Рабочая программа по алгебре 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс) по теме
Рабочая программа по алгебре 7 класс к УМК Макарычев и др. - 3 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7_klass_algebra.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Алгебра 7» авторы Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.).
В задачи обучения математики входит:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- овладение навыками дедуктивных рассуждений;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой, в частности, для освоения курса информатики;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
- развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 7-го класса продолжается систематизация сведений о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным. Специальное внимание уделяется новым вопросам: употреблению знаков или , записи и чтению двойных неравенств, понятиям тождества, тождественного преобразования, линейного уравнения с одним неизвестным, равносильных уравнений. Формируется понятие функции, что является начальным этапом в обеспечении систематической функциональной подготовки учащихся. Продолжается изучение степени с натуральным показателем. Изучаются свойства функций и , и особенности расположения их графиков в координатной плоскости. Главное место занимают алгоритмы действий с многочленами – сложение, вычитание и умножение. Особое внимание уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Вырабатываются умения применять формулы сокращенного умножения как для преобразования произведения в многочлен, так и для разложения на множители. Даются первые знания по решению систем линейных уравнений с двумя переменными, что позволяет значительно расширить круг текстовых задач. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Программой отводится на изучение алгебры 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в учебный год. Из них контрольных работ 10 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Выражения, тождества, уравнения» 2 часа, «Функции» 1 час, «Степень с натуральным показателем» 1 час, «Многочлены» 2 часа, «Формулы сокращенного умножения» 2 часа, «Системы линейных уравнений» 1 час и 1 час отведен на итоговую административную контрольную работу.
Для более широкого знакомства с математикой введен курс «Элементы статистики и теории вероятностей» в количестве 5 часов. На этом этапе продолжается решение задач путем перебора возможных вариантов, изучается статистический подход к понятию вероятности. Дается классическое определение вероятности, формируются умения вычислять вероятности с помощью формул комбинаторики. Особое внимание уделяется правилу сложения вероятностей. Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Домашнее задание описано на блок уроков. По ходу работы, в зависимости от темпа прохождение материала номера заданий распределяются по урокам так, что по окончании изучения блока все задания выполнены учащимися в обязательном порядке.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса алгебры 7-го класса учащиеся должны уметь:
- бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
- выполнять тождественные преобразования выражений: приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок со знаком «плюс» или «минус» пред скобками;
- решать уравнения с одним неизвестным и применять уравнения к решению текстовых задач; решать системы линейных уравнений;
- строить графики функций , (b≠0), ; понимать как влияет знак коэффициента k на расположение в координатной плоскости графика функции , где k≠0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида ; видеть эту зависимость, используя математическую лабораторию Живой Математики;
- выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители;
- понимать графическую интерпретацию решения уравнений и систем уравнений;
- понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств; строить графики функций – линейной, квадратичной функции и функции ;
- использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений выполнением обратных действий;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.
Т – тестовая работа.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дом.за-дание | Дата проведения урока | ||
план | факт | ||||||||
1-3 | Повторение | 3 | УОСЗ | выявление уровня вычислительных навыков работы с рациональными числами | Коррекция знаний , умений, навыков | ||||
4-5 | Числовые выражения. | 2 | КУ УПЗУ | числовые выражения, значение числового выражения | -уметь выполнять арифметические действия с рациональными числами | П.1 | |||
6-7 | Выражения с переменными. | 2 | КУ УЗИМ | переменная, выражение с переменными, значение выражения с переменными, формулы | -осуществлять в выражениях подстановки и выполнять соответствующие вычисления | П.2 | |||
8-9 | Сравнение значений выражений. | 2 | КУ | строгое, нестрогое, двойное неравенство | -уметь записывать и читать неравенства; -уметь сравнивать значения выражений | П.3 | |||
10-11 | Свойства действий над числами. | 2 | УПЗУ КУ | переместительное, сочетательное, распределительное свойство | -знать свойства действий над числами; -уметь находить значение выражения, используя эти свойства | П.4 | |||
12-13 | Тождества. Тождественные преобразования выражений. | 2 | УОНМ УПЗУ КУ | тождество, тождественные преобразования, приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок | -уметь производить замену выражения тождественно равным; -уметь приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки со знаком «плюс» и со знаком «минус» пере ними | П.5 | |||
14 | Контрольная работа №1 | 1 | - уметь выполнять арифметические действия с рациональными числами; -уметь упрощать выражения, применяя тождественные преобразования | ||||||
15 | Уравнение и его корни. | 1 | КУ | уравнение с одной переменной, корень уравнения, равносильные уравнения | -уметь решать уравнения; -уметь пользоваться свойствами уравнений | П.6 | |||
16-17 | Линейное уравнение с одной переменной. | 2 | КУ УОНМ УПЗУ | линейное уравнение с одной переменной | -знать общий вид линейного уравнения; -уметь решать уравнение вида при , при и , при и | П.7 | |||
18-19 | Решение задач с помощью уравнений. | 2 | КУ УОНМ УПЗУ УЗИМ | условие задачи, составление уравнений | -уметь правильно определить неизвестное и составить уравнение; -знать алгоритм решения задач с помощью уравнений | П.8 | |||
20-21 | Среднее арифметическое, размах и мода. | 2 | КУ УОНМ | упорядоченный ряд, среднее арифметическое, размах и мода ряда чисел | -уметь решать задачи, используя статистические характеристики | П.9 | |||
22 | Медиана как статистическая характеристика. | 1 | КУ УПЗУ | упорядоченный ряд с четным и нечетным числом членов, медиана | -уметь определять медиану произвольного ряда чисел | П.10 | |||
23 | Контрольная работа №2. | 1 | -уметь решать уравнения, сводящиеся к линейным; -уметь решать задачи на составление уравнений | ||||||
24 | Что такое функция? | 1 | КУ УОНМ | независимая переменная, зависимая переменная, функция, область определения функции | -уметь по значению аргумента находить значение функции по графику; -уметь задавать формулой зависимость одной величины от другой; -выражать из формул одну переменную через остальные | П.12 | |||
25 | Вычисление значений функции по формуле. | 1 | КУ УПЗУ | функция, область определения функции | - уметь по значению аргумента находить значение функции, заданной формулой; | П.13 | |||
26 -27 | График функции. | 2 | КУ УПЗУ | функция, график функции, абсцисса, ордината | -уметь заполнять таблицу значений; -определять принадлежность точки по формуле; -уметь работать с графиком | П.14 | |||
28-29 | Линейная функция и её график. | 2 | КУ УОНМ | линейная функция, область определения функции, график функции | -уметь задавать линейную функцию; -уметь строить график функции вида ; -не выполняя построения, находить координаты точек пересечения с осями координат графика функции | П.16 | |||
30-31 | Прямая пропорциональность и её график. | 2 | КУ УПЗУ | прямая пропорциональность, начало координат, угловой коэффициент | -уметь строить график функции прямой пропорциональности; -уметь по графику находить значения x и y; - определять принадлежность точки графику по формуле; | П.15 | |||
32-34 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 3 | КУ УПЗУ | прямая пропорциональность, начало координат, угловой коэффициент | уметь строить график функции прямой пропорциональности; -уметь по графику находить значения x и y; - определять принадлежность точки графику по формуле; | П.15 | |||
35 | Контрольная работа №3. | 1 | -строить график линейной функции; - уметь по графику находить значения x и y; -определять взаимное расположение графиков функций | ||||||
36-37 | Определение степени с натуральным показателем. | 2 | КУ УЗИМ | степень, показатель степени, основание степени, возведение в степень | -уметь записывать произведение в виде степени; -уметь возводить в степень отрицательные числа; -выполнять возведение в степень | П.18 | |||
38-39 | Умножение и деление степеней. | 2 | КУ УОНМ | степень, показатель степени, основание степени, умножение и деление степеней | -знать основное свойство степени: , , и уметь его применять | П.19 | |||
40-41 | Возведение в степень произведения и степени. | 2 | КУ УОСЗУПЗУ | степень, показатель степени, основание степени, возведение в степень произведения и степени | -знать и уметь применять свойства степени: , | П.20 | |||
42 | Одночлен и его стандартный вид. | 1 | КУ УОНМ | одночлен, стандартный вид одночлена, коэффициент и степень одночлена | -уметь приводить одночлен к стандартному виду; -определять коэффициент и степень одночлена | П.21 | |||
43-44 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. | 2 | КУ УПЗУ | одночлен, коэффициент и степень одночлена, стандартный вид одночлена, правило умножения и возведения в степень одночленов | -уметь перемножать одночлены; -уметь возводить одночлены в степень | П.22 | |||
45-46 | Функции y=x2 и y=x3 и их графики. | 2 | КУ УЗИМ | парабола, свойства функции y=x2, график кубической функции и её свойства | - уметь по графику находить значения x и y; -уметь заполнять таблицу значений; -строить графики функций y=x2 и y=x3 | П.23 | |||
47 | Контрольная работа №4 | 1 | -уметь применять все свойства степень в комплексе; -строить графики функций y=x2 и y=x3 и по графику находить значения x и y | ||||||
48-49 | Многочлен и его стандартный вид. | 2 | КУ | подобные члены многочлена, многочлен стандартного вида, степень многочлена | -уметь приводить подобные члены; -записывать в стандартном виде многочлен | П.25 | |||
50-51 | Сложение и вычитание многочленов. | 2 | КУ УПЗУ УОНМ | сумма, разность многочленов | -знать как раскрыть скобки со знаком «плюс» или «минус» перед ними; -уметь приводить подобные слагаемые | П.26 | |||
52-54 | Умножение одночлена на многочлен. | 3 | КУ УПЗУ УПКЗУ | одночлен, многочлен, произведение одночлена и многочлена | -знать правило умножения одночлена на многочлен; -выполнять умножение по правилу | П.27 | |||
55-57 | Вынесение общего множителя за скобки. | 3 | КУ УПЗУ УОНМ | разложение многочлена на множители, вынесение общего множителя за скобки | -видеть общий множитель и выносить его за скобки; -уметь решать уравнения | П.28 | |||
58 | Контрольная работа №5 | 1 | -проводить сложение и вычитание многочленов; -выполнять умножение одночлена на многочлен; -уметь выносить общий множитель за скобки | ||||||
59-61 | Умножение многочлена на многочлен. | 3 | УПЗУ УОНМ УОСЗ | произведение многочлена на многочлен | -знать правило умножения многочлена на многочлен; -выводить формулу (a+b)(c+d)=ac+bc+ad+bd | П.29 | |||
62-63 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | 2 | УПЗУ УПКЗУ УОНМ | способ группировки | -знать и применять алгоритм разложения многочлена на множители способом группировки | П.30 | |||
64 | Контрольная работа №6 | 1 | -уметь перемножать многочлены и раскладывать их на множители; -уметь доказывать тождества | ||||||
65-67 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. | 3 | КУ УПЗУ УОНМ | формулы сокращенного умножения, формула квадрата суммы и разности | -знать формулы: -уметь представлять в виде многочлена квадрат суммы и разности | П.32 | |||
68-69 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | 2 | КУ | формулы сокращенного умножения, формула квадрата суммы и разности | -уметь представлять трехчлен в виде квадрата двучлена | П.33 | |||
70-71 | Умножение разности двух выражений на их сумму. | 2 | КУ УОСЗ | формула произведения разности двух выражений на их сумму | -уметь выполнять умножение разности двух выражений на их сумму по формуле: | П.34 | |||
72-73 | Разложение разности квадратов на множители. | 2 | УПКЗУ УЗИМ | формула разности квадратов | -знать формулу: ; -уметь правильно применять формулу | П.35 | |||
74-75 | Разложение на множители суммы и разности кубов. | 2 | КУ УОСЗ | формула суммы и разности кубов, неполный квадрат разности, неполный квадрат суммы | -знать формулы: ; -уметь выделять неполный квадрат суммы или разности | П.36 | |||
76 | Контрольная работа №7 | 1 | -уметь пользоваться формулами сокращенного умножения и используя их упрощать выражения | ||||||
77 | Преобразование целого выражения в многочлен. | 1 | КУ УПЗУ УОНМ | целое выражение, формулы сокращенного умножения | -знать, что любое целое выражение можно представить в виде многочлена; -уметь применять формулы сокращенного умножения при вычислениях, нахождении значений выражений и упрощении выражений | П.37 | |||
78-79 | Применение различных способов для разложения на множители. | 2 | КУ УПЗУ УОНМ УПКЗУ УЗИМ | вынесение общего множителя за скобки, группировка, формулы сокращенного умножения | -уметь применять последовательно несколько способов для разложения; -знать, что начинать преобразования следует с вынесения общего множителя за скобки | П.38 | |||
80-81 | Применение преобразований целых выражений | 2 | УОНМ УПКЗУ УЗИМ | вынесение общего множителя за скобки, группировка, формулы сокращенного умножения | -знать, что начинать преобразования следует с вынесения общего множителя за скобки | П.38 | |||
82 | Контрольная работа №8 | 1 | -правильно определить способ для разложения на множители; -знать формулы сокращенного умножения | ||||||
83 | Линейное уравнение с двумя переменными. | 1 | КУ УОНМ | линейное уравнение с двумя переменными, решение уравнения, равносильные уравнения | -знать, какое уравнение называется линейным уравнением с двумя переменными; -уметь определять является ли пара чисел решением уравнения | П.40 | |||
84-85 | График линейного уравнения с двумя переменными. | 2 | КУ | график уравнения | -знать, что графиком линейного уравнения с двумя переменными является прямая; -определять принадлежность точки графику; -уметь строить график уравнения | П.41 | |||
86 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | УОНМ УЗИМ | системы уравнений, решение системы, графический способ решения системы | -уметь решить систему линейных уравнений с двумя переменными | П.42 | |||
87-88 | Способ подстановки. | 2 | КУ УПЗУ УОНМ | системы уравнений, способ подстановки | -знать алгоритм решения систем двух линейных уравнений способом подстановки | П.43 | |||
89-90 | Способ сложения. | 2 | КУ УПЗУ УОНМ | системы уравнений, способ сложения | -знать алгоритм решения систем двух линейных уравнений способом сложения | П.44 | |||
91-93 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 3 | КУ УПЗУ УОНМ | системы уравнений, способ сложения и способ подстановки | -определять неизвестные и составить систему уравнений по условию задачи; -уметь решать систему разными способами | П.45 | |||
94 | Контрольная работа №9 | 1 | -уметь решать системы уравнений способом подстановки и способом сложения; -решать задачи на составление систем; -уметь задавать линейную функцию формулой по двум точкам | ||||||
95 | Уравнение с одной переменной. | 1 | УПЗУ | линейное уравнение, корень уравнения | -уметь решать линейные уравнения | ||||
96 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | УПЗУ | линейное уравнение, корень уравнения | уметь решать линейные уравнения с двумя переменными | ||||
97 | Линейная функция и ее график | 1 | УПЗУ | линейное уравнение, | уметь строить график линейной функции | ||||
98 | Степень с натуральным показателем. Одночлены | 1 | УПЗУ | степень с натуральным показателем | уметь работать со степенями с натуральным показателем | ||||
99 | Многочлены и действия над ними | 1 | УПЗУ | действия с многочленами | уметь преобразовывать многочлены | ||||
100 | Формулы сокращенного умножения. | 1 | УПЗУ | формулы сокращенного умножения. | Знать формулы сокращенного умножения | ||||
101 | Итоговая контрольная работа | 1 | -уметь строить график линейной функции и работать по нему | ||||||
102 | Обобщающее занятие за курс 7 класса | 1 |
Литература:
- Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
- Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.
- Ерина Т. М. Поурочное планирование по алгебре к учебнику Ю. Н. Макарычква «Алгебра 7». – М.: Экзамен, 2006.
- Жохов В. И., Крайнева Л. Б. Уроки алгебры 7 класс. – М.: Просвещение, 2004.
- Жохов В. И., Макарычкв Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дидактические материалы по алгебре, 7 класс. – М.: Просвещение, 2000.
- Звавис А. И., Шляпочкин Л. Я. Контрольные и проверочные по алгебре 7-9 классы. М.: Просвещение, 2003.
- Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В. Изучение алгебры в 7-9 классах. –М.: Просвещение, 2002.
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра 7. – М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...