Рабочая программа по алгебре для 7 класса
рабочая программа по алгебре (7 класс) по теме
Рабочая программа по алгебре для 7 класса по уч. Ю.Н. Макарычкв и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.a7.doc | 412.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Зинаидинская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель ММО _________ Каменская Т.А. Протокол № 6 от «28» июня 2013г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «Зинаидинская ООШ» __________________ | «Утверждаю» Директор МОУ «Зинаидинская ООШ» ______ Коровкина С.М. Приказ № ____ от «___» __________ 2013г. |
Рабочая программа
по алгебре для 7 класса
Северинова Галина Васильевна
учитель математики
2013 год
Пояснительная запискаРабочая программа по алгебре для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, авторской программы Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешкова, С.Б.Суворовой (Сборник программ общеобразовательных учреждений, Алгебра. 7-9 классы, - М.Просвещение, 2008 г., составитель Т.А.Бурмистрова). и учебного плана МОУ «Зинаидинская ООШ» на 2013-2014 учебный год.
Данная рабочая программа составлена для изучения алгебры в 7 классе на базовом уровне по учебнику Алгебра: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова]; под ред. С.А.Теляковского. – М. : Просвещение, 2008,2009
Преподавание алгебры проводится по I варианту: 5 часов в неделю в I четверти, 3 часа в неделю во II-IV четвертях, авторская программа рассчитана на 120 часов, по учебному плану предусмотрено 35 учебных недель в течение года, рабочая программа составлена на 123 часа, в рабочей программе добавлено 2 часа повторения в конце учебного года
Соответствие планирования учебного материала
по алгебре в 7 классе
Содержание материала | Количество часов программы | |
авторская | рабочая | |
1. Выражения, тождества, уравнения | 24 | 24 |
2. Функции | 14 | 14 |
3. Степень с натуральным показателем | 15 | 15 |
4. Многочлены | 20 | 20 |
5. Формулы сокращённого умножения | 20 | 20 |
6. Системы линейных уравнений | 17 | 17 |
7. Повторение. Решение задач | 10 | 12 |
Итого | 120 | 123 |
Цели и задачи
Изучение алгебры направлено на достижение следующих целей:
- продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Основными задачами изучения алгебры являются:
- развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики;
- овладение навыками дедуктивных рассуждений.
- получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, периодических и др.), для формирования представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Основной формой преподавания предмета является классно-урочная система, можно выделить следующие формы организации учебного процесса
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Основной единицей учебного процесса является урок.
Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок-зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:
уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».
В рабочей программе на проведение текущих контрольных работ отведено 10 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения алгебры в 7 классе ученик должен уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
- решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах
- моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
3.Календарно-тематическое планирование
ВЫРАЖЕНИЯ, ТОЖДЕСТВА, УРАВНЕНИЯ (24 ЧАСА).
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ – систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении
уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки > и <, дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах = Ъ при различных значениях а и Ъ. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Форма урока | Тип урока | Опорные средства обучения | Повторение | |
предпол | фактич. | ||||||
1 | 2.09 | Числовые выражения. П.1 | Беседа | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | У/С(6 кл) Д.М. | Нахождение значений числовых выражений | |
2 | 3.09 | практикум +с/р | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
3 | 4.09 | Выражения с переменными. П.2 | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||
4 | 5.09 | практикум | Закрепление знаний и способов деятельности. | Д.М., Р.М.№2, Т.№2 | Буквенные выражения | ||
5 | 7.09 | практикум +с/р | Комплексное применение знаний и способов деятельности | ||||
6 | 09.09 | Сравнения значений выражений. П.3 | урок-исследование | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Д.М., Р.М.№2, Т.№2, индивидуальные карточки, Т.№6 (5 кл), У/С(6кл) папки с тестами | Правила сравнения дробей и чисел | |
7 | 10.09 | Сравнения значений выражений. П.3 | практикум | Закрепление знаний и способов деятельности. | |||
8 | 11.09 | Свойства действий над числами. П.4 | Трад. урок тестирование | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | Свойства сложения и умножения | ||
9 | 12.09 | Тождества. Тождественные преобразования выражений. п . 5 | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||
10 | 14.09 | практикум +с/р | Закрепление новых знаний и способов деятельности | Д. М., тесты | |||
11 | 16.09 | Контрольная работа №1по теме «Выражения. Преобразование выражений». п.1-5 | контрольная работа | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | папки с текстами к/р | ||
12 | 17.09 | Уравнение и его корни. П.6 | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Д. М., тесты, Р.М. | Уравнение и приведение подобных слагаемых, правила раскрытия скобок | |
13 | 18.09 | Уравнение и его корни. П.6 Вводная контрольная работа | практикум +вв/к | Комплексное применение знаний и способов деятельности | |||
14 | 19.09 | Линейное уравнение с одной переменной. П.7 | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||
15 | 21.09 | практикум | Закрепление знаний и способов деятельности. | ||||
16 | 23.09 | практикум +с/р | Комплексное применение знаний и способов деятельности | ||||
17 | 24.09 | Решение задач с помощью уравнений. П.8 | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||
18 | 25.09 | практикум | Закрепление знаний и способов деятельности. | ||||
19 | 26.09 | ||||||
20 | 28.09 | Среднее арифметическое, размах, мода, п.9 | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Тесты, презентация, Д.М. | Среднее арифметическое | |
21 | 30.09 | практикум | Закрепление знаний и способов деятельности. | ||||
22 | 01.10 | Медиана как статистическая характеристика, п.10 Тест | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||
23 | 02.10 | практикум | Закрепление знаний и способов деятельности. | ||||
24 | 03.10 | Контрольная работа №2 по теме «Уравнения с одной переменной» п.6-11 | Контрольная работа | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | папки с текстами к/р |
ФУНКЦИИ (14 ЧАСОВ).
Основная цель - ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kx, где k≠0, как зависит от значений k и в взаимное расположение графиков двух функций вида у = kx + в.
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
№ урока | Дата | Тема урока | Форма урока | Тип урока | Опорные средства обучения | Повторение | |
Пред. | Факт. | ||||||
25 | 05.10 | Что такое функция. П.12 | Традиционный урок | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Р.М., Д.М. | Вычисление значений выражений | |
26 | 07.10 | Вычисление значений функций по формуле, П. 13 | Практикум +с/р | Закрепление новых знаний и способов деятельности | |||
27 | 08.10 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | |||||
28 | 09.10 | График функции. П.14. | Исследование | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Таблица №3-6 | Графики | |
29 | 10.10 | Практикум | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
30 | 12.10 | ||||||
31 | 14.10 | Прямая пропорциональность. П.15. | Исследование | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Координатная плоскость, перпендикулярные и параллельные прямые | ||
32 | 15.10 | Практикум +тест | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
33 | 16.10 | Линейная функция и ее график. П.16. | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||
34 | 17.10 | Практикум + исследование |
Закрепление новых знаний и способов деятельности | Таблица №7, 15 | |||
35 | 19.10 | ||||||
36 | 21.10 | Таблица №11 | |||||
37 | 22.10 | Функция. Задание функции несколькими формулами,п.17 | Практикум +с/р | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | |||
38 | 23.10 | Контрольная работа №3 по теме «Функции». | К/р | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | Папки с текстами |
А – 7 СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ (15 ЧАСОВ).
Основная цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств ат· ап = ат + п, ат : ап = ат - п, где т > п, (ат)п = атn, (аb)п = апbп учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у = х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у = х2 и у = х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.
№ урока | Дата | Тема урока | Форма урока | Тип урока | Опорные средства обучения | Повторение | |
Пред. | Факт. | ||||||
39 | 24.10 | Определение степени с натуральным показателем. П.18. | Комбинированный урок | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Таблица №13 | Квадрат и куб числа, степень | |
40 | 26.10 | Практикум | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
41 | 28.10 | Умножение и деление степеней. П.19. | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Д.М., тесты | Таблица умножения, умножение и деление чисел | |
42 | 29.10 | Практикум +с/р | Комплексное применение знаний и способов деятельности | ||||
43 | 30.10 | Возведение в степень произведения и степени. П.20. | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Д.М., тесты, таблица | ||
44 | 31.10 | Практикум +с/р | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
45 | 02.11 | ||||||
46 | 11.11 | Степень и её свойства, п.18-20, Тест. | Соревнование | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Тесты, Р.М., таблица | ||
47 | 13.11 | Одночлен и его стандартный вид. П.21.с/р | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Д.М., тесты, таблица №17 | Приведение подобных слагаемых | |
48 | 16.11 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. П.22. | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Д.М., тесты, таблица №18 | ||
49 | 18.11 | Практикум +с/р | Комплексное применение знаний и способов деятельности | ||||
50 | 20.11 | ||||||
51 | 23.11 | Функции у = х и у = х их графики. П.23.Тест | Практическая работа | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Д.М., тесты, таблица №14,16 | График функции | |
52 | 25.11 | Практикум Подготовка к к/р | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
53 | 27.11 | Контрольная работа №4 по теме «Степень с натуральным показателем» | К/р | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | Папки с текстами |
МНОГОЧЛЕНЫ (20 ЧАСОВ).
Основная цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
№ урока | Дата | Тема урока | Форма урока | Тип урока | Опорные средства обучения | Повторение | |
Пред. | Факт. | ||||||
54 | 30.11 | Многочлен и его стандартный вид. П.25. | Комбинированный урок | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Д.М., тесты, таблица №19, презентация, Р.М. | Приведение подобных, правила раскрытия скобок | |
55 | 02.12 | Сложение и вычитание многочленов. П.26. | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||
56 | 04.12 | Практикум +с/р | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
57 | 07.12 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | |||||
58 | 09.12 | Умножение одночлена на многочлен. П. 27. | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Приведение подобных, правила раскрытия скобок, распределительное свойство умножения | ||
59 | 11.12 | Практикум +с/р | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
60 | 14.12 | ||||||
61 | 16.12 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | |||||
62 | 18.12 | Вынесение общего множителя за скобки. П. 28. | Практическая работа | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||
63 | 21.12 | Подготовка к к/р | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | ||||
64 | 23.12 | Контрольная работа №5 по теме «Сложение и вычитание многочленов»,п.25-28 | К/р | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | Тексты к/р | ||
65 | 25.12 | Умножение многочлена на многочлен. П. 29.Тест | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Д.М., Р.М., презентация | Приведение подобных, правила раскрытия скобок, распределительное свойство умножения | |
66 | 28.12 | Практикум | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
67 | 11.01 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | |||||
68 | 13.01 | Разложение многочлена на множители способом группировки. П. 30. | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||
69 | 15.01 | Практикум +с/р | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
70 | 18.01 | ||||||
71 | 20.01 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | |||||
72 | 22.01 | Многочлены. Деление с остатком, п.31 | практикум | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | |||
73 | 25.01 | Контрольная работа №6 по теме «Произведение многочленов». | К/р | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | Тексты к/р |
А- 7 ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ (20 ЧАСОВ)
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - в) (а + в) = а2 - в2, (а ± в)2 = а2 ± 2ав + в2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± в)3 = а3± 3а2Ь +3ав2 ± в3, а3 ± в3 = (а ± в) {а2 + ав +в2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
№ урока | Дата | Тема урока | Форма урока | Тип урока | Опорные средства обучения | Повторение | |
Пред. | Факт. | ||||||
74 | 27.01 | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений, п. 32 | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Таблицы №20-22 и раздаточный материал, тесты, Д.М. | Квадрат и куб чисел, степень | |
75 | 29.01 | Практикум | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
76 | 01.02 | ||||||
77 | 03.02 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности, п. 33. Тест | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Тождества | ||
78 | 05.02 | Практикум | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
79 | 08.02 | Умножение разности двух выражений на их сумму, п. 34 | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Тождества, тождественные преобразования | ||
80 | 10.02 | Практикум +с/р | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
81 | 12.02 | Разложение разности квадратов на множители п. 35. Тест | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||
82 | 15.02 | Практикум | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
83 | 17.02 | Разложение на множители суммы и разности кубов, п. 36 | Лекция + практикум | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||
84 | 19.02 | Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращённого умножения», п.32-36 | К/р | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | |||
85 | 22.02 | Преобразование целого выражения в многочлен, п. 37 | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Разложение на множители суммы и разности кубов | ||
86 | 24.02 | Практикум | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
87 | 26.02 | ||||||
88 | 01.03 | Применение различных способов для разложения на множители, п. 38 | Практикум +с/р | Закрепление новых знаний и способов деятельности | Умножение разности двух выражений на их сумму Квадрат суммы и разности. | ||
89 | 03.03 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | |||||
90 | 05.03 | ||||||
91 | 10.03 | Преобразование целых выражений. Возведение двучлена в степень, п. 39 | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | ||||
92 | 12.03 | Подготовка к к/р | Комплексное применение знаний и способов деятельности | ||||
93 | 15.03 | Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений», п.37-39 | К/р | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | Папки с текстами к/р |
А -7 6. СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ (17 ЧАСОВ)
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ— ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения ах + by = с, где а≠0 или в≠0, при различных значениях а, в, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
№ урока | Дата | Тема урока | Форма урока | Тип урока | Опорные средства обучения | Повторение | |
Пред. | Факт. | ||||||
94 | 17.03 | Линейное уравнение с двумя переменными, п. 40. Тест | Комбинированный урок | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Таблица №23, Р. и Д. М., линейка, тесты | Решение уравнений. | |
95 | 19.03 | Практикум | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
96 | 22.03 | График линейного уравнения с двумя переменными, п. 41 | Традиционный урок | Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности | Линейное уравнение с двумя переменными | ||
97 | 02.04 | ||||||
98 | 05.04 | Системы линейных уравнений с двумя переменными, п. 42 | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Таблица №23, 24 Р. и Д. М., линейка, тесты, презентация, ПК | ||
99 | 07.04 | Практикум | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
100 | 09.04 | Способ подстановки и способ сложения, п. 44, 43. Тест | Лекция | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||
101 | 12.04 | Практикум +с/р | Закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
102 | 14.04 | ||||||
103 | 16.04 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | |||||
104 | 19.04 | Способ сложения Способ подстановки | |||||
105 | 21.04 | Решение задач с помощью систем уравнений, п. 45 | Практикум +с/р | Закрепление новых знаний и комплексное применение знаний и способов деятельности | |||
106 | 23.04 | ||||||
107 | 26.04 | ||||||
108 | 28.04 | ||||||
109 | 30.04 | Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными и их системы | Подготовка к к/р | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | |||
110 | 03.05 | Контрольная работа №9Системы линейных уравнений, п.39-44 | К/р | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | Папки с текстами к/р |
7 класс
Алгебра
ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (12 часов).
Основная цель: Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по изученным темам (курс алгебры 7 класса).
№ урока | Дата | Тема урока | Форма урока | Тип урока | Опорные средства обучения | |
Пред. | факт | |||||
111 | 05.05 | Выражения и их преобразования | Практикум | Повторение изученного материала | Таблицы и материалы по повторяемым темам, тесты, Р. и Д. М. | |
112 | 07.05 | Уравнения с одной переменной | ||||
113 | 10.05 | Функции | ||||
114 | 12.05 | Степень с натуральным показателем | ||||
115 | 14.05 | Многочлены | ||||
116 | 17.05 | Формулы сокращённого умножения | ||||
117 | 19.05 | Формулы сокращённого умножения | ||||
118 | 21.05 | Формулы сокращённого умножения | ||||
119 | 24.05 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | ||||
120 | 26.05 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | ||||
121 | 28.05 | Решение текстовых задач | ||||
122 | 05 | Аттестационная (годовая) контрольная работа №10( дата по приказу по школе) | К/р | Итоговая проверка и оценка знаний и способов деятельности | Тексты к/р |
4.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Выражения, тождества, уравнения (24 часа, из них 2 часа контрольные работы + вводная контрольная робота)
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
2. Функции (14 часов, из них 1 час контрольная работа)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и её график. Линейная функция и её график.
3. Степень с натуральным показателем (15 часов, из них 1 час контрольная работа)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y=x2, y=x3, и их графики.
4. Многочлены (20 часов, из них 2 часа контрольные работы)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
5. Формулы сокращённого умножения (20 часов, из них 2 часа контрольные работы)
Формулы (а ± b)2 = a2 ± 2ab + b2, (а ± b)3 = a2 ± 3a2b +3ab2± b2, (a ± b) (a2 -/+ ab + b2) = a3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
6. Системы линейных уравнений (17 часов, из них 1 час контрольная работа)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
7. Повторение. Решение задач (12 часов, из них 1 час контрольная работа)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Формы контроля
Преобладающей формой контроля знаний, умений и навыков являются контрольные работы, рассчитанные на 1 час, проверочные диагностические тесты на 5-15 мин, проверочные самостоятельные работы на 10-15 мин.
В авторской программе предусмотрено в течение года проведение 9 текущих контрольных работ и итоговой контрольной работы.
В рабочей программе – 11 контрольных работ, увеличено на 1 контрольную работу, в связи с проведением вводной контрольной работы (на 25 минут). тестов- 14 (на 10 мин), самостоятельных работ - 15( на10-15 мин).
Тема учебного предмета | Вид контроля |
1. Выражения, тождества, уравнения |
1) Числовые выражения (диск Алгебра 7-9 классы) 2) Преобразования выражений (ДМ) 3) Решение уравнений (диск Алгебра 7-9 классы) 3. Тесты. 1) Выражения и их преобразования. Уравнения 2) Статистические характеристики 4. Контрольные работы №1 «Выражения. Преобразование выражений» (п.1-5) №2 «Уравнения с одной переменной» (п. 6-11) |
2. Функции |
1) Вычисление значений функции по формуле (ДМ) 2) Линейная функция (ДМ) 2. Тесты. 1) Функции и их графики 2) Линейная функция 3. Кроссворд «Линейная функция» 4. Контрольная работа №3 «Функции» (п.12-16) |
3. Степень с натуральным показателем |
1) Степень с натуральным показателем (диск Алгебра 7-9 классы) 2) Умножение и деление степеней (ДМ) 3) Одночлен и его стандартный вид (ДМ) 2. Тесты. 1) Свойства степени 2) Одночлены 3. Теоретический тест «Одночлены» 4. Контрольная работа №4 «Степень с натуральным показателем» (п.18-24) |
4. Многочлены |
1) Сложение и вычитание многочленов (диск Алгебра 7-9 классы) 2) Умножение одночлена на многочлен (ДМ или диск Алгебра 7-9 классы) 3) Разложение многочлена на множители (ДМ) 2. Тест. Произведение многочленов 3. Карточки - задания «Многочлены» 4. Контрольные работы №5 «Сложение и вычитание многочленов. Умножение одночлена на многочлен» (п.25-28) №6 «Произведение многочленов» (п. 29-31) |
5. Формулы сокращённого умножения |
1) Умножение разности двух выражений на их сумму (диск Алгебра 7-9 классы) 2) Применение различных способов разложения на множители (приложение к программе) 2. Тесты. 1) Квадрат суммы и квадрат разности 2) Разность квадратов 3) Преобразование целых выражений 3. Контрольные работы №7 «Формулы сокращенного умножения» (п.32-36) №8 «Преобразование целых выражений» (п.37-39) |
6. Системы линейных уравнений |
1) Решение систем линейных уравнений способом подстановки (диск Алгебра 7-9 классы) 2) Решение задач с помощью систем линейных уравнений (ДМ или приложение к программе) 2. Тесты. 1) Уравнения с двумя переменными 2) Системы линейных уравнений 3) Решение систем линейных уравнений 3. Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений» (п.39-44) |
7. Повторение. Решение задач | Аттестационная (годовая) контрольная работа №10 |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Учебник по алгебре для 7 класса Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова]; под ред. С.А.Теляковского. – М. : Просвещение, 2008
2. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса
3. Папки с текстами тестов, самостоятельных и контрольных работ по алгебре для 7класса
4. Таблицы и раздаточный материал по алгебре для 7 класса
5. . Стандарт основного общего образования по математике
6. Авторские программы по курсам математики
7. Методические пособия для учителя
8. Справочная, научная, научно-популярная, историческая литература
9. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль
10. Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
11. Доска с координатной сеткой
12 Портреты выдающихся деятелей математики
13. Диск Алгебра 7-9 классы
Список литературы
1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы, - М.Просвещение, 2008
2. Алгебра: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова]; под ред. С.А.Теляковского. – М. : Просвещение, 2008-2009
3. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы по алгебре
для 7 класса.- М.: Просвещение, 2008
4. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, - М.: Илекса, 2002.
5. Переводные экзамены в тестовой форме /Сост. О.В.Вертелецкая. - М.: Чистые пруды, 2008
6. Изместьева Р. Рубежный контроль по математике 5-9 классы. – М.: Чистые пруды, 2006
7. Васюк Н.В., Пчелинцев Ф.А., Уединов А.Б., Чулков П.В. Алгебра. 7 класс. Тесты – М.: «Издат-школа 2000»
8. Алтынов П.И. Алгебра. Тесты. 7-9 классы: Учебно-метод.пособие. – М.: Дрофа, 2002
9. Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. М., «Дрофа», 2001.
10. Сычева Е.И., Сычев А.В. Тестовые задания по математике: Алгебра 7 кл. – М.: Школьная Пресса, 2006
11. Алгебра. Самостоятельные разноуровневые работы. 7 класс / сост. Т.Л.Афанасьева, Л.А.Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2006
12. Тематический контроль по алгебре. 7 класс,/ Миндюк М.Б., Миндюк Н. Г.- М.: Интеллект-Центр, 2007
13. Жохов В. И. Уроки алгебры в 7 классе: кн. для учителя / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2005
14. Алгебра. 7 класс: Поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / Авт.-сост. Л.А. Тапилина, Т.Л.Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2005
15. Ковалева Г.И. Уроки математики в 7 классе. Поурочные планы. Часть 1. - Волгоград: Учитель, 2003
16. Ковалева Г.И. Уроки математики в 7 классе. Поурочные планы. Часть 2. - Волгоград: Учитель, 2003
17. Алгебра. Карточки с заданиями для 7 класса / Дудницын Ю., Кронгауз В. - М.: Чистые пруды, 2005
18. Худодатова С.С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах, 7 класс. - М.: Школьная Пресса, 2002
19. Ткачева М.В. Домашняя математика: Кн. Для учащихся 7 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского
Рабочаяпрограмма содержит подробное календарно-тематическое планирование по учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского 2011года выпуска...
Рабочая программа по алгебре 7 класс .Учебник "Алгебра 7 класс" под редакцией С.А. Теляковского
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование (з часа в неделю)....
Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."
1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...
Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."
Настоящая рабочая программа по алгебре для 7б класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства ...
Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.
Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...