится поэзией бессознательного, воспроизводит сны, грезы, фантазии; настойчиво звучит в ней мотив невыразимости переживания.
Стихи приобретают характер импровизации. Стих получает особую напевность, музыкальность . Он все менее насыщен материальными образами. При этом раскрываются психические состояния, а не процессы; впервые в русскую поэзию Ф. вводит безглагольные стихи ("Шепот", "Буря" и др.). Характерные для этой линии поэзии Ф. мотивы — впечатления от природы во всей полноте ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.), любовное томление, зарождающаяся, еще невысказанная любовь. Поэзии Фета делает его предшественником импрессионизма в русской поэзии (оказав особенно сильное влияние на Бальмонта). В известной мере Ф. оказывается созвучным Тургеневу.
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети девятнадцатого — начала двадцатого века, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.
Задания
1. Прочитайте в хрестоматии стихи А.А.Фета о природе. Выберите 5-6 стихотворений для выполнения практической работы.
2. Заполните большую таблицу на обратной стороне конспекта.
3. Опираясь на таблицу, создайте коллаж «Мир природы в стихах А.А.Фета», отражающий звуковые, цветовые, световые, эмоциональные образы в выбранных вами стихотворениях.
Слово «коллаж» происходит от французского «collage», что означает «приклеивание, наклейка». По сути, коллаж это художественная аппликация, которую можно составить практически из чего угодно.
4. Напишите эссе «Импрессионизм в лирике А.А.Фета»
V. Практическая работа. Подготовка к созданию коллажа «Импрессионизм в лирике А.А.Фета»
Название стихотворения | Цвет Цветовые прилагательные существительные | Свет Солнечный Лунный | Звук Звуковые образы Приемы(аллитерация) Музыка (мелодичность, ассонанс) | Движение Изменение Жизнь | Чувства Эмоции Любовь |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. |
VI. Текст для создания коллажа на уроке русского языка в 9 классе «Анализ публицистического текста»
Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делились последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящая доброта.
Недавно в Японии произошло сильное землетрясение и цунами, пострадали тысячи людей. Многие страны сразу же откликнулись на их беду, в том числе и Россия. Отправляли в Японию спасательные отряды, медикаменты, продукты, одежду. Недаром народная мудрость гласит: «Доброта спасёт мир».
Люди издавна считали, что добро – это одно из важных качеств. Даже в народных сказках добро побеждает зло.
Добро может заменить подарок в праздник, помочь больному быстрее преодолеть болезнь, поднять настроение в грустный момент.
В настоящее время всё меньше и меньше людей, обладающих добротой. Всё больше равнодушных, эгоистичных. Человек безразлично относится к проблемам и бедам других людей. Ведь все заняты своими делами, своими заботами. Телефоны, компьютеры заменили человеческое общение. Техника сделала человека зависимым.
Действительно, сегодня, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встает как первоочередная проблема душевной теплоты. Поэтому необходимо чаще задумываться над этим, ибо надо быть добрее друг к другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. А.П. Чехов говорил: “Спешите делать добро”. Евгений Лейман
VII. Прием «В мастерской синестетиков» на уроке литературы в 11 классе «Особенности поэтического языка М.Цветаевой»
1. Прочитайте стихотворение М.И.Цветаевой, выпишите самые яркие поэтические образы.
Кто создан из камня, кто создан из глины,- |
2. Найдите примеры аллитерации и ассонанса.
3. Составьте ассоциативные цепочки. Определите, какие цвета присутствуют.
4. С помощью красочных пятен составьте «Цветовую карту стихотворения».
«Особенности поэтического языка К.Бальмонта»
Прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Аромат Солнца»
С помощью красочных пятен составьте «Цветовую карту стихотворения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы ТРИЗ-технологий на уроках русского языка и литературы
•ТРИЗ - это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), созданной Российским ученым и писателем-фантастом ...
СЦЕНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье содержатся основы проектирования уроков деятельностной направленност, конструктор уроков. Типология уроков ФГОС....
Методическая разработка. Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании
Методическая разработка представляет приемы арт-технологии и способы их использования на уроках русского языка и литературы. Материал участвовал в Республиканском конкурсе "Инноватика в образовании"....
Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.
Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...
Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС
laquo;Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти ...
Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению
Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению...
Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС
Выступление на педсовете...