Мастер-класс Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении
методическая разработка на тему

Работа над темой показала, что организуемая учителем деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов и приемов. Методических приемов СДП очень много, главное найти каждому приему свое место в предмете и теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении

Дамбаева Ц.Б, учитель биологии и географии МОУ «МСОШ №2»

    В настоящее время, в условиях введения ФГОС и пересмотра целевых ориентиров современного образования, школьный учитель должен освоить технологии, обеспечивающие достижение новых результатов образования. Достижение  этих результатов, а также необходимого развивающего эффекта обучения возможно на базе реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний. Главной идеей стандартов является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Обновление образования, естественно, предполагает изменения в деятельности и самого педагога, у которого возникает закономерный вопрос: с чего начать? Понятно, что прежде чем включаться в сложный инновационный процесс, необходимо приобрести теоретические знания. Поэтому я начала с самообразования, выбрав тему «Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и географии». Работа над темой показала, что организуемая учителем деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов и приемов. Методических приемов СДП очень много, главное найти каждому приему свое место в предмете и теме урока.  

Ход мастер-класса

Показ слайдов с комментариями автора.

1 слайд.

Вступительное слово педагога: Добрый день уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса «Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении» выбрана не случайно. В современных условиях перехода на новые ФГОС системно-деятельностный подход является основным подходом в обучении.

2 слайд: Цель мастер-класса:

показать использование деятельностного подхода в обучении через методические приемы.

3 слайд: Задачи мастер-класса:

  • знакомство молодых педагогов с приемами;
  •  создание условий для профессионального общения и стимулирование роста творческого потенциала педагогов;
  •  совместная отработка новых приемов.

4 слайд.

Почему выбран именно деятельностный подход? Да потому что, по словам Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

5 слайд.

Что же такое деятельность? Деятельность – это форма активности человека, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата.

Что такое деятельностный подход? это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат»

(Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических      наук, профессор института содержания и методов обучения РАО)

     Об этом же говорят нам и новые стандарты. В пункте 7 общих положений говорится: целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта  жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели;
  • решать задачи;
  • отвечать за результаты.

6 слайд: Собственная  учебная деятельность школьников – важная составляющая СДП. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.

    Деятельность человека имеет следующую структуру: действие – это некоторая операция, а совокупность действий (операций) и составляют деятельность.

7 слайд. Мы все помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод».

Вопрос к аудитории: о чем гласит эта притча? Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

8 слайд: Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе, то есть универсальным учебным действиям.  

Практическая часть:

    Мы сегодня говорим о системно-деятельностном подходе. Выделите три основных понятия в данной теме:

Запись на доске предложенных вариантов и выделение 3 наиболее важных понятий.

Задание аудитории:

Индивидуальная работа:1-2 мин. На «мыслительных листах» запишите ваши мысли об этих понятиях, попробуйте дать им определения. (на этапе  актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии)

Работа в парах: 3 мин. обсудите в паре эти же понятия и запишите ваши мысли на «разрезанных листочках».

Работа в группе: каждая группа получает мысли об одном понятии всех пар, обсуждает и выдает свою версию определения понятия. Работа может быть организована в форме «мозгового штурма». коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.   (ведущий, секретарь, спикер)

Спикер выступает с  результатом работы группы.  (Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации)

Кластер 

Кластер - это графическая организация  материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие.  Составляют кластеры на стадии осмысления и рефлексии. Этот прием позволяет систематизировать новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи  Ученики  записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Синквейн-это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

Задание для участников мастер-класса:  предлагаю вам составить синквейн по теме мастер-класса.

Пример синквейна:

1.деятельностный подход

2. современный, трудоемкий

3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать

4. изменяет мое отношение к ученикам

5. самообразование.

Итак, давайте подведем итоги нашей работы:

- Какие формы работы были использованы?

- Какие приемы работы мы увидели в действии?

- На каких этапах урока их можно использовать?

Мозговая атака

            Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.    

Это прием «Корзина идей» (Некоторые методические приемы технологии РКМЧП)

           Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

  1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

  1.  Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
  2. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

 Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

  1. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Об одном варианте реализации деятельностного подхода в обучении математике».

Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании В последние годы в связи с рефор...

Формирование умения отбора и обработки информации на экскурсиях при реализации деятельностного подхода в обучении физике учеников предпрофильных классов

Высокие темпы развития современного общества диктуют необходимость уметь находить, отбирать и обрабатывать информацию. Для этого современный человек должен владеть такими видами деятельности как анали...

Методическая разработка РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ.

Методическая разработка  РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ.+пример урока с конспектом...

Реализация деятельностного подхода в обучении школьников

Об основных методах и приемах, используемых учителями,  с целью реализации деятельностного подхода в обучении школьников...

Презентация к мастер-классу "Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении

Презентация к мастер-классу по теме "Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении"...

Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Из опыта работы.  Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....

Авторская методическая разработка.Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии.

В разработке приведены примеры заданий и упражнений для реализации деятельностного подхода в географическом образовании....